Страны нис в мировой экономике. Новые индустриальные страны (НИС) Ввп стран нис

Страны нис в мировой экономике. Новые индустриальные страны (НИС) Ввп стран нис

Какая страна относится к НИС: Канада, Швеция, Казахстан или Таиланд? Чтобы ответить на подобный вопрос, нужно разбираться в особенностях развития экономики в государствах данной группы. А вот в этом вам и поможет наша информационная статья.

НИС - это...

Что же такое НИС? И как правильно расшифровать эту аббревиатуру?

НИС - это так называемые новые В оригинале (на английском языке) это звучит так: newly industrialized country, или сокращенно NIC. К слову, очень часто и на русском можно встретить сокращение в виде НИК.

НИС - это группа государств, которые отличаются общими особенностями социально-экономического развития. Главная объединяющая их черта - это стремительный который происходил (или происходит) в довольно сжатые временные сроки.

К НИС относятся страны, которые расположены на разных континентах Земли. Какие именно? Об этом речь пойдет далее.

Основные черты стран НИС

Среди ключевых черт группы стран НИС можно выделить следующие:

  • высокие и стремительные темпы экономического роста;
  • динамические изменения в макроэкономике;
  • структурные перемены в народном хозяйстве;
  • рост профессионализма рабочей силы;
  • активное участие в международной торговле;
  • широкое привлечение иностранного капитала и инвестиций;
  • высокий удельный вес обрабатывающей промышленности в структуре ВВП (свыше 20 %).

Ученые и экономисты относят то или иное государство к группе НИС по нескольким основным параметрам (показателям). Это:

  • размер ВВП (на душу населения);
  • темпы его прироста (среднегодовые);
  • доля обрабатывающей промышленности в структуре ВВП;
  • общий объем экспорта товаров;
  • объем зарубежных прямых инвестиций.

Страны НИС (список)

Государства НИС выделились в отдельную группу из развивающихся стран. Этот процесс начался примерно в середине 1960 годов. Сегодня к НИС относятся государства Азии, Америки и Африки. В формировании этой группы стран можно выделить четыре этапа (или волны).

Итак, все страны НИС (список):

  • первая волна: это так называемые "восточноазиатские тигры" (Тайвань, Сингапур, Гонконг и Южная Корея), а также три государства Америки - Бразилия, Аргентина и Мексика;
  • вторая волна: Индия, Малайзия, Таиланд;
  • третья волна включает Кипр, Индонезию, Турцию и Тунис;
  • четвертая волна: Китай и Филиппины.

На карте внизу отображено расположение всех этих стран на планете.

Таким образом, к группе НИС сегодня можно отнести 16 разных государств. В конце ХХ века географы и экономисты могли смело говорить о том, что на Земле сформировались целые регионы с устойчивым и стремительным экономическим ростом.

НИС: история и закономерности развития

В результате влияния некоторых факторов в экономически развитых государствах в 60-х годах ХХ столетия (таких как США, Япония или Германия) производство отдельных товаров перестало быть рентабельным. Речь идет о текстиле, электронике, продукции химической промышленности. В конечном итоге их производство перенеслось в развивающиеся страны, которые могли "похвастаться" дешевой рабочей силой и низкими ценами на землю.

  • азиатская модель;
  • латиноамериканская модель.

Первая отличается небольшой долей государственной собственности в народном хозяйстве. Однако влияние государственных институтов на экономику этих стран остается высоким. В государствах азиатского сектора НИС наблюдается некий "культ лояльности" к "своим" компаниям. Национальные экономики этих стран развиваются, ориентируясь в первую очередь на внешний рынок.

Вторая модель, латиноамериканская, характерна для государств Южной Америки, а также Мексики. Здесь, напротив, ярко наблюдается тенденция к развитию национальных экономик с ориентацией на импортозамещение.

"Восточноазиатские тигры" - первые в числе НИС

Их именуют по-разному: "восточноазиатские тигры", "малые азиатские драконы", "четыре Все это - неофициальные названия группы одних и тех же стран. Речь идет о Южной Корее, Сингапуре, Тайване и Гонконге. Все они демонстрировали очень высокие темпы в последней трети двадцатого века.

В середине 1950 годов Южная Корея по всем показателям относилась к самым отсталым странам мира. За короткий 30-летний период она смогла совершить грандиозный прыжок от бедности к высокоразвитости. ВВП страны на душу населения за это время вырос в 385 раз! Современная Южная Корея - это важнейший центр судостроения и автомобильной промышленности в Азии.

Однако самыми высокими темпами экономического роста из этой четверки в конце прошлого века отличался Сингапур (около 14 % в год). Это крохотное государство является одним из крупнейших в мире центров нефтепереработки. Кроме того, активно развиваются в Сингапуре и наукоемкие отрасли. Довольно много здесь и иностранных туристов (свыше 8 миллионов ежегодно).

Другие страны НИС - Гонконг и Тайвань - в большей или меньшей степени зависят от правительства КНР. Значимым для экономик обеих этих стран является туризм. Тайвань - это также крупный центр новейших технологий и атомной энергетики во всей Азии. А еще страна держит первенство в мире по производству морских яхт!

В заключение

После прочтения нашей статьи, вы точно сможете ответить на вопрос: "какая страна относится к НИС?" В эту группу входит сегодня как минимум 16 государств, которые расположены в Азии, Америке и Африке.

НИС - это группа стран, которые отличаются целым рядом характерных особенностей. Это, прежде всего, стремительные темпы экономического роста, высокий процент в структуре ВВП, активное участие в международном распределении труда, а также широкое привлечение зарубежных инвестиций в развитие своей экономики.

«Новые индустриальные страны» (НИС) возникли в результате п роцессов дифференциации, приведших к выделению особой группы стран, отличающихся более высоким экономическим ростом, по сравнению с промышленно развитыми странами и существенно более высоким уровнем развития хозяйства по сравнению с основной группой развивающихся стран.

Эти процессы протекают во всех подсистемах мировой экономики и в развивающихся странах.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критериям, установленными по методике ООН (Организации Объединенных Наций):

  1. размер ВВП на душу населения;
  2. среднегодовые темпы его прироста;
  3. удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20 %);
  4. объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;
  5. объем прямых инвестиций за рубежом.
По некоторым показателям НИС превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 гг.) темпы развития экономики Азиатского региона в целом составляли более 5 % в год, в то время как в европейских странах – 2 % Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли.

Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 1960-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли, в Латинской Америке – в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно выделить Восточную Азию. Обычно НИС подразделяют на четыре поколения:

  1. Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Аргентина, Бразилия, Мексика;
  2. Малайзия, Таиланд, Индия, Чили;
  3. Кипр, Тунис, Турция, Индонезия;
  4. Филиппины, Китай.

В XXI в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу Азиатско-Тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США , Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зеландия, республика Корея и др. Основными целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий:

  1. во взаимной торговле;
  2. придвижении капитала.

В связи с тем что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сроки для достижения этих целей: до 2010 г. – для развитых стран, до 2020 г. – для развивающихся стран.

АТЭС не является закрытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще три страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран.

Новые индустриальные страны (НИС) - группа развивающихся стран, в которых за последние десятилетия произошёл качественный скачок социально-экономических показателей. Экономика этих стран за короткий срок совершила переход от отсталой, типичной для развивающихся стран, к высокоразвитой.

НИС «первого поколения»: Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, Аргентина, Бразилия

НИС «второго поколения»: Малайзия, Таиланд, Индия

НИС «третьего поколения»: Кипр, Тунис, Турция, Индонезия

НИС «четвёртого поколения»: Филиппины

Мир развивающихся стран в конце XX - начале XXI в. пе­реживает огромные изменения - ускоряется рост экономики, ме­няются экономические и социально-политические структуры, воз­никает новая модель общества,

Первоначально эти процессы стали развиваться в некоторых государствах Юго-Восточной Азии. Журналисты называют их «ази­атскими тиграми» или «драконами». Впоследствии подобные изме­нения происходили и в некоторых других странах. В ООН по отно­шению ко всем этим государствам в настоящее время применяется понятие «новые индустриальные страны» (НИС). А первых «драко­нов» теперь называют «новыми индустриальными странами первой волны».

К ним относят­ся: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг (в настоящее время - Сянган). НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. Следом за ними идут НИС последующих поколений. Например, 2 поколение – Малайзия, Таиланд, Индия, Чили; 3 – Кипр, Тунис, Турция, Индонезия; 4 – Филиппины, южные провинции Китая и др..

Критерии, по которым те или иные государства относят к НИС, след:

1.размер ВВП на душу населения;

2.среднегодовые темпы его прироста;

3.удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП. Он должен быть более 20%;

4.объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

5.объем прямых инвестиций за рубежом.

Роль внешнеэкономического фактора в экономической модели НИС . Инвестиции в экономику НИС.

На формирование современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Среди развитых стран ведущим инвестором предпринимательского капитала в НИС являются США, на 2 месте Япония (способствовали индустриализации НИС и росту конкурентоспособности их экспорта). Для НИС Азии было характерно, что предпринимательский капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли . В латиноамериканских НИС он шел в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность . В НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала.

Роль ТНК . Ситуация в развитии мирового хозяйства в конце 60-х сложилась таким образом, что интересы и стратегия развития ТНК совпали с возможностями и устремлениями ряда стран Азиатского региона.

Важную роль в привлечении ТНК именно в Азиатский регион сыграли следующие обстоятельства:

1.выгодное географическое положение НИС. Все они находятся на перекрестке мировых торгово-экономических путей, вблизи от центров мирового хозяйства – США, Японии;

2.в НИС была обеспечена политическая стабильность, демократические и политические преобразования были отложены в пользу экономических реформ.

Иностранным инвесторам была обеспечена высокая степень гарантий безопасности их инвестиций.

2 модели НИС.

Первая – предполагает развитие национальной экономики с преимущественной ориентацией на внешний рынок, на экспорт (боле эффективная и гибкая).

Вторая модель – ориентирована на импортозамещение (свойственную латиноамериканским НИС).

Система экономики и политики НИС формируется под влиянием ряда факторов. Важнейшим из них является резкое увеличение тем­пов экономического роста.

Примером может служить Тайвань. С середины 50-х гг. остров жи­вет в полосе бурного хозяйственного развития. Темпы роста про­мышленного производства достигали 8,2% в 50-х гг., 9,1 - в 60-х, 10,2 - в 70-х, 8,2 - в 80-х и 9,2% - в 90-х гг. В итоге за это время (по данным 2001 г.) ВВП Тайваня вырос до 374,4 млрд долл., т. е. по­чти в 20 раз, а душевой ВВП - в 130 раз (со 145 до 19 870 долл.). Ана­логичная) картина имела место и в других странах НИС «первой вол­ны» (Сингапуре, Гонконге и Республике Корея).

В первую очередь «высокие темпы их экономического роста были связаны с воздействием международного фактора, а также с особен­ностями политики государственных и частных структур. Немалое влияние на развитие оказали некоторые национальные традиции, присущие этим странам.

Международный фактор, в частности огромная роль внешнеэко­номических связей и массированная экспансия ТНК, послужил катализатором радикальных сдвигов экономике и политике НИС. Темпы роста их экспорта в 1,5-2 раза превышали показатели внут­реннего развития. B итоге была создана экспорто-ориентированная экономика, занимающая видное место в мировом экономическом обороте. Позиции НИС в международной торговле стали относительно более прочными, чем в других сферах хозяйства и в производстве в целом. Например, Гонконг в последние годы ус­тупает США по размерам ВВП более чем в 60 раз (в 2000 г. ВВП Гон­конга составлял 163,2 млрд долл., США - 9882,8 млрд), а по объему товарного экспорта всего в 3-4 раза (экспорт Гонконга в 2000 г. - 202,4 млрд долл., США - 782,4 млрд).

Одну из главных ролей в этих изменениях играют транснаци­ональные корпорации развитых стран. Они создали здесь как бы «мировые фабрики», сначала по производству обуви, одежды, текс­тильных изделий, а потом электронных и электротехнических товаров и других продуктов обрабатывающей промышленности. По совокупной стоимости вывоза электронных компонентов НИС уже в конце 80-х гг. опередили и Японию, и США. На их долю в на­стоящее время приходится 1/ 4 часть экспорта мировых судов, спе­циализированных станков, автомашин, ок 25% мирового экспорта продукции ряда отраслей органической химии.

Среди внутренних факторов важнейшее значение имеет актив­ная роль государства и его политики, а также деятельность част­ных коммерческих структур.

Государство в НИС на первом этапе стимулировало рост эконо­мики путем создания мощного предпринимательского сектора. Го­сударственные предприятия стали ведущей силой базовых отрас­лей экономики НИС. Но их деятельность нуждалась в координации. Это привело к созданию системы государственного планирования. Примером может служить Республика Корея. Здесь уже первым планом экономического развития (1962-1968) стимулировался пе­реход от трудоемких к капиталоемким и наукоемким производст­вам. Третий план (1972-1976) декларировал создание в стране ин­дустриальной модели экономики. Задача создания тяжелой про­мышленности была также основной в четвертом плане (1977- 1981). Последующими, пятым (1982-1986) и шестым (1987-1991), планами главные усилия направлялись на активизацию внешней экономической деятельности, оказание помощи крупным корпора­циям, особенно в отраслях тяжелой промышленности, в частности в судостроении. Либерализация, характерная для экономической политики в последующие годы, приводит к изменениям в механиз­мах планирования. Они становятся более гибкими. Уменьшается ко­личество цифровых показателей.

Но по-прежнему первостепенное значение имеет политика госу­дарства в стимулировании научно-технического прогресса. Прини­маются специальные законы о научно-техническом развитии стра­ны, о содействии в этой сфере национальной промышленности, о корейском фонде науки и инженерного дела и др. Государство усиливает внимание к проблемам образования, особенно высшего.

За последние десятилетия количество студентов в стране увеличи­лось более чем в 30 раз,

Наряду с государством ведущая роль в развитии НИС по-прежне­му принадлежит частным коммерческим структурам, резко усилив­шим свою мощь в последние десятилетия. К примеру, в настоящее время из 200 крупнейших банков, действующих в развивающихся странах, 60 контролируются капиталом НИС

История «экономического чуда» во всех НИС неотделима от исто­рии крупнейших корпораций, сформировавшихся в этих странах. Один из самых ярких примеров - это корейские семейные холдин­ги - чеболи. Самым крупным из них на протяжении последних трех десятилетий была группа Hundai, созданная в 1947 г. Чон Чжу Еном. В ней как в зеркале отразилась вся новейшая история самого крупного из «азиатских тигров». Подобно другим чеболям компа­ния занялась диверсификацией. В 1973 г. начала работать верфь Hundai, в 1984 г. сделавшая Корею второй судостроительной держа­вой мира. К 1990 г. группа вошла в число ведущих мировых про­изводителей автомобилей. Затем группа Hundai превратилась в од­ного из крупнейших мировых производителей полупроводников,

В конце 80-х- начале 90-х гг. концерн Hundai, занимавший в списке корейских чеболей попеременно первую или вторую строчку, объединял 34 компании, на которых работали 159 тыс. че­ловек. Хотя в современных условиях группа переживает немалые трудности, очевидно, что за полвека своего существования Hundai оставила значительный след и в корейской, и в мировой истории.

Определенное влияние на развитие НИС оказали некоторые со­циально-психологические традиции, присущие этим странам. Речь идет о доминировании в общественном сознании этих государств варианта конфуцианской философии с ярко выраженными акцента­ми на групповые интересы и социальные гарантии. Конфуцианство, подчеркивают многие исследователи, начало признавать достоинст­во человека и власть народа значительно раньше, чем сформирова­лись демократические идеи западного мира. Поэтому, по их мнению, опираясь на мудрость и стремление к образованию, которые явля­ются характерными чертами конфуцианского общества, можно бу­дет еще активнее развивать рыночную экономику. Особенностью корейского менеджмента , например, является стремление соеди­нить японский и американский деловые стили. В этой сфере пыта­ются сделать взаимодополняемыми индивидуализм личностных уст­ремлений работника и командный стиль управления в принятии ре­шений сверху вниз. Корейскому национальному характеру присуща высокая трудовая мораль. Труд рассматривается не просто как род занятий, а как способ самовыражения.

Широкое распространение конфуцианства, придание особой ценности трудолюбию, образованию, идеалам жизненного успеха и преданности своей нации - все это стимулирует трудовые усилия значительной части общества. Таким образом, определяющими факторами в появлении и разви­тии НИС являются использование международного разделения труда, высокая активность ТНК; стимулирующая деятельность государства, и растущая мощь частного коммерческого сектора, Опирающегося на социально-психологические и другие традиции населения этих азиатских стран. Что касается иностранного капитала, то надо подчеркнуть, что на НИС приходится свыше 40% всех прямых капиталовложений раз­витых стран в их экономику. Наилучшими позициями обладают компании США, Японии, Великобритании и Германии. В послед­ние годы возрастает активность корпораций Франции и малых стран Западной Европы (Швеции, Швейцарии и др.). В политиче­ской сфере борьба за преобладание идет прежде всего между США, которым принадлежит главная роль, и Японией, чье политическое влияние усиливается по мере проникновения японских групп в эко­номику НИС

Участие государства-предпринимателя в НИС, как и в других странах, в последние годы сокращается. Сов­ременное государство больше не является катализатором первоначального накопления капитала, как было на первом этапе развития НИС. Приватизация сократила сферу государственных отраслей. Но государство сохраняет важную роль в регулировании экономи­ческой деятельности, защите интересов частных компаний.

ТАЙВАНЬСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦВЕТАНИЯ

Высокие темпы развития экономики Тайваня тем более удивительны, что речь идет о стране, бедной минеральными ресур­сами и топливом. Половину энергоресурсов и сырья, необходимых хозяйству, Тайвань вынужден ввозить из-за рубежа. Данные факторы определили первостепенное значение международных эконо­мических связей, и прежде всего внешней торговли.

Экономическая политика страны прошла несколько этапов раз­вития. Первоначально перед Тайванем стояла элементарная зада­ча - накормить местное население и переселенцев из континен­тального Китая. Затем пытались создать модель импортозамещения. Но быстро отказались от этого и перешли на экспортно-ориентированную экономику. Это и стало одной из важнейших причин ус­пехов. Экспорт был доведен до 50% стоимости ВВП; 40% экспорта в течение ряда лет направлялось в США. В последние годы доля США составила 27,9%, ЕС - 16,1%, Азии - 47,5%. Положительное сальдо торгового баланса (ок. 12 млрд долл. в год, в 1999 г. импорт -110,9 млрд долл., экспорт - 121,5 млрд) позволило увеличивать за­купки всего необходимого и наращивать большие валютные запасы (более 70 млрд долл.).

Другой причиной роста экономики было сочетание трех сил: мелкого и среднего предпринимательства, крупных корпораций и мощного государства.

Принцип «эффективного малого» успешно внедрялся в организа­ции экономики с самого начала. Этому содействовали вековые ки­тайские семейные традиции. А «психология беженцев» еще больше усилила значение семейных структур, повысила роль родственных уз в рамках кланов. В настоящее время 8 млн тайваньцев трудятся на 70 тысячах мелких и средних предприятий. Это создает очень гибкую производственную структуру бизнеса. Семейные связи вы­ступают в роли укрепляющих конструкций, гарантирующих и часто спасающих от разорения. Такую же роль играет государство.

Вторым полюсом служит крупный капитал. За последние десяти­летия здесь сформировалось 100 крупнейших корпораций, активно участвующих в отдельных отраслях промышленности, во внешней торговле и в операциях на фондовом рынке.

Третьим участником экономической деятельности является госу­дарство. Под его контролем находится половина финансовых ресур­сов страны, 70% земельных угодий, вся банковская система и вся сис­тема телекоммуникаций, а также металлургическая промышлен­ность, железные дороги, цементная промышленность, нефтехимия.

Государство регулирует важнейшие процессы в экономике, стиму­лирует экспортные операции. Особая сфера деятельности государ­ства - создание специальных экономических зон и научно-произ­водственных парков. В настоящее время таких зон в стране бо­лее 100 и их деятельность способствует дальнейшему росту научно-технического прогресса.

К новым индустриальным странам (НИС) относят ряд стран Азии и Америки, что характеризуются высокими темпами экономического роста. НИС выделились из стран, которые развиваются, в 60-х годах ХХв. В формировании НИС можно выделить 4 этапа. На первом четыре страны Юго-восточной Азии (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея) и три страны Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика) достаточно быстро достигли больших социально-экономических сдвигов и практически уравнялись с государствами, которые имели стабильно высокие темпы экономического роста. На втором этапе к этим странам добавились еще Малайзия, Таиланд и Индия. На третьем этапе в группу НИС начали включать Кипр, Тунис, Турцию и Индонезию, на четвертом - Филиппины и Китай. Появились целые регионы, которые можно объявить индустриальными, стабильно растущими.

Критерии, за которыми те или другие государства относят к НИС (за методикой ООН):

  • 1. размер валового внутреннего продукта на душу населения;
  • 2. среднегодовые темпы его прироста;
  • 3. удельный вес отделочной промышленности в ВВП (она должна быть большей 20%);
  • 4. объем экспорта промышленных изделий и их часть в общем вывозе;
  • 5. объем прямых инвестиций за рубежом.

Привлекают внимание и такие характеристики новых индустриальных стран, как высокие темпы роста, динамические макроэкономические и внутриотраслевые структурные сдвиги, рост профессионального уровня рабочей силы, интенсивное участие в международном разделении труда, широкое использование иностранного капитала.

Основной упор перестройки экономики НИС сделан:

  • ·на индустриализацию на основе новейших научно-технических достижений с ориентированием на внешний рынок;
  • ·на общедоступность и высокий уровень образования внутри страны;
  • ·на максимальное использование иностранного капитала.

Факторы, которые обусловили появление НИС, условно можно разделить на внешних и внутренних.

Внешними факторами является:

Страна очутилась в сфере особенных политических или экономических интересов промышленно развитых стран, прежде всего США и Японии. Следовательно, для нее будет делаться все возможно, чтобы обеспечить высокую стабильность и высокую лояльность ее населения к экономической системе капитализма. Так США действовали после Второй мировой войны - оказывали разнообразную помощь и поддержку Западной Германии и Японии с целью превращения их в главные центры противодействия распространению социализма на Западную Европу и Юго-восточную Азию.

США, объявляя зоной особенных национальных интересов Южную Корею и Тайвань, хотели превратить их в главные страны, которые бы противостояли коммунистическому влиянию со стороны КНР, Корейской Народно-демократической республики и Социалистического Вьетнама. Южной Корее и Тайваню предоставлялась огромная экономическая помощь и военная поддержка.

За период 1950-1990 лет Тайвань получил свыше 24 миллиардов долларов США иностранных капиталовложений. Во время финансового кризиса 1998 года США и другие развитые страны через международные финансовые организации предоставили Южной Корее ссуды объемом почти 70 миллиардов долларов США. В сферу экономических и политических интересов США попали также отдельные страны Латинской Америки, и прежде всего Мексика. В 1995 году для поддержки финансовой стабильности США выделили Мексике 50 миллиардов долларов, Причем 20 миллиардов поступило из специального президентского фонда стабилизации. Страны Юго-восточной Азии были и являются сферой особенных экономических и политических интересов США, Японии.

2. Структурная перестройка экономики, которая началась в промышленно развитых странах благодаря научно-технической революции в 50-60-х годах. Транснациональные корпорации промышленно развитых стран быстро освоили производство автомобилей, полупроводников, вычислительной техники, бытовой электроники не только в пределах страны базирования, но и в странах, которые развиваются. 80-х годах прямые инвестиции в экономику НИС составляли свыше 40% всех прямых капиталовложений, что их осуществляли промышленно развитые страны в экономику стран, которые развиваются.

Основными внутренними факторами, которые повлекли экономический рост так называемых НИС, является:

  • 1. Относительная политическая стабильность и лояльные к развитым капиталистическим странам политические режимы. Руководство стран было готово осуществлять политические и экономические реформы, направленные в интересах капиталистических стран, в частности полное гарантирование безопасности их инвестиций, дистанционирования от социалистической теории и практики, поддержки действий развитых стран в международных организациях. Страны, которые развиваются, нормировали свои правовые акты таким образом, что они позволяли ТНК из США, Японии и их союзников практически беспрепятственно использовать дешевую рабочую силу, дешевое сырье и достаточно вместительные внутренние рынки и так же беспрепятственно экспортировать выработанную продукцию.
  • 2. Производительная с точки зрения достижения конечного результата экономическая стратегия, которая состояла из нескольких этапов. На первом этапе страны постепенно замещали отечественной продукцией импорт аналогичных изделий из-за границы и тем самым экономили валютные средства и в то же время насыщали внутренний рынок основными потребительскими товарами. На втором этапе создавался экспортный потенциал и наращивалась мощность базовых отраслей экономики. При этом НИС Юго-восточной Азии создавали предприятия из выпуска преимущественно трудоемкой продукции массового потребления, в то время как латиноамериканские отдавали преимущество развитию высокотехнологических капиталоемких отраслей, таких, как отделочная и добывающая промышленность. Третий этап внедрения экономической стратегии характеризуется созданием собственной научно-исследовательской базы и развитием наукоемких отраслей, включением страны в процесс экспорта капитала. Причем большую часть капиталов восточноазиатские страны пытаются инвестировать в отделочную промышленность и сферу услуг стран Северной Америки и Западной Европы, стремясь таким образом получить доступ к новейшим технологиям.

Развитие производительных сил, то есть средств производства и человека как главной производительной силы общества. НИС Юго-восточной Азии сделали огромные капиталовложения в обновление средств производства в традиционных отраслях экономики и создали новые, раньше отсутствующие производства на базе новейшей техники и технологии. Причем инвестиции в физический капитал они осуществляли за счет высокой нормы внутренних сбережений, которая составляла свыше 30% валового внутреннего продукта. В то же время НИС Юго-западной Азии инвестировали средства в начальное и среднее образование, развитие научно-технического потенциала и переподготовку кадров, потому местная рабочая сила оказывалась готовой к высокоэффективной работе со сложной наукоемкой техникой.

В экономике оптимально объединились рыночный механизм и государственная регуляция. Хотя экономическая роль государства в каждой из НИС разная, в целом она была достаточна для того, чтобы дополнить рыночные механизмы там, где они объективно несостоятельные были обеспечить высокие темпы экономического развития. Именно благодаря государственной регуляции внешне экономических отношений Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур в течение длительного времени имели позитивное сальдо платежных балансов. Правительства азиатских стран контролировали мероприятия по поддержанию макроэкономической стабильности, избегая высокой инфляции и безработицы. В Южной Корее все ведущие отрасли материального производства имеют ярко выраженный экспортно ориентированный характер. Доходы от внешней торговли составляют основную часть бюджетных поступлений.

Эффективная, противоположная традиционной, политика доходов. Правительства Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня проигнорировали традиционные западные теории, согласно которым неравенство в доходах вроде бы нужно для стимулирования экономического роста, поскольку богатые склонны к сбережению в большей мере, чем бедные. Чем больше богатых, утверждают традиционные теории, тем более сбережение и тем большие возможности для инвестиций в экономическое развитие. Восточноазиатские страны пошли путем обеспечения более справедливого распределения, преодоления неравенства в доходах, что усилило мотивацию непосредственных производителей - главной производительной силы общества.

Следовательно, появление НИС обусловила не сама по себе экономическая система капитализма, а ее оптимальное приспособление к современным глобальным процессам. Это приспособление происходит по линии производительных сил, производственных отношений и хозяйственного механизма. Причем оно происходит в значительной степени путем использования способов, методов, принципов социализма.

Предпосылки и закономерности выделения группы новых индустриальных стран в мировой экономике. Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

Основные тенденции экономического развития новых индустриальных стран. Динамика экономического роста и структурные изменения в экономике.

Внешнеэкономическая политика стран НИС.

Лекционный материал.

Специфика образования, места и роль группы НИС в мировой экономике.

В результате распада мировой колониальной системы в послевоенные годы на политической карте появилось много независимых государств. Многие из них выбрали за основу своего развития социалистическую модель по примеру СССР, однако, большинство из этих стран продолжали свое формационное развитие в рамках капиталистической системы, которая получила дополнительную социально-экономическую базу.

Растущий процесс дифференциации развивающихся государств, обусловленный законом неравномерности экономического развития, привел к выделению особой группы стран и территорий - "новых индустриальных стран" (НИС), или "новых индустриальных экономик" (НИЭ). К этим странам принято относить, прежде всего, Южную Корею, Тайвань, Гонконг (Сянган), Сингапур - четыре "азиатских тигра", а также Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Мексику, Бразилию, Аргентину.

Темпы экономического развития большинства НИС значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. Стремительный рост экономики обусловил увеличение абсолютных размеров валового внутреннего продукта (ВВП), в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опережают основную массу освободившихся государств, а некоторые из них приближаются к отдельным промышленно развитым странам. В структуре ВВП достаточно велик удельный вес внутренних накоплений, причем в азиатских НИС он больше, чем в большинстве индустриальных государств. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе и наукоемких ее видов, НИС вышли на ведущие позиции в мировой экономике.

Еще более высокими темпами развивается экспорт этих стран; обладая высокой конкурентоспособностью, продукция их обрабатывающей промышленности интенсивно завоевывает мировые рынки. НИС превратились в крупнейших мировых экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. Этим странам не только удалось найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых государств.

В 80-х годах влияние НИС на динамику, структуру и географическое направление мировой торговли ощутимо возросло. Прослеживаются тенденции к влиянию НИС и на состояние внутренней общехозяйственной конъюнктуры их основных партнеров по торгово-экономическому сотрудничеству.

Основной прирост мирового экспорта обеспечивается за счет динамического увеличения вывоза товаров из НИС, особенно азиатского региона.

Ведущей отраслью хозяйственного развития НИС стала обрабатывающая промышленность. Для НИС характерны в целом более высокие темпы роста производительности труда в этой отрасли. По сравнению с другими освободившимися странами в отдельных НИС темпы роста производительности труда находятся на уровне развитых капиталистических стран или даже превышают его. В НИС начался процесс структурной перестройки экономики, направленный на увеличение доли наукоемкой продукции в промышленном производстве.

Опережающими темпами развиваются внешнеэкономические связи, что привело к росту значения НИС в мировом хозяйстве. О глубокой включенности в международное разделение труда свидетельствуют достаточно высокая экспортная и импортная квота, особенно у азиатских НИС, и доля в мировой торговле. По суммарной стоимости экспорта товаров НИС превзошли ведущие капиталистические государства (кроме ФРГ и США). На НИС приходится почти 1/2 всего вывоза из развивающихся государств.

Основной статьей экспорта практически всех НИС стали товары массового потребительского назначения, прежде всего продукция обрабатывающей промышленности. По реализации на мировом рынке таких товаров, как обувь, одежда, текстиль, отдельные виды электронных и электротехнических изделий, НИС обогнали многие развитые капиталистические страны. Главным рынком сбыта готовых изделий для НИС стали индустриально развитые государства.

Продукцию обрабатывающей промышленности НИС на внешнем рынке отличает высокая конкурентоспособность. Этого удалось достичь благодаря эффективному использованию передовой техники и технологии, достижений НТР, современным методам организации производства, что привело к значительному повышению производительности и интенсивности труда. Наиболее развитые из этих стран на отдельных товарных рынках на равных конкурируют с ведущими империалистическими державами, все чаще побеждая в этой борьбе. По синтетическому показателю конкурентоспособности экономического развития НИС занимают ведущие места среди освободившихся стран. Такие успехи НИС, прежде всего, связана с низкими издержками производства, дающими возможность использовать в конкурентной борьбе ценовой фактор. Высокое качество экспортной продукции, постоянное обновление ее ассортимента, применение достижений маркетинга, учет текущей и долгосрочной конъюнктуры позволяют компаниям НИС успешно завоевывать мировые рынки.

В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и капитала, слияние банковского и промышленного капитала, формируется национальный финансовый капитал.

Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по масштабам своих операций не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран.

Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала за рубежом, образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.

Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика.

Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей, второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития. В отличие от большинства развивающихся государств, НИС удалось наиболее эффективно использовать иностранные инвестиции и современную технологию. Большинство НИС сумели поставить на службу ускорения своего социально-экономического развития преимущества, которыми располагают ТНК. Сейчас по уровню и характеру экономического развития некоторые НИС, например, Южную Корею и Тайвань, вполне можно отнести к разряду промышленно развитых государств, поскольку они имеют гораздо больше общих черт с развитыми, нежели с развивающимися странами.

Динамика экономического роста и изменения в структуре экономики стран НИС.

Экономика стран НИС характеризуется следующими направлениями: неуклонный рост промышленного производства, особенно обрабатывающих и других отраслей промышленности, ориентированных на наукоемкую экспортную продукцию, имеющую достаточный спрос на внешних рынках, открытость экономик, довольно продуктивные аграрные реформы, хорошая осведомленность о конъюнктуре мировых рынков и о потребностях своих деловых партнеров, меры по импортозамещению, неуклонное развитие национального образования, ориентированного на подготовку местных кадров и целый ряд других факторов

Показатели развития Новых Индустриальных Стран:

Основными тенденциями структурных преобразований в Новых Индустриальных Странах являются: сокращение доли сельского хозяйства в ВВП и его одновременная модернизация, диверсификация обрабатывающей промышленности, появление новых отраслей, повышение науко- и капиталоемкости производства.

Сдвиги между отдельными секторами экономики происходят параллельно с изменениями внутри секторов в сторону более сложных технологий, требующих высокой квалификации рабочей силы. Так, Тайвань в немалой степени благодаря экспортоориентации стал первым среди новых индустриальных стран нетто-экспортером капитала.

Проблема, с которой все больше сталкиваются новые индустриальные страны, -соотношение структурных преобразований с либерализацией в области финансов, внешней торговли, инвестиций.

Особое место занимает проблема "человеческого капитала". Современное осознание этого повлияло, например, на политику Тайваня в области образования. На цели развития образования, науки, и культуры идет от 15 до 20% всех государственных расходов страны, или 3-5% ВНП. По охвату населения начальным и средним образованием Тайвань сравнялся с развитыми странами, а по уровню высшего образования относится к лидерам развивающегося мира.

Масштабы участия государства в организации и управлении производством, так же как и обоснование необходимости госсектора в 50-90-е гг., изменились в азиатских странах в зависимости от эволюции стратегии экономического развития. В одних государствах изначально большая роль госсектора постепенно сокращалась, в других, наоборот, незначительный вклад государственных предприятий в производство со временем возрастал.

Например, на Тайване в начале индустриализации доля госсектора в промышленности составила почти 5 7%. Однако уже в первой половине 50-х гг. государство начало передавать в частную собственность такие крупные образования как корпорации по производству цемента, угля, бумаги, корпорации в сельском хозяйстве и лесной промышленности. Поскольку у частных предпринимателей почти всегда не хватало капиталов, доходность приватизированных предприятий была низкой, и государство испытывало трудности с поиском покупателей. В течение последующих 20 лет быстрый рост частного сектора привел к существенному сокращению доли государственных предприятий - до 30% в 1972 г. В результате осуществления "седьмого плана" (1976-1981 гг.) на Тайване произошел небольшой рост доли госсектора за счет создания нового сталелитейного завода, главного тайванского порта в г. Каочун, нефтехимических производств. В 80-е годы вновь ускорилось развитие частного сектора.

Примером обратной тенденции может служить рубеж 70-80-х гг. на Филиппинах, где за десять лет число государственных предприятий возросло почти в 10 раз в основном путем приобретения активов убыточных предприятий. В настоящее время в государственном секторе Филиппин в основном сосредоточены добыча угля, судостроение, производство стали, текстиля, бумаги, сахара, строительство, гостиничное дело.

В Сингапуре государственный сектор вырос со 180 предприятий в 1974 г. до 450 в 1983 г. На этих предприятиях занято 5% рабочей силы. Такие предприятия доминируют в воздушном и морском транспорте, коммунальных услугах, жилищном строительстве. Особенностью Сингапура является высокая доля средств государственных предприятий в валовых сбережениях.

Значительные изменения потерпел госсектор Индонезии, где в 1957 г. было всего два предприятия государственного сектора: цементный завод и прядильная фабрика.

До середины 60-х гг. были национализированы голландские предприятия, появились новые государственные предприятия в тяжелой промышленности.

Кризисные явления не только в Индонезии, но и в других азиатских странах показали, что государственный сектор все больше требовал влияния финансовых ресурсов в форме привлечения заемных средств непосредственно от государства или под его гарантии. Все это заставило правительства многих стран региона критически пересмотреть не только роль государственного сектора, но и целесообразность сохранения созданных в его рамках отраслей. Центр тяжести государственного вмешательства сместился в сторону участия в структурной перестройке, перепрофилировании, санации и ликвидации избыточных мощностей предприятий, утративших свои сравнительные преимущества в конкуренции.

Интересный подход был разработан в 80- начале 90-х гг. в Республике Корея, когда там впервые пришлось столкнуться с необходимостью свертыванию в некоторых отраслях избыточных производственных мощностей. Для этого создавались так называемые депрессивные картели (в электротехнической промышленности, в производстве минеральных удобрений и некоторых других отраслях). Картели при содействии правительства договаривались о добровольном сокращении выпуска и сохранении на предприятиях только самых эффективных подразделений, о продаже или перепрофилировании избыточных мощностей. Финансирование деятельности депрессивных картелей производили коммерческие банки под гарантии правительства. При ликвидации избыточных мощностей источником новых рабочих мест для уволенного персонала оказался малый бизнес.

Развитие малого бизнеса стало системообразующим фактором рыночной экономики в странах региона. К этому сектору здесь относят малые и средние предприятия с численностью занятых не более 100 человек.

В специфических условиях Тайваня к малым и средним предприятиям относят ремесленные предприятия и предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, собственный капитал которых не превышает 40 млн., а совокупные активы -120млн. тайваньских долл.

Активную политику поощрения развития малого бизнеса тайваньское государство начало проводить с середины 60-х гг. Это было связано с общим курсом на рост тайваньского экспорта. На протяжении всего периода 60-90-х гг. удельный вес малых и средних предприятий был почти на уровне 98%, а иногда поднимался до 99% от общего объема ВВП.

Примерно около 60% экспорта промышленной продукции на Тайване осуществляется малыми и средними предприятиями, которые получают от экспорта около 70% своей выручки.

Секрет высокой рентабельности экспортоориентированных малых и средних предприятий Тайваня кроется в их способности проводить гибкую рыночную политику, своевременно адаптироваться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, сотрудничать с посредническими компаниями и зарубежными импортерами.

Среди мер государственного содействия малому бизнесу на Тайване особого внимания заслуживают меры помощи начинающим молодым бизнесменам. Создана специальная молодежная комиссия. В ее задачу входит организация содействия молодым людям при основании ими малого бизнеса в сфере производства или торговли, например техническая и руководящая помощь, помощь в получении дешевых кредитов, подготовка специалистов по менеджменту. Эффективными оказываются и такие формы государственной помощи мелкому бизнесу как слияние нерентабельных мелких предприятий.

Несомненный интерес представляет функционирующая на Тайване система предоставления малым и средним предприятиям финансовой помощи. Так, Банк малого бизнеса, основанный в 1976 г., к исходу 80-х гг. стал основным кредитором (почти 80% общей суммы кредитов) тайваньских мелких и средних предприятий. На весьма льготных условиях они получают кредиты для приобретения земельных участков и производственных помещений, специальные кредиты на создание экологически чистых производств и кредиты начинающим бизнесменам.

Наряду с огромным и своеобразным миром малых и средних предприятий одновременно и параллельно продолжает развиваться крупное производство.

Эволюция крупных предприятий показательна в республике Южная Корея.

Особенностью стран региона является участие государства в формировании социально-экономической структуры промышленности, поддержка не только мелких и средних фирм, но и предприятий, возникающих в крупномасштабном секторе экономики. При этом политика поощрения крупных предприятий, например в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах путем предоставления государственных кредитов, тарифных скидок, лицензирования импорта нередко мешает выходу на рынок новых мелких и средних предприятий.

Начавшаяся в мире на рубеже 70-80-х гг. волна де регулирования не могла не затронуть и регион Юго-Восточной Азии.

В частности, это нашло отражение в сокращении и изменении характера государственного вмешательства в экономику, развертывании программ приватизации предприятий госсектора.

В азиатских странах в процессе приватизации применяется целый ряд льгот и приемов, например, платежи в рассрочку, налоговые скидки, льготное кредитование частных инвесторов, обмен долговых обязательств государственных предприятий на долю в акционерном капитале, разрешение не банковским учреждениям вкладывать средства в акции государственных предприятий, создание государственных холдингов и взаимных инвестиционных фондов, уменьшающих риск инвестиций за счет диверсификации портфеля, использование кредитов Азиатского банка развития и др.

Немаловажное значение имеет гибкость политики привлечения иностранного капитала к участию в приватизации. Например, в Малайзии выявилось, что было невыгодным напрямую ограничивать приобретение иностранными инвесторами контрольного пакета акций приватизированных предприятий, и признано более продуктивным разрешать покупку контрольного пакета акций тех компаний, которые работают на экспорт, используя передовую технологию.


Самое обсуждаемое
Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку
Ипотека для лейтенанта мчс в крыму Ипотека для лейтенанта мчс в крыму
Код окпо что это такое, зачем необходим Код окпо что это такое, зачем необходим


top