Когда наступает страховой случай по осаго. Страховой случай по осаго - что делать потерпевшему. Правила поведения при аварии

Когда наступает страховой случай по осаго. Страховой случай по осаго - что делать потерпевшему. Правила поведения при аварии

Урегулирование страховых случаев по ОСАГО зачастую вызывает множество вопросов, особенно при возникновении спорных ситуаций со страховыми компаниями, отказывающимися признавать те или иные случаи страховыми. В данной статье мы постараемся детально разобрать, в каких ситуациях водитель вправе рассчитывать на возмещение ущерба по полису ОСАГО, какие случаи являются страховыми, а какие нет, и какими законодательными нормами это регулируется.

Каким законом регулируется ОСАГО?

В связи с тем, что обязательное страхование ОСАГО регулируется соответствующим Федеральным Законом № 40 от 25.04.2002 г., все основные принципы и понятия зафиксированы и прописаны в нем документально. Это касается и информации об условиях наступления страхового случая и признания его таковым. Поэтому при возникновении любых спорных ситуаций следует обращаться именно к этому документу.

Обобщая основные положения этого закона, можно сделать следующее заключение:

Страховыми случаями являются все события, в которых гражданин, имея на руках действительный полис ОСАГО, находясь за рулем транспортного средства, нанес вред жизни либо здоровью других лиц или же имуществу данных лиц. При наступлении такого события компания обязана возместить нанесенный ущерб.

При этом в законе также указан обширный список событий, не являющихся страховыми случаями, и возникновение которых не покрывается полисом.

Редакция закона от 03.07.2016 г. предусматривает максимальный размер компенсации в 400 тысяч рублей по пункту возмещения ущерба, нанесенного имуществу, и 500 тысяч рублей по пункту причинения вреда жизни и здоровью.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

  1. Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

    Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль.

    Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.

  2. Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации:

    Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё.

    Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Какие случаи не являются страховыми?

Согласно 6 статье обозначенного выше Закона «Об ОСАГО», страховыми не признаются следующие события:

  • причинение ущерба во время управления транспортным средством, отличным от указанного в полисе ОСАГО. Страховка оформляется исключительно на средство передвижения, а не его владельца;
  • нанесение вреда грузом, транспортировка которого связана с риском. Такой груз должен быть застрахован владельцем в отдельном порядке;
  • возникшие у пострадавшего в ДТП моральный ущерб и упущенная выгода (предполагаемые доходы, которые могли быть получены, если бы не произошла авария);
  • причинение вреда транспортным средством на соревнованиях, во время учебной езды и при других обстоятельствах подобного рода, произошедших в специально предназначенных для данных действий местах;
  • нанесение ущерба жизни или здоровью граждан, которые находятся при исполнении своих трудовых обязанностей в случае, когда такой ущерб компенсируется отдельным типом страхования (социальное, индивидуальное);
  • возникновение иных ситуаций, в которых вред автомобилю либо имуществу пострадавшего был нанесен непосредственно водителем ТС;
  • нанесение ущерба во время осуществления погрузочно-разгрузочных работ;
  • причинение убытков организации-работодателю, если на транспортном средстве (на которое выдан полис) был причинен вред работнику данной организации;
  • причинение повреждений, нанесенных историко-культурным ценностям (архитектура, антиквариат и т.д.), наличным деньгам, драгоценностям возмещаются не страховой компанией, а непосредственно виновником аварии, обычно в судебном порядке.

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует - если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит. Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением. Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона. Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом - будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты. Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями. Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения. Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля. Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Возможен ли ремонт бампера по ОСАГО или его замена?

После того, как произошло ДТП, и потерпевший обратился к страховщику с документами на компенсацию ущерба, компания должна оценить состояние автомобиля после аварии. На основе проведенной экспертизы выносится заключение о рекомендуемом способе действий – в данном контексте о ремонте бампера либо его замене. Само собой, сумма выплаты будет целиком зависеть от заключения экспертизы. Ремонт бампера обойдется страховщикам явно дешевле, поэтому нередки случаи, когда оценка состояния машины необъективна. В такой ситуации нужно обратиться за проведением экспертизы в другую организацию, а полученное заключение со стоимостью ремонта передать в страховую компанию. Если организация не захочет выплачивать указанную сумму, то выход один – обращаться в суд.

Следует помнить о том, что модернизация и тюнинг автомобиля должны быть официально зарегистрированы, иначе существует вероятность, что ОСАГО покрывать убытки не будет. Например, если машина врежется в зад другого автомобиля и станет виновником аварии. На первый взгляд случай однозначно страховой. Но при оформлении ДТП выяснится, что стильный бампер на машине не родной, а данная модернизация никак не зарегистрирована. В результате вождение такой машины могут признать незаконным, а случай – нестраховым. Соответственно, никакого возмещения в такой ситуации можно не ждать. И данное предписание применимо ко всем частям и деталям машины, не предусмотренным базовой комплектацией.

Заключение

Страховые и нестраховые случаи по ОСАГО закреплены законодательно и возмещение вреда осуществляется только согласно нормам нормативно-правовых актов. По ОСАГО страховая компания осуществляет компенсацию только в случае ДТП, при этом мелкие аварии на парковках или во дворах домов также относятся к страховым случаям.

Прежде всего страховой случай – это не самое приятное событие в жизни автомобилиста. Да и для страховщиков данное событие приятным не назовешь.

Потерпевший естественно считает потери и убытки, которые были причинены его имуществу, жизни или здоровью , но при этом убытки несет и СК ведь в данном случае именно на страховую организацию ложиться обязанность оплатить потерпевшему его ущерб (о том, сколько выплачивает СК по ОСАГО при ДТП, можно узнать ). Естественно, что страховщик в данном случае тоже терпит издержки. Очень часто СК всячески пытаются избежать выплаты потерпевшим.

Из-за юридической безграмотности многих собственников ТС, страховым организациям достаточно часто удается избежать выплат по страховым случаям.

Для того чтобы избежать обмана со стороны недобросовестных сотрудников СК и получить после наступления страхового случая компенсацию причиненного вам ущерба необходимо быть компетентным в вопросе страхования. Страхователю необходимо знать, какие случаи признаются страховыми, а какие нет , какие требуются и как правильно оформлять данное происшествие (узнать подробный порядок действий для обращения в СК за компенсацией по ОСАГО после ДТП, можно ).

При происшествии

Страховой случай по ОСАГО может наступить как при ДТП, так и без него. Для начала давайте рассмотрим, что такое ДТП. Понятию ДТП дается определение в п.1.2 ПДД: ДТП является событием, которое возникает в процессе движения авто по дороге и с его непосредственным участием, при котором были повреждены ТС, грузы, сооружения и т.д. или причинен вред здоровью и жизни людей.

Данное понятие включает в себя следующие признаки:

  1. происходит только в следствии движения авто по дороге. К примеру, если авто в процессе движение совершает наезд на пешехода. А вот обратная сторона ситуации когда пешеход падает на авто уже не считается ДТП.
  2. ДТП считается только та ситуация в которой участвует автомобиль. К примеру, если выброшенная из окна авто бутылка попадает в пешехода, то такая ситуация не попадает под классификацию ДТП. А вот, если с авто упадет велосипед и упадет он на пешехода, то такой случай уже будет считаться ДТП, так как велосипед относиться к категории транспортных средств и при падении находиться в движении.
  3. Событие классифицируется как ДТП, если в нем был нанесен вред здоровью и жизни людей, транспортному средству, зданию и т.д.

Без него

Однако существует и другая категория случаев, которая относиться к страховым по ОСАГО. Причиной таких страховых случаев является не авария во время эксплуатации водителем своего ТС (более подробно о том, какие страховые случаи бывают по ОСАГО, мы уже рассказывали в ). Такого рода происшествия также рассматриваются СК как ущерб нанесенный имуществу владельца авто, так как не во всех случаях ТС можно найти и восстановить.

Случаями относящимися к разряду страховых по ОСАГО без ДТП считаются:

  • Угон авто.
  • Самовозгорание или умышленный поджог авто.
  • Стихийное бедствие.
  • Вред причиненный третьими лицами.

Для того чтобы получить компенсацию ущерба по всем вышеперечисленным случаям, потерпевшему следует оперативно собрать все необходимые для выплаты документы и обратиться в органы ГИБДД для того чтобы было проведено расследование по данному делу.

Какие ситуации им не являются?

Теперь о нестраховых случаях. Чтобы понять какие случаи не являются страховыми по ОСАГО, давайте обратимся к «Закону об ОСАГО» и рассмотрим понятие страховой случай, которое дается в данном законе. Для того чтобы СК признало случай страховым должны быть соблюдены следующие условия:

  1. У водителя управляющего автомобилем должна наступить гражданская ответственность.
  2. В том случае, если вы являетесь единственным участником ДТП (к примеру, въехали в столб), то соответственно данный случай не будет рассматриваться СК как страховой случай по договору обязательного страхования.

    По правилам ОСАГО участников ДТП должно быть не менее двух. Гражданская ответственность должна возникать у одного участника, в то время как другой участник ДТП в такой ситуации признается потерпевшим и имеет право на получение компенсации причиненного ему вреда (исключение составляют случаи автовладельцев).

СК может отказать в выплате по ОСАГО, если автомобиль был поврежден в то время, как он находился на стоянке и при этом причины и обстоятельства повреждения неизвестны. Например, если выясниться, что кто-то нечаянно задел сумкой авто и поцарапал, то данный случай СК не будет классифицироваться как ДТП, так как виновное лицо в данном случае, если и будет установлено, то данный гражданин причинил вред не своим ТС, а следовательно за него СК ответственности не несет.

А вот в случае, если ваше авто было повреждено другим ТС, и виновник известен, то такой случай будет относиться к страховому по ОСАГО.

Получается, что для того чтобы СК признала случай страховым, вред автомобилю должен быть причинен другим ТС, собственника которого признали виновным в причинение ущерба потерпевшему. Так что, если на ваше авто упал рекламный щит, то выплату вы по ОСАГО не получите для этого существует другой вид страховок такой как КАСКО. Ущерб ТС потерпевшего должен быть причинен виновником при использовании его ТС.

Использованием автотранспорта признается его эксплуатация непосредственно связанная с движением. В том случае, если на стоянке вашему авто был причинен вред стоящим автомобилем виновника, например водитель поцарапал ваше авто при открывании двери своего ТС, то такая ситуация страховым случаем являться не будет.

ВАЖНО: Обязательным условием признания случая страховым является движение авто.

Однако есть случаи, которые соответствуют тем условиям, которые мы перечислили выше, но при этом из случаев подлежащих возмещению по полису ОСАГО такие ситуации исключены.

Случаи не являющиеся страховыми по ОСАГО:

Столкновение машин во дворе

Является ли столкновение двух машин во дворе страховым случаем? В том случае, если лицо управляющее автомобилем при движении задним ходом не заметил другое авто, либо если аварийная ситуация во дворе произошла по иной причине, водителю следует осуществлять все те действия, которые необходимо осуществить при ДТП.

ДТП во дворе является стандартной ситуацией. Данное ДТП попадает под действие тех же самых нормативных документов, что и ДТП произошедшее на обычной дороге. Необходимо понимать что, если водитель уедет с места ДТП не важно где оно произошло (во дворе дома или на трассе), то это будет считаться серьезным нарушением ПДД. Такое деяние может повлечь серьезное наказание.

Поэтому, если во дворе дома вы попали в ДТП, то вы должны будете остановиться и оставить свой автомобиль в том положении в котором он находился во время ДТП. Далее следует дождаться сотрудников ГИБДД и оформить данное дело надлежащим образом (о том, какой порядок действий необходим, чтобы получить компенсацию по ОСАГО если вы попали в ДТП, читайте ).

После того как вы получите документы из ГИБДД, вам следует с полным перечнем необходимой документации явиться в СК и написать заявление о компенсации причиненного вам ущерба.

Страховой случай – это неприятное происшествие не только для автомобилистом, но и особенно для автомобильных страховщиков.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Первая сторона считает потери и убытки для собственного имущества крайне нежелательным событием, а при этом страховщик, как другая сторона, должен выплатить компенсацию, этим самым теряя собственные доходы.

Зачастую появляются случаи, когда СК всячески пытаются избегать выплаты по страховым случаям. Стоит отметить, что из-за юридической неграмотности автомобилистов им это достаточно хорошо удается.

Чтобы не стать жертвой недобросовестной страховой компании, и иметь возможность после наступления непредвиденной ситуации, которая влечет для автомобилиста потери, нужно быть компетентным в вопросе страхования, знать о том, что такое страховой случай, какие документы нужны для запросов на получение выплаты по ОСАГО, как правильно проводить данный процесс.

Что входит

Страховым случаем называют наступление гражданской ответственности автомобилиста в результате причинения повреждениям жизни, здоровью или автотранспорту потерпевшего или потерпевших с использованием своего транспортного средства.

Результатом происшествия стает обязанность виновника осуществлять страховую выплату.

Намного проще решается данные вопрос, если у потерпевшего и виновного автомобилистов один и тот же страховщик, потому что это позволяет более быстро провести расследование и разобраться с бюрократическим нюансом.

Различают два типа страховых случаев:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • без ДТП.

Проанализируем все случаи данных типов страховых случаев, что позволит правильно классифицировать собственный случай и выбирать правильный алгоритм действий.

В страховой случай по ОСАГО при ДТП

Действующий , а именно – , согласно которой составляли полисы автогрожданки, регулирует вопрос страховых случаев. Также в ней указано о выплатах по ОСАГО, если страхователь стал виновником происшествия на дороге.

Данное законодательство предусматривает:

Законодательство предусматривает то, чтобы случаи ДТП рассматривались страховщиками в 20-дневный срок. При этом максимальная сумма в отдельных случаях может составлять лимит в 400 тысяч рублей.

А СК следует известить о происшествии на дороге не позже, чем за 15 дней после аварии.

Без ДТП

Существует и другая категория страховых случаев, причиной которых стает не авария во время езды. Такие происшествия также расцениваются как убытки имуществу автовладельцев, потому что не всегда транспортное средство можно найти или восстановить.

Страховыми случаями без ДТП считаются:

  • угон;
  • умышленный поджог или самовозгорание транспортного средства;
  • стихийное бедствие;
  • умышленный вред третьих лиц.

Чтобы получить своевременную выплату в любом из перечисленных случаев, следует максимально оперативно провести расследование и собрать нужные документы, которые помогут разъяснить обстоятельства случившегося страховщикам.

Что делать в первую очередь

Предусматривает покрытие ущерба имуществу или здоровью не виновному страхователю, а – потерпевшим от его действий.

Поэтому в интересах жертв страхового случая своевременно обратиться к страховщику и сообщить о наступлении происшествия. Это и следует сделать в первую очередь.

Страховые случаи по ОСАГО при ДТП если виновник не установлен – это не новость в практике, поэтому следует собрать все доказательства с происшествия, нужные документы и сообщить в правоохранительные органы для разбирательства.

Намного проще пройдет следствие, если виновный автомобилист скроется без транспортного средства. Так, как номерные знаки помогут сразу же разузнать данные об этом водителе.

Если вы обратитесь с запросом к страховщику виновного автомобилиста максимально быстро, то позволите выбирать среди трех основных схем возмещения ущерба:

  • прямой выплаты («прямого урегулирования»);
  • стандартной процедуры покрытия убытков.

Первые две схемы выплат считаются простыми и практически незатратными по времени, но они требуют обращаться с заявлением сразу же после наступления страхового случая.

Заявление

С этим документом, к которому прикрепляется целый пакет официальных бумаг, пострадавший во время страхового случая должен обратиться в СК.

Заявление о наступлении страхового случая при участии Страхователя имеет свою основную четкую структуру, которую следует учитывать при написании документа.

Основные и обязательные реквизиты:

  1. Контактные и паспортные данные потерпевшего автомобилиста.
  2. Данные о виннового застрахованном в данной компании лице.
  3. Структурированное описание страхового случая.
  4. Изложение последствий.
  5. Данные о страховом полисе.
  6. Подписи и дата составления документа.

Следует учитывать, что заявление не имеет строгого регламента по поводу структуры и содержимого, поэтому его можно составлять еще на месте происшествия и обращаться в страховую компанию.

Но при этом учитывайте, что наличие перечисленных выше реквизитов позволит страховщику получить максимально точную информацию для принятия решения.

Какие нужны документы

Заявление предоставляется с полным пакетом нужной документации. Такое условие предусмотрено для того, чтобы страховщик мог проверить достоверность получивших фактов о происшествии.

Поэтому, если потерпевший обращается за возмещением ущерба по полису ОСАГО, то ему следует предоставить:

  • саму ;
  • заверенную юристом копию заполненных паспортных страниц;
  • доверенность об представлении интересов выгодоприобретателя (если это необходимо);
  • реквизиты банка, если будет производится безналичная выплата;
  • , если он самостоятельно не может обратиться в страховую службу;
  • справка о наступлении аварийного случая на дороге;

Следует помнить, что извещение о ДТП заполняется как потерпевшим, так и виновником происшествия, поэтому о его заполнении следует подумать ранее.

В крайнем случае можно заполнять бланк одной стороной, если кто-то из участников отказывается от оформления документации.

Заявление о страховой выплате пишется потерпевшим самостоятельно в свободной форме, но при наличии исчерпывающего описания страхового случая.

Если страхователь предоставляет специальный бланк заявления, то его следует заполнять.

После случаев с летальным исходом потерпевшего от страхового случая, члены семьи умершего обращаются к страховщику виновного автомобилиста со свидетельством о смерти.

Сроки обращения и рассмотрения

Водитель-виновник обязан предоставить своей страховой компании извещение о случившемся ДТП, в котором он стал участником. Срок предусматривается такой же — не более, чем 5 рабочих дней.

Документы можно доставить несколькими удобными способами:

  • во время личного визита;
  • заказным письмом.

Потерпевший в следствии наступления страхового случая может известить СК одни из следующих двух способов:

  • обратиться с заявлением в страховую виновника;
  • оформить заявление о прямой компенсации ущерба своему страховщику.

Но для этого следует учитывать такие обстоятельства:

  1. В ДТП участвовали лишь два транспортных средства, владельцы которых имеют оформленные полиса ОСАГО.
  2. Убытки понес лишь автотранспорт.

В свою очередь страховщик обязуется выдвинуть свой вердикт и произвести выплату компенсации в течении двадцатидневного срока, согласно действующему законодательству, но практика показывает, что такие временные рамки растягиваются до тридцати рабочих дней.

Уведомление о страховом случае ОСАГО должно иметь фиксированные даты, чтобы страховщик не имел права оттягивать сроки по выплатам.

Акт

Данный документ предоставляется страховой компанией после того, как она произвела следственные действия и выносит свой вердикт.

Этот акт поможет в дальнейшем следить за соблюдением страховщиком своих обязанностей, вычисляя всевозможные недоплаты.

Каждый автомобилист, которому будут производиться выплаты по страховому случаю, может потребовать такой акт в письменном виде.

Практика показывает, что страховщики зачастую отказывают водителям в получении такого документа, что является незаконным действием.

Это объясняется тем, что во время возможного досудебного разбирательства такой документ может повлиять на неутешительный результат для страховщика.

В таких случаях обращайтесь к автомобилисту и требуйте о выполнении ваших прав на получение точной и достоверной информации.

Пренебрежение такими нюансами может повлиять не только на размер компенсации, но и стать причиной ее невыплаты вообще.

Такой акт имеет свою строгую структуру:

  • данный о потерпевшем и виновнике страхового случая;
  • точное описание ущерба и подсчет общей суммы;
  • время и дата происшествия;
  • время и дата подачи заявления о наступлении страхового случая по полису ОСАГО;
  • результаты экспертизы;
  • время и дату принятия решения о выплатах;
  • реквизиты страховой компании.

Отметим, что каждый страховщик может составлять акт по своим правилам, но нужно учитывать, чтобы он фиксировал все нужные данные, которые мы перечислили выше.

Порядок оформления

Страховая выплата оформляется и совершается согласно строгому порядку действий. Они выполняются после рассматривания заявления о наступлении страхового случая.

Порядок представлен следующим образом:

  1. Установить основания для компенсации страховой компанией.
  2. Измерить величину выплаты для покрытия ущерба (зависит от условий ).
  3. Оформление требуемой документации с указанием всех требуемых реквизитов.

В течении до 15 рабочих дней после наступления ДТП страховщику вручаются заполненные об аварии (или же направляются любым способом, особенно – заказным письмом, что фиксирует сроки отправки и получения в руки).

Соглашение об урегулировании

Законопроект об ОСАГО, который был заверен Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в июне прошлого года гласит о том, что как только страховщик исполнит свои обязательства в аспекте страховых выплат в требуем размере, без дополнительных независимых экспертиз, страхователь и пострадавший не могут требовать дополнительную компенсацию.

Документ, который фиксирует тот факт, что стороны удовлетворены размером и условиями проведения компенсации, свидетельствует соглашение об урегулировании страхового случая по ОСАГО.

Практика показывает, что страховщики хитростью требуют от своих клиентов подписывать такую официальную бумагу, чтобы снять с СК обязательства.

Этот документ содержит все основные данные страховом случае и о произведенных выплатах потерпевшему.

Важным пунктом является «Стороны пришли к соглашению», который подписывается участниками и свидетельствует об отсутствии претензий в адрес страховой компании.

Выплаты

Вид ущерба после наступления страхового случая напрямую влияет на сумму выплату, которая будет производится потерпевшему. Размер компенсации регулируется законом «Об ОСАГО» (пункт 49).

СК обязуется выплачивать:

Если ущерб коснулся здоровья и трудоспособности потерпевшего, то рассчитываются расходы для его лечения, а также – возможные зарплаты, которые он потерял во время реабилитации.

Срок давности

Срок давности по автогражданке – это такой период, который предусматривает для автомобилиста возможность обращаться в суд за правовой помощью для защиты своих законных интересов.

Хоть законодательство и предусматривает трехгодичную исковую давность, но на деле для ОСАГО она составляет 2 года.

За данный промежуток времени можно подавать иски на страховщика, главное – чтобы срок не истек, и чтобы все даты страхового случая, оформления документации были документально зафиксированными.

Процесс оформления страхового случая и проведения по нем компенсационных выплат требует соблюдение участниками страхового случая некоторых бюрократических и организационных аспектов, которые касаются оформления и подписания заявлении о ДТП, акте о страховом случае и о согласовании между сторонами процесса.

Наличие всех перечисленных компонентов позволяет получить компенсацию от страховщика в полном размере и за максимально короткие сроки.

Такие меры важно соблюдать даже с помощью автоюриста, ведь страховщики неохотно производят выплаты, пытаясь их всячески отклонить или уменьшить по размеру, каждый раз придумывая самые разнообразные и правдоподобные для этого причины.

Уведомление о страховом случае ОСАГО – это важны документ, с помощью которого официально оповещают страховщика о том факте, что его клиент стал причиной страхового случая, а последствия происшествия требуют компенсацию в определенном размере денежных средств.

Машина повреждена, а страховая уверяет, что возмещение не положено? Обычная ситуация, но подобному не следует верить. Ведь страховой случай по ОСАГО это не только банальное ДТП, а иногда и запутанные ситуации, которые страховщики всегда норовят истолковать со своей колокольни. Хотите уметь самостоятельно разбираться в этом вопросе? Юридическая статья ниже вас ждёт. Тема сложная, но старался разъяснить просто.

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий . Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от 25.04.2002 г., ред. от 23.06.2016 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016 г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ № 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от 01.12.2007, ред. от 21.07.2014 г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС .

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Пример? Пожалуйста.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Как на страховой случай влияют регресс и суброгация?

Есть в страховом деле такие понятия, как регресс (обратное требование) и . Подробнее о них я расскажу в отдельной статье, а тут коснусь их влияния на СС.

Дело в том, что выплаты возмещения потерпевшей стороне не имеют прямой зависимости от факта наступления СС. Вернее, от его признания СК таковым. Ведь в правилах ОСАГО существуют такие нормы, по которым при СС право на возмещение за счет страховщика утрачивается или не наступает вовсе (например, не подано уведомление о ДТП, упущен срок для подачи, неправильно заполненный бланк и т. д.).

Тогда выплаты все равно осуществляются, но конечным материальным ответчиком становится виновник ДТП, с которого СК, через механизмы регресса или суброгации взыскивают выплаченную пострадавшей стороне сумму.

То есть, для потерпевших лиц обращения за возмещением могут удовлетворяться когда СК отказала в материальной ответственности за виновника или аннулировала ее. Даже полное отсутствие у виновной стороны страхового полиса не является основанием к отказу в выплатах, если СС признан компанией – главное, чтобы ОСАГО был у другой стороны.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

  • Не указанное в полисе ОСАГО ТС – если машина, причинившая ущерб, не указана в страховом полисе водителя-виновника, то он платит возмещение из своего кармана (пп. «а»);
  • Моральный ущерб – по ОСАГО моральные страдания не возмещаются. А что делать, если они есть? Обращаться в суд – там подобные выплаты возможны (пп. «б»);
  • Упущенная выгода – по ОСАГО упущенная выгода не возмещается, но ее можно стребовать в суде, если подобный факт можно проверить и провести по нему точный расчет (пп. «б»);
  • Учебная езда, испытания и соревнования – СК не оплачивают ущерб, нанесенный в перечисленных случаях, т. к. присутствует высокий коэффициент риска, который, при желании, может быть застрахован по другим страховым программам (пп. «в»);
  • Экологический вред – ущерб окружающей среде по ОСАГО не возмещается. Это образец законодательной недоработки, т. к. порча зеленых насаждений, к примеру, явно относится к возмещаемому ущербу (пп. «д»);
  • Ущерб от перевозимых грузов – для этого имеются особые формы страхования, смотря какие документы об уровне опасности имеет перевозимый груз (пп. «д»);
  • Вред здоровью/жизни официальному персоналу в рабочее время – в этом случае все расходы по компенсациям несет работодатель пострадавших или выплаты проходят по линии социального/медицинского страхования (пп. «е»);
  • Убыток работодателю вследствие вреда его работникам – все это также возмещается другими видами страхования (пп. «ж»);
  • Ущерб, причиненный ТС (а также грузу) его водителем – по ОСАГО виновником и потерпевшим одно лицо быть не может (пп. «з»);
  • Разгрузочно-погрузочные работы – ущерб при погрузке и разгрузке ТС по ОСАГО не оплачивается (пп. «и»);
  • Ущерб предметам высокой или нематериальной ценности – ОСАГО не оплачивает ущерб от порчи движимых или недвижимых предметов высокой ценности (исторические сооружения, драгоценности, антиквариат, дензнаки, ценные бумаги, произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, поклонения верующих и т. п.) (пп. «л»);
  • Ущерб превышающий указанный в договоре лимит – все расходы по возмещению вреда и ущерба, свыше страхового лимита пострадавшему выплачивает виновник. Лимиты могут быть увеличены (пп. «м»);
  • Вред здоровью/жизни пассажиров – в случае, если ТС официально использовалось для пассажироперевозок, для чего предусмотрено особое страхование (пп. «н»);

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

  • При угоне ТС выплаты по ОСАГО не производятся, т. к. после угона факт управления авто законным владельцем исчезает, имейте это в виду. От угона можно застраховаться по другим программам.
  • При спорном страховом случае , если вы застрахованы в крупной компании (Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс, Ресо и т. п.) и намерены с ней бороться, очень внимательно отнеситесь к сбору и оформлению всех документов, т. к. серьезные страховщики имеют специальный юридический штат для оспаривания претензий. Иногда хватает незначительной ошибки, чтобы надолго затормозить рассмотрение дела или проиграть его.
  • Истекший срок действия диагностической карты может стать причиной для аннулирования факта страхового случая для грузовых и пассажирских ТС, учтите это.

Заключение

Итак, из статьи вы поняли, что страховой случай по ОСАГО наступает при нанесении ущерба движущимся ТС в предназначенных для этого местах, если с договором автогражданки все в порядке. Ну и помните, что даже явно проигрышные спорные СС можно успешно доказывать в свою пользу в суде.

Что можно попросить вас рассказать о страховом случае? Эээ... рассказывайте о ваших необычных страховых случаях)) Вопросы по теме также прошу писать в комментах.

Видео-бонус: Думаете, что разбираетесь в собаках? 15 гибридов собак разных пород #2 . Борзодор, лабромут, пудель-зудель, хаски-маски, шарпей-нипей или чибихуль)))

Некоторые страховые компании утверждают, что бизнес по продаже полисов обязательного страхования автогражданской ответственности является убыточным. В итоге автовладельцы часто встречаются или с попытками отказать в выплатах по ОСАГО или, как минимум, с попыткой занизить сумму ущерба.

Юристы Хонест помогают клиентам бороться с недобросовестными действиями страховщиков много лет. Мы проанализировали практику и предлагает водителю разобраться с тем, что такое страховой случай по ОСАГО и в какой ситуации автовладелец на законных основаниях может требовать от страховщиков выплаты на ремонт машины.

Понятие страхового случая

Законодательство

Чтобы разобраться с тем, что именно входит в страховой случай по ОСАГО, стоит изучить федеральный закон ФЗ№40. В нем зафиксированы все основные данные. Вот выжимка именно про страховые случаи:

  • В страховой случай по ОСАГО входят события, в которых гражданин попал в аварию за рулем транспортного средства;
  • В этот момент у него был непросроченный полис ОСАГО;
  • В аварии был причинен вред другому имуществу или здоровью других людей.

В том же законе прописан максимальный размер компенсации по ОСАГО – имущественный 400 тысяч рублей, ущерб здоровью 500 тысяч рублей.

По закону для признания страхового случая нет никакой разницы, оформлялось ли ДТП водителями самостоятельно, через заполнение европротокола, или же привлекались силы сотрудников полиции. Но стоит помнить, что если водители сами заполнили извещение, то сумма компенсации в регионах ограничена (по последним поправкам в закон об ОСАГО) 100 тысячами рублей. Для «столичных» городов и областей – 400 тысяч рублей.

Критерии страхового случая

Чтобы страхования компания признала событие страховым случаем, необходимо, чтобы в аварии была совокупность сразу нескольких критериев:

  • Наличие полиса . Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, то пострадавшему автомобилисту придется подавать в суд на него и взыскивать компенсацию ущерба.
  • Движение транспортного средства. Если автомобиль стоял на парковке, водитель открыл дверь и задел другую машину - это не страховой случай по ОСАГО.
  • Ущерб нанесен именно в этой ситуации. Как ни странно, этот критерий пострадавшая сторона достаточно часто пытается обойти – то есть пытается получить компенсацию по ОСАГО не только за полученную в аварии царапину, но и за другие повреждения авто.
  • Наличие виновника в аварии . Это одно из ключевых требований ОСАГО. Что входит в страховой случай с этой точки зрения, а что нет? Все просто – если в вашу машину врезались, то виновник в аварии есть. Если вы обнаружили помятую машину на парковке, а виновника установить не удалось – то это не страховой случай по ОСАГО.

Страховым случаем не признают

В законе об ОСАГО перечислены несколько случаев, которые страховая не признает по ОСАГО. Приведем примеры.

Без статуса ДТП

В понятие страхового случая входит обязательное наличие факта ДТП. Неважно, как именно оно оформлено – с помощью европротокола или с привлечением сотрудников полиции. Если авария никак не зафиксирована, то признать событие страховым случаем довольно сложно.

Если автовладелец хочет получить страховку после событий, не связанных с ДТП, стоит заранее об этом позаботиться и приобрести полис КАСКО. Тогда водитель сможет рассчитывать на выплаты после угона, пожара и стихийных бедствий.

Другой транспорт

Водитель попал в ДТП за рулем автомобиля №1. У него есть полис ОСАГО, оформленный на автомобиль №2. В такой ситуации водитель пытается придумать, что входит в страховой случай по ОСАГО, но ответ прост – ничего. Если водитель виновник аварии – то с него будут требовать компенсацию нанесенного ущерба. Сотрудники полиции в любом случае должны выписать штраф за езду без страховки. Полис ОСАГО оформляется на автомобиль, а не на человека.

Особые риски

Если во время транспортировки особого груза, сопряженного с риском, произошла авария, страховой случай по ОСАГО не признается. Особые перевозки регулируются отдельным законодательством и подлежат страхованию в особом порядке.

Моральный ущерб

По ОСАГО у автовладельца не получится взыскать моральный ущерб или упущенную выгоду. Только компенсация причиненного автомобилю ущерба и компенсация за вред здоровью. В этом случае стоит оговориться – у автовладельца никто не отнимет право подать в суд на виновника аварии и попытаться взыскать средства в том числе за моральный ущерб. Но разговор о страховом случае по ОСАГО здесь уже не причем.

Нет возможности оценить ущерб

Автовладелец может самостоятельно лишиться возможности получить компенсацию за причиненный ущерб в аварии по ОСАГО. Это происходит, если после ДТП пострадавший самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. В соответствии с п.10 ст.12 ФЗ-40 “Об ОСАГО” водитель обязан показать поврежденный автомобиль страховой компании. Повреждения устранены до демонстрации - нет возможности оценить сумму компенсации и получить выплаты.

Запомните, после ДТП необходимо оповестить страховую компанию о произошедшем событии – если оформлялся европротокол, то свою страховую компанию. Если вызывались сотрудники ГИБДД, то страховую виновника аварии. Не ремонтируйте свой автомобиль заранее, страховая может отказать в выплатах.

Бездействие водителей

Достаточно редкая, но возможная ситуация. Страховая компания может пойти на конфликт и попытаться доказать, что водитель бездействовал, поэтому-то и произошло ДТП. Таким образом страховщики попытаются отказаться от признания случая страховым и будут возражать против выплаты законной компенсации.

Другие варианты

Есть еще несколько ситуаций, когда прежде чем ругаться со страховыми компаниями стоит сначала подумать, что входит в страховой случай по ОСАГО:

  • Авария произошла на соревнованиях или во время езды по учебной автоплощадке или в иных местах, предназначенных специально для этого. Даже если на автомобиль куплен полис ОСАГО, требование компенсации по нему нецелесообразно;
  • Нанесение вреда здоровью в ситуациях, когда применяется другой тип страхования – индивидуальное или социальное страхование на предприятиях. Речь идет о повреждения, которые возможно получить на работе;
  • Причинение вреда в аварии ценностям, имеющим историческое или культурное значение – особые здания-памятники, грузы-антиквариат и прочее;
  • Просрочен срок уведомления страховой компании – автовладельцу необходимо оповестить страховщиков о произошедшем в течение пяти дней. Если этого не произошло – может последовать отказ в выплатах;
  • Повреждения автомобиль получил из-за груза, которые транспортировался во время езды – например, разбитое стекло при перевозке мебели;
  • Повреждения произошли из-за событий государственной важности – например, гражданской войны, забастовок или экологических катастроф;
  • Грузовой или пассажирский транспорт эксплуатировался без актуальной диагностической карты;
  • Повреждения получил автомобиль работодателя во время выполнения работником трудовых обязанностей.

Спорный страховой случай

Страховые компании не всегда горят желанием выплачивать полную компенсацию за ущерб, полученный водителем в ДТП, по полису ОСАГО. Чаще всего выплаты занижаются, но можно столкнуться с ситуацией, когда страховая компания и вовсе отказывает в выплатах. На основании непризнания события страховым случаем. Как действовать в такой ситуации?

Звонок в Хонест

Страховые компании, особенно крупные, содержат профессиональный штат юристов. Прежде чем связываться с судебными разбирательствами, стоит оценить перспективность дела. Позвоните в Хонест – каждый наш консультант работает в сфере защиты клиентов минимум пять лет. Расскажите подробности, уточните детали. Консультация бесплатна – мы сможем сориентировать вас относительно мыслей о законности отказа страховой компании от выплаты компенсации.

Экспертиза

Если вы решили бороться со страховой компанией, то нужно оценить ваш случай более детально. Возможно, провести оценку ущерба или трасологическую экспертизу. Первая установит точную сумму повреждений вашего автомобиля. Вторая поможет уточнить все обстоятельства аварии.

Досудебная претензия

Если возникла спорная ситуация по оценке страхового случая, то в первую очередь вам придется направить в страховую организацию досудебную претензию. Проведенная оценка ущерба станет обоснованием ваших требований. Как показывает практика, страховые чаще всего выплачивают полную сумму ущерба уже на этом этапе, чтобы избежать судебных расходов и штрафа за отказ выполнять требования потребителя в досудебном порядке.

Иск в суд

Если страховая продолжает отказывать в выплатах по ОСАГО или предлагает компенсацию, но намного в меньшем объеме, чем выяснено экспертизой, стоит обращаться в суд. Если цена иска меньше 50 тысяч рублей, то обращаемся в мировой суд. Если больше – то в районный.

Мы можем сэкономить ваше время и подготовить иск самостоятельно. Если нужно – поддержим на всех этапах судебного разбирательства. Не забывайте, что в цену иска включаются расходы на экспертизы и юридическое сопровождение. Если судья решит, что ваши требования обоснованы, то такие расходы признают судебными издержками и оплачивать их будет страховая компания.

Юристы Хонеста за годы работы смогли решить масса самых сложных задач, связанных с конфликтами со страховыми компаниями. Обращайтесь в Хонест, мы поможем.


Самое обсуждаемое
Комплектация и узловая сборка товаров Комплектации принадлежностей формирование актуальных товаров Комплектация и узловая сборка товаров Комплектации принадлежностей формирование актуальных товаров
Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку
Ипотека для лейтенанта мчс в крыму Ипотека для лейтенанта мчс в крыму


top