Внешний контроль качества в аудите. Особенности контроля качества в сетевых аудиторских компаниях. Внешний контроль качества в аудиторской деятельности Контроль качества аудита представляет собой

Внешний контроль качества в аудите. Особенности контроля качества в сетевых аудиторских компаниях. Внешний контроль качества в аудиторской деятельности Контроль качества аудита представляет собой

Контроль качества аудита – совокупность процедур необходимых для обеспечения уверенности в том, что аудит проводится в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.

Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» предусмотрены два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а в аудиторских организациях, которые проводят обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, кроме саморегулируемой организации аудиторов внешний контроль осуществляет также уполномоченный федеральный орган.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторской организацией, аудитором требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов.

Внешние проверки качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов могут быть: плановыми и внеплановыми.

Плановая внешняя проверка качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора, за исключением аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляется не реже одного раза в пять лет, но не чаще одного раза в год.

Плановые внешние проверки качества работы аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляются:

1) саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация, не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций;

2) уполномоченным федеральным органом не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Основанием для осуществления внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации, индивидуального аудитора может являться поданная в саморегулируемую организацию аудиторов или уполномоченный федеральный орган жалоба на действия (бездействие) аудиторской организации, индивидуального аудитора, нарушающие требования Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также кодекса профессиональной этики аудиторов.

Уполномоченный федеральный орган обязан проинформировать саморегулируемую организацию аудиторов, членом которой является проверенная аудиторская организация, о результатах проверки и решении, принятом в отношении указанной аудиторской организации.

Внутренний контроль качествапроисходит то двум основным направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок; общий контроль качества.

Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает:

· соблюдение принципов независимости, профессионализма и компетентности аудиторов;

· текущий контроль их работы;

· проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стан­дартам, достаточности документации, достижения целей аудита.

Общий контроль качества аудита базируется на:

· определенных личных качествах аудитора (честность, объектив­ность, независимость, конфиденциальность, профессионализм, ком­петентность);

· обоснованном распределении работы между членами группы аудиторов;

· надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов каче­ства;

· контроле за эффективностью политики и процедур контроля ка­чества.

Текущий контроль осуществляется в следующих формах: контроль основного аудитора за работой ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудиторов и др.

Если проверка выполняется бригадой аудиторов, то основной ауди­тор (руководитель бригады) должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов - менее квалифицированных сотруд­ников. Любое поручение должно даваться ассистентам аудитора та­ким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что ра­бота будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах. Важная роль при этом отводится программе ауди­торской проверки, включающей цель аудита, график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей между членами группы аудиторов.

В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делает­ся для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о сво­ей ответственности и целях выполняемых ими процедур, а сами проце­дуры проводились в соответствии со сложившейся практикой и стан­дартами.

Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита.

Важное значение для качественного оказания услуг имеют рабо­чие документы аудитора, которые обеспечивают методический и логи­ческий подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора, содержат информацию о проделанной работе, обнаружен­ных проблемах и способах их решения. Если рабочие документы стан­дартизованы, это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает документацию, дает гарантию, что отдельные моменты не будут упущены.

Контроль аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется:

· посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита;

· посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий его бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой и т. п.);

· некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверкидостоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

а) соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

б)укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

в) поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

г) выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

д) получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

е) разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;

ж)принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или не надлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Текущий контроль работы исполнителей состоит из ру­ководящих указаний, которые должны соответствовать обще­му плану аудита, включая расчеты затрат времени на проведе­ние аудита, и программе аудита, а также проверки выполнен­ной работы. Профессиональные сотрудники, осуществляющие текущий контроль, выполняют следующие функции, в ходе аудита:

а) проверяют, обладают ли исполнители необходимыми знаниями для выполнения порученной работы;

б) проверяют, понимают ли исполнители соответствующие направляющие указания;

в) выясняют, соответствует ли выполняемая работа общему плану аудита и программе аудита;

г) выявляют существенные проблемы, связанные с бухгалтерским учетом и аудитом, встречающиеся в ходе аудита, дают им оценку и принимают в связи с этим в пределах своих полномочий решения о корректировке общего плана аудита и программы аудита;

д) принимают в пределах своих полномочий решения, обоснованные на профессиональном суждении аудитора, в случаях когда однозначно и жестко определить порядок действий аудитора не представляется возможным, либо принимают решения о необходимости прибегнуть к консультациям.

При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

а) выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;

б) документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;

в) все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;

г) достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;

д) вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

а) следить за ходом выполнения общего плана и программы аудита;

б) производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения, и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план и программу аудита;

в) следить за надлежащим документированием аудитор­ских доказательств, полученных в результате аудиторских про­цедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;

г) выяснять и оцениватьстепень влияния отмеченных в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

До выдачи аудиторского заключения руководитель аудиторской проверки должен проверить рабочие документы аудитора и обсудить работу с участниками аудиторской группы, чтобы убедиться в достаточности и надлежащем характере полученных аудиторских доказательств, подтверждающих сделанные выводы.

Руководитель аудиторской проверки не должен проверять все рабочие документы аудитора, однако он должен документально оформить информацию о том, когда и какие рабочие документы были им проверены.

Руководитель аудиторской проверки должен:

а) отвечать за организацию получения участниками аудиторской группы консультаций по сложным и спорным вопросам;

б) убедиться, что участники аудиторской группы имеют возможность в ходе выполнения задания по аудиту получать соответствующие разъяснения и консультации как от других, более опытных участников аудиторской группы или лиц, имеющих соответствующие знания, полномочия и опыт, работающих в аудиторской организации, так и от сторонних компетентных лиц;

в) убедиться, что характер и объем консультаций, а также сделанные на основании таких консультаций выводы документально оформлены и согласованы с лицами, осуществлявшими консультирование;

г) убедиться, что выводы, сделанные по результатам консультаций, были применены на практике.

В случае если между участниками аудиторской группы и лицом, предоставляющим консультации, или между руководителем аудиторской проверки и лицом, осуществляющим обзорную проверку качества выполнения задания, возникает расхождение мнений, то участники аудиторской группы должны следовать принципам и процедурам в отношении порядка разрешения разногласий, установленным в аудиторской организации.

Контрольные вопросы

1. Какие основные принципы включает в себя Федеральный правило (стандарт) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности»?

2. Что представляет собой этический кодекс аудита?

3. Что включается в понятие этики аудитора?

4. Какие основные требования включает в себя Кодекс этики аудиторов России?

5. Как обеспечивается внутренний контроль качества аудита?

6. Как обеспечивается внешний контроль качества аудита?

Тест

1. Общие принципы аудита определяет:

1. ФЗ РФ «Об аудиторской деятельности;

2. Федеральный стандарт «Цель и основные принципы аудита и финансовой отчетности;

2. В спорной ситуации мера вины и ответственности аудитора пе­ред клиентом определяется:

2. договором об аудиторской проверке;

3. налоговой инспекцией.

3. Аудитор в договоре на аудиторскую проверку уведомил клиен­та, что в силу особенности аудита какое-либо искажение финансовой отчетности может быть им в ходе проверки не обнаружено. Освобож­дает ли это аудитора от ответственности при возникновении кон­фликтной ситуации:

1. да, ведь он предупреждал;

3. да, но при условии, что руководство экономического субъек­та письменно подтвердит свое согласие с таким подходом.

4. В каком из следующих случаев независимость и объективность
аудитора не считается нарушенной:

1. аудитор оказывал проверяемому экономическому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности;

2. аудитор является учредителем, собственником, акционером, руководителем или иным должностным лицом проверяемого эко­номического субъекта, несущим ответственность за соблюдение финансовой отчетности;

3. аудитор состоит в близком родстве с учредителями, собствен­никами или руководителями проверяемого экономического субъекта;

4. аудитор оказывал управленческую услугу по обучению персонала проверяемой компании пользованием компьютерной систе­мой.

5. Контроль за соблюдением требований законодательства аудиторами, аудиторскими организациями осуществляет:

1. Инспекция по налогам и сборам РФ;

2. Федеральная служба налоговой полиции РФ;

3. саморегулируемое аудиторское объединение.

6.Ответственность аудитора заключается в том, что он:

1. ответствен за свое заключение;

2. ответствен за содержание отчетов клиента;

3. ответствен за результаты деятельности проверяемого экономического субъекта.

7. Аудитор уведомил в договоре, что не все ошибки экономического характера могут быть обнаружены при проверке. Освобождает ли это его от ответственности?

1. конечно;

3. да, при условии согласия клиента.

8. Имущественные споры между аудиторами и экономическими субъектами разрешаются:

1. в претензионном порядке;

2. судом общей юрисдикции или арбитражным судом;

3. в соответствии с договором на оказание аудиторских услуг.

9. Принцип профессиональной компетентности – это принцип аудита, заключающийся:

1. в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом знаний и навыков, позволяющих ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание профессиональных услуг;

2. в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также в следовании общим нормам морали;

3. в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим исполнением своих способностей.

10. При защите интересов клиента в суде аудитор получил информацию, что защищаемые им интересы возникли в нарушение закона. Аудитор исходя из принципа соблюдения общественных интересов:

1. продолжит защищать интересы клиента;

2. разгласит полученную информацию, представив подтверждающие документы суду;

3. откажется от защиты клиента.


Похожая информация.


Согласно ФЗ ст. 14 качество аудиторских проверок должен обеспечить организованный внешний контроль. Контроль качества аудита может быть предварительным, текущим и последующим.

Предварительный контроль осуществляется при проведении аттестации и лицензировании аудиторов и аудиторских организаций, путем сдачи квалификационных экзаменов и получения лицензии для осуществления аудиторской деятельности.

1. Текущий контроль отдельных аудиторских проверок;

2. Общий контроль качества аудита.

Осуществление текущего контроля качества аудита соблюдение законодательства, федеральных и других стандартов аудита, профессиональной этики аудиторов, соблюдение основных принципов проведения аудита, проверку соответствия выполненной работы стандартам, проверку полноты и достаточности документов, аудиторских доказательств для достижения цели аудита.

Последующий контроль за качеством проведения аудиторских проверок и выполнение сопутствующих аудиту услуг осуществляется уполномоченным федеральным органом в виде проверок, которые могут проводиться им самостоятельно или аккредитованным профессиональным аудиторским объединением.

Лицензирующий орган вправе осуществлять проверки работы аудиторов и аудиторских организаций, основанием для которых может быть план проверок, поступившее заявление от гос. или других органов, клиентов о нарушениях со стороны аудиторов. В ходе таких проверок лицензирующий орган вправе запрашивать у лицензиатов необходимые материалы, документы по возникающим вопросам, различные объяснения, составлять по результатам проверок акты (протоколы), принимать решение, обязывающее лицензиата устранять выявленные нарушения в установленные сроки, выносить лицензиату предупреждение.

В свою очередь, аудиторы, аудиторские организации обязаны обеспечить необходимые условия для проведения проверки. Уклонение от проведения внешней проверки качества аудита может быть основанием для рассмотрения вопроса о приостановлении или аннулировании лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешние проверки качества аудита не должны проводиться чаще 1 раза в год по одним и тем же вопросам, за исключением случаев поступления сигналов о нарушениях.

Внутрифирменный контроль качества аудита

Аудиторы и аудиторские организации обязаны согласно требованиям ФЗ обеспечить и соблюдать правила внутреннего контроля качества аудита.

Требования, предъявляемые к организации внутрифирменного контроля качества аудита определены Российским правилом (стандартом) аудита №7 «Внутренний контроль качества аудита».

Аудиторская организация должна самостоятельно определить методы и процедуры осуществления контроля качества, которые должны обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих ему услуг в соответствии с ФЗ, федеральными стандартами, стандартами профессиональных аудиторских объединений.

Принципы организации внутреннего контроля, характер, цели, контрольных процедур зависят от следующих факторов:

Размер аудиторских организации;

Уровень самостоятельности аудиторов в фирме;

Организационная структура аудиторской организации и территориальное расположение;

Распределение обязанностей между сотрудниками и др.

Предварительный контроль качества аудита осуществляется руководителем аудиторской фирмы на стадии назначения руководителя аудиторской проверки и утверждения плана, программы аудита, а также состава группы аудиторов.

1. Общий контроль качества.

2. Контроль отдельных аудиторских проверок.

Обеспечение общего контроля качества аудита основано на личных качествах аудиторов, рациональном и обоснованном распределении обязанностей между членами аудиторской группы, постоянном контроле за соблюдением аудиторами требований стандартов, контроле за эффективностью процедур контроля качества.

Контроль отдельных аудиторских проверок основан на соблюдении принципов независимости, профессионализма, компетентности аудиторов, на проверке выполнения работ в соответствии со стандартами, на контроле за степенью достижения поставленной цели.

Текущий внутренний контроль качества аудита может осуществляться путем контроля аудиторской фирмы за работой аудиторов, контроля старших аудиторов за работой ассистентов и т.д. в зависимости от структуры аудиторской организации.

Если проверка осуществляется группой аудиторов, то руководитель группы обязан постоянно контролировать работу ассистентов или передовых аудиторов. Любое поручение и распределение обязанностей должно зависеть от квалификации, профессионализма аудитора. Старший аудитор должен быть уверен в том, что работа ассистента будет квалификационно, тщательно в соответствии с требованиями. Старший аудитор должен получить разумную уверенность в том, что ассистент правильно понял задание, сроки его выполнения, а также методы работы и правила оформления рабочей документации.

Для осуществления текущего и последующего контроля важное значение имеют рабочие документы аудитора, которые дают представление о ходе проверки, результатах проделанной работы, выявленных проблемах и способах решения.

Стандартизация рабочих документов повышает эффективность контроля.

При осуществлении контроля важное значение приобретает программа аудита, которая содержит цель проверки, график выполнения работ, распределение обязанностей между аудиторами с определением затрат времени.

Последующий внутренний контроль качества аудита осуществляется путем проверки результатов работы всей группы аудиторов и отдельных исполнителей.

При проверке результатов обращают внимание на следующие вопросы:

1. Соответствие работы программе аудита;

2. Правильность документирования проделанной работы и ее результатов;

3. Полнота отражения в рабочих документах всех выявленных недостатков;

4. Степень достижения целей проведения аудиторских процедур;

5. Зависимость выводов аудитора от полученных результатов работы;

6. Влияние выводов аудиторов по отдельным вопросам проверки на мнение, данное в аудиторском заключении.

До окончательного представления отчеты и выводы должны быть проверены руководителем аудиторской проверки, который несет ответственность за результаты проверки.

Для обеспечения контроля качества проверок в аудиторской организации могут проводиться перепроверки для установления достоверности полученных результатов. Такие проверки проводятся за счет аудиторской организации группой аудиторов, которые не принимали участия в данной проверки.

Принципы контроля и его процедуры должны быть обобщены во внутреннем стандарте аудиторской организации и доведены до сведения каждого аудитора.

Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов; контроль аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Вопросам контроля качества посвящены несколько федеральных стандартов: ФСАД № 7 "Контроль качества выполнений заданий по аудиту"; ФСАД № 8 "Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности"; ФСАД № 34 "Контроль качества услуг в аудиторских организациях". Эти стандарты были утверждены постановлением Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

Во ФСАД № 34 рассмотрены вопросы организации контроля качества аудита в аудиторской организации, а во ФСАД № 7 и № 8 – организация системы внутреннего контроля аудируемого лица, оценки эффективности этой системы и степени доверия результатам контроля.

В соответствии с требованиями ФСАД № 34 аудиторская организация должна установить систему контроля качества услуг (заданий), обеспечивающую разумную уверенность в том, что данная аудиторская организация и ее работники проводят аудит и оказывают сопутствующие аудиту услуги в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также в том, что заключения и иные отчеты, выданные аудиторской организацией, соответствуют условиям конкретных заданий.

Система контроля качества услуг основана на том, что аудит осуществляется законно и соответствует требованиям законодательства и внутрифирменных стандартов аудиторской организации.

Требование ФСАД № 34 применяется всеми аудиторскими организациями. Принципы и процедуры, которые самостоятельно разрабатывает и принимает аудиторская организация в соответствии со стандартом, зависят от масштаба и организации ее деятельности, участия в группе взаимосвязанных аудиторских организаций и других факторов.

Поэтому характер и масштабы процедур контроля зависят от следующих условий:

  • размера аудиторской фирмы;
  • уровня самостоятельности служащих фирмы;
  • содержания практической деятельности по проведению аудиторских проверок;
  • распределения обязанностей между сотрудниками (основными аудиторами) по осуществлению процедур контроля за качеством;
  • порядка доведения до сотрудников правил и процедур контроля за качеством работы.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, как обсуждение и проверка обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента; во-вторых, строгим соблюдением организационно-этических аудиторских принципов (в частности, аудитор, консультирующий клиента или восстанавливающий клиенту бухгалтерский учет, не направляется к нему же с проверкой); в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы, для того чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность:

  • соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
  • укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
  • поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
  • выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки

выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

  • получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
  • разработка и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;
  • осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;
  • принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы аудиторской организации должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника этой организации.

Можно выделить девять основополагающих принципов, на которых должна быть построена система контроля качества аудита:

  • 1) независимость;
  • 2) назначение работника на конкретный объект проверки;
  • 3) проведение консультаций по сложным вопросам учета и отчетности;
  • 4) контроль;
  • 5) профессиональное развитие;
  • 6) прием на работу квалифицированных специалистов;
  • 7) принятие и ведение клиентов;
  • 8) использование сотрудников на разных участках работы;
  • 9) инспекция.

Руководитель аудиторской организации до начала проведения аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы должны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель обладает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают в себя информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени при применении аудиторских процедур.

При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний служит программа аудита. Текущий контроль работы исполнителей состоит из элементов руководящих указаний и проверки выполненной работы.

Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, по крайней мере, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов основное внимание необходимо уделять следующим вопросам:

  • выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита;
  • документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
  • все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выводах аудитора;
  • достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
  • вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов, и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, осуществляющие проверку результатов работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

В ходе аудита сотрудники, отвечающие за проверку результатов работы, обязаны регулярно выполнять следующие действия:

  • следить за ходом выполнения общего плана и программы аудита;
  • производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств контроля, в том числе по итогам тестирования средств контроля, риска необнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план и программу аудита;
  • следить за надлежащим документированием аудиторских доказательств, полученных в результате аудиторских процедур по существу, и проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы, в том числе по итогам проведенных консультаций;
  • выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчетности проверяемого экономического субъекта.

Следует также учесть, что выделение в процессе аудита определенного этапа контроля качества аудита необходимо для контроля выполнения плана в целом, его уточнения, корректировки. Только при условии достижения основных целей проверки можно переходить к заключительному этапу аудита.

Контроль качества работы аудиторов определяется как Международным стандартом аудита МСА 220, так и российским Федеральным правилом (стандартом) № 7 «Внутренний контроль качества аудита».

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации предусматривает контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила контроля внутреннего качества проводимых ими аудиторских проверок. Требования, предъявляемые к указанным правилам, регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими устанавливается уполномоченным федеральным органом, который может проводить такие проверки как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества или непредставление проверяющим всей необходимой для проверки документации или иной требуемой информации может служить основанием аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудиторской организации или индивидуального аудитора.

В случае выявления при проведении проверки качества работы фактов систематического нарушения аудитором аудиторской организации или индивидуальным аудитором при проведении аудиторской проверки требований нормативных правовых актов и федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах федеральному органу. На виновных в таких нарушениях может быть наложено взыскание в установленном настоящим федеральным законом порядке, вплоть до аннулирования у них квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности индивидуального аудитора.

Характер, временные рамки и объем общих целей и конкретных процедур контроля качества аудиторской фирмы зависят от ряда факторов: размер и характер деятельности фирмы, ее географический разброс, организационная структура, а также соотношение затрат и выгод. Соответственно цели и процедуры, принятые отдельными аудиторскими фирмами, могут варьироваться, как и объем их документации.

Общие цели контроля качества, которые должны быть установлены аудиторской фирмой, обычно включают:

  • профессиональные требования;
  • умение и компетентность;
  • поручение;
  • делегирование полномочий;
  • консультирование;
  • принятие и сохранение клиентов;
  • мониторинг.

Общие цели и конкретные процедуры контроля качества аудиторской фирмы необходимо довести до сведения персонала фирмы, чтобы обеспечить уверенность в том, что такие цели и процедуры понятны и применяются на практике.

Профессиональные требования . Персонал фирмы должен придерживаться принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения. Для реализации этих целей необходимо выполнить следующие процедуры:

  1. назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства и разрешения вопросов, связанных с аспектами порядочности, объективности, независимости и конфиденциальности:
    • определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении упомянутых выше вопросов;
    • требовать проведения консультаций с авторитетными источниками по мере необходимости;
  2. довести до сведения персонала всех уровней фирмы цели и процедуры, применяемые в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения:
    • информировать сотрудников об общих целях и конкретных процедурах аудиторской фирмы, а также о том, что они должны знать таковые;
    • придавать особое значение независимости мышления в учебных программах, а также в процессе контроля и проверки в ходе аудита;
    • своевременно информировать персонал о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;
  3. осуществлять регулярный мониторинг соблюдения общих целей и конкретных процедур фирмы в отношении принципов независимости, порядочности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения, для чего получать, обычно ежегодно, от персонала фирмы регулярные письменные заявления:
    • возлагать ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
    • возлагать ответственность за получение письменных заявлений и анализ документации, подтверждающей выполнение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
    • периодически анализировать взаимоотношения фирмы с клиентами с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости фирмы или содержат признаки нанесения такого ущерба.

Умения и компетентность . Персонал фирмы должен состоять из сотрудников, знающих законодательные требования и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими обязанностей с должной тщательностью. Для этого необходимо выполнить следующие процедуры при найме на работу:

  1. проводить программу, разработанную для привлечения квалифицированного персонала путем планирования потребностей в персонале, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров:
    • планировать потребности в персонале фирмы всех уровней, устанавливать количественные задачи найма исходя из состава текущих клиентов, ожидаемого роста фирмы и ухода сотрудников;
    • разработать программу для достижения целей найма персонала; информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в персонале и целях найма;
    • возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
    • поводить анализ эффективности программы найма на работу;
  2. устанавливать квалификационные требования и составлять руководства для оценки потенциальных работников всех профессиональных уровней:
    • определять качества, которыми должен обладать работник: интеллект, порядочность, честность, мотивация и профессиональные способности;
    • определять профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников; разрабатывать руководства по найму лиц;
    • собирать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу;
    • определять квалификацию вновь принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в компанию в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния фирм), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям и стандартам фирмы;
  3. ознакомить лиц, подавших заявления о приеме на работу, и вновь принятых работников с целями и процедурами фирмы, имеющими к ним отношение:
    • использовать брошюры или другие способы распространения информации в целях информирования лиц, подавших заявление о приеме на работу, и вновь принятых работников;
    • составлять и вести справочник, в котором излагаются цель и методы фирмы, для распространения среди персонала;
    • проводить ориентационную программу для вновь принятых работников;
  4. готовить руководства и требования по непрерывному профессиональному образованию и доводить их до сведения персонала:
    • возлагать ответственность за профессиональный рост сотрудников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
    • обеспечивать проверку разработанных фирмой программ квалифицированными специалистами. Программы должны включать изложение целей и требования к обучению и (или) опыту работы;
    • разрабатывать ориентационную программу, касающуюся деятельности фирмы и данной профессии, для новых работников;
    • определять требования по непрерывному профессиональному обучению для персонала любого уровня, работающего в фирме;
    • проводить анализ программ непрерывного профессионального обучения и вести соответствующие записи как на уровне фирмы, так и на индивидуальной основе;
  5. предоставлять работникам информацию о текущих новшествах и изменениях в профессиональных регламентирующих документах и материалах, в которых изложены цели и процедуры фирмы в области профессиональной деятельности, а также поощрять сотрудников к самостоятельному повышению квалификации:
    • обеспечивать персонал профессиональной литературой, относящейся к текущим новшествам в области профессиональных регламентирующих документов;
    • для учебных программ, предоставляемых фирмой, разрабатывать или приобретать материалы курсов, а также отбирать и обучать преподавателей;
  6. по мере необходимости предоставлять программы, обеспечивающие потребности фирмы в сотрудниках, обладающих знаниями в специализированных областях и отраслях:
    • реализовывать программы фирмы по развитию и поддержанию компетентности в специализированных областях и отраслях - отрасли со специальным законодательным регулированием, компьютеризированный аудит и методы статистической выборки;
    • поощрять участие во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
    • поощрять членство и участие в общественных организациях, имеющих отношение к специализированным областям и отраслям;
    • обеспечивать персонал технической литературой по специализированным областям и отраслям;
  7. определять квалификационные характеристики, необходимые для различных уровней ответственности в фирме:
    • готовить руководства с описанием обязанностей для каждого уровня сотрудников, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности по каждому уровню;
    • определять критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и ожидаемого профессионального уровня, например знания в профессиональной сфере; способность осуществлять анализ и вносить субъективные суждения; навыки общения; способности к лидерству и преподавательские способности; установление взаимоотношений с клиентами и др.;
    • использовать справочник для персонала и другие информационные средства с целью доведения до сведения сотрудников процедур повышения в должности;
  8. оценивать работу сотрудников и доводить до их сведения результаты оценки:
    • собирать информацию о работе персонала и оценивать ее;
    • периодически консультировать сотрудников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста;
  9. назначать лиц, ответственных за принятие решений относительно повышения в должности:
    • возлагать на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке деятельности с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащих записей;
    • проводить оценку полученных данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполненной работы при принятии решений о повышении в должности;
    • периодически изучать опыт фирмы по продвижению по службе сотрудников с целью удостовериться в том что сотрудникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.

Поручение заданий. Аудиторская работа должна поручаться сотрудникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опытности, необходимые в данных условиях. Конкретные процедуры, реализации этой цели заключаются в следующем:

  1. формулировать подход фирмы к поручению заданий персоналу, включая планирование общих потребностей фирмы и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала:
    • планировать кадровые потребности как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений;
    • своевременно определять потребности в персонале в связи с отдельными аудиторскими проверками;
    • определять бюджет времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в людских ресурсах и составления графика аудиторской работы;
    • учитывать факторы для достижения баланса с точки зрения потребностей людских ресурсов для аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования персонала;
  2. назначать соответствующее лицо или лиц, ответственных за назначение персонала для проведения аудиторских проверок;
  3. обеспечивать утверждение графика проведения аудита и назначений персонала со стороны аудитора.

Делегирование полномочий . Важно четко организовать эту работу, осуществлять текущий контроль и проверку на всех уровнях, чтобы обеспечить уверенность в том, что выполненная работа соответствует надлежащим стандартам качества. Для этого необходимо:

  1. предусмотреть методы для планирования аудита:
    • назначить лицо, ответственное за планирование аудита;
    • подготовить исходную информацию и проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок;
    • изложить вопросы, которые необходимо включить в общий план и программу аудита;
  2. предусмотреть методы для поддержания стандартов качества фирмы при выполнении аудиторской работы;
  3. предоставлять обучение на рабочем месте в процессе проведения аудита.

Консультирование . В самой фирме и за ее пределами следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими экспертными знаниями. Для этого необходимо:

  1. определить области аудита и особые случаи, требующие проведения консультаций, и поощрять персонал к получению консультаций и использованию авторитетных источников в случае возникновения сложных или необычных вопросов:
    • информировать персонал о процедурах фирмы в отношении проведения консультаций;
    • определить области и особые ситуации, требующие проведения консультаций из-за характера или сложности конкретного предмета;
    • обеспечивать и предоставлять доступ к соответствующим справочным материалам и другим авторитетным источникам;
  2. назначать специалистов, которые будут исполнять роль авторитетных источников информации, и определять их полномочия в процессе предоставления консультаций;
  3. определить объем документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций, проводимых в тех областях и особых ситуациях, в которых консультация необходима.

Принятие и сохранение клиентов . Важно постоянно проводить оценку потенциальных клиентов и существующих клиентов. При решении вопроса о принятии клиента или о продолжении сотрудничества с ним надо исходить из соображений независимости фирмы, ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и порядочности руководства клиента. Для этого необходимо:

  1. Установить методы оценки потенциальных клиентов и одобрения их в качестве клиентов:
    1. методы оценки:
      • получение и просмотр имеющейся бухгалтерской отчетности потенциального клиента, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и деклараций по налогу на прибыль;
      • получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному клиенту, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого клиента. Вопросы могут адресоваться банкирам, юристам, сотрудникам инвестиционного банка, обслуживающего предполагаемого клиента, и другим представителям финансовых и деловых кругов, имеющим подобные сведения;
      • контакты с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к порядочности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, относящиеся к мнению предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
      • рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что фирма отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
      • оценка независимости фирмы и ее способности обслужить предполагаемого клиента. При оценке такой способности следует проанализировать потребность в умениях и знаниях соответствующей отрасли, а также в персонале;
      • установление того, что принятие клиента не будет нарушать Кодекс профессиональной этики;
    2. назначать лицо или группу лиц соответствующего административного уровня для оценки полученной информации о предполагаемом клиенте и решения вопроса о принятии клиента;
    3. информировать соответствующий персонал о процедурах принятия клиентов;
    4. определить ответственных за управление процессом соблюдения целей и процедур фирмы в отношении принятия клиентов и за контролем этого процесса;
  2. Оценить клиентов при наступлении определенных событий, чтобы принять решение о том, следует ли продолжать отношения с ними.

Мониторинг . Необходимо постоянно определять эффективность целей и процедур контроля качества. Для реализации этого необходимо:

  1. определить объем и содержание программы фирмы по мониторингу (текущему наблюдению) за всем процессом контроля:
    • установить методы, необходимые для обеспечения уверенности в том, что цель и методы контроля качества фирмы являются эффективными;
    • установить уровень компетентности для сотрудников, которые будут участвовать в мониторинге, и способы их отбора;
    • проводить мониторинг: проверять и тестировать соблюдение общих целей и конкретных процедур контроля качества фирмы, а также проверять выборочным образом аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам фирмы по контролю качества;
  2. сообщить об отмеченных фактах соответствующим представителям руководящего состава, обеспечить планирование и осуществление мероприятий по мониторингу, а также общую проверку системы контроля качества в фирме.

Аудитор должен внедрять те процедуры контроля качества, которые он считает необходимым, исходя из поставленных целей. Аудитор и ассистенты аудитора, выполняющие контрольные функции, анализируют профессиональную компетентность тех ассистентов аудиторов, которые выполняют делегированную им работу.

Любое делегирование работы ассистентам аудитора должно осуществляться таким образом, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что такая работа будет выполняться с должной тщательностью и той степенью профессиональной компетентности, которая необходима в данных обстоятельствах.

Делегирование работы может сопровождаться информированием персонала о таких аспектах, как характер бизнеса экономического субъекта и возможные проблемы в области бухгалтерского учета и аудита, которые могут повлиять на характер, временные рамки и объем аудиторских процедур.

Программа аудита является важным средством для доведений до сведения ассистентов аудитора указаний по проведению аудита. Смета затрат времени и общий план аудита также полезны с точки зрения доведения до сведения ассистентов аудитора направляющих указаний по проведению аудита.

Во время проведения аудита персонал, несущий контрольные функции, должен осуществлять контроль хода аудита; получать информацию и рассматривать важные вопросы в области бухгалтерского учета и аудита, возникающие в ходе аудита, путем оценки важности и внесения соответствующих изменений в общий план и программу аудита; устранять расхождения в профессиональных суждениях сотрудников и определять уровень консультаций, являющихся целесообразными.

Работа, выполняемая каждым ассистентом аудитора, должна подлежать проверке персоналом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетентности. Важно своевременно проверять общий план и программу аудита; оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля, включая результаты тестов средств контроля и поправки; документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате процедур проверок по существу, и выводов, сделанных на их основе; бухгалтерскую отчетность, предлагаемые аудиторские поправки и предлагаемое аудиторское заключение.

Процесс проверки работы по аудиту может включать также (особенно в случае масштабных комплексных аудиторских проверок) требование о том, чтобы персонал, не участвующий в аудите иным образом, выполнил определенные дополнительные контрольные процедуры до представления аудиторского заключения.

Контроль качества работы аудитора осуществляется в нескольких аспектах: контроль со стороны основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора и внешний контроль.

Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу, выполняемую ассистентами.

Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответствующим образом проинструктированы об их ответственности и задачах процедур, которые они должны выполнить. Инструкция предусматривает информирование ассистентов по вопросам деятельности предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, которые могут воздействовать на сущность, время проведения и масштаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора служит важным элементом для передачи аудиторских полномочий.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических аудиторских принципов, в-третьих, посредством повторных, бесплатных для клиента перепроверок достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заключения основным аудитором.

Внешний контроль качества работы аудиторов может осуществляться госорганами. Однако этот контроль является косвенным, поскольку не имеет целью проверку работы аудиторов, а ставит вполне конкретные иные цели, в частности правильность уплаты налогов, обеспечение соблюдения процедуры ликвидации и т.п. Однако в Российской Федерации предусмотрена и прямая форма контроля, в частности перепроверка по поручению органа, выдавшего лицензию.

Все формы контроля качества можно разделить на следующие группы:

  • прямой;
  • косвенный;
  • предварительный;
  • последующий.

Основные требования к организации и функционированию внутрифирменной системы контроля качества аудита, которая должна существовать в аудиторских фирмах или у аудиторов, работающих самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, определяются российским Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Внутрифирменный контроль качества аудита».

В каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы для того, чтобы проводимые этой организацией аудиторские проверки полностью соответствовали нормативным документам, регулирующим аудиторскую деятельность.

Система контроля качества работы аудиторской организации включает в себя:

  • соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;
  • укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;
  • поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;
  • выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки выполненной работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;
  • получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;
  • разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов;
  • при этом должны приниматься во внимание как независимость аудиторской организации и ее возможность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репутация руководителей проверяемого или предполагаемого для будущей проверки экономического субъекта;
  • осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы как таковой;
  • принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Руководитель аудиторской организации до начала аудита обязан утвердить руководителя и старших аудиторов конкретной проверки, что должно быть отражено в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать работу, которая может быть им поручена, и определить специфику и объем направляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства контроля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке.

Любое поручение работы старшим аудиторам и рядовым участникам проверки должно осуществляться таким образом, чтобы тот, кто поручает работу, имел разумную степень уверенности в том, что исполнитель имеет знания, умения и навыки, необходимые для надлежащего выполнения этой работы.

Направляющие указания в отношении старших аудиторов и рядовых участников проверки включают информацию об их обязанностях и целях процедур, которые им надлежит выполнять. Эти указания также должны содержать сведения об особенностях деятельности проверяемого экономического субъекта и о возможных проблемах бухгалтерского учета и аудита, которые могут оказать влияние на специфику, объем и затраты времени применяемых аудиторских процедур.

При подготовке руководящих указаний следует принимать во внимание общий план аудита и расчеты затрат времени на проведение аудита. Основным средством передачи исполнителям направляющих указаний является программа аудита.

Текущий контроль работы исполнителей включает элементы руководящих указаний и проверки выполненной работы. Проверка результатов выполненной работы должна осуществляться в отношении каждого исполнителя и сотрудниками, не уступающими в знаниях, умениях и навыках тем, кого они проверяют. При проверке результатов следует основное внимание уделять следующим вопросам:

  • выполнялась ли работа в соответствии с программой аудита; документировались ли надлежащим образом проделанная работа и ее результаты;
  • все ли существенные замечания, возникшие по ходу проверки, были прояснены и нашли отражение в выходах аудитора;
  • достигнуты ли цели соответствующих аудиторских процедур;
  • вытекают ли сделанные аудитором выводы из полученных им результатов и служат ли результаты работы основой для мнения аудитора.

Сотрудники, проверяющие результаты работ, обязаны поставить на проверяемых рабочих документах свою подпись либо свое легко идентифицируемое условное обозначение. Проверяющие могут в случае необходимости дать в рабочих документах оценку действиям проверяемого, изложить замечания, комментарии или рекомендации.

Руководители аудиторской организации могут поручать проверку результатов проделанной работы не только членам той группы сотрудников, которые проводили аудит у данного экономического субъекта, но и другим специалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независимая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомендуется в случае аудита крупных и сложных экономических субъектов.

Методами обеспечения качества аудита является контроль. Контролю качества аудита посвящено правило (стандарт) "Внутрифирменный контроль качества аудита", одобренное Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 15.07.1998 (протокол N 4). Этот стандарт состоит из четырех разделов: общие положения; функции сотрудников аудиторской организации в ходе осуществления аудита; требования к контролю качества работы внутри аудиторской организации; обеспечение надлежащего качества работы в ходе конкретной аудиторской проверки.

Различают два уровня контроля качества аудита: внешний и внутренний. На каждом уровне осуществляется предварительный, текущий и последующий контроль.

Внешний уровень контроля обеспечивается проверкой уровня профессиональных аудиторов. Предварительный внешний контроль осуществляется путем сдачи претендентами квалификационных экзаменов на право занятия аудиторской деятельностью, текущий и последующий - путем постоянного надзора за деятельностью аудиторов и аудиторских организаций.

Внешний контроль должен учитывать и множество других факторов кроме упомянутых, в том числе:

Направленность (специализацию) деятельности аудиторской организации по отраслям экономики с учетом специфики ведения бухгалтерского учета в некоторых отраслях;

Аудиторские риски, существующие в конкретных отраслях и секторах экономики;

Методологически обоснованные и выверенные способы расчета уровня существенности и необходимого объема выборки, в том числе с учетом специфики конкретных отраслей и секторов экономики, а также особенностей проверяемых организаций.

Необходимо выявлять и уточнять совокупность факторов, влияющих на качество работы аудиторских организаций и (или) индивидуальных аудиторов, их взаимозависимость и значимость одного по отношению к другим и ко всей совокупности в целом, а также "зоны риска", влияющие на качество работы.

В настоящее время существуют различные мнения по поводу того, какие общественные субъекты должны проводить контрольные проверки аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Мировая практика показывает, что именно аудиторским сообществам чаще всего отдается предпочтение при делегировании функций внешнего контроля качества аудита, но такой подход в нашей стране неприемлем, так как действующая нормативная база обязывает государственные органы осуществлять надзор за соблюдением аудиторами лицензионных правил и требований. Но силами Минфина России и Банка России организовать сплошной контроль действий аудиторов невозможно, поэтому выход из сложившейся ситуации представляется в виде комбинированного государственно - общественного контроля, когда перепроверки качества действий аудиторов будут проводиться силами общественных организаций, наделенных соответствующими полномочиями со стороны лицензирующих органов.

Ведущая роль в процессе регулирования аудиторской деятельности отведена Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Направления контроля с ее стороны имеют организационный характер. Это прежде всего выдача генеральных лицензий Минфину России и Банку России.

Контроль со стороны органов, получивших генеральные лицензии, осуществляется в двух формах - предварительной и последующей. В настоящее время этот контроль в соответствии с действующим законодательством представлен в виде организации лицензирования, включающего процедуры выдачи и приостановления лицензий.

Предварительный контроль состоит в рассмотрении представленных аудиторскими организациями документов на получение лицензии. Отказ в выдаче лицензии может быть обоснован следующими обстоятельствами, свидетельствующими о возможном нарушении качества услуг и установленными Положением о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1999 N 472 (в дальнейшем - Положение).

1. Несоответствие доли уставного капитала (уставного фонда) аудиторской фирмы, принадлежащей аттестованным аудиторам, установленному лимиту (не менее 51%). Данное ограничение введено во избежание ситуаций, когда принятие важных для аудиторской фирмы решений может быть лоббировано лицами, не имеющими достаточной квалификации, подтвержденной аттестатом, в то время как мнение аттестованных аудиторов может быть проигнорировано.

2. Отсутствие в штате аудиторской фирмы достаточного количества аттестованных аудиторов по соответствующему виду аудита (их должно быть не менее двух). Данное ограничение направлено на обеспечение коллегиальности принимаемых решений и усиление внутреннего контроля работы специалистов аудиторских фирм.

3. Установление случаев неквалифицированного проведения проверок или некачественного оказания других услуг аудитором или аудиторской фирмой более одного раза. В Положении поясняется, что указанные факты устанавливаются при осуществлении надзора за соблюдением лицензионных требований и за качеством проведения аудиторских проверок в соответствии с российскими правилами (стандартами) аудита.

4. Осуществление аудиторской организацией деятельности, не предусмотренной выданной лицензией или не связанной с аудитом. В первом случае аудиторы зачастую не в состоянии обеспечить надлежащее качество работы; об этом свидетельствует и то обстоятельство, что их компетентность в области аудита, проводимого без лицензии, не подтверждена в установленном порядке. Во втором случае аудиторы отвлекаются на осуществление действий, не связанных с аудитом, зачастую в ущерб основной деятельности, так как такого рода занятость не позволяет им отслеживать изменения, происходящие в сфере регулирования финансово - хозяйственных отношений.

Последующий контроль производится с целью проверки качества аудиторских услуг и соблюдения аудиторскими организациями требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации к аудиторской деятельности. Во Временных правилах аудиторской деятельности отмечено: "Орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению заинтересованного экономического субъекта, а также по собственной инициативе или по предложению прокурора может назначать проверку качества аудиторского заключения...".

Меры наказания тоже предусмотрены для случаев обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Некачественным аудитом в данной ситуации признается проверка, приведшая "...к убыткам для государства или для экономического субъекта", что вызывает неоднозначность толкования этого понятия. Следует предположить, что напрямую нанести убытки государству некачественным проведением проверки аудитор может в случае, если сделает ошибочный вывод о соблюдении проверяемым субъектом принципа допущения непрерывности деятельности предприятия при последующем одновременном выявлении следующих условий:

Наличие задолженности экономического субъекта бюджету по налогам и другим платежам;

Обнаружение в ходе перепроверки признаков банкротства, ликвидации или сокращения деятельности субъекта, которые имели явно выраженный, документально прослеживаемый характер в периоде времени, за который проводился аудит, либо в течение срока проведения контролируемой проверки вплоть до даты подписания аудиторского заключения;

Окончательное отсутствие возможности погашения задолженности бюджету экономическим субъектом вследствие произошедшей после окончания аудиторской проверки ликвидации его деятельности.

Действия аудитора, которые могут привести к убыткам для экономического субъекта, следует разделить на две категории:

Причинившие ущерб экономике субъекта;

Прочие действия (бездействие), нанесшие урон интересам собственников проверяемого субъекта.

Следует отметить, что ни во Временных правилах, ни в Положении о лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности не указаны объемы, сроки и периодичность проверок качества аудита; до настоящего времени отсутствуют официально утвержденные методики и процедуры, которые должны применяться контролирующими органами. Однако работа в этом направлении ведется.

Внутренний контроль должен быть организован внутри аудиторских фирм, поэтому он называется также внутрифирменным Пресняков С. К вопросу о качестве аудита. - М.; Экономика и жизнь, 2005, №34.. Эффективность системы внутреннего контроля за качеством аудита, а также процедур контроля качества в аудиторской фирме является одним из мотивов выбора экономическим субъектом данной фирмы.

В третьем разделе правила (стандарта) «Внутрифирменный контроль качества аудита" содержится требование о том, чтобы в каждой аудиторской организации была создана и поддерживалась внутрифирменная система контроля качества работы. Какой быть этой системе - должно решать руководство аудиторской организации.

Система контроля качества для разных аудиторских организаций может быть различна. Внутреннее содержание, затраты на функционирование такой системы зависят от:

Размера аудиторской организации, ее специализации и организационной структуры;

наличия филиалов и подразделений аудиторской организации и их пространственной удаленности;

Экономической эффективности применяемой системы контроля качества.

Кроме того, система контроля качества работы аудиторской организации должна включать:

Соблюдение профессиональными сотрудниками аудиторской организации требований независимости, честности, объективности, конфиденциальности и профессиональной этики;

Укомплектование аудиторской организации профессиональными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей;

Поручение аудиторских заданий профессиональным сотрудникам, квалификация которых соответствует особенностям этих заданий;

Выполнение всех видов работ в ходе аудита на основе направляющих указаний, текущего контроля и проверки работы таким образом, чтобы это отвечало необходимым требованиям качества;

Получение сотрудниками при недостатке опыта или знаний в конкретных обстоятельствах соответствующих консультаций как внутри аудиторской организации, так и вне ее;

Разработку и применение в аудиторских организациях на постоянной основе процедуры подбора и отклонения клиентов. Руководители аудиторской фирмы еще на стадии предварительного знакомства с клиентом должны отсеивать неблагонадежных экономических субъектов. Для этого аудиторам важно договориться о внутренней политике своей фирмы в отношении таких клиентов;

Осуществление мероприятий по регулярным проверкам надежности и эффективности функционирования внутрифирменной системы контроля качества работы;

Принятие необходимых мер в отношении сотрудников аудиторской организации в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения ими возложенных на них обязанностей.

Основные принципы и процедуры системы контроля качества работы должны быть доведены до сведения каждого профессионального сотрудника. Для качественного выполнения работы в ходе конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы:

До начала аудита были утверждены руководитель и старший аудитор конкретной аудиторской проверки, что отражается во внутрифирменном стандарте "Планирование аудита";

Руководитель и старший аудитор проанализировали профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировали работу, которая может быть им поручена, и определили специфику и объем текущего контроля и проверок выполненных работ.

Следует отметить, что правила внутреннего контроля качества проводимых аудиторских проверок не могут выступать в качестве самостоятельного критерия, поскольку они входят в состав требований, регламентируемых федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

В рамках контроля за качеством аудита должна осуществляться проверка наличия определенных процедур, без которых аудит не может быть признан качественным: расчет уровня существенности (аудиторского риска); составление общего плана и программы аудита с описанием аудиторских процедур и разделов в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, которые будут подвергаться аудиту; наличие рабочей документации аудитора, которая должна показывать объем выполненной каждым аудитором работы и сделанные в ходе проверки выводы и др.

Перечень процедур проверки качества должен, в частности, включать:

Анализ видов аудиторских услуг, предоставляемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), удельного веса предоставляемых аудиторских услуг (по их видам) в общем объеме выручки от реализации платных услуг;

Сопоставление выручки, полученной от оказания услуг по проведению аудиторских проверок, с выручкой, полученной от оказания консультационных услуг (консалтинга);

Контроль наличия фактов и обоснованности претензий на качество проведенных аудиторских проверок со стороны заказчиков (пользователей), налоговых и правоохранительных органов, органов государственной власти;

Установление степени соответствия выводов и рекомендаций, содержащихся в аудиторском заключении (особенно в аналитической части), действующему законодательству Российской Федерации;

Проверка наличия внутренней системы контроля качества, собственных стандартов аудиторской организации, утвержденных руководством фирмы, и их соответствия правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Чтобы аудиторская деятельность отвечала необходимому профессиональному уровню, представляется необходимым соблюдение также норм Кодекса этики аудиторов России (принят Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, Протокол N 16 от 28.08.2003); положений международных стандартов аудита в части, не противоречащей отечественным стандартам; внутренних стандартов аудиторской фирмы и профессионального аудиторского объединения, в которое входит фирма; условий договора на оказание аудиторских услуг и обязательств, вытекающих из существа правоотношений, определенных этим договором.


Самое обсуждаемое
Срок предоставления отчетности 6 ндфл Срок предоставления отчетности 6 ндфл
Налогоплательщики и плательщики сборов Налогоплательщики и плательщики сборов
Как списать долги по кредитам законно — существующие способы Как списать долги по кредитам законно — существующие способы


top