Страны азии и африки проблемы модернизации кратко. Проблема преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран. Конликты и кризисы

Страны азии и африки проблемы модернизации кратко. Проблема преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран. Конликты и кризисы

Деколонизация

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации , связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки» , когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя — Португалии — рухнула в 1975 г.

Конликты и кризисы

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.


Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья — соседним Заиром.

Итоги первых преобразований

В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения. Подавляющая часть самодеятельного населения была занята в сельском хозяйстве (например, в Индии в 1960 г. — 74%, и 64% в 1990 г., Китае — 83% и 72% , Эфиопии — 93% и 86%). При этом крайне низкая производительность труда, использование той же системы обработки земли, что и столетия назад, определяли преобладание натурального хозяйства, при котором земледельцы сами потребляли свою продукцию, обеспечивая себе полуголодное существование, не имели возможности ничего производить для продажи. Даже в 1970-е гг. в афро-азиатских странах в среднем на каждую тысячу жителей, занятых в сельском хозяйстве, приходилось всего 2—3 трактора, то есть в 150—200 раз меньше, чем в развитых государствах.

Большая и стремительно возраставшая численность населения (в 1995 г. — 1,2 млрд. в Китае, около 1,0 млрд. в Индии, около 200 млн. в Индонезии, 130 млн. в Пакистане, 120 млн. в Бангладеш, 110 млн. в Нигерии), дешевизна рабочей силы мало содействовали модернизации. Реальные людские ресурсы, пригодные по уровню квалификации, трудовым навыкам для использования в промышленности, были ограничены. Даже с учетом батраков, временно работающих, удельный вес наемных работников составлял от 1% (Буркина-Фасо) до 20% (Индия, Пакистан в начале 1960-х гг.).

Тем не менее, с завоеванием независимости бывшими колониями, приходом к власти в большинстве ранее полузависимых стран националистически ориентированных режимов в них возобладала идея ускоренного развития, преодоления отсталости от бывших метрополий.

В целом страны Азии, Африки, Латинской Америки, которые стали называть развивающимися (не совсем точное название, поскольку развивались все государства мира), добились определенных успехов. В 1960—1970-е гг. средние темпы прироста производства промышленной продукции в этих странах были примерно в 1,5 раза выше, чем в развитых странах. В 1970—1990-е гг. развивающиеся страны опережали развитый мир и по средним темпам роста производства национального дохода на душу населения.

В то же время проблема развития к концу XX века далека от решения. За высокими средними темпами развития стран Азии, Африки и Латинской Америки скрывалась его крайняя неравномерность. Некоторым из развивающихся стран удалось добиться очень значительных экономических успехов. Например, в 1970-е гг. говорили о бразильском «экономическом чуде». Некоторые государства Азии, такие как Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, стали называть «драконами», новыми индустриальными странами (НИС). Еще в 1960-е гг. производство валового национального продукта на душу населения в Гане и Южной Корее было одинаковым (230 долл.). В 1990-е гг. Южная Корея превзошла Гану более чем в 10 раз, войдя в группу стран с высоким уровнем дохода.

Тем не менее, даже государства, демонстрировавшие устойчивые высокие темпы роста в последние полтора-два десятилетия (такие как Китай, Индия), все еще в 10—15 раз уступают странам развитой зоны мира по уровню дохода на душу населения. Выделилась группа государств, которые столкнулись с трудноразрешимыми сложностями. В 1990-е гг. рост доходов на душу населения наблюдался лишь в 8 из 43 стран Африки к югу от Сахары; в 2 из 16 арабских стран; в 12 из 34 государств Латинской Америки и Карибского бассейна. В 70 странах с численностью населения в 1 млрд. человек, то есть почти 20% населения мира, численность населения росла более высокими темпами, чем аграрное и промышленное производство. Производство валового национального продукта на душу населения в этих странах составило к концу века менее 300 долл. на душу населения в год (это порог, ниже которого, как принято считать, не обеспечивается физическое выживание людей) и имеет тенденцию к сокращению.

Истоки сложностей модернизации в 1990-е гг.

Причины сложностей в решении проблем развития, особенно усугубившихся к концу века, весьма многообразны.

Определенную роль сыграло завершение «холодной войны». В период противостояния СССР и США между ними шла борьба за влияние на развивающиеся страны. Стремясь найти новых союзников, каждая из сверхдержав в меру своих возможностей осуществляла программы помощи в развитии своим «клиентам». Они, в свою очередь, могли вести торг с государствами-»донорами», включаясь в орбиту их экономического влияния, на наиболее выгодных для себя условиях предоставляя территорию под военные базы.

В современной ситуации интерес ведущих стран мира к поиску партнеров по военным блокам понизился. Теперь они исходят прежде всего из соображений экономической выгоды. Однако экономические обстоятельства для многих развивающихся стран складываются неблагоприятно. В 1950— 1970-е гг. те из них, которые обладали значительными ресурсами сырья и энергоносителей, особенно нефти, получали значительные дивиденды от их экспорта в индустриальные страны. Рост цен на нефть, отчасти и на сырье, после последней арабо-израильской войны 1973 г., казалось, гарантировал странам-производителям нефти длительный период процветания. Во многих из них начали осуществляться широкомасштабные проекты строительства новых, современных городов, освоения новых земель (пустынь, тропических лесов), создания оснащенных современной техникой вооруженных сил. На реализацию этих проектов банки развитых стран охотно предоставляли кредиты.

Тем временем модернизация в развитых странах, на стадии информационного общества перешедших на выпуск более дорогой, наукоемкой продукции, внедривших энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии, осуществивших освоение месторождений нефти в Северном море, привела к падению цен на сырье и энергоресурсы на мировом рынке. Сокращение доходов от их экспорта вызвало в нефтедобывающих странах кризис задолженности, связанной с необходимостью расплачиваться за полученные ранее кредиты при сократившихся доходах. На выплату долгов стало уходить до трети их национального дохода. Например, в такой богатой нефтью стране, как Саудовская Аравия, производство национального дохода на душу населения с 1962 по 1980 г. возросло с 4 тыс. до 10 тыс. долларов. К началу 1990-х гг. оно упало до уровня 1968 г., составив около 5 тыс. долларов. В еще худшем положении оказались те страны, в том числе и богатые ресурсами, которые были вовлечены в военные конфликты. Так, Ирак и Кувейт по уровню развития к середине 1990-х гг. были отброшены к показателям 1950-х гг.

Другим источником трудностей развития стали, как ни парадоксально, некоторые из его позитивных итогов. Достижения медицины на протяжении XX века обеспечили более чем удвоение средней продолжительности жизни людей (примерно с 32 до 70 лет). Общая же численность населения Земли стала расти очень высокими темпами. В начале века она составляла 1,7 млрд. человек, в конце — более чем утроилась, приблизившись к 6,0 млрд. В основном рост численности населения пришелся на развивающиеся страны. В странах индустриального «Севера» средняя продолжительность жизни увеличивалась постепенно, на протяжении почти полутора веков. Одновременно сокращалась рождаемость, сейчас в большинстве европейских семей нормальным считается иметь одного-двух детей. В развивающихся странах еще совсем недавно при очень высокой детской смертности выживаемость населения обеспечивалась за счет того, что подавляющее большинство семей были многодетными. Внедрение достижений европейской медицины, резкое сокращение детской смертности, произошедшее на протяжении жизни одного поколения, сочетались с сохранением привычного высокого уровня рождаемости (6—8 детей в семье).

Стремительный рост численности населения, при ограниченной ресурсной базе, стал источником неразрешимых проблем. Падение уровня жизни, существование на грани голода, безработица обостряют все противоречия — социальные, межэтнические, межконфессиональные. При этом ситуация внутренней нестабильности отталкивает зарубежных инвесторов, затрудняет привлечение капитала для осуществления модернизации.

Ограниченность внутренних ресурсов для модернизации в большинстве стран «Юга» определяет необходимость жесткой регламентации их использования, в том числе и за счет экономии на социальных расходах. Это ограничивает возможности создания массовой социальной базы модернизационной политики, вызывает повышенную напряженность в социальных отношениях. Она, в свою очередь, ведет к политической нестабильности, частой смене режимов, систематическом вмешательстве силовых структур, особенно армии, в политическую жизнь, что, естественно, не обеспечивает решения социально-экономических проблем.

Важность привлечения ресурсов, капиталов, технологий из-за рубежа, которые выступают важным фактором модернизации, определяют готовность следовать рекомендациям зарубежных «доноров», в том числе и в социальной политике, в ее обосновании. В свое время режимы, рассчитывавшие на получение поддержки СССР или Китая, вынуждены были провозглашать социалистическую ориентацию, использовать марксистскую риторику для обоснования своей политики. Режимы, получающие помощь от развитых демократических государств, стремились демонстрировать свою приверженность соблюдению прав человека, в том числе и в сфере социальных отношений. Между тем попытки следовать как социалистическим, так и демократическим рецептам, сложившимся в условиях, очень далеких от тех, которые существуют в большинстве стран «Юга», как правило, не улучшали, а ухудшали социально-экономическую ситуацию.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Вспомните, когда и в результате каких событий и процессов страны Азии и Африки освободились от колониальной зависимости.

2. Какие основные проблемы стояли перед бывшими колониями и полуколониями? Назовите успехи и сложности на пути развития, модернизации этих государств.

3. Раскройте основные причины трудностей развивающихся стран «Юга», их положение в современном мире.

Проблемы, связанные с модернизацией в странах Африки, Азии и Латинской Америки, остаются центральными со времен освобождения от колониальной зависимости по сегодняшний день. Эти государства стремятся повысить свою значимость с мировой торговли и экономики, однако в силу различных факторов, сталкиваются со значительными трудностями в этом процессе.

Главными проблемами модернизации остаются внутренние противоречия в общем подходе экономического социального развития, низкий уровень образования населения, а также усиление этносоциальных конфликтов.

Модернизация в пост-колониальный период

После освобождения от власти метрополий, многие государства Африки и Азии ждали так называемого "экономического чуда". Следует отметить, что многие страны сумели добиться определенных успехов в промышленном производстве и торговли. В 60-70 х годах уровень прироста объема промышленного производства был в 2 раза больше, нежели в развитых государствах. Тенденции укрепления государственной экономики прослеживались и в латиноамериканских странах.

Однако за подобными достижениями скрывалась существенная непоследовательность, которая в дальнейшем обусловила ряд тяжелых экономических кризисов. В государствах, имеющих возможность добычи нефти, начались внедряться активные социальные преобразования.

Из-за высокой стоимости нефти, Англия и США начали активно предоставлять кредитные средства на развитие этих государств. В середине 70-х годах стоимость нефтяных продуктов начала стремительно падать - государства Персидского и Карибского заливов оказались в экономической ловушке. Более 90% населения оказалось за чертой бедности.

Существенной сложностью в модернизации была и недостача специализированных кадров. Абсолютное большинство населения Африки, Азии и Латинской Америки не обладали даже начальным образованием. Необразованное население представляло собой дешевую рабочую силу, однако производство начало требовать внедрение научно - технических разработок, для чего были необходимы подготовленные специалисты.

Проблемы модернизации в 90-х годах

Переменный успех, который прослеживался в модернизации государств Африки, Азии и Латинской Америки в 60-80-х годах, полностью был вытеснен социально - экономическими кризисами, которые начались в 90-х. Значительную роль в этом сыграло скоротечное завершение «холодной войны». Интерес мировых лидеров к развивающимся «не западным» государствам исчез, вместе с этим прекратилось и их финансирование.

Начиная с 1989 года США и Европейские государства, в том числе и ССР стали требовать от развивающихся государств немедленного возвращения долгов, которые были предоставлены им в 70-х годах. На выплату кредитов во многих государствах уходило более трети национальных доходов. Даже в таких государствах как Саудовская Аравия, в которой ранее не наблюдалось проблем модернизации, уровень производства, из-за недостачи капитала упал до показателей 1965 года.

Такие страны как Ирак, Кувейт, Индия, Бразилия, Аргентина были отброшены к показателям 1950 года. Беднейшие государства Азии и Африки столкнулись с угрозой голода. Наибольшие проблемы наблюдались в экономике так называемых «экономических иждивенцев» - государств, развитие промышленности в которых осуществлялось за счет США и СССР.

Проблема преодоления экономического отставания и модернизации развивающихся стран

Проблема «Север-Юг» - так в литературе обозначается разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между странами «третьего мира», к которым причисляют беднейшие страны Азии и Африки и так называемым «цивилизованным миром» (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 30 государств). Крушение колониальной системы в 50-60-х годах ХХ века породило оптимистические прогнозы быстрого экономического и культурного возрождения стран, завоевавших политическую независимость. Действительно, до 70-х годов эти государства сохраняли довольно высокие темпы развития (в первую очередь это относится к так называемым «индустриальным и нефтеэкспортирующим странам»). Однако с 80-х годов этот экономический рост резко замедлился. Разрыв между развитыми и развивающимися странами начал увеличиваться и сократить его пока не удаётся. Если в 1960 году соотношение между ними по валовому национальному продукту на душу населения было 26:1, то сейчас оно составляет 40:1. Причин на это несколько:

· Прежде всего, это аграрные страны - на их долю приходится свыше 90% сельского населения мира. Начиная с колониальной эпохи сельское хозяйство развивающихся стран служило для покрытия потребностей метрополий в сырье, а после завоевания независимости - для финансирования других отраслей экономики и создания государственного аппарата развивающихся стран. Сформировалась стратегия систематического изъятия излишков сельскохозяйственной продукции, что приводит к обеднению отрасли и обнищанию крестьянства.

· Ещё одна причина отставания развивающихся стран - использование традиционных источников энергии (физической силы животных, сжигание древесины и различного вида органики), которые ввиду их низкой эффективности, не позволяют существенно повысить производительность труда в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, в сфере услуг.

· При низком уровне экономического потенциала и стремительном приросте населения развивающиеся страны были вынуждены брать крупные кредиты у международных финансовых учреждений. Задолженность продолжает расти и в настоящее время. Долг ложится тяжёлым бременем на население и служит препятствием на пути преодоления отсталости этих государств.

· Сегодня развитие производительных сил и социально-культурной среды общества невозможно без повышения уровня образования всего народа, без овладения современными достижениями науки и техники. Однако, необходимое внимание к ним требует крупных затрат и предполагает наличие педагогических и научно-технических кадров. Развивающиеся страны в условиях бедности не могут должным образом решать эти проблемы.

· Мешает преодолению развивающимися странами их отставания от развитых стран полная зависимость от мирового рынка и его конъюнктуры.

· В рамках мирового хозяйства разделение труда осуществляется таким образом, что за наиболее развитыми в экономическом отношении государствами закреплена роль мировых промышленных центров, в то время как развивающиеся страны исполняют роль аграрно-сырьевой периферии. Развитые страны различными методами эксплуатируют природные, трудовые ресурсы развивающихся стран, препятствуют созданию в них самостоятельной экономики.

За нищету стран современного «третьего мира» ответственность несёт именно «цивилизованный мир», так как именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы. Сегодня всё большее число стран в мире осознаёт, что преодоление отсталости развивающихся стран остаётся чрезвычайно актуальной задачей и во многом определяет судьбу человечества. Политическая нестабильность, обусловленная в первую очередь низким уровнем экономического развития, постоянно создаёт опасность возникновения военных конфликтов в этих регионах. В настоящее время в условиях стремительно возрастающей доступности совершенного оружия они могут иметь трагические последствия для других стран и даже для всего человечества. Поэтому назрела необходимость переоценки существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который прекратил бы ущемление прав беднейших государств планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.

Основным направлением социально-экономического развития и борьбы против нищеты и голода является реализация принятой ООН Программы нового международного экономического порядка (НМЭП), которая предполагает:

· во-первых, утверждение в международных отношениях демократических принципов равенства и справедливости;

· во-вторых, безусловное перераспределение в пользу развивающихся государств накопленных богатств и вновь создаваемых мировых доходов;

· в-третьих, международное регулирование процессов развития отсталых стран.

Адаптация к глобальному потеплению

Тогда как богатые страны ведут активную разработку мер адаптации к климатическим изменениям...

Мусорный кризис в городе Москва

Нью-Йорке проживает 8,5 млн человек. Все они каждый день оставляют после себя кучи мусора. Главный завод города по переработке твердых отходов - Sims Recycling - расположен в Бруклине и оборудован по последнему слову техники...

Проблема обеспечения пресными водными ресурсами

В мире растет дефицит пресной воды. При этом водный голод грозит не только засушливым, но и достаточно обеспеченным водными ресурсами странам и регионам. Это связано не только с увеличением расходования запасов пресной воды...

Рынок экологически чистой продукции

Германия. По данным Okologische Lebensmittelwirtschaft BOLW (D), продажи на немецком рынке органических продуктов составили в 2009 году 5,8 млрд евро. Число органических ферм выросло до 21047 хозяйств (5,6 % всех фермеров)...

Современные проблемы экологии

Экологические проблемы и развитые страны. Осознание экологической проблемы привело к экологизации экономического развития в промышленно развитых странах. Во-первых, это выразилось в том...

Современный экологический кризиз

Стратегия преодоления глобальных экологических угроз

Эколого-экономические проблемы совершенствования экологической сертификации лесов рассматриваются во многих научных работах. Именно они дали импульс для развития экологической сертификации по схемам Лесного наблюдательного совета...

Сущность современного экологического кризиса

Таким образом, перед человечеством остро встала проблема сознательного и целенаправленного регулирования обмена веществом и энергией между обществом и биосферой, выработки стратегии охраны природы, а значит, и самого человека...

Экологические катастрофы и кризисы в истории Земли

Переосмысление взаимоотношений общества и природы началось в 1960-х гг. Послевоенный бум производства и потребления в развитых странах привел, наряду с ростом благосостояния, к экологическим проблемам, невиданным ранее по остроте и масштабам...

Экологические проблемы современности

Конец XX столетия и начало XXI -- это эпоха глобальных перемен, число которых увеличивается: к известным кризисным ситуациям (опасность ядерной войны, которая сейчас уменьшается в результате окончания холодной войны...

Экологический кризис

Экологический кризис - это нарушение естественных природных процессов в биосфере в результате которого происходят быстрые изменения окружающей среды. Возникает напряжение во взаимоотношениях между человечеством и природой...

Экология и культура

Для культуры XX века в отличие от XIX века, в котором культура мыслилась в тех же синонимах, что и цивилизация, характерно разведение этих понятий. При этом культура продолжает оставаться символом всего позитивного...

Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем человечества

Взаимосвязанные проблемы модернизации и развития были и остаются центральными для десятков государств, стремящихся повысить свою роль в мировой экономике, особенно возникших на месте распавшихся колониальных империй.

При значительном многообразии этих государств, различиях в уровнях и типах их социально-экономического развития, несовпадении подходов к решению проблем развития выделяется ряд сходных характеристик, позволяющих рассматривать страны Азии, Африки и Латинской Америки, или «Юга», как их иногда называют, в качестве определенной общности.

После второй мировой войны начался процесс деколонизации, связанный с распадом колониальных империй европейских держав. Большое влияние на этот процесс оказал захват Японией обширных территорий в Азии и создание там местных администраций, с которыми пришлось столкнуться европейским метрополиям после завершения войны в бассейне Тихого океана.

Многие из бывших колоний приобрели независимость мирным путем. Другие, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. Итогом были колониальные войны Великобритании в Малайе, Франции в Индокитае и Алжире, Португалии в Анголе и Мозамбике, стоившие народам этих стран больших жертв и приведшие к разрушениям, материальным потерям.

Еще в 1940-е гг. независимость приобрели Филиппины, Британская Индия, Индонезия, в 1950-е гг. освобождения добились народы Юго-Восточной Азии. 1960-е гг. вошли в историю как «год Африки», когда большая часть колониальных владений на этом континенте приобрели независимость. Последняя в истории колониальная империя -- Португалии -- рухнула в 1975 г.

Конфликты и кризисы в развивающихся странах. Приобретение независимости далеко не всегда гарантировало возможности дальнейшего беспрепятственного развития. Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими, религиозными, что стало причиной многих конфликтов, как внутренних, так и международных. После предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек стали беженцами. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий между этими странами уже несколько раз возникали военные конфликты. Постоянный очаг напряженности появился на Ближнем Востоке, где по решению ООН на территории Палестины предполагалось создать арабское и еврейское государства. Конфликт между ними, завершившийся в 1948 г. захватом Израилем всей территории Палестины, привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, неоднократно приводившей к войнам.

Наличие во многих развивающихся странах природных ресурсов не всегда помогало решению стоящих перед ними задач. Не имеющие возможности самостоятельного освоения богатств своих недр, обладающие ими страны становились ареной особенно острой конкурентной борьбы между ведущими державами мира, крупнейшими ТНК. Главными инструментами в этой борьбе выступала организация переворотов, сепаратистских движений. Так, в 1960-е гг. в Заире (бывшем бельгийском Конго) в провинции Катанга развернулось сепаратистское движение, приведшее к гражданской войне, вводу войск ООН в эту страну. В наиболее населенной стране Африканского континента, Нигерии, народность игбо, населявшая богатую нефтью провинцию Биафра, провозгласила независимость, что привело к трехлетней гражданской войне. В 1970-е гг. в Анголе три крупные военно-политические группировки (МПЛА, УНИТА, ФНЛА), опиравшиеся на различные племенные объединения, после освобождения от колониальной власти Португалии вступили в борьбу друг с другом за контроль над страной. При этом на стороне одной из них выступили СССР и Куба, другая была поддержана США и ЮАР, третья -- соседним Заиром.

Итоги первых преобразований. В большинстве выбиравших свой путь развития государств еще преобладали докапиталистические отношения.

Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные государства. Они вывозили продукцию крупных латифундий (помещичьих хозяйств), широко использовавших труд низкооплачиваемых наемных работников.

Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы, большинство стран Латинской Америки вступило на путь модернизации, ускоренного индустриального развития. Этому способствовал ряд благоприятных обстоятельств.

В годы второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию латиноамериканских стран. Будучи удаленными от театров военных действий, эти страны обеспечили приют многим эмигрантам из воюющих стран, скрывающимся от войны и ее последствий (в том числе и из разгромленных держав фашистской оси). Это обеспечило приток квалифицированных специалистов, рабочих. Латинская Америка воспринималась как относительно безопасный и, благодаря обилию природных ресурсов, неосвоенных земель, выгодный район для вложения капиталов. Несмотря на частые перевороты, сменявшиеся военные режимы, как правило, не решались затрагивать интересы иностранного капитала, тем более что большая его часть принадлежала корпорациям США. Соединенные Штаты не стеснялись прибегать к прямому военному вмешательству или смене правящих фигур в латиноамериканских странах, если ущемлялись их интересы. Так, в ответ на национализацию земель, принадлежащих крупнейшей аграрной компании США «Юнайтед фрут», в Гватемале в 1954 г. при поддержке американских военных был организован переворот. Новое правительство вернуло компании ее собственность.

Неудачи попытки свержения правительства Ф. Кастро на Кубе, пришедшего к власти революционным путем, после свержения режима генерала Ф. Батисты в 1959 г. и взявшего курс на сотрудничество с СССР, заставили США скорректировать свою политику. В 1961 г. президент США Д. Кеннеди предложил странам Латинской Америки программу «Союз ради прогресса», на которую было выделено 20 млрд. долларов. Цель этой программы, принятой 19 странами, состояла в содействии решению назревших социально-экономических проблем стран континента, предотвращению появления у них стремления искать поддержки СССР.

Авторитарные режимы: опыт модернизации. Программа Д. Кеннеди помогла решению проблем модернизации, но не укреплению основ политической стабильности. Цикл чередования военных и гражданских режимов в Латинской Америке прервать не удалось, поскольку он выполнял, по сути дела, ту же социально-экономическую роль, что смена у власти правых и левых партий в странах демократии.

Военные, диктаторские режимы, как правило, брали курс на ускоренную модернизацию экономики, ограничивали права профсоюзов, свертывали социальные программы, замораживали зарплату для большинства наемных работников. Приоритетом становилась концентрация ресурсов на широкомасштабных проектах, создание льгот для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки -- Бразилии (население 160 млн. человек) «экономическое чудо» пришлось на годы пребывания у власти военной хунты (1964--1985).

Строились дороги, электростанции, развивалась металлургия, нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столица была перенесена с побережья вглубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение природных богатств бассейна реки Амазонки, население этого района возросло с 5 до 12 млн. человек. С помощью зарубежных корпораций, в частности таких гигантов, как «Форд», «Фиат», «Фольксваген», «Дженерал Моторс», в стране было налажено производство автомобилей, самолетов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировом рынке. Ее аграрная продукция начала конкурировать с американской. Наряду с ввозом капитала страна начала вкладывать свой капитал в менее развитые страны, в частности Африку.

Новая социальная структура современного общества

Социальная структура общества - это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства.

Модернизация - собирательный термин, характеризующий различные аспекты перехода от традиционного к индустриальному обществу, а также поступательную эволюцию форм самого индустриального об­щества. Процесс модернизации носил комплексный характер и вклю­чал формирование капиталистической системы общественного про­изводства, основанной на индустриальной технологии и частном пред­принимательстве, расширенном производстве и переходе от вещного богатства к капиталу, распространение адекватных форм производ­ственного и личного потребления, доминирование классовой формы социальной стратификации, образование либерально-демократичес­кой государственно-правовой системы, в том числе широкого партий­ного спектра и электоральной модели массового политического пове­дения, рост урбанизации и создание духовной среды, основанной на дифференциации и индивидуализации ценностных ориентации, секу­ляризации и рационализации общественного сознания, переход от мировоззренческого знания к науке, от ценностной рациональности к утилитарной «целерациональности». Различаются отдельные формы модернизации: органическая модернизация (является результатом эволюционного развития общества, сбалансированного изменения всех сфер общественного сознания и бытия; вектор такой трансформации идет «снизу», процесс носит естественный, объективный характер); неорганическая модернизация (основана на модели «догоняющего развития», осуществляется «сверху», главным образом за счет целе­направленных реформ, ускоренного развития отдельных сфер индус­триального производства, переноса отдельных элементов либераль­ной государственно-правовой системы; процесс носит несбалансиро­ванный, во многом искусственный характер, сопровождается обострением противоречий между привнесенными и традиционными формами общественных отношений, локализуется в нескольких оча­гах и не приводит к формированию целостной общественной модели); первичная модернизация (модернизация в странах «старого капитализма», охватившая период от эпохи Реформации до промышленной революции и характеризующаяся преемственностью в развитии об­щественных форм, их сбалансированностью, органичностью); вторич­ ная модернизация (спровоцированная «внешним вызовом» модер­низация в странах «молодого капитализма», начавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. и носившая неорганический характер).

Проблемы модернизации социально-экономических структур стран азии и африки

Человече­ское содружество в целом и азиатско-африканский мир в частности остаются и по сей день в рамках Нового времени, т. е. той историче­ской эпохи, которая началась в XVI-XVII вв. и была отмечена в формационном (политэкономическом) плане складыванием и утверждени­ем мировой капиталистической системы (МКС), а в социокультурном (ментальном) плане - рождением новой, «западной» цивилизации.

Современ­ный постиндустриальный мир сохранил черты классического капитализма XIX в. МКС создавалась прежде всего как экономическая система, где произ­водственные и рыночные связи играли определяющую роль. В этом качестве она существует и сегодня.

Нынешняя цивилизация первоначально сложилась в Европе, но затем распространилась по всему миру, хотя степень адаптации к но­вым мировоззренческим установкам традиционных обществ в различ­ных регионах оказалась неодинаковой. Современные философы и востоковеды в целом достаточно близки в определении характерных черт существующей на протяже­нии последних 300 лет социокультурной системы. Прежде всего они отмечают ее техногенную основу, иными словами - приверженность к систематическому применению научных знаний в производстве, ве­дущую к ускоренному обновлению техники и технологий. В подобной цивилизационной среде первостепенное значение приобретают иннова­ции как важнейший показатель постоянного развития и непрерывной трансформации экономических, социальных и политических субструк­тур.

Характерное для традиционных обществ мед­ленное и экстенсивное развитие сменяется интенсивным; значение усилий, направленных на пространственное расширение владений, сферы воздействия или зоны контактов, заметно убывает, на первое место вы­ходит выигрыш во времени, о чем напоминает известный афоризм: «время - деньги».

Иными словами, сама эпоха Нового времени, видимо, близка к завершению, что и позволяет подвести итоги пути, пройденного стра­нами Азии и Африки на протяжении XVI-XX вв. обрыв естественно исторической эволюции и насильствен­ное - в разных формах - вовлечение народов Востока в МКС и их приобщение к техногенной цивилизации. Смысл происходившего мож­но характеризовать как процесс модернизации азиатско-африканского мира.

Существуют разные подходы к оценке этого процесса. Их можно свести к трем основным.

Один из них был сформулирован в советской историографии 40-50-х гг. Суть его заключалась в том, что в стра­нах Востока в доколониальную эпоху уже появились зачатки капита­лизма, однако начавшаяся европейская экономическая и политическая экспансия помешала развиться новым производственным отношениям и обрекла колониальные и зависимые страны Азии и Африки на дли­тельный застой и отсталость. «Вовлекая колонки в орбиту мирового рынка, капитализм в то же время тормозил их экономическое разви­тие, придавал ему однобокий и уродливый характер». «Важную роль в замедлении темпов социально-экономического разви­тия сыграло закабаление некоторых стран Азии и Африки в новое вре­мя колониальными державами». Там же отмечается, что несколько стран Дальнего Востока попытались закрыться от внешнего мира, спа­саясь от «европейских хищников». Но «пресловутое «закрытие» не смог­ло спасти дальневосточные государства от дальнейшего отставания по сравнению с передовыми странами Европы».

Другой подход был предложен западными либеральными учены­ми после второй мировой войны. Под общей руб­рикой «Теория модернизации». Основу разработанной парадигмы со­ставила идея о неизбежности и благотворности преобразования разви­вающихся стран в общества западного типа. Рассматривая первые как олицетворение прошлого, а вторые в качестве реализованного иде­ала прогресса, приверженцы этой идеи стремились показать, что мо­дернизация представляет собой определенный тип стадиальных изме­нений, вызванных индустриализацией к урбанизацией, развитием ин­ститута частной собственности и предпринимательской деятельности, распространением грамотности и средств коммуникаций, внедрением правового сознания и демократических форм политического устройства. По их мнению, странам Востока, единственную возможность выхода из состояния векового застоя, традиционности и консерватизма. Соот­ветственно усилия Запада по насильственной трансформации («вестернизации») остального мира, какие бы формы они ни принимали, рас­сматривались лишь как объективное благо.

В последние десятилетия появилась и третья интерпретация про­цесса модернизации стран Азии и Африки. По замыслу ее первых ав­торов- леворадикальных западных исследователей, она должна была избежать «марксистского догматизма» и одновременно противостоять «идеалистическим» взглядам «академического истэблишмента». «Мы убеждены, - писал один из них, - что серьезным и опасным заблуж­дением в большей части литературы по проблемам социального развития является прежде всего то, что современные неевропейские обще­ства рассматриваются в основном как статичные, кратко говоря, тра­диционные и им уготовано оставаться такими до той поры, пока их не воскресит контакт с Ее величеством современной европейской цивили­зацией, особенно с ее технологией, которая и модернизирует эти от­сталые общества».

В основу новой концепции положена идея о противоборстве двух общественных систем («мировых империй»). Одна из них силой политического диктата объединяла разнородные докапиталистические об­щества, другая выступала как некое мирохозяйственное единство, «ми­ровая экономика». Их столкновение привело в конечном итоге к по­глощению первой системы второй в рамках единого организма, состоя­щего из стран Запада в качестве центра системы и стран третьего ми­ра - ее периферии. Наиболее значимым итогом этого процес­са следует считать изменение направления исторической эволюции стран, составляющих периферию МКС, что нашло свое отражение в их развитии по пути «периферийного капитализма» и в их приобщении к техногенной цивилизации.

Основные этапы в процессе модер­низации Востока. До последнего времени начальным рубежом рас­сматриваемой исторической эпохи в советской историографии призна­валась Английская буржуазная революция середины XVII в., «поло­жившая начало торжеству капитализма в Европе». Изменение концеп­туального подхода к определению содержания нынешнего этапа все­мирной истории и отказ от известного истматовского постулата о пря­мой зависимости надстройки от базиса позволяют поддержать ученых, предлагавших принять за исходный рубеж эпохи великие географичес­кие открытия конца XV в. - начала XVI в. Их историческое значение состоит, в частности, в том, что они дали начальный импульс к созда­нию МКС.

I . Первый этап, охватывающий, по мнению автора статьи, первые два столетия Нового времени, отличается тем, что в сложившемся противостоянии двух различных общественных систем возможности воздействия новой техногенной цивилизации еще явно ограничены. Ми­ровой рынок в XVI--XVI! вв. только начинает складываться и потому также не в состоянии заметно влиять на воспроизводственные про­цессы в странах Востока.

II . На втором этапе (XVIII в. - 70-е гг. XIX в.) ситуация стала за­метно меняться. Все более усиливающееся превосходство западного ми­ра над восточным в экономической, политической и научно-технической сферах человеческой деятельности сделало возможным постепенное включение традиционных обществ Востока в сферу влияния мирового капитализма. Большинство стран Востока оказалось на различных периферийных орбитах МКС, став в конечном итоге источниками сырья и рынками сбыта для западных держав. Периферийное положение стран Востока определялось не только их ролью на мировом рынке. Они испытывали возраставшее политическое и культурное воздействие центра системы. Если на первых стадиях инкорпорирования политическая система ази­атских и африканских обществ еще сохраняла черты «восточной дес­потии», то в результате последующий эволюции она стала обретать ха­рактер колониального или полуколониального режима.

III . К концу XIX в. процесс включения стран Востока в МКС в целом закончился и начался третий этап Новой истории, характеризующийся их устойчивым функционированием вплоть до 60-х гг. XX в. в каче­стве периферийных компонентов техногенной цивилизации и мировой экономической системы. По­вторение в той или иной степени исторического опыта Запада, о ко­тором речь шла выше, и сохранение значительного разрыва в уровне развития с передовыми индустриальными странами, составляющими центр мировой системы, - с другой.

IV . Развитие событий в последние десятилетия XX в. позволяет гово­рить о начале нового, четвертого этапа процесса модернизации. Он отмечен усилением кризисных явлений цивилизационного порядка и одновременно все более активными усилиями стран Востока, направ­ленными на выход из состояния периферийного капитализма. Успеш­ный опыт Японии и новых индустриальных стран Восточной Азии, рав­но как Израиля и Турции.

Особого внимания исследователей заслуживает ответная реакция восточных обществ на сам процесс модернизации. Ход истории позволяет говорить о том, что подобная тенденция высту­пает в виде последовательно развивающихся революционных (по су­ществу, а не но форме выражения) процессов. Первым из них, наибо­лее полно захватившим весь Восток, можно считать национальную ре­волюцию, проявляющуюся в пробуждении национального самосозна­ния, - в усилиях по обретению национальной независимости и поли­тического суверенитета.

На смену национальным движениям, определившим смысл и со­держание не только периода «пробуждения Азии», но и всей первой по­ловины XX в., приходят политические революции. Их цель - борьба за создание таких политических институтов, как парламент, политиче­ские партии и массовые общественные организации, способные в ка­кой-то мере ограничить тоталитарные тенденции в политической жиз­ни современного Востока.

Модернизация эпохи Мэйдзи.

После ликвидации сегуната Токугава вся полнота власти в стране перешла в руки императорского правительства, состоявшего из представителей тех феодальных кругов, которые в известной степени учитывали интересы японской буржуазии и осуществляли преобразования буржуазного характера. «Реформы Мэйдзи» означали первый важный шаг на пути превращения японской феодальной монархии в буржуазную монархию. Правление императора Муцухито (Мэйдзи) следует считать поистине революционным по результатам, ибо вслед за этим важнейшим изменением в привычной Японии традиционной структуры последовали все остальные реформы, радикально изменившие облик страны. Были ликвидированы феодальные уделы и заменены префектурами, напрямую подчинявшиеся центральному правительству, количество сословий было уменьшено до трех: титулованная аристократия, дворянство и простой народ. В 1872г. была введена всеобщая воинская повинность, в результате на крестьян легли дополнительные тяготы, связанные с военной службой.

Наиболее важным преобразованием правительства явилась аграрная реформа 1872-1873 гг. власти объявили законными собственниками земли всех тех лиц, которые фактически владели этой землей к моменту издания закона. В целом это был прогрессивный акт впервые в Японии устанавливался буржуазный принцип частной собственности на землю. Однако, основная масса крестьянства в результате этой реформы по существу не получила земли. Было лишь уничтожено крупное феодальное землевладение. Все же эта реформа стимулировала развитие капиталистических отношений в деревне и дальнейшую дифференциацию ее населения.

Ликвидация феодальных княжеств и роспуск самурайских дружин привели к тому, что множество самураев оказались не у дел. Недовольство части самурайства усилилось после отмены в 1876г. их пенсий, замененных единовременной компенсацией в размере 5-14 летней суммы прежнего содержания. В результате этого бывшие князья и самураи получили от государства огромные деньги. Многие из них скупили казенные земли, основали промышленные предприятия и банки. Но суммы полученные рядовыми самураями были сравнительно невелики. Часть низшего самурайства восприняла отмену пенсий как удар по своим привилегиям. Самурайство лишалось привилегии носить оружие. В начале 1877 г. самурайские отряды во главе с Такамори Сайго начали боевые действия против правительственных войск, но в результате нескольких кровопролитных боев реакционный самурайский мятеж был подавлен. Ход военных действий показал превосходство регулярной армии над самурайскими дружинами. Поражение мятежа означало поражение сил, которые выступили за возвращение к старому.

Особенности промышленного развития Японии в 70 – 90–е годы 19 века. Несмотря на то, что революция 1868г. и проведенные после неепреобразования были половинчатыми и ограниченными, они значительно ускорили темпы развития капитализма в стране. Возрастает товарность сельскохозяйственного производства, наблюдался рост посевных площадей. Развитие капитализма в Японии сочеталось с укреплением помещичьего землевладения и сохранением полуфеодальных методов эксплуатации кретьянства. Развитие капитализма сопровождалось дальнейшем обезземеливанием крестьян, сгоном их с земли.

С 80-х г. развернулось интенсивное промышленное строительство. Важную роль в индустриализации Японии сыграло вмешательство государства. Крупные средства, мобилизованные правительством за счет огромных налогов с населения (главным образом с крестьянства), вкладывались в строительство промышленных предприятий. Правительство приступило к сооружению военных заводов и арсеналов, крупных судостроительных верфей и железоделательных заводов. В других отраслях строились так называемые образцовые предприятия: крупные бумагопрядильные, шелкомотальные, ткацкие, спичечные фабрики, стекольные, пивоваренные, цементные заводы. Большинство «образцовых предприятий» было по очень низкой цене продано частным предпринимателям. Возникают монопольные объединения и компании, это было вызвано стремлением японских промышленников выдержать конкуренцию иностранных товаров.

Формирование политических партий. В октябре 1881г. была создана «Конституционная либеральная партия» (дзиюто). Она объединяла представителей либеральных помещиков, сельскую буржуазию и интеллигенцию, часть крупной городской буржуазии. Главную роль в руководстве дзиюто, возглавляемой Итагаки, играли либеральные помещики. В 1882г. оформилась «Конституционная партия реформ и прогресса» (кайсинто), возглавляемая Окума. Она объединяла крупную и среднюю городскую буржуазию, крупных обуржуазившихся помещиков, представителей умеренно-либеральной интеллигенции. Для противодействия этим партиям правительство создало «Конституционную императорскую партию» состоявшую главным образом из чиновников. Но она была малочисленной и не играла значительной роли. Представители радикальной интеллигенции создали ряд нелегальных организаций. Они стали готовить вооруженные восстания. Наиболее крупным из подготовленных восстаний было восстание в районе Титибу. Оно было жестоко подавлено. После этого правительство поставило на ноги весь полицейский аппарат, большинство революционных подпольных групп было разгромлено. В период «движения за свободу и народные права» наряду с требованиями буржуазно – демократических свобод выдвигались и требования отмены неравноправных договоров.

Конституция 1889г. Страх перед опасностью нового подъема демократического движения способствовал принятию японским императорским правительством конституции. По конституции особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. За ним закреплялось право объявления войны и подписания мира, заключения договоров, назначения и увольнения всех высших гражданских и военных должностных лиц, созыва и роспуска парламента. Император являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами Японии. Конституция учреждала парламент, состоявший из двух палат – палаты пэров и палаты представителей. Парламент обладал законодательными правами и утверждал бюджет. Важную роль в управлении государством играл Тайный совет – консультативный орган при императоре, назначаемый им из высших сановников. Фактически каждое важное решение кабинета министров или парламента должно было получить санкцию Тайного совета. Значение приобрел и внеконституционный орган – совет гэнро (старейшин). Гэнро рекомендовал императору кандидатов на пост премьер – министра, и решал др. важные вопросы в управлении страной. Конституция 1889г. отражала компромисс между полуфеодальными помещиками и крупной японской буржуазией. Она была новым шагом на пути превращения японской монархии из полуфеодальной в буржуазную. Вместе с тем конституция укрепляла монархический строй.

Агрессивная вешняя политика правящих кругов Японии. Японо-китайская война 1894-1895 гг. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную агрессию по отношению к другим народам Азии. В 1874г. Япония высадила свои войска на о. Тайвань, однако сопротивление заставило отступить от Китая. Японские экспансионисты выдвигали также претензии на Сахалин и Курильские острова. В 1875г. было достигнуто русско-японское соглашение, по которому японское правительство добилось передачи Японии Курильских островов в обмен на отказ от претензий на Южный Сахалин.

В 1876г. Япония под угрозой войны навязала Корее неравноправный договор. С этого момента началось проникновение японских колонизаторов в Корею. По мере развития капитализма усиливалась экспансионистские устремления японской буржуазии. Международная обстановка благоприятствовала японской агрессии против Кореи и Китая. Теперь наряду с США Японию стала поддерживать и Англия, видевшая в Японии союзника против России. в конце июля 1894г. Япония начала военные действия против Китая. Победа Японии в войне 1894-1895гг. выдвинула ее в число колониальных держав. Усилились ее позиции в Корее; она захватила Тайвань и острова Пэнхуледао; Китай выплачивал ей огромную контрибуцию. К этому времени Япония окончательно укрепилась как капиталистическое государство. Некоторые группы буржуазии и помещиков, находившиеся ранее в оппозиции, получив возможность обогащаться на войне, стали поддерживать правительство.

Япония в период довоенного империализма (1900 - 1914).

Перерастание японского капитализма в империализм. Японо-китайская война ускорила темпы роста японской промышленности. Этому способствовала огромная контрибуция, выкачанная из Китая. Промышленный подъем сопровождался сильной концентрацией капитала, ростом монополистических объединений.

Большую роль в перерастании японского капитализма в монополистическую стадию сыграл мировой экономический кризис 1900г. Кризис способствовал поглощению мелких и средних предприятий крупными объединениями. После кризиса монополии получают в Японии быстрое распространение. Одновременно шел процесс сращивания промышленного и банковского капитала. Преобладающей формой монополистических объединений финансового капитала были концерны.

Важным фактором, способствовавшим росту монополий, была колониальная экспансия. Усилилось ограбление Кореи, Тайвань стал японской колонией. Япония приняла участие в разделе Китая на сферы влияния, добившись превращения провинции Фуцзянь в сферу влияния японского капитала. Появилась и такая важная черта монополистического капитализма, как вывоз капитала. Японские фирмы вкладывали свои капиталы на Тайване, в Корее, в континентальном Китае.

Особенности японского империализма. Японские монополии были тесно связаны с помещиками и монархией. Монополистическая буржуазия использовала такие формы докапиталистической эксплуатации трудящихся как кабальная контрактация детей и женщин с системой принудительных общежитий полутюремного типа и т. п. нищета и отсутствие достаточного количества земли у японского крестьянства обеспечивали постоянный приток на предприятия дешевой рабочей силы. Вследствие этого в Японии уровень жизни рабочих был значительно ниже, чем в других капиталистических странах.

Получая обильные субсидии главным образом за счет налогов, выжимаемых из крестьян, монополистическая буржуазия непосредственно участвовала в полуфеодальной эксплуатации крестьянства. Японские монополии использовали феодальные пережитки в интересах получения сверхприбылей и были заинтересованы в их сохранении. Государственный аппарат в значительной мере был в руках бюрократии и помещиков. Страной управляла формально конституционная, а на деле самодержавная монархия. Общая тенденция к политической реакции, присущая империализму, проявилась в том, что окончательно сошел со сцены буржуазный либерализм, продолжалось сближение монополистической буржуазии с помещиками, бюрократией и военщиной. За 1900 – 1913 гг. объем промышленного производства увеличился в Японии на 181 %. Между тем ко времени выхода Японии на международную арену мир был уже поделен другими империалистическими державами. Отсюда вытекала особая заинтересованность японского империализма в переделе мира путем войны.

Внешняя политика японского империализма. После японо-китайской войны усилилась колониальная экспансия японской буржуазии. Японские монополии стремились к установлению полного контроля над Кореей. Заметно возросла их активность в Китае под давлением великих держав была вынуждена возвратить Китаю полуостров Ляодун. 30 января 1902г. был подписан англо-японский договор, преследовавший агрессивные, захватнические цели. Договор предусматривал военную интервенцию в Китае и Корее.

Русско-японская война . Война началась в ночь с 8 на 9 февраля 1904г. Японский флот внезапно атаковал русскую эскадру на рейде Порт – Артура. Это была империалистическая война за Корею и Маньчжурию, несправедливая и захватническая как со стороны Японии так и со стороны России. Война привела к крайнему истощению людских и финансово-экономических ресурсов Японии. Японская армия понесла огромные потери убитыми и раненными 5 сентября 1905г. был подписан Портсмутский мирный договор, по которому Россия признавала Корею японской сферой влияния, к Японии переходили арендные территории России на Ляодунском полуострове с Порт-Артуром и Дальним (Квантунская область), южная ветка КВЖД (от станции Куаньчэнцзы до Порт-Артура), Южный Сахалин. Япония получала возможность вести лов рыбы в русских дальневосточных водах.

Положение трудящихся масс за годы войны стало невыносимым. Широкие слои населения охватило недовольство. На 5 сентября 1905г. в одном из парков Токио был назначен митинг протеста против «унизительного» договора с Россией. В этом проявилось общее недовольство политикой правительства. Правительство подавило выступление. Серьезные волнения происходили и в других городах. Это были стихийные выступления, отражавшие протест, портив внутренней и внешней политики правительства. Войскам и полиции удалось подавить волнения.

Усиление позиций монополистического капитала. Внешняя политика Японии после войны. В 1907-1908гг. японская промышленность пережила кризис. Затем наступил новый подъем, продолжавшийся почти до начала первой мировой войны. Русско-японская война, а также продолжавшаяся после нее милитаризация страны способствовали развитию тяжелой индустрии. Шло техническое перевооружение промышленности, происходила дальнейшая концентрация производства и централизация капитала. Монополистическая буржуазия претендовала на усиление своего влияния в государственном аппарате. Одновременно возросла роль военных. Укрепление позиций монополистического капитала сопровождалось дальнейшим развертыванием колониальной агрессии. В 1910г. Корея была аннексирована и превращена в японскую колонию. Япония утвердилась в Южной Маньчжурии. японская политика экспансии в Китае, на господство в котором претендовали Англия и США, привело к обострению японо-английских и японо-американских противоречий.

Япония накануне первой мировой войны. Этот период характеризовался обострением внутренних и внешних противоречий японского империализма. Наряду с ростом рабочего движения наблюдался подъем демократического движения, отражавший недовольство широких масс политическим бесправием, тяжелыми налогами и т.п. Основным требованием этого движения было всеобщее избирательное право. В феврале 1913г. в ряде японских городов происходили демонстрации, направленные против милитаристского кабинета Кацура. Обострилась также борьба внутри правящего лагеря. Кабинет Кацура был вынужден уйти в отставку. В обстановке приближавшейся мировой войны происходили обострение американо-японских противоречий, ослабление англо-японского союза, усиление взаимного недоверия в отношениях Японии с Россией. Эти внешние и внутренние трудности японского империализма были составной частью политического кризиса, охватившего капиталистический мир накануне первой мировой войны.


Самое обсуждаемое
Как списать долги по кредитам законно — существующие способы Как списать долги по кредитам законно — существующие способы
Страхование каско на полгода и меньше: где и как оформить? Страхование каско на полгода и меньше: где и как оформить?
Зачем оформлять закладную на квартиру по ипотеке и что это такое Зачем оформлять закладную на квартиру по ипотеке и что это такое


top