Внешние информационные источники ресурсы налоговых органов. Организация и методика проведения налоговых проверок. Понятие информации, налоговая информация

Внешние информационные источники ресурсы налоговых органов. Организация и методика проведения налоговых проверок. Понятие информации, налоговая информация

Система управления налогообложением в Российской Феде­рации представляет собой единую централизованную структуру, построенную по принципу многоуровневой иерархической орга­низации: федерального, регионального (субъекта РФ) и местного (территориального) уровней. Эта система предполагает единство Целей, при котором локальные системы управления одного уров­ня функционируют по одной (типовой) схеме, решают идентич­ный набор задач по заранее определенной единой методологии и технологии обработки данных.

Основные задачи налоговых органов:

Анализ динамики поступления налогов по всем отслеживае­мым признакам;

Информирование органов государственной власти о поступ­лении налогов;

Совершенствование системы налогообложения (законода­тельная инициатива, методические разработки, информацион­ное обеспечение);

Информирование налогоплательщиков по вопросам налого­вого законодательства и разъяснение им системы налогообложе­ния.

Система электронного документооборота является централь­ным связующим звеном, позволяющим автоматизировать управ­ление информационными потоками и обработку циркулирую­щих документов. В результате внедрения электронного докумен­тооборота достигается комплексная автоматизация всей «бюрок­ратической» работы и документооборота, а не отдельных ее час­тей. Документы обрабатываются по заданному алгоритму в авто­матическом и/или интерактивном режиме и перемещаются по заранее определенным маршрутам.

Налоговые органы взаимодействуют с большим числом дру­гих организаций в части получения необходимой информации для своего функционирования. Для этого создается информаци­онная база налоговых органов, которая должна:

Давать налоговым органам возможность быстро разыскивать предприятия-налогоплательщики и физических лиц;

Позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам;

Обеспечивать контроль достоверности содержащейся в базе данных информации, поступившей из различных справочников, путем ее автоматизированного сопоставления и анализа;

Оперативно получать и анализировать сведения обо всех контактах налогоплательщиков с государственными органами и банками.

В целях эффективного взаимодействия введен единый иден­тификатор предприятий и граждан в масштабе всей страны - идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присва­иваемый налоговыми органами.



Оптимальным уровнем для хранения информации является региональный уровень, на котором наиболее эффективно реша­ются задачи по обмену информацией с территориальными и фе­деральными органами, а также задачи по защите информации. Кроме того, деятельность большинства налогоплательщиков ред­ко выходит за пределы региона.

Основная цель разработки и совершенствования информаци­онной системы налоговых органов (ИСНО) - внедрение функ­ционально полной информационной технологии, объединяю­щей все структурные подразделения на базе единой вычисли­тельной сети, интегрированной в единое информационное пространство органов государственного управления и других за­интересованных организаций (МВД, суды, таможня, казначей­ство, банки и др.). Особенностями разработки ИСНО являются:

Неустойчивость налогового законодательства и методичес­кой базы деятельности налоговой инспекции;

Многоуровневая структура объектов автоматизации, их распределейность в пространстве и сложные связи между ними;

Большой объем баз данных с их повышенным временем жизни, превышающим срок жизни оборудования;

Использование в информационной системе уже функцио­нирующих отдельных частей.

В общем случае требования к ИС налогового органа наклады­вают ограничения на выбор конкретного решения на каждом ша­ге разработки системы. Состав требований определяется видом, назначением, специфическими особенностями и условиями функционирования конкретной системы.

Учет фактических и промышленных стандартов в сфере ин­форматизации позволяет на начальном этапе ориентироваться на наиболее распространенные технические и программные реше­ния. Это в значительной мере снижает затраты на сопровождение и развитие системы обработки данных. Кроме того, расширяется круг специалистов, которые могут быть привлечены к техничес­кому обслуживанию системы, разработке и развитию приклад-

ных программных средств, что обеспечивает большую свободу наращивания мощности технических и системных программных средств.

К немаловажным требованиям к ИСНО следует отнести обес­печение информационной безопасности, под которой понимает­ся защищенность информации и прикладных программ от слу­чайных или преднамеренных воздействий естественного или ис­кусственного характера, чреватых утечкой или потерей данных. Требования по безопасности системы направлены в первую оче­редь на обеспечение доступности данных, целостности ресурсов, конфиденциальности. Безопасность ИСНО методически связана с точным определением компонентов системы, ответственных за те или иные функции, сервисы и услуги, и средств защиты дан­ных, встроенных в эти компоненты. Для ИСНО безопасность обеспечивается совокупностью компонентов, реализующих раз­личные функции защиты данных:

На уровне операционной системы;

На уровне программного обеспечения промежуточного слоя и прикладных компонентов АИС;

На уровне СУБД, при обмене в распределенных системах, включая криптографические функции;

На уровне специальных программных средств (например, средств защиты от программных вирусов);

На уровне администрирования средств безопасности.

Помимо требований к функциональной полноте ИСНО сле­дует сформулировать требования на уровне прикладного прог­раммного обеспечения, которые определят базовую ИС налого­вой инспекции и послужат отправным пунктом для перехода на единую ИС налоговых органов. Программное обеспечение должно быть обобщенным, т.е. строиться вокруг единой базо­вой модели данных. Программные средства должны проектиро­ваться таким образом, чтобы ими могли пользоваться все нало­говые инспекции.

ПО представляет собой совокупность взаимодействую­щих прикладных подсистем, решающих определенные группы функциональных задач на основе оперативных баз данных и электронного хранилища данных (рис. 3.2)

Рис. 3.2. Структура информационной системы налогового органа (ККМ – контрольно-кассовая машина)

Среди прикладных подсистем ИСНО можно выделить две ос­новные группы:

Оперативной обработки;

Поддержки принятия решений.

Первая группа подсистем ориентирована на ввод данных по налогоплательщикам, довольно интенсивную оперативную обра­ботку (поиск, относительно простые запросы, свод данных и т.п.) и хранение. Данные в подобных подсистемах актуальны в течение нескольких лет. Основные требования к таким подсистемам -высокая производительность обработки транзакций и гарантиро­ванная скоростная доставка информации при удаленном доступе к базам данных по телекоммуникациям.

Вторая группа прикладных подсистем предназначена для об­работки больших объемов данных из различных источников за большой период времени, сосредоточенных в электронном хра­нилище данных. Подсистемы поддержки принятия решений включают средства многомерного анализа данных, статистичес­кой обработки, моделирования правил, причинно-следственных связей и ситуаций и т.п.

В ИСНО предусматриваются следующие подсистемы этой группы:

Анализ и прогнозирование налоговых платежей;

Макро- имикроимитационное моделирование;

Комплексный контроль финансово-хозяйственной деятель­ности предприятий и организаций;

Выбор предприятий для выездных проверок.

Функциональный состав ИСНО обусловливается соответ­ствующими функциональными участками работ по сбору нало­гов, включающими следующие этапы:

Учет налогоплательщиков;

Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгал­терской и налоговой отчетности;

Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов нало­гоплательщиков;

Выездная налоговая проверка;

Организация хранилища данных налоговой инспекции. Этап 1. Учет налогоплательщиков. Налоговые органы полу­чают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящи­ми в их хозяйственной деятельности. Работа по учету плательщи­ков включает в себя выполнение ряда процедур, достаточно жестко регламентированных по формам и способам их выполне­ния, а также по срокам, в течение которых они должны быть вы­полнены.

Этап 2. Прием, ввод в базу данных и камеральная проверка бухгалтерской и налоговой отчетности. К основным особеннос­тям камеральной проверки, с одной стороны, требующим ее компьютеризации, а с другой - осложняющим этот процесс, от­носятся:

Массовый характер операций, осуществляемых налоговой инспекцией при камеральных проверках;

Массовый характер ошибок, допускаемых плательщиками при заполнении деклараций;

Жесткий срок на начисление в карточках лицевых счетов сумм налогов «по данным плательщика»;

Отсутствие или неочевидность взаимосвязи показателей форм налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности;

Необходимость представления целого ряда дополнительных расчетов к декларациям «по произвольной форме»;

Обязанность плательщика подтверждать свое право на льго­ты, заявленные в декларации, первичными документами.

Свою специфику имеет камеральная проверка деклараций налогоплательщиков - физических лиц (не предпринимателей). Эта специфика связана с невозможностью проведения их выезд­ной проверки, поэтому камеральная проверка деклараций о со­вокупном доходе физических лиц проводится в две стадии. Сна­чала проверяется правильность заполнения налоговых деклара­ций, правильность расчетов и применения ставок налогов. Про­верке подвергается также обоснованность заявления налоговых льгот, наличие в приложениях к декларации всех подтверждаю­щих документов.

Затем в ходе камеральных проверок деклараций физических лиц проводится сверка данных, указанных в них, со сведениями о доходах работающих граждан, которые инспекция получают от работодателей и других источников выплат.

Этап 3. Учет поступлений в бюджет и ведение лицевых сче­тов налогоплательщиков. Специфика работы на этом этапе зак­лючается в том, что она полностью осуществляется на рабочих местах, без выхода на предприятия. Главной задачей инспекто­ров, работающих на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью упла­ты налогов в бюджет. Основным инструментом такого контроля является карточка лицевого счета (КЛС) плательщика.

КЛС является предельно формализованным документом, методика и источники информации для заполнения каждой по­зиции которого известны и четко оговорены в нормативных до­кументах. В связи с этим КЛС может быть легко представлена в виде программы для обработки на компьютере. Наибольшую сложность в аспекте информатизации работы отдела учета пред­ставляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения КЛС и обобщения содер­жащейся в них информации.

Этап 4. Выездная налоговая проверка. Отчетность налого­плательщика проверяется для выявления допущенных им ошибок и нарушений при исчислении налогооблагаемой базы и уплате налогов. Выездная налоговая проверка сама по себе практически не поддается автоматизации. Однако это не значит, что вся работа на этом технологическом участке должна делаться вручную. С помощью вычислительной техники и программ на участке до­кументальных проверок выполняются следующие операции:

выбор объектов для проверки;

Помощь проверяющим в систематизации и группировке первичных бухгалтерских документов для выявления незавер­шенных оборотов, всех операций, осуществленных с каждым конкретным контрагентом, а также для облегчения сбора доказа­тельств и написания акта;

Отражение результатов проверки в карточках лицевых сче­тов и контроль своевременности и полноты поступления в бюд­жет доначисленных налогов, пеней и санкций.

Компьютерная система позволяет делать выборки предприя­тий из базы данных инспекции по заданным критериям, что, бе­зусловно, облегчает работу по выбору объекта для проверки, но не гарантирует того, что проверка будет результативной. Состав

критериев компьютерного отбора налогоплательщиков для доку­ментальных проверок может быть различен и меняться в зависи­мости от многих факторов. Статистический анализ больших объ­емов данных позволяет найти такие параметры налоговой декла­рации, которые соответствуют большому объему доначислений при документальных проверках. Использование этого метода позволяет с определенной степенью вероятности предсказывать даже сумму доначислений.

Этап 5. Организация хранилища данных налоговой инспек­ции. Хранилище данных - это предметно-ориентированная, ин­тегрированная, зависящая от времени, устойчивая совокупность данных, используемая в системах поддержки принятия решений. Хранилище данных интегрирует информацию, имеющуюся в ис­ходных разнородных базах данных, в единую результирующую базу данных, оптимально спроектированную для поддержки про­цесса принятия решений.

Данные хранилища характеризуют следующие свойства:

Предметная ориентация - данные организованы согласно предмету, а не приложению. В частности, для налоговой инспек­ции хранилище данных должно быть организовано по платель­щикам налогов по принципу электронного досье;

Интегрированность - данные могут поступать из разных приложений, использующих базы данных различных структур, форматов и кодировок, которые в хранилище должны быть еди­ны для соответствующих данных;

Архивирование данных - хранилище содержит данные, соб­ранные во времени. Они используются для сравнения, выявле­ния трендов и прогноза;

Неизменяемость - данные не должны обновляться или из­меняться после помещения их в хранилище, они только считываются или загружаются.

К основным категориям данных, которые располагаются в хранилище, относятся: метаданные, описывающие способы изв­лечения информации из различных источников; фактические Данные (архивы), отражающие состояние предметной области в конкретные моменты времени и обеспечивающие наибольший Уровень детализации, а также итоговые данные, полученные на основе проведенных аналитических расчетов на базе фактических данных

При построении информационного хранилища данных нало­говой инспекции учитываются следующие параметры:

Скорость загрузки;

Технология загрузки;

Управление качеством данных и поддержка различных ти­пов данных;

Масштабируемость;

Обслуживание большого числа пользователей;

Администрирование;

Средства формирования запросов.

В хранилищах необходимо обеспечить периодическую заг­рузку новых порций данных, укладывающихся в достаточно уз­кий временной интервал. Требуемая производительность процес­са загрузки не должна накладывать ограничения на размер хра­нилища. Загрузка новых данных в хранилище включает преобра­зование данных, фильтрацию, переформатирование, проверку целостности, организацию физического хранения, индексирова­ние и обновление метаданных.

В хранилище должна быть обеспечена локальная и глобаль­ная согласованность данных. В хранилищах могут накапливаться данные не только стандартных типов, но и более сложных, таких, как текст, изображения и т.п.

Хранилище данных налоговой инспекции может достигать объема нескольких сотен гигабайт. СУБД, лежащая в основе хра­нилища, не должна иметь никаких архитектурных ограничений и должна поддерживать модульную и параллельную обработку, сох­ранять работоспособность в случае локальных аварий и иметь средства восстановления.

Доступ к хранилищу данных не ограничивается узким кругом специалистов налоговой инспекции. Хранилище должно поддер­живать сотни пользователей без снижения скорости обработки запросов.

При администрировании СУБД должна обеспечить контроль за приближением к ресурсным ограничениям, сообщать о затра­тах ресурсов и позволять устанавливать приоритеты для различ­ных категорий пользователей или операций.

Пользователь должен иметь соответствующие средства фор­мирования запросов и, в частности, возможность проведения

Рис. 3.3. Источники информации для хранилища

аналитических расчетов, последовательного и сравнительного анализа, а также доступа к детальным и агрегированным данным хранилища.

Основная цель создания хранилища данных налоговой инс­пекции заключается в обеспечении целостного, объективного образа существующей реальности в сфере налогообложения. Для получения такого объективного представления в электронном информационном хранилище должны накапливаться сведения из всех возможных источников (рис. 3.3).

Всю поступающую информацию можно разбить по следую­щим основным категориям:

Регистрационные данные юридических и физических лиц -поступают от юридических и физических лиц при постановке их на учет;

Сведения об имущественном состоянии налогоплательщи­ков - поступают в налоговую службу от юридических и физичес­ких лиц, регистрационной палаты, ГИБДД и т.д.;

Информация о финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц - поступает от юридических и физических лиц, МВД и т.д.;

Информация о расчетно-платежной деятельности налого­плательщиков - поступает от банков, от юридических и физичес­ких лиц;

Результаты деятельности налоговой инспекции - поступают из соответствующих подразделений налоговой инспекции;

Нормативно-справочная информация - поступает от орга­нов государственного управления, Росстата.

На основе этих сведений возможно выявление нарушителей налогового законодательства посредством перекрестной обра­ботки информации, накапливаемой в хранилище данных, прове­дение анализа и прогнозирования налоговых поступлений, про­ведение макро- и микроимитационного моделирования, а также исполнение запросов, поступающих от региональных, террито­риальных подразделений налоговой инспекции и от государ­ственных органов управления.

Создание информационного хранилища сопровождается дос­таточно трудоемким технологическим процессом, включающим следующие последовательно выполняемые этапы:

Обследование информационных потребностей функцио­нальных подразделений налоговой службы с определением прав доступа к информации различных уровней;

Построение функциональной модели с использованием CASE-технологий высокого уровня и разработка структуры таб­лиц и баз данных с использованием CASE-технологий более низ­кого уровня и архитектуры системы управления таблицами;

Построение прототипа хранилища на выбранной системно-технической платформе;

Подключение и настройка средств и процедур поддержания баз данных в работоспособном состоянии и автоматизированно­го и ручного ввода информации в хранилище;

Наполнение хранилища данными из информационных сис­тем инспекций местного и регионального уровней, городских, федеральных и негосударственных организаций;

Подключение и настройка прикладных программ для рабо­ты с информацией хранилища с учетом прав доступа для конк­ретных рабочих мест сотрудников подразделений налоговой службы;

Выпуск инструктивных материалов для различных групп пользователей по работе с электронным информационным хра­нилищем данных.

К информации из внутренних источников относится информация, полученная в ходе проведения контрольной работы самими налоговыми органами. Перечень внешних источников информации является открытым и может быть существенно расширен.

Существуют определённые методы отбора налогоплательщиков по внутренней информации.

К основным методам отбора относится:

  • 1) сравнение показателей бухгалтерской и налоговой отчётности с соответствующими усреднёнными показателями по аналогичным налогоплательщикам или по отрасли;
  • 2) оценка динамики изменения отчётных показателей или их соотношений за несколько последовательных отчётных периодов;
  • 3) анализ материалов предшествующих выездных налоговых проверок;
  • 4) анализ информации о налогоплательщиках, полученной в ходе неналоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Сравнение представленных в бухгалтерской и налоговой отчётности показателей с соответствующими показателями, усреднёнными по отрасли или по аналогичным налогоплательщикам - один из наиболее результативных методов отбора. Для более детального анализа отбираются те налогоплательщики, отчётные данные которых резко отличаются от средних. Например, значительное увеличение (в сравнении со среднеотраслевыми) отношения материальных затрат к объёму продаж готовой продукции с большой вероятностью говорит либо о занижении налогоплательщиком объёмов продаж, либо о завышении относимых на себестоимость продукции расходов. Также необходимо объяснить те статьи расходов налогоплательщика, которые отсутствуют у других аналогичных налогоплательщиков.

Сопоставление бухгалтерской и налоговой отчётности за ряд последовательных отчётных периодов. Информация, полученная этим методом, существенно влияет на включение налогоплательщика в число кандидатов на проведение выездной проверки. При этом анализируется изменение таких показателей, как сумма начисленных налогов, обороты по реализации продукции, объёмы дебиторской задолженности, начисление и выплата заработной платы и т.п. Резкое изменение отдельных показателей или их соотношений вызывает необходимость объяснения налогоплательщика и требует самого пристального внимания и анализа со стороны налоговых органов. Например, особого внимания требуют организации, у которых (по отчётности) расходы растут и одновременно снижаются объёмы реализации.

Первые два метода основаны на анализе представленной отчётности и используются на стадии камеральной проверки для отбора налогоплательщиков, финансово-хозяйственная деятельность которых подле жит более подробному анализу (например, математические методы анализа, которые были разобраны в ходе описания камеральных проверок).

Информация, полученная в ходе камеральных проверок, дополняется информацией, полученной в ходе предшествующих выездных проверок соответствующих налогоплательщиков, а также информацией, полученной от других налоговых и иных контрольных и правоохранительных органов.

При назначении выездных проверок не должны упускаться из вида налогоплательщики, у которых значительные нарушения были обнаружены в процессе предшествующих налоговых проверок.

Метод, основанный на использование информации, полученной в ходе проверок других налогоплательщиков (в том числе и другими налоговыми органами), весьма эффективен. К примеру, если в ходе про верки находятся сомнительные сделки налогоплательщика, то это, несомненно, вызовет интерес со стороны налоговых органов к финансово-хозяйственной деятельности его партнёров по данным сделкам. При этом партнёры, как правило, состоят на учёте в разных налоговых органах, и использование этого метода возможно лишь при хорошо налаженном информационном обмене между налоговыми органами. Подобный обмен информацией может оказаться весьма полезным при выявлении категорий налогоплательщиков, требующих особого внимания. Если одним налоговым органом выявляются систематические, типичные нарушения налогового законодательства среди определённой категории налогоплательщиков, то вероятность обнаружения другим налоговым органом аналогичных нарушений среди соответствующих налогоплательщиков очень высока. Аналитическая работа такого рода должна проводиться постоянно налоговыми органами всех уровней (вплоть до МНС России). При этом должна присутствовать обратная связь, т.е. вначале отчётная информация движется от территориальных налоговых органов в управление МНС РФ по субъектам РФ и выше, а затем аналитическая информация движется от вышестоящих налоговых органов к ни жестоящим.

По вероятности обнаружения нарушений налогового законодательства налогоплательщики делятся по отраслевому признаку, а внутри отрасли - по объёмам реализации, при этом для каждой категории определяется средний объём доначисленных сумм налогов и сборов в расчёте на одну налоговую проверку за несколько лет. Выявляются и типичные для каждой категории нарушения налогового законодательства.

Отбор налогоплательщиков осуществляется также и по внешней информации. Информация, которая была получена в ходе контрольной деятельности налоговых органов, дополняется информацией, получен ной из внешних источников. Причём такая информация из внешних источников должна, например, выявить налогоплательщиков, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность без постановки на налоговый учёт или осуществляющих отдельные виды деятельности без отражения их в представляемой отчётности. Перечень источников такой информации (отражённый на рис. 8.) не является исчерпывающим, в него могут быть включены любые источники, из которых информация о налогоплательщиках может быть получена как в силу обязанности сообщать соответствующую информацию, так в силу договора об информационном обмене, либо по запросу налогового органа. Однако определяющий фактор здесь - это инициатива самих налоговых органов

После предварительного отбора отдел, ответственный за проведение выездных проверок, с учётом заключений отдела камеральных проверок и отдела предварительного анализа основных финансовых показа телей, составляет проекты годовых планов контрольной работы и квартальных планов проведения выездных проверок. После согласования с отделом камеральных проверок, отделом предварительного анализа основных финансовых показателей и отделом учёта планы утверждаются руководителем налогового органа или его заместителем.

Количество выездных проверок зависит от предполагаемого объёма работы и имеющихся кадровых ресурсов. Для окончательного вклю чения налогоплательщика в план имеют значение такие факторы, как величина намечаемой к проверке организации, наличие поручений пра воохранительных и вышестоящих налоговых органов на проверку конкретных налогоплательщиков и т.п.

Как правило, в обязательном порядке в план проведения проверок включаются:

  • 1) налогоплательщики, у которых при последней налоговой про верке выявлены факты существенных нарушений налогового законода тельства, вызывающие необходимость проверки полноты устранения налогоплательщиком выявленных нарушений;
  • 2) налогоплательщики, не представившие в налоговый орган доку менты, необходимые для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
  • 3) налогоплательщики, о которых у налогового органа имеются сведения, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком нало гового законодательства;
  • 4) налогоплательщики, в отношении которых необходимо проверить или уточнить сведения, полученные при проведении налоговой проверки другого лица, состоящего в правовых отношениях с данным налогоплательщиком (т.е. полученные в результате встречной проверки);
  • 5) налогоплательщики, по которым имеются поручения вышестоящих налоговых или правоохранительных органов на проведение выезд ной проверки;

Информация, используемая налоговой инспекцией, может быть классифицирована по способу получения на:

Информацию, собираемую самой налоговой инспекцией в ходе контрольной работы;

Информацию, поступающую из сторонних источников.

Право налоговых органов на самостоятельный сбор информации о налогоплательщиках установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые органы имеют право по мотивированному запросу получать от банков справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в течение 5 дней с момента подачи запроса.

Статьей 87 НК РФ установлено также право проведения налоговыми органами встречных проверок, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами. В этом случае, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика.

Информация, поступающая от сторонних организаций весьма объемна и разнообразна, и сама может быть классифицирована по нескольким признакам.

Так, по источникам ("поставщикам") информации можно выделить:

Информацию от налогоплательщиков (плательщиков сборов);

Информацию от налоговых агентов;

Информацию от сборщиков налогов (сборов);

Информацию от банков и органов казначейства;

Информацию от органов власти и управления;

Других налоговых органов;

Других источников.

От банков и органов казначейства в налоговую инспекцию поступают сведения об уплаченных налогах и сборах, о возвратах и зачетах излишне уплаченных платежей, об открытии и закрытии счетов



От органов государственной власти и управления налоговая инспекция получает сведения о государственной регистрации и снятии с учета юридических лиц и предпринимателей; о регистрации физических лиц по месту жительства и регистрации актов гражданского состояния; о выдаче и прекращении действия лицензий; о сделках с недвижимым имуществом и землей и т.д.

От других налоговых органов в налоговую инспекцию поступает весьма разнородная информация. От вышестоящих налоговых органов поступают законодательные и нормативные акты, письма и разъяснения по отдельным вопросам налогового законодательства. От налоговых органов всех уровней идет поток информации о выявленных фактах деятельности налогоплательщиков, контролируемых данной инспекцией, и нарушениях им налогового законодательства на других территориях; о филиалах и представительствах налогоплательщиков; материалы встречных проверок, выполненных по заказу инспекции и т.п.

К другим источникам информации можно отнести письма, заявления и жалобы граждан о фактах хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей на контролируемой инспекцией территории; публикации в средствах массовой информации о деятельности налогоплательщиков и их рекламные объявления и т.п.

По периодичности поступления информацию, предоставляемую сторонними источниками, можно разделить на:

Периодическую,

Нерегулярную.

Периодическая информация, в свою очередь, может быть разделена в зависимости от периода поступления на:

Ежемесячную (некоторые налоговые декларации, например, по единому социальному налогу);

Ежеквартальную (бухгалтерская отчетность, декларации по большинству налогов с юриди-ческих лиц и т.п.);

Годовую (декларации о доходах граждан, сведения о доходах физических лиц и т.п.)

К информации, поступающей нерегулярно, можно отнести банковские документы на уплату налогов; информацию об открытии счетов в банках, о сделках с недвижимым имуществом и многие другие сведения. При этом нерегулярность поступления не означает маленький объем поступающих данных. Например, налоговая инспекция ежедневно получает тысячи платежных документов, однако, не существует строгой периодичности фактического перечисления средств в счет уплаты налогов каждым налогоплательщиком, соответственно, и источник этот можно отнести к разряду нерегулярных.

По степени обязательности, информационные потоки можно разделить на:

Обязательные,

Необязательные.

Обязательные информационные потоки могут быть установлены Налоговым кодексом и другими законами, указами Президента или ведомственными (межведомственными) нормативными актами.

В настоящее время основной объем информации поступает в налоговую инспекцию по следующим участкам работы:

Учет налогоплательщиков;

Камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Учет налогоплательщиков - это первый этап, первый участок налоговой работы. На этом участке налоговые органы получают первичную информацию о налогоплательщиках, включают их в свою базу данных. В дальнейшем сведения о плательщиках уточняются и изменяются в связи с изменениями, происходящими в их хозяйственной деятельности.

Налоговый контроль должен осуществляться уже на этом, первом, участке налоговой работы, иначе есть реальная угроза включения в БД ЕГРН недостоверных данных.

Вторым важнейшим источником информации для работы налоговой инспекции является камеральная проверка налоговых деклараций юридических и физических лиц.

Камеральная налоговая проверка – это проверка, проводящаяся по месту нахождения налогового органа, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Третьим важнейшим каналом получения информации налоговой инспекцией является учет поступлений в бюджет и ведение лицевых счетов.

В Налоговом кодексе РФ вопросам учета поступлений отведено сравнительно немного места. Это объясняется тем, что учет поступлений является "внутренней" работой налоговой инспекции, и сам по себе не затрагивает интересы налогоплательщиков. Главной задачей инспекторов, занятых на участке учета платежей и ведения лицевых счетов, является контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет (контроль за правильностью исчисления налогов, как было отмечено выше, осуществляется другими подразделениями инспекции). Основным инструментом такого контроля в настоящее время является лицевой счет (ЛС) плательщика.

ЛС открываются на каждое предприятие, на каждый уплачиваемый им налог, на каждый уровень бюджета (если налог подлежит зачислению в разные бюджеты).

ЛС может быть легко представлен в виде программы для обработки на ЭВМ.

Наибольшую сложность с точки зрения информатизации работы отдела учета и отчетности представляет автоматизация информационных потоков в отдел и из отдела, необходимых для заполнения ЛС и обобщения содержащейся в них информации.

Прием и обработка сведений о доходах физических лиц - это четвертый важнейший источник информации для налоговых органов.

Инспекции получают от работодателей, находящихся на подконтрольной им территории, сведения о доходах граждан, полученных ими по основному и по не основному местам работы в прошлом году.

Необходимо отметить, что мы рассмотрели только основные источники информации, используемой в работе налоговой инспекции. На них приходится примерно 80-85 процентов объема информации, используемой в налоговой работе. Остальные 15-20 процентов информации поступают из других источников, либо собираются самой инспекцией в ходе контрольной работы.

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Тема 1. Налоговая информация и информационные процессы в налоговой сфере.

  1. Информация и ее виды.
    1. Информационные процессы.
    2. Налоговая информация.
  1. Информация и ее виды.

Понятие, обозначаемое термином «информация», относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. В Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определяется как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Примеры определений понятия «информация»

Определение

Где используется

Информация – средство снижения неопределенности и риска.

В теории прибыли, по Ф. Найту

Информация – сообщения, которые уменьшают существующую неопределенность, неполноту знаний.

В теории информации, по К. Шеннону

Информация – совокупность сведений, являющихся объектом сбора, передачи, хранения и обработки.

В теории машинной обработки

Информация – та часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы.

В кибернетике, по Н. Винеру

Одной из важнейших разновидностей информации является экономическая информация, которая включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов и состоянии объектов управления на определенный момент времени. Она непосредственно связана с управлением коллективами людей, производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ и услуг.

Информация приобретает черты экономического блага и обращается в экономике как ресурс, используемый в процессе хозяйственной деятельности, а также как товар (информационные товары, услуги).

Информационный ресурс может быть определен как совокупность накопленной информации, зафиксированной на материальном носителе в любой форме, обеспечивающей ее передачу во времени и пространстве для решения научных, производственных, управленческих и других задач. Информационный ресурс имеет вид книг, журналов, файлов, фотографий, отчетов, дневников и т.д.

Информационные ресурсы характеризуются:

  • тематикой (общественно-политическая, научная, техническая, правовая, экономическая и т.д.);
  • формой собственности (государственная, муниципальная, частная);
  • доступностью (открытая, секретная, ограниченного использования);
  • формой представления (текстовая, графическая, звуковая);
  • носителем (бумажный, электронный).
  1. Свойства экономической информации.
  2. Экономическая информация отражает акты хозяйственной деятельности с помощью системы натуральных и стоимостных показателей. Поэтому используются количественные величины, цифровые значения . Это отличает экономическую информацию, например, от юридической или культурной, где дается качественная оценка.
  3. Дискретность. Экономическая информация представляет собой конечный набор числовых показателей. В экономике оперируют нормативными, плановыми, фактическими значениями различных показателей, дающих количественную оценку процессов и явлений. Эта особенность экономической информации предоставляет широкие возможности использования вычислительной техники для ее обработки.
  4. Цикличность. Для большинства производственных процессов характерна повторяемость составляющих его стадий. Следовательно, и информация, отражающая эти процессы, периодически повторяется. Это позволяет многократно использовать программы машинного счета, что значительно упрощает процесс проектирования автоматизированной обработки данных.
  5. Объемность. Качественное управление экономическими процессами невозможно без детальной информации о каждом работнике, рабочем месте, об этапах технологического процесса, поставщиках сырья и потребителях готовой продукции и т.д. Совершенствование управления сопровождается увеличением сопутствующих ему потоков.
  6. Однородность и однотипность. Относительная однородность и однотипность экономической информации позволяет получить по одним и тем же исходным данным результатную информацию для всех служб и видов хозяйственной деятельности.
  7. В процессе обработки экономической информации логические операции преобладают над арифметическими, которые сводятся, в основном, к четырем действиям.

К экономической информации предъявляются следующие требования: точность (характеризует однозначное восприятие экономической информации многими потребителями), достоверность (определяет допустимый уровень искажения как исходной, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы) и оперативность ее поступления (определяет быстроту замены устаревшей с течением времени и потерявшей ценность информации).

  1. Структура экономической информации.

Выделяют следующие структурные единицы: реквизит, показатель, документ, информационное сообщение, информационный массив, информационная подсистема и информационная система.

Информационными единицами низшего уровня являются реквизиты и показатели, служащие основаниями для составления документов и хранения в памяти машины.

Реквизит – самая простая единица, состоит из знаков – цифр и букв, имеющих смысловое значение и не поддающихся дальнейшему делению. Реквизиты подразделяются на реквизиты-признаки, отражающие качественную сторону объекта, и реквизиты-основания, отражающие количественную сторону объекта. Каждый реквизит характеризуется своим наименованием и значениями.

Реквизиты-признаки подлежат логической обработке (сортировке, группировке, поиску), реквизиты-основания – арифметической.

Сочетание одного основания и всех, относящихся к нему признаков, образует показатель – логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отражаемого явления.

Документ является составной единицей информации, включающей множество реквизитов и дающей определенную качественную и количественную характеристики объекта, процесса, явления.

Каждая экономическая задача характеризуется определенными формами документов и содержащейся в них системой показателей.

Документ отражается на бумажных носителях. Далее в памяти машины все однородные документы (информационные сообщения) формируются в информационный файл (массив) – основную структурную единицу хранения информации в памяти компьютера при автоматизированной обработке экономических задач.

Информационные файлы имеют различное функциональное назначение. Так, выделяют файлы условно-постоянной, переменной, входной, промежуточной, результатной, архивной и другой информации. Часть файлов используется только для обработки одной задачи, другие – для нескольких задач.

Совокупность различных информационных файлов, используемых для обработки какого-либо комплекса экономических задач, организует следующую структурную единицу – информационный поток.

Несколько информационных потоков, относящихся к одной области, образуют информационную подсистему.

Как правило, создание ИС предусматривает автоматизированную обработку экономических задач разных функциональных подсистем. Выделение информационных подсистем в ИС зависит от вида деятельности объекта.

Совокупность всех информационных подсистем объекта составляет структурную единицу информации высшего уровня – информационную систему, реализующую различные функции управления.

  1. Информационные процессы.

Информационная технология – технология информационного процесса - совокупность методов, способов, приемов и средств, реализующих информационный процесс в соответствии с заданными требованиями.

Информационная технология может быть представлена как определенная последовательность управляющих воздействий технологических процессов различных видов и реализующих их средств, а также как научное описание этих процессов и способов их реализации.

Информационный процесс – совокупность процессов получения, накопления, обработки и передачи информации.

Основные виды технологических процессов, составляющих информационную технологию:

Ввод информации – совокупность действий по непосредственной передаче информации от объектов окружающей среды информационной системе.

Вывод информации – совокупность действий по непосредственной передаче информации объектам окружающей среды от информационной системы.

Представление информации – совокупность действий по преобразованию информации, обеспечивающих возможность ее восприятия пользователем или последующим процессом.

Обработка информации – совокупность действий по изменению состояния информации с целью придания ей требуемых свойств.

Запись информации – совокупность действий по переносу информации на материальные носители.

Поиск информации – совокупность действий по отбору (нахождению) информации по заданным признакам.

Сбор информации – совокупность действий по получению информации из различных источников и определению ее состояния, в том числе идентификация информации, группирование по определенным признакам и представление ее в требуемом виде.

Хранение информации – совокупность действий по поддержанию состояния информации и носителей, обеспечивающая доступность информации в течение заданного времени.

Актуализация информации – совокупность действий по обновлению, расширению, восстановлению, переструктурированию информации с целью обеспечения эффективности ее использования.

Предоставление информации – совокупность действий по обеспечению доступа к информационным ресурсам.

Тиражирование информации – совокупность действий по переносу информации на материальные носители, обеспечивающие ее точное отображение в требуемом количестве экземпляров.

Обмен информацией, коммуникация – совокупность действий по обеспечению информационного взаимодействия объектов.

Передача информации – совокупность действий по пересылке информации от источника к приемнику, не зависящая от вида информации и режимов ее обработки.

Защита информации – совокупность действий по обеспечению сохранности информационных ресурсов от внутренних и внешних угроз.

  1. Налоговая информация.

Всю поступающую в налоговые инспекции информацию можно разделить на следующие потоки:

  • сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
    • информация о поступлении и возврате налогов и сборов;
    • сведения о доходах, получаемых всеми находящимися на данной территории налогоплательщиками;
    • информация, необходимая для организации работы самой налоговой инспекции.

Потоки данных, циркулирующие в налоговой сфере:

а) входящая информация о физических лицах: заявление на регистрацию; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); декларация о доходах; акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога; справки о доходах; сведения об авторских вознаграждениях; заявления, письма и жалобы граждан;

б) входящая информация о юридических лицах: устав и учредительный договор; свидетельство о регистрации, номер и дата регистрации в налоговой инспекции; сведения об источниках формирования уставного фонда; баланс и приложения к нему, информация об авансовых платежах; акты проверок налогоплательщиков налоговыми органами; справка о внесении в Государственный реестр предприятий и организаций; лицензии на право ведения той или иной деятельности; информация о наложенных штрафах и других взысканиях; письма, исковые заявления;

в) входящая информация, поступающая из банков: мемориальные ордера и уведомления; платежные поручения; выписки; инкассовые поручения; платежные извещения; отчет о кассовом исполнении бюджета; сведения об открываемых расчетных и бюджетных счетах; сведения о финансовых операциях;

г) входящая информация органов законодательной и исполнительной власти: нормативно-правовые и законодательные акты; решения, постановления, приказы, распоряжения; письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции и пр.;

д) информация оперативно-бухгалтерского учета: реестр поступлений платежей; акты сверки расчетов с налогоплательщиками; акты сверки поступлений по бюджетным счетам; отчеты, заключения, инкассовые поручения и реестр к ним;

е) информация результатов налоговых проверок: отчеты и расчеты по налогам и платежам, распределение доначисленных сумм; финансовые санкции и их распределение; справки о предоставлении деклараций; платежные извещения налогоплательщикам;

ж) информация результатов ревизий: акты ревизий; акты проверок правильности взимания государственной пошлины и подоходного налога с физических лиц; протоколы; постановления по делам об административных нарушениях; предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях;

з) справочная информация: отчеты о поступлениях в бюджет и о контрольной деятельности; аналитические записки и статистические таблицы; учетные и сводные сведения о налогоплательщиках; информация для вышестоящих структур и для органов исполнительной власти;

и) правовая и юридическая информация: протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях; протоколы и постановления по делам об административных правонарушениях; исковые заявления в суд и арбитраж.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

7054. Информационные процессы 28.73 KB
Информационный процесс - это комплекс взаимоувязанных процедур преобразования информации от момента возникновения до предоставления результатной информации пользователю. Информационный процесс реализуется путем выполнения регламентированной совокупности этапов (операций)
7138. Информационные процессы и технологии. Предмет информатики 23.27 KB
Информационные процессы сбор обработка и передача информации всегда играли важную роль в науке технике и жизни общества. Сбор информации это деятельность субъекта в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте. Сбор информации может производиться или человеком или с помощью технических средств и систем аппаратно. Задача сбора информации не может быть решена в отрыве от других задач в частности задачи обмена информацией передачи.
7531. Информатика и информация. Дискретная и аналоговая информация 171.29 KB
Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора обработки и передачи информации связанной с фиксацией данных на машинных носителях. В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения: архитектура вычислительных систем приемы и методы построения систем предназначенных для автоматической обработки данных; интерфейсы вычислительных систем приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением; программирование...
10479. Информация. Информация в информатике 44.16 KB
Что же означает это понятие А состоит оно из двух частей Это информатика в целом – наука об информации её хранении создании и преобразовании. Тогда этот предмет преподавался даже без компьютера и какихлибо технических средств и его целью было только введение в мир компьютеров и вычислительной техники и объяснение школьникам теоретических принципов обработки информации. В настоящее время с каждым годом количество получаемой нами информации увеличивается считается что за 810 лет во всем мире количество информации увеличивается в 2...
6782. Псиихические процессы - процессы, условно выделенные в целостной структуре психики 3.61 KB
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёныхпсихологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX начала XX века. Особенность психических процессов в том что они наиболее кратковременные быстропротекающие. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике и классификация психических процессов имеет скорее...
4922. Налоговая система РФ 63.6 KB
В современном обществе налоги являются основным источником доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.
9293. Налоговая система государства 24.3 KB
Налоговая система государства План: Основные понятия налоговой системы Принципы построения системы Классификация налогов Основные понятия и определения системы Элементы налога Налоговая система страны – совокупность норм правил законодательных актов на основе которых происходит: взимание налогов пошлин на территории данного государства; регулирование взаимоотношений и определение полномочий сторон участвующих в процессе налогообложения. Принципы налогообложения были разработаны и...
5800. Банковская и налоговая системы США 37.26 KB
Основы финансовой системы США. Постепенно складывавшаяся на протяжении несколько веков финансовая система США последние несколько десятилетий остается самой мощной в мире. Но несмотря на все высказывания именно американский доллар продолжает оставаться свободно обращающейся во всех странах резервной валютой а самые дорогие мировые компании все еще находятся в США. Финансовая система США сложна и многообразна состоит из множества государственных федеральных и иных органов власти и управления финансовых и административных ведомств...
16086. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика 412.39 KB
Государство устанавливая налоги стремится прежде всего обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач которые реализуются посредством налогово-бюджетной политики. Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политика Инструменты фискальной политики...
5282. Налоговая система РФ и пути ее совершенствования 30.26 KB
В рыночной экономике каждое государство широко использует налоги как регулятор некоторых отрицательных факторов рынка. В условиях перехода к экономическим способам управления быстро растет роль налогов как регулятора экономики поощрения и развития ведущих отраслей народного хозяйства через налоги государство может осуществлять качественную политику в развитии наукоемких производств и уничтожении убыточных предприятий. Эти законопроекты установили идущие в бюджетную систему налоги сборы пошлины и другие платежи определяют плательщиков...

Вся поступающая в налоговые инспекции информация делится на следующие потоки:

  • - сведения о юридических и физических лицах, находящихся на данной территории;
  • - информация о поступлении и возврате налогов и других платежей;
  • - сведения о доходах, полученных всеми находящимися на данной территории плательщиками;
  • - информация, необходимая для организации работы налоговой инспекции.

Внутри территориальной налоговой инспекции циркулируют следующие потоки данных:

  • 1. Входящая информация по физическим лицам:
    • - заявление на регистрацию;
    • - прочие заявления, письма и жалобы граждан;
    • - акт обследования (опроса);
    • - декларация о совокупном денежном доходе;
    • - акт проверки расчета налога с владельцев строений и земельного налога;
    • - сведения о суммах доходов, выплаченных гражданину за год не по месту основной работы;
    • - сведения об авторских вознаграждениях.
  • 2. Входящая информация по юридическим лицам:
    • - устав и учредительный договор;
    • - свидетельство о регистрации;
    • - номер и дата регистрации в налоговой инспекции;
    • - источники формирования уставного фонда;
    • - баланс и приложения к нему;
    • - информация по авансовым платежам;
    • - письма, исковые заявления;
    • - акты проверок плательщиков налоговыми органами;
    • - налоговые расчеты и акты проверок налоговой полиции;
    • - справка о внесении в госреестр предприятий, организаций;
    • - лицензия на право ведения той или иной деятельности;
    • - докладная записка на штрафы.
  • 3. Входящая информация из банковских учреждений:
    • - мемориальные ордера и уведомления;
    • - платежные поручения, выписки, инкассовые поручения;
    • - платежные извещения;
    • - отчет о кассовом исполнении бюджета;
    • - сведения о вновь открываемых расчетных и бюджетных счетах;
    • - сведения о финансовых операциях.
  • 4. Входящая информация из директивных органов:
    • - решения, постановления, приказы, распоряжения;
    • - письма, телеграммы, разъяснения, запросы, инструкции.
  • 5. Информация по оперативно-бухгалтерскому учету:
    • - реестр поступлений, акты сверки расчетов с налогоплательщиками и акты сверки поступлений по городскому бюджету;
    • - отчеты, заключения;
    • - инкассовые поручения и реестр к ним.
  • 6. Информация по камеральным проверкам:
    • - отчеты и расчеты по налогам и платежам;
    • - распределение доначисленных сумм;
    • - финансовые санкции и их распределение;
    • - справки о представлении деклараций;
    • - платежные извещения населению.
  • 7. Информация по ревизиям:
    • - акты ревизий;
    • - акты проверок правильности взимания госпошлины и подоходного налога с граждан;
    • - предписания о приостановлении операций по счетам в финансово-кредитных учреждениях.
  • 8. Справочная информация:
    • - отчеты по поступлениям в бюджет и контрольной деятельности;
    • - аналитические записки и статистические таблицы;
    • - учетные и сводные сведения по налогоплательщикам;
    • - информация для передачи в вышестоящую организацию;
    • - информация для передачи в местные директивные органы.
  • 9. Юридическая информация:
    • - протоколы и предписания о приостановлении операций по счетам в банковских учреждениях;
    • - протоколы, постановления по делам об административных нарушениях;
    • - исковые заявления в суд и арбитраж.

Кроме того, ФНС использует дополнительные базы данных, например, учетно-регистрационные данные о хозяйствующих субъектах из банков данных Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), формируемого органами ФНС России, а также данные Единого государственного реестра предприятий и организаций (ЕГРПО), формируемого органами Госкомстата России (см. Приложение).

Однако, в силу различных причин (например, времени подачи налогоплательщиками сведений о себе, их составу и ответственности за искажение представленных данных) сведения из ЕГРЮЛ оказываются, как правило, более точными, чем из ЕГРПО.

Помимо представленных выше двух основных задач, на решение которых направлена информационная работа, она включает в себя ряд внутренних (технологических) элементов:

  • - настройка СУБД на предметную область правоохранительных органов, обеспечивающих поступление налогов и сборов в бюджет;
  • - ведение банков данных, актуализация накапливаемой в них информации;
  • - организация сбора информации (ее передачи по каналам связи), обеспечение доступа заинтересованных пользователей к накопленным данным, возможности исполнения запросов на получение информации;
  • - обеспечение работоспособности технических средств накопления, передачи и обработки данных;
  • - защита информации от разрушения, модификации, несанкционированного доступа и т.п.

Место информационных массивов в обеспечении деятельности ФНС можно представить себе в виде следующей последовательности действий.

Сотрудники ФНС получили первичную информации о фактах и признаках экономических преступлении в виде уклонения от уплаты налогов, лицах и хозяйствующих субъектах, которые подозреваются в их совершении. Как правило, она содержит признаки, которые позволяют обоснованно подозревать конкретные хозяйствующие субъекты в совершении налоговых преступлений и правонарушений.

Далее они проводят оценку полученной информации, которая включает установку физических лиц и организаций, фигурирующих в первичном сообщении, получение иных сведений, имеющих отношение к существу сообщения или вопросам хозяйственной деятельности упоминавшихся субъектов. С этой целью используются учетно-регистрационные данные, которые позволяют установить, действительно ли существуют эти лица и организации и на законном основании они ведут свою деятельность или нет. Наряду с этим изучается финансово-хозяйственная деятельность объектов проверки. Это позволяет оценить достоверность полученной информации, сделать предположения о возможных способах совершения преступлений, установить связи проверяемых объектов.

Затем строятся оперативные версии, план оперативных мероприятий по их отработке. Построение оперативных версий возможно, как правило, после того как первичная информация будет дополнена учетно-регистрационными данными и сведениями о финансово-хозяйственной деятельности. Существенную помощь может оказать информация о ранее выявленных и пресеченных преступлениях со схожими признаками.

И наконец, осуществляется проверка оперативных версий посредством получения, анализа и оценки информации из различных источников (агентурных сообщений, ответов на разовые запросы, оперативно-технических мероприятий, внутренних баз данных, внешних информационных массивов, получаемых официально и оперативным путем).

Проверку оперативных версий можно осуществлять посредством сравнения исследуемого случая с уже известными примерами, данные о которых накапливаются в ведомственных базах данных. Для этого необходимо выделить в них сходные и отличительные признаки. Это можно сделать оперативным путем, посредством проведения целевых вербовок, запросов, проведения оперативно-технических мероприятий, или путем получения и анализа открытой информации, данных о финансово-хозяйственной деятельности из информационных массивов различных ведомств и коммерческих организаций.

Перечислим основные информационные массивы, используемые для обеспечения такого рода деятельности. Они как правило бывают внешние и внутренние.

Внешними информационными массивами, как правило, являются учетно-регистрационные данные о субъектах финансово-хозяйственной деятельности.

Таблица 2

Ведомство

Информационный ресурс

ФНС России

Единый государственный реестр юридических лиц

Минюст России

Представительства иностранных компаний, аккредитованные в Российской Федерации и внесенные в государственный реестр

Госкомстат России

Сведения из ЕГРПО о субъектах, занятых хозяйственной деятельностью и зарегистрированные в Российской Федерации

Минфин России

Сведения о налогоплательщиках, осуществляющих страховую деятельность и внесенных в единый Государственный реестр страховщиков

Информация о лицензиатах (юридических и физических лицах), имеющих лицензию на осуществление аудиторской деятельности

Минтранс России

Базы данных о лицензиатах

Также внешними информационными массивами являются данные об элементах финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов.

Таблица 3

Ведомство

Информационный ресурс

ЦБ России

Сведения о «подозрительных» внешнеэкономических контрактах

ГТК России

Сведения о таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации

Сведения о таможенных приходных ордерах, составленных на товары, оформленные в таможенном отношении физическими и юридическими лицами

Сведения о поступлении на счета налогоплательщиков - участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - валютной выручки от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам

Сведения о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США

Сведения о российских участниках ВЭД, не обеспечивших возврат валютной выручки от экспорта товаров и не обнаруженных таможенными органами по юридическим и почтовым адресам

МАП России

Сведения о фактах нарушений антимонопольного законодательства, законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о регулировании и контроле субъектов естественных монополий в области связи

Сведения из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%

Услуги и цены

Информация о реквизитах, отражающих реальное месторасположение и телефоны хозяйствующих субъектов в сферах строительства, производства и торговли различными видами товаров и продуктов, (в том числе алкогольных напитков и табачных изделий), антиквариата, страхования, оказания риэлторских, туристических, юридических, ремонтных, медицинских (в том числе аптечных), реставрационных, ритуальных, компьютерных, полиграфических и т.п. услуг

Товары и цены

Госком-рыболовство

Таблица судовладельцев

К внутренним ресурсам принято относить сведения о хозяйствующих субъектах, в отношении которых проводились гласные или оперативные мероприятия, находящихся или находившихся в поле зрения правоохранительных органов, а также сведения о ранее выявленных способах совершения нарушения налогового законодательства, их демаскирующих признаках и методах выявления и пресечения.

Таблица 4

Информационный ресурс

Накапливаемые сведения

Ведомственная система учета

Результаты проверок соблюдения налогового законодательства, ревизий и экспертиз.

Принятые процессуальные решения (отказано в возбуждении уголовного дела, возбуждено уголовное дело, окончено уголовное дело)

Выявленные административные правонарушения

База данных дел оперативного учета

Сведения о делах оперативного учета.

Оперативно-справочные банки данных

Сведения справочного характера, необходимые для решения поставленных задач оперативным подразделениям

Специализированные банки данных, содержащие методики совершения налоговых преступлений

Сведения, непосредственно характеризующие особенности совершенных правонарушений и их демаскирующих признаков

Для каждого вида деятельности могут организовываться специфические банки данных. Например, для информационного обеспечения следственных подразделений может быть организован банк данных, расследуемых преступлений, фабулы дел, методик сбора доказательств и т.п.


Самое обсуждаемое
Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку
Ипотека для лейтенанта мчс в крыму Ипотека для лейтенанта мчс в крыму
Код окпо что это такое, зачем необходим Код окпо что это такое, зачем необходим


top