Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов. Функции финансов как проявления их сущности Функции финансов как проявление сущности

Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов. Функции финансов как проявления их сущности Функции финансов как проявление сущности

Финансы – неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использовании фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают между:

  • предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;
  • предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределений;
  • государством и предприятиями при уплате или налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;
  • государством и гражданами при внесении или налогов и добровольных платежей;
  • предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;
  • отдельными звеньями бюджетной системы;
  • органами имущественного и личного страхования, предприятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;
  • денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны – вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей – дохода потребления и фонда накопления – определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы – неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

Современная экономика не может существовать без государственных финансов. На определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества могут финансироваться только государством. Это атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, а так же предприятия, которые необходимы всем (почта, телеграф и некоторые другие).

Финансы отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВП и национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью; они стимулируют дальнейшее развитие производства жизни граждан страны.

В условиях же экономического кризиса, спада производства, роста безработицы состояние финансов резко ухудшается, что выражается в крупных бюджетных дефицитах, финансируемых за счет внутренних и внешних государственных займов, эмиссии денег, а так же в увеличении государственного долга и расходов по нему. Все это влечет за собой развитие инфляции, нарушение хозяйственных связей, увеличение бартерных сделок, сложности с мобилизацией налогов, невозможность своевременного финансирования государственных расходов, снижение жизненного уровня широких слоев населения. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежат состоянию реальной сферы производства.

Особенности финансов:

Средства банка выдают на определенный срок; на определенных условиях и при условии возвратности;

Средства при финансировании выдаются на определенные цели; бесплатно безвозвратно.

С помощью кредита происходит перераспределение финансовых ресурсов между предприятиями, организациями и гражданами.

Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые ресурсы и наоборот. Все фонды предприятия концентрируются на счетах в банках и являются источниками ссудных фондов банков для выдачи кредитов. Между кредитом и финансами много общих черт, но основной является широкое использование обеих в кругообороте и воспроизводственном процессе.

Финансы, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом. Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

Финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении)

Финансы обладают потенциальным свойством быть катализатором процессов экономики, что вытекает из распределительной функции.

Распределение начинается в сфере материального производства. Эта сфера включает 3 стадии, где определяющей является стадия производства.

а) сфера материального производства, таким образом, оказывает влияние на характер и масштабы производства;

б) сфера обращения, она представлена торговлей. В ней характерны процессы купли - продажи. Потребительские свойства товара не меняются, а меняется его стоимость. Товар продается, предприятие получает выручку. Затем происходит распределение этой выручки на фонды возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли продажи.

в) сфера потребления, где выделяют:

Коммерческие организации;

Бюджетные организации

В настоящее время можно встретить организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций.

Наряду с предпосылками существуют возможности использования финансов. Они вытекают из экономической природы финансов. Поскольку это распределительная категория, то общество использует ее для своих целей. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - это экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут два начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации экономической политики государства).

Финансы влияют двояко:

Количественно (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

Качественно (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Количественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе. Качественное влияние характеризует воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования, через различные формы организации финансовых отношений.

Экономический стимул - инструмент, который увязан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3-х направлениях:

    1. с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками;
    2. с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;
    3. с позиции использования финансов, как экономического стимула.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Процесс воспроизводства представляет собой совокупность непрерывно повторяющихся циклов.

Таким образом, критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений.

3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.

3. Распределительная и контрольная функция финансов, значение в условиях рыночных отношений

Сущность финансов проявляется в их функциях, а финансы выполняют 2 основные функции:

  1. распределительную и
  2. контрольную.

Эти функции осуществляются финансами одновременно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль над этим распределением. Распределительная функция проявляется при распределении НД (национального дохода), когда происходит создание так называемых первичных фондов. Их сумма равна НД. Первичные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы.

  1. зарплата рабочих, служащих;
  2. доходы предпринимателей сферы материального производства.

Однако первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, которые были бы доступны для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Поэтому необходимо дальнейшее распределение НД.

В результате перераспределения образуются вторичные доходы, к которым относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы. Таким образом, перераспределение НД происходит между производственными и непроизводственными сферами народного хозяйства, отдельными регионами страны.

Конечная цель распределения НД совершаемая с помощью финансов состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, обеспечения высокого качества жизни населения.

Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и над расходованием их по целевому назначению. Одна из основных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через деятельность финансовых органов. Работники финансовой службы и налоговых органов осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, а также при исполнении доходных и расходных частей бюджетной системы.

Помимо основных функций финансы выполняют и стимулирую щую функцию.

Стимулирующая функция финансов.

Финансы выступают также как инструмент экономического стимулирования.

Экономическое стимулирование может осуществляться с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам.

Методы экономического стимулирования:

1) Эффективное направление, инвестирование финансовых ресурсов.

2) Поощрительные методы

3) Бюджетные методы

4) Специальные финансовые льготы и санкции

Для того, чтобы воздействовать на производство, следует выбрать наиболее эффективное решение вложения финансов. Есть четыре основных направления инвестирования:

1) Финансирование технического перевооружения предприятия

Как экономическая категория финансы обладают функциями. Можно выделить две основные, диалектически взаимосвязанные функции – распределительную и контрольную, осуществляющиеся одновременно.

1. Распределительная функция финансов заключается в том, что:

  • через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики , достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;
  • вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств , содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство , формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти .

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т. п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

  1. контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  2. контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
  3. контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, лимитирование и др.).

Возникновение и развитие финансов

Термин «финансы» появился в XIII в. в торговых городах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Финансы

Финансы - (financia – лат.) – доход, платеж при сделке

Финансы – (соврем.) – денежные потоки и фонды, возникающие в процессе хозяйственной деятельности

Основные этапы развития финансов:

1. Докапиталистический характеризуется:

Возникновением государства;

Выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха;

Появлением денежных отношений и началом развития товарного производства;

Началом формирования фондов денежных средств;

Возникновением и началом развития финансовых отношений, государственных финансов.

2. Капиталистический характеризуется:

Товарно-денежные отношения приобретают всеобщий характер;

Финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода станы;

Концентрацией основных финансовых средств капиталистических государств в бюджете страны.

Факторы возникновения финансов как исторической категории:

Общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

Развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД;

Место финансов в системе товарно-денежных отношений

В широком смысле слова, финансы рассматриваются зарубежными экономистами как наука об управлении расходованием и поступлением дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени. Финансовые решения характеризуются тем, что расходы и доходы:



1) разнесены во времени;

2) как правило, не могут быть точно предсказаны ни теми, кто принимает решения, ни кем-либо другим.

Финансовая система- это совокупность рынков и других инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Эта система включает в себя рынки акций, облигаций и других финансовых инструментов, финансовых посредников (таких как банки и страховые компании), фирмы, предлагающие финансовые услуги (например, финансовые консультационные компании), органы, регулирующие деятельность всех этих учреждений.

Такая расширительная трактовка в современных условиях связана с господством денежного хозяйства. Денежная форма выражения является для финансов признаком сущностным. В историческом измерении деньги появились раньше финансов в результате перехода от натурального хозяйства к производству и обмену товарами.

Непосредственными предпосылками возникновения денег послужили:

Переход от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

Имущественное обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции;

Наличие потребности в приобретении товаров, производимых другими производителями.

Каждый из двух начальных типов денег создал свою собственную культуру, которая заметно отличалась от всех предшествующих. Теперь, в начале ХХI в., мир вступает в третий этап монетарной истории - эру электронных денег и виртуальной экономики. Деньги сделали возможной организацию общества на более высоком и сложном уровне по сравнению с тем, какой можно было достичь родственными связями или применением силы. Финансы возникают как результат развития таких функций денег как средство платежа и как средство сохранения ценности (стоимости). Но было бы ошибкой считать, что другие функции денег не имеют к финансам отношения. Финансы - это, прежде всего, движение денежных доходов, а денежные доходы - это обычные деньги, обладающие всеми функциями. Особенность денег, распределяемых (перераспределяемых) финансовой системой, заключается в другом: они имеют целевое назначение, которое определяет собственник этих доходов. А поскольку это назначение может быть теоретически каким угодно, то для его реализации, разумеется, нужны полноценные деньги с набором всех имеющихся функций денег. Так что и в данном случае имеется теснейшая зависимость между финансами и функциями денег.

Функциональность в двойственности финансов:

1) функция аккумуляции плановых денег - суть финансовой энергии на будущий период. Плановые деньги, оформленные расчетными суммами в таблице финансового плана, фонда или бюджета задают параметры (величины по месяцам) для движения реальных денег в процессе исполнения финансового плана в доходной и расходной части;

2) долговые отношения:

функция установления отношений участия в производстве дохода; - функция распределения дохода между заинтересованными лицами в рамках финансового права.

Формы финансов. Финансы существуют в определенных формах организованной аккумуляции и целенаправленного действия финансовой энергии. Финансы являются плановой категорией - это плановые деньги, в которых представлено распределение и перераспределение дохода на плановый период. В практической экономической работе финансовые планы имеют форму таблиц. Структурными формами финансов являются фонды, бюджеты и резервы.

Сущность финансов

Финансы – это денежные отношения, возникающие между экономическими субъектами в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов , закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного производства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Теория финансов – это часть экономической теории, т.е. учение о специфических производственных отношениях, вызванных развитием и функционированием товарно-денежных отношений, а также существованием государства.

Финансы – определенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда происходит их передача или перечисление наличным либо безналичным путем.

Финансовые отношения – это часть денежных отношений, т.к. сфера денежных отношений шире.

Отличительные признаки финансов:

1. Деньги- основа финансов.

2. Финансы – основной инструмент распределения созданной стоимости между разными экономическими субъектами(гос-вом, орг-ми и домохозяйствами)

3. В процессе распределения формируются фонды ден.средств (централизованные – у гос-ва, децентрализованные – у орг-ий).

4. Отношения между разными эконом. субъектами чаще всего имеют неравный характер.

Деньги

Всеобщий эквивалент , с помощью которого измеряются затраты ассоциированных производителей

Выполняют пять функций

Возникают раньше финансов

Охватывают более широкие экономические отношения

Финансы

Экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и НД, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств

Имеет свои особые функции

Возникают позже денег

Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием денежных фондов.

Таким образом, финансы играют значительную роль в общественном воспроизводстве.

Функции финансов как проявление их сущности.

1. Распределительная функция финансов выражается через процесс исп-я ранее мобилизованных ден. средств для удовлетворения целевых потребностей хоз. системы фин. ресурсов. На уровне мировых фин. отношений при осуществлении фин. программ межнациональных фин. институтов. На уровне госуд. финансов – при исполнении расходной части бюджета. На уровне субъекта хозяйствования – при распределении полученной прибыли. На уровне частных финансов - при распределении доходов домашних хозяйств.

2. Контрольная функция финансов выражается через фин.контроль за колич-ми и качеств-ми параметрами процессов как мобилизации, так и исп-я фин.ресурсов. Основными контролирующими органами явл: Счетная палата РФ; Мин.финансов; Казначейство; Фед.служба фин-бюджетного надзора (ФС ФБН). Контрольная функция реализуется через: фин.хоз. контроль; фин-бюдж. контроль; фин-банковский контроль.

3. Регулирующая функция финансов тесно связана с вмешательством гос-ва с помощью финансов в процесс воспроизводства. На микроуровне , эта ф-я стимулирует деят-ть орг-ии, создавая различные фонды, что способствует улучшению кач-ва производственного процесса, увеличению его объема, улучшению матер. положения работающих. На макроуровне, эта ф-ция, исп-я госуд. доходы, налог, кредит, способствует удовлетворению общегосударственных потребностей.

Финансовая система РФ

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовую систему государства можно рассматривать с позиции ее функций или ее институтов.

Функциональная характеристика:

Финансовая система – совокупность денежных отношений, функционирующих в государстве.

Институциональная характеристика:

Финансовая система – совокупность финансовых учреждений (банков, бирж и т.п.)

Типы финансовых систем:

1. Банковский тип финансовой системы - Основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов (большинство стран Европы)

2. Рыночный тип финансовой системы - Основная часть национального дохода страны перераспределяется через фондовый рынок.

3. Бюджетный тип - Основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов. (используется в России, Швеции, Китае в ряде других стран)

В зависимости от признака, закладываемого в основу построения финансовой системы, можно представить ее разное структурное понимание. Рассмотрим структуры финансовой системы Российской Федерации.

1. По фондовому признаку различают централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные (государственные) финансы включают:

· государственные бюджеты;

· государственные социальные внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· государственное страхование.

К децентрализованным финансам относят:

· финансы коммерческих предприятий и организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы домохозяйств.

По сфере финансовых отношений финансовая система РФ включает:

· финансы экономических субъектов: предприятий, организаций по секторам (коммерческий, некоммерческий), по отраслям экономики (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.); банковско-кредитных организаций; участников фондового рынка;

· финансы государства: федерального уровня; регионального уровня; местного (муниципального) уровня;

· фонды страхования: государственного, частного;

· финансы домохозяйств.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовый внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция

Распределительная функция заключается в том, что финансовые ресурсы предприятия подлежат распределению в целях выполнения денежных обязательств перед бюджетом, банками, контрагентами. Её результатом является формирование и использование целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • 1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2) доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное:

с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуется вторичная, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

финансы отношение

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

Распределительная функция финансов заключается в том, что:

через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы “пронизывают” все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;


Самое обсуждаемое
Комплектация и узловая сборка товаров Комплектации принадлежностей формирование актуальных товаров Комплектация и узловая сборка товаров Комплектации принадлежностей формирование актуальных товаров
Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку
Ипотека для лейтенанта мчс в крыму Ипотека для лейтенанта мчс в крыму


top