Финансирование как метод финансовой деятельности. Классификация методов финансовой деятельности государства. УК и КоАП

Финансирование как метод финансовой деятельности. Классификация методов финансовой деятельности государства. УК и КоАП

Финансовая деятельность государства - особый вид деятельности по осуществлению государственной власти и государственного управления финансами, которая в целом регулируется нормами государственного и административного права. Эта деятельность направлена на равномерное собирание средств для казны, а также на справедливое распределение этих средств между РФ, МО, между отраслями экономической и социально-культурной сферы.

Основная цель - выполнение программ финансового развития.

Функции финансовой деятельности:

1. Образование государственных муниципальных денежных форм.

2. Распределение государственных ресурсов.

3. Использование государственных ресурсов.

4. Государственный и муниципальный контроль за движением финансовых ресурсов.

5. Эмиссия денежных средств (знаков).

Аспекты финансовой деятельности:

    Экономический - финансовая основа базируется на экономических законах, рычагах и стимулах.

    Организационно-технический - деятельность носит специальный характер по организации счетов, учёту и сбору денег

    Правовой аспект - ФД осуществляется особым методом.

Методы финансовой деятельности государства - это способы теоретического исследования и практического выполнения органами государственной власти и государственного управления финансовой деятельности государства. Разнообразие методов осуществления финансовой деятельности зависит от многих факторов: от субьекта правоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

Как правило, методы осуществления финансовой деятельности делят на две группы:

1) методы собирания денежных средств;

2) методы распределения и использования.

К методам собирания следует отнести следующие методы: налоговый метод - с помощью него государство изымает в той или иной форме в обязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежные средства для зачисления их в бюджеты определенного уровня; метод добровольных взносов является добровольным в отличие от налогового метода и может выражаться, например, в покупке ценных бумаг, пожертвовании, вкладах в банки и т. д.

При распределении и использовании государственных денежных средств применяются следующие важнейшие методы: метод финансирования (выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств. Этот метод применяется в отношении государственных организаций); кредитование (означает выделение/предоставление денежных средств на условиях возмездности и возвратности. Применяться такой метод может и в отношении государственных организаций, и в отношении частных организаций). Финансовая деятельность государства осуществляется через органы, которые руководят и направляют ее в соответствии с наделенными полномочиями. Практически все органы государства и органы местного самоуправления занимаются финансовой деятельностью. Под формой финансовой деятельности государства понимают структуру, порядок образования и организации высших органов власти, установленных в государстве. Финансовая деятельность обладает своими собственными принципами :

1. Принципы финансовой, налоговой, политики, экономического пространства, защита всех форм собственности.

2. Принципы соблюдения финансовой дисциплины и правил.

3. Принципы целенаправленности в распределение и использование финансов.

4. Принцип полноты, реальности и гласности финансовой деятельности.

5. Принцип финансовой самостоятельности РФ, СРФ и МО.

6. Принцип планированности финансовой деятельности.

Формы финансовой деятельности:

1. Правовая - Финансовые правовые акты (ФПА) - смешанные, нормативные. ФПА - финансовый план который принят в форме акта (бюджет).

2. Не правовая - организационные отношения не принимающие правовые формы имеющий локальный характер (перевод денежных средств).

Средства финансовой деятельности :

Правовые нормы;

Бухгалтерские нормы;

Коммуникационно-технические нормы;

Операционные нормы.

Виды финансовых фондов (основные):

1. По отношению к уровню власти:

а) Государственные:

Региональный фонд.

Федеральный фонд.

б) Государственные средства передаются в муниципальную собственность или в распоряжение органов местного самоуправления.

2. По отношению к бюджету:

а) Бюджетные фонды - это фонды денежных средств, организованные на общие нужды.

ДОХОДЫ -> количественный признак. РАСХОДЫ -> Роспись по направлению на общие нужды. б) Внебюджетные фонды - создаются ВБФ и носят целевой характер.

в) Децентрализованные (рассредоточенные) фонды – денежные средства, переданные в оперативное управление или хозяйственное веденье государственным (муниципальным) предприятиям или иным хозяйствующим субъектам.

Одной из специфических признаков финансов является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, которые всегда приобретают специфической формы финансовых ресурсов. в Финансовые ресурсы - это фонды денежных средств, формируемые государством, субъектами хозяйствования и населением и находятся в их распоряжении. Финансовые ресурсы характеризуют финансовое состояние экономики и одновременно является источником ее развития, формируются за счет различных видов денежных доходов, поступлений и отчислений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Финансовые ресурсы государства является целостной системой общественных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью выполнения задач и функций государства.

Они выступают в двух формах:

- централизованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне государства в процессе его финансовой деятельности;

- децентрализованные финансовые ресурсы, которые формируются на уровне хозяйствующих субъектов для обеспечения их хозяйственной деятельности и на уровне домашних хозяйств для обеспечения надлежащих условий жизни членов домохозяйств и их воспроизведение.

Следовательно, финансовые ресурсы, которые существуют в государстве, накапливаются на трех уровнях экономической системы. Фонды финансовых ресурсов аккумулируются прежде всего на микроуровне, то есть в пределах домашних хозяйств. В этом случае источником их формирования могут быть как финансовые ресурсы сферы государственных финансов, так и финансовые ресурсы предпринимательства. То есть финансовые ресурсы на микроуровне накапливаются которую результате создания ВВП, так и вследствие их перераспределения. На этом уровне финансовые ресурсы имеют форму накоплений и вкладов в банковскую систему.

На мезоуровне финансовые ресурсы накапливаются у субъектов предпринимательской деятельности и является непосредственным следствием нового распределения созданного ВВП, Финансовые ресурсы субъектов хозяйствования имеют форму фондов и капитала хозяйствующих субъектов.

На макроуровне финансовые ресурсы государства являются результатом распределения, перераспределения и централизации ВВП и имеют форму бюджетных и внебюджетных фондов финансовых ресурсов. Государственные финансы состоят, во-первых, из собственно государственных финансов, во-вторых, с региональных финансов, в-третьих, с местных финансов. Базой этих видов государственных финансов являются соответствующие бюджеты - федеральный, региональный, местный, которые являются денежными фондами формирования и использования финансовых ресурсов определенных уровней управления государственными структурами.

Основными источниками формирования денежных доходов государства являются: налоги (от дохода, благ и услуг, капитала, земли, имущества или других видов недвижимости); различного рода сборы (сборы за визы, сборы за разнообразные разрешения и подписи, лицензионные сборы и т. п); так называемые неналоговые источники (субсидии, ссуды путем выпуска и размещения облигаций, доходов от лотереи, доходов от государственной предпринимательской деятельности и тому подобное).

По формам происхождения государственные финансовые ресурсы разделяются на ресурсы накопления (прибыль, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления) и на ресурсы вторичного распределения и перераспределения (прямые и косвенные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, прирост долгосрочных вкладов и др). Между распределением финансовых ресурсов государства за источниками формирования существует обратная зависимость: чем большая часть ресурсов в государстве образуется как ресурсы накопления, тем меньшая часть их образуется в результате распределения и перераспределения. Однако эта зависимость не является прямой: например, когда амортизационные отчисления только отражают простое воспроизводство стоимости основных фондов, то количество ресурсов накопления в государстве в целом будет незначительным.

Главным источником ресурсов распределения являются налоги и прибыль. Прибыль напрямую зависит от размера амортизационных отчислений: чем меньше размер амортизационных отчислений, тем больше размеры прибыли и налога с прибыли.

Финансовая деятельность любого государства направлена на решение двух основных задач: во-первых, собрать предусмотренные государственным бюджетом средства и распределить их согласно общественных потребностей; во-вторых, - проконтролировать законность собирания, распределения и использования государственных средств. Государство осуществляет свою финансовую деятельность с помощью соответствующих методов, которые представляют собой совокупность приемов и способов, с помощью которых уполномоченные государством органы от своего имени формируют, распоряжаются и используют фонды денежных средств.

Методы финансовой деятельности делятся на три группы:

1) методы формирования финансовых ресурсов;

2) методы распределения финансовых ресурсов;

3) методы использования финансовых ресурсов. Методами формирования финансовых ресурсов являются:

- обязательный метод мобилизации финансовых ресурсов, является ведущим методом и заключается в принудительном и безвозмездном изъятии части денежных средств у их собственников в пользу государства. Самыми распространенными видами обязательных платежей являются налоги, а также различные государственные сборы;

- добровольный метод мобилизации финансовых ресурсов, который заключается преимущественно в диспозитивных способах обеспечения финансовых поступлений и механизмов кредитования. Этот метод предполагает отсутствие императива (повеления) со стороны государства во время осуществления платежей и реализуется путем проведения государственных лотерей, выпуска государством облигаций, других ценных бумаг, добровольных пожертвований физических и юридических лиц и тому подобное.

Методы распределения финансовых ресурсов:

- метод финансирования, который означает безвозвратный, безвозмездный, целевой, плановый отпуск денежных средств из централизованного фонда, осуществляется на основании утвержденных финансовых планов;

- метод кредитования, который заключается в выделении средств на основаниях целевого назначения, платности, возвратности и срочности.

Методы финансирования делятся на подвиды в зависимости от определенных признаков, например, от цели использования средств, источников их образования, организационно-правовых режимов, объекта, субъектов и тому подобное.

Так, если финансовые ресурсы выделяются из государственного бюджета, то это бюджетное финансирование; при выделении денежных средств из ведомственных фондов, например фондов министерств) финансирование приобретает характер ведомственного; выделение средств из целевых фондов - это финансирование из целевых фондов.

в Зависимости от субъекта, который получает денежные ресурсы, и условий их получения выделяют:

- дотацию - помощь, оказываемая предприятиям, учреждениям и организациям на покрытие убытков, обусловленных независимыми от них причинами. В финансовой деятельности государства используются различные виды дотаций. Бюджетная дотация - это безвозмездная, безвозвратная помощь из бюджета высшего уровня бюджету низшего, которая не носит целевого характера и предоставляется в случае превышения расходов над доходами. В бюджетной деятельности применяется также дотация выравнивания^ то есть межбюджетный трансферт на выравнивание доходной способности бюджета, который его получает;

- субвенция - межбюджетный трансферт для применения с определенной целью в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенции. С юридической точки зрения, субвенция - это бюджетная дотация, которая носит целевой характер. Субвенция используется как способ бюджетного регулирования с целью сбалансирования бюджетов низшего уровня и предоставляется с четко определенным назначением как частичная государственная финансовая помощь на программы и мероприятия, направленные на поддержку гарантированного законодательством минимума социальной обеспеченности населения регионов, где такой минимум не обеспечивается собственными бюджетными доходами по независящим от них причинам экономического развития;

- субсидию - целевую денежную помощь, которая предоставляется государством за счет средств бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным государственным органам, другим государствам. В бюджетной деятельности субсидия применяется с целью сбалансирования региональных и местных бюджетов, укрепления их доходной базы и всегда передается безвозвратно и безвозмездно из вышестоящих звеньев бюджетной системы низшим звеньям для финансирования конкретных мероприятий и учреждений, то есть имеет целевой характер.

Методы использования финансовых ресурсов:

- метод установления целевого назначения государственных фондов денежных средств, который заключается в том, что государство при формировании финансовой системы одновременно определяет денежные фонды и направления их использования. Так, создав Пенсионный фонд Украины, государство определило его назначение, закрепив в нормативных актах задачи и функции этого фонда;

- метод определения порядка использования средств, полученных из соответствующего фонда, заключается в том, что полученные из государственного фонда средства всегда имеют свое назначение и могут расходоваться только на те цели, на которые они выделены;

- метод установления порядка распределения прибыли государственных хозяйствующих субъектов, с помощью которого государство определяет характер использования этих доходов и, соответственно, предоставляет государственным средствам целевое назначение;

- метод установления компетентными органами финансовых нормативов и лимитов использования денежных средств, благодаря которому государство устанавливает минимальные и максимальные границы, а также размеры выделения и расходования денежных средств по определенному направлению.

Использование методов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов определяется содержанием и характером общественных отношений, которые регулируются государством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

миниcтерство образования и науки российской федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирский государственный технологический университет»

Межотраслевой региональный институт подготовки кадров

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансовое право»

на тему: МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В любом государстве распределение и перераспределение валового общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.

Понятие «финансы» происходит от фр. finance -- совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования.

По своему материальному содержанию финансы государства представляют собой фонды денежных средств.

Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и общества в нужном в каждый данный период развития направлении.

Финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Нет лучшего способа управления государством, чем управление при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не придумало.

Актуальность темы курсовой работы заключаются в том, что роль финансовой деятельности в жизни общества очень значительна, так как она выступает составной частью механизма социального управления, по средствам финансовой деятельности создается материальная основа, необходимая для функционирования органов государственной власти и управления, правоохранительных органов и обеспечения обороноспособности и безопасности страны, финансовая деятельность влияет на развитие федеративных отношений и местного самоуправления, финансовая деятельность содержит широкие возможности для развития рыночных отношений.

Основной целью курсовой работы является исследование методов финансовой деятельности государства.

В соответствии с данной целью были поставлены и решены следующие основные задачи:

1. определение понятия финансов, финансовой системы и финансовой деятельности;

2. рассмотрение методов, форм и функций финансовой деятельности;

3. выявление особенностей осуществления финансовой деятельности государства и компетенции органов государственной власти в процессе осуществления государством финансовой деятельности;

4. более подробное изучение методов финансовой деятельности.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач курсовая работа основывалась на положениях диалектического метода познания, применении частнонаучных (исторического, системного анализа), а также нормативного и сравнительно-правового методов.

Объектом данной курсовой работы является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства.

Предметом исследования стали конституционно-правовые, финансово-правовые, административно-правовые нормы, закрепленные в соответствующих нормативно-правовых актах, устанавливающие основы финансовой деятельности государства.

Структура курсовой работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие финансов, финансовой системы и финансовой деятельности государства

В экономической и правовой литературе понятие “финансы” рассматривается в двух аспекта:

как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения своих задач и функций;

как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством для осуществления своих задач.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства. При этом надо иметь в виду, что финансы и финансовые отношения -- это обязательно денежные отношения, но не все отношения по поводу денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи, поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

Финансы Российской Федерации--это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей «Финансовое право»: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ -2002 - С.127 .

В структуру финансов как целостной категории с присущими ей общими свойствами входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов).

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш кредит (государственный и банковский).

Перечисленные звенья финансовой системы существуют соответственно как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Самостоятельность субъектов Российской Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным законом.

Единство финансовой политики является необходимым условием, гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ, свободного перемещения финансовых средств (ст. 75) Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007 .

Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью использования финансовой системы. В результате оно осуществляет деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению и использованию государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов, т.е. финансовую деятельность.

Итак, финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Характеризуя финансовую деятельность государства, необходимо подчеркнуть, что -- это особый вид государственной деятельности, поскольку ею занимаются органы государства всех трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006 - С. 127 .

1.2 Принципы, функции и методы финансовой деятельности российского государства

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сфер управления. Эти функции обеспечивают выполнение задач данных органов в соответствующих отраслях и сферах, осуществляются в связи с ними. То же относится и к подобным органам управления, формируемым в системе местного управления (отделы администраций и т.п.). Неотъемлемым элементом каждой из них является функция контроля, что вытекает из сущности финансов.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется Конституцией РФ. Ее общими положениями об основах организации и функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися к его финансовой деятельности.

Среди основных принципов можно выделить следующие:

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов Федерации.

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью массовой информации, содержания проектов различных финансово-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности и т.д.

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008. - С. 98 .

1. методы собирания денежных средств;

2. методы распределения и использования денежных средст.

Существуют следующие формы финансовой деятельности:

1. Правовые. К ним относятся:

1.1. издание правовых актов, носящих финансово-правовой характер;

1.2. издание индивидуальных правовых актов;

1.3. заключение договоров, связанных с соблюдением и расходованием государственных и муниципальных средств;

1.4. реализация государством в лице управляющего органа своих прав и обязанностей субъекта правоотношения, возникающих в процессе правоотношения;

1.5. привлечение лиц, совершающих правонарушения в сфере финансовых правоотношений.

2. Неправовые:

2.1. проведение совещаний;

2.2. финансово-экономический анализ;

2.3. прогнозирование;

2.4. разъяснение финансового законодательства Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10 - С. 24-28 .

1.3 Органы государственной власти, осуществляющие финансовую деятельность государства

В ведении Российской Федерации находятся:

Ш Установление основ федеральной финансовой политики;

Ш Финансовое, валютное и кредитное регулирование;

Ш Федеральные экономические службы, включая федеральные банки, федеральные налоги и сборы;

Ш Федеральные фонды регионального развития.

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогооблажения и сборов в РФ. Вне этих пределов субъекты РФ обладают в области финансов всей полнотой государственной власти Конституция российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237 - ст. 71, 72, 73, 76. .

Различают следующие органы общей компетенции:

1. Государственная Дума Российской Федерации: обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии. Федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории (утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов, принятие законов по вопросам финансов; а органы исполнительной власти принимают меры по их реализации под контролем представительных органов.

2. Президент Российской Федерации как глава государства: обеспечивает в области финансов согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, обращается с ежегодным посланием к Федеральному Собранию (ст. 80 Конституции РФ).

Президент РФ подписывает и обнародует федеральные законы, издает указы и распоряжения по вопросам формирования и исполнения бюджетов, внебюджетных государственных фондов, финансирования государственных расходов федерального уровня, денежно-кредитной политики, организации расчетов, регулирования валютных и других финансовых отношений. Организации органов финансово-кредитной системы через контрольное управление Президента РФ осуществляют финансовый контроль.

В целях информационно-аналитического обеспечения Президента РФ в области финансово-бюджетных проблем в составе Администрации Президента РФ образовано финансово-бюджетное управление Президента РФ.

3. Правительство Российской Федерации: обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты, департаменты и т. д.).

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007. - С. 125 .

Ш налоговые органы;

В ведении Министерства финансов Российской Федерации:

Ш совершенствование бюджетной системы РФ, разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ;

Ш концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ;

Ш разработка проектов федерального бюджета и обеспечение его исполнения;

Ш составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

Ш осуществление своей компетенции государственного финансового контроля;

Ш разработка и реализация единой политики в сфере финансовых рынков РФ;

Ш участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней.

Федеральное казначейство Российской Федерации осуществляет:

Ш организацию, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами этого бюджета на открываемых в банках счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

Ш регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

Ш управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга;

Ш краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов;

Ш сбор, обработку и анализ информации о состоянии государственных финансов, ведение операций по учету Государственной казны РФ;

Ш разработку методологических инструктивных материалов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Центральный банк Российской Федерации (Банк России):

Ш является юридическим лицом, одновременно осуществляет функции органа государственного управления, наделенного властными полномочиями;

Ш издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, отнесенных к его компетенции;

Ш уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью.

Налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налоговых и других платежей, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.

Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации осуществляют управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, управление государственным фондом занятости населения, а также фондом социального и обязательного медицинского страхования в РФ.

Органы Министерства внутренних дел Российской Федерации также участвуют в осуществлении финансовой деятельности государства. Они обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009 - С. 30-32 .

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности, что показано в Приложении 1 Грачева Е.Ю. Финансвовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Юристпруденция, 2006 - С.130 .

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

Основные задачи государства приведены в Приложении 2.

Финансовая деятельность государства осуществляется различными методами. Их разнообразие зависит от многих факторов: от субъекта взаимоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств;

2.1 Методы собирания денежных средств

К методам собирания фондов денежных средств относятся:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод (метод установления налогов) - используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в государственные (Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации) и местные бюджеты;

1.2. уплата пошлин;

2. добровольные методы:

2.3. приобретение лотерей.

В отношениях государства с государственными и негосударственными предприятиями, учреждениями, с общественными организациями и гражданами в основном используется налоговый метод, при котором часть доходов, прибыли названные субъекты в обязательном порядке, в установленные законом сроки и в установленных размерах отчисляют в бюджет. К этой же группе относится уплата пошлины. Пошлины, в отличие от налогов, взимаются, как правило, за какие-либо услуги. Законом строго ограничен круг органов, взимающих пошлину, установлены ее размеры.

Обязательным методом собирания фондов денежных средств являются взносы во внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, медицинского страхования, пенсионный фонд), уплачиваемые предприятиями, организациями и гражданами и используемые на выплаты пенсий и различных пособий. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 38

2.2 Методы распределения и использования денежных средств

Методы распределения и использования фондов денежных средств: самофинансирование, кредитование, государственное финансирование. Плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета называется государственным финансированием.

Самофинансирование выражается в безвозмездном и безвозвратном предоставлении денежных средств в отношении государственных организаций.

Кредитование -- это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в виде банковских ссуд. Последние подлежат возврату в назначенный срок, за них взимается определенный процент.

К другим методам данной группы можно отнести расчеты с держателями облигаций, иных ценных бумаг, а также выплаты страховых и других различных пособий, пенсий.

В целях урегулирования финансовой деятельности государство использует самый действенный регулятор -- право. Формы финансовой деятельности разнообразны. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми. Правовые формы выражаются в установлении или применении норм права. А неправовые -- это инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний, разъяснение финансового законодательства, финансово-технические операции и т. д. Неюридические формы создают предпосылки для осуществления правовых форм финансовой деятельности, в которых проявляется государственно-властный характер действий органов государственной власти в области финансов.

Государственные органы в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения в области аккумуляции, распределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юриспруденция, 2009 - С. 40

финансы денежный средство распределение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей курсовой работы, посвященной методам осуществления финансовой деятельности, хотелось остановиться на основных выводах, проведенного мной исследования.

Финансы -- это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим инструментом распределения валового общественного продукта и национального дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением материальных благ. А также средством стимулирования развития государства.

Финансовую систему РФ составляют следующие институты:

Ш бюджетная система с входящими в нее государственными и местными бюджетами;

Ш внебюджетные целевые фонды;

Ш финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

Ш имущественное и личное страхование;

кредит (государственный и банковский).

Финансовая деятельность государства -- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления основана на определенных принципах

1. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации;

2. Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права;

3. Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан;

4. Принцип плановости означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных актах.

Различают следующие органы государственной власти, осуществляющих финансовую деятельность государства:

1. Государственная Дума Российской Федерации;

2. Президент Российской Федерации;

3. Правительство Российской Федерации.

Кроме того, существует система органов управления, для которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Это система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля.

В единую систему органов государственного управления специальной компетенции входят:

Ш Министерство финансов Российской Федерации;

Ш Федеральное казначейство Российской Федерации;

Ш Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

Ш налоговые органы;

Ш государственные внебюджетные фонды.

Управляя финансами согласно своим полномочиям, все эти органы организуют осуществление единой государственной финансовой политики.

Таким образом, особенностью финансовой деятельности является то, что ее осуществляют все органы государственной власти в зависимости от установленной им компетенции.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает следующие задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом - финансовым планом обеспечивает плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределяет фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контрольная задача означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов.

В юридической литературе принято делить методы осуществления финансовой деятельности на две группы:

Ш методы собирания денежных средств. Среди которых выделяют:

1. обязательные методы:

1.1. налоговый метод;

1.2. метод уплаты пошлин;

1.3. обязательные платежи в государственные внебюджетные фонды;

2. добровольные методы:

2.1. добровольные вклады в банки;

2.2. покупка государственных ценных бумаг;

2.3. приобретение лотерей.;

Ш методы распределения и использования денежных средств.

1. самофинансирование;

2. кредитование;

3. государственное финансирование

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Нормативные правовые акты

1.1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

1.2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. ФЗ от 09.02.2009 г. №17-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.11.2008 г. №224-ФЗ) // СЗ РФ. - 1998. - №31.

1.4. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая от 5 авг. 2000 г. №117-ФЗ (в ред. ФЗ от 03.06.2009 г. №117-ФЗ) // СЗ РФ. - 2000. - №32. - Ст. 3340.

2 . Специальная литература

2.1. Асадов А.М. Правовое обеспечение организации финансовой деятельности государства // Современное право. -- 2005. -- № 6.

2.2. Веремеенко И.И. К вопросу о предмете финансового права. Актуальные вопросы административного и финансового права: Сборник научных трудов. -- Вып. 2. -- М.: МГИМО (У) МИД России, 2004.

2.3. Выборный В.В. Вопросы организации бюджетного процесса//Российская юстиция - 2007 - №10.

2.4. Гильманов Э.М. Инвестиционная деятельность государства в расходах бюджета Российской Федерации // Финансовое право. -- 2007. -- № 10.

2.5. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006

2.6. Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю., Быля А.Б. Финансовое право: Учебник. -- М.: Юристъ, 2008.

2.7. Коробкина Л.М. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, как орган государственного финансового контроля // Финансовое право. -- 2007. -- № 5.

2.8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. -- М.: Норма, 2007.

2.9. Павлов П. В. Финансовое право: Учебник. -- М.: Омега-Л, 2008.

2.10. Петрова Г.В. Финансовое право: Учебник. -- М.: ТК Велби, 2006.

2.11. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований - М.: Юристпруденция, 2009

2.12. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России. -- М.: ИД «Юриспруденция», 2006.

2.13. Соколова Э.Д. Финансовая система России и право: Дискуссионные вопросы // Налоги. -- 2007. -- № 2.

2.14. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2002.

2.15. Финансовое право России. Актуальные проблемы: Монография / Под ред. А.А. Ялбулганова. -- М.: Норма, 2007.

2.16. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. -- М.: Юристъ, 2008.

2.17. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. -- М.: Российская академия правосудия РАП, 2006.

2.18. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право: Учебно-методический комплекс. -- М.: Норма, 2007.

Приложение 1

Понятие финансовой деятельности государства

Приложение 2

Задачи финансовой деятельности государства

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Единство финансовой системы РФ. Финансовая деятельность государства, функции, принципы и методы ее осуществления. Система и правовое положение органов власти, осуществляющих ее. Конституционные основы финансовой деятельности Российской Федерации.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Понятие и функции финансов. Понятие и особенности финансовой деятельности. Понятие, предмет и метод финансового права. Отличие государственных финансов от частных. Общественные отношения, возникающие в процессе использования фондов денежных средств.

    реферат , добавлен 18.10.2013

    Финансовые отношения. Материальная основа финансовых отношений. Финансы предприятий как основа финансовой системы. Роль финансов предприятия в финансовой системе страны. Понятие фондов денежных средств. Виды денежных фондов.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2007

    Понятие финансовой системы как системы форм, методов аккумулирования, распределения, использования фондов денежных средств государства. Структура финансовой системы, ее элементы. Виды фондовых рынков, их функции. Финансовые институты Российской Федерации.

    презентация , добавлен 14.10.2016

    Понятие и структура отчета о движении денежных средств. Порядок заполнения разделов по движению денежных средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Анализ актива и пассива баланса, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2014

    Понятие финансовой деятельности государства, ее цели, принципы, формы, методы и конституционные основы. Финансовая система государства и ее основные элементы. Правовое положение и функции органов внутренних дел, осуществляющих финансовую деятельность.

    контрольная работа , добавлен 30.08.2012

    Понятие финансовой системы как "совокупности различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами распределяются фонды денежных средств, хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства". Состав сфер и звеньев финансовой системы.

    статья , добавлен 24.01.2011

    Основы построения финансовой системы государства – отношений между государством, юридическими и физическими лицами, по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Государственный бюджет: динамика его доходов и расходов.

    курсовая работа , добавлен 20.04.2011

    Анализ финансовой деятельности государства, в ходе которой производится планомерное, целенаправленное образование, распределение и использование государственных централизованных и децентрализованных денежных фондов. Органы общей и специальной компетенции.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2010

    Понятие и необходимость финансовой деятельности государства. Состав финансовой системы РФ. Финансовый контроль, его определение, значение, виды, формы, методы проведения. Сравнение ревизии с другими методами финансового контроля, порядок ее назначения.

Методы финансовой деятельности ориентированы на практическое освоение и обеспечение финансовой действительности. Направленные на конкретный результат реализации власти в сфере финансов, методы подчинены решению как общей цели, так и конкретных задач и функций. Методы отражают качественную сторону финансовой деятельности, так как позволяют судить о характере внутригосударственных взаимоотношений <1>.

<1>

Финансовая деятельность как практически-организующая динамическая система во всем своем многообразии проявлений осуществляется различными методами, обусловленными ее целевым назначением, задачами и функциями. Единство цели обеспечения финансами государственных потребностей достигается общими методами, обусловленными публичным характером и особой целенаправленностью финансовой деятельности. Реализация задач и функций предполагает более конкретные и по отношению к общим методам специальные приемы и способы достижения результата. В специальной литературе в большей степени получили разработку методы аккумуляции, распределения и использования финансовых фондов и в меньшей степени методы реализации отдельных функций. Это связано с узкой трактовкой содержания финансовой деятельности, процедурно или функционально сведенной к сбору, распределению и расходованию денежных средств. Каждая из функций финансовой деятельности (планирование, прогнозирование, регулирование, координация и контроль) использует свои специфические методы. Например , финансовый контроль как функция деятельности в основном обеспечивается методами проверок и ревизий, а финансовое планирование - балансовым методом и пропорциональностью в распределении.

Для достижения единой цели финансовой деятельности государство использует общий метод властных предписаний, обеспечивающий органам государственной власти и местного самоуправления финансовые успехи. Вместе с тем, как справедливо замечает Ю.А. Крохина <2>, все больше получают распространение методы рекомендаций и согласований, что обусловлено реализацией принципа федерализма. Особенностью их является производный характер от основного императивного метода в рамках выполнения властного веления <3>. Действительно, согласования между субъектами финансово-правовых отношений возможны, но по поводу более удобного, точного, своевременного исполнения императивной обязанности, то есть согласовывается не сама природа обязанности, а порядок, особенность ее исполнения <4>.

<2> См.: Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 67.
<3> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 14.
<4> См.: Кучерявенко Н.П. Целостность и системность финансового права. С. 15.

В специальной литературе при характеристике финансовой деятельности и в зависимости от ее задач выделяются три группы методов: аккумулирования, распределения и расходования (использования) денежных фондов <5>. Нередко в учебной литературе методы распределения либо не выделяются, либо заменяются методами использования или отождествляются с ними <6>. Однако система межбюджетных и иных межфондовых отношений без распределительных приемов и способов существовать не может. Так, Ю.А. Крохина обращает внимание на то, что действие принципа федерализма в бюджетном праве наиболее существенные изменения вносит в межбюджетные отношения, что обусловливает такую особенность специального метода межбюджетного регулирования, как применение различных форм финансовой помощи субъектам Российской Федерации <7>. Не отрицая возможность распределения денежных средств методами расходования, следует выделять и специальные распределительные механизмы в финансовой деятельности.

<5> См.: Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть. 1999. С. 21 - 23; Зуев В.М. Финансовое право Российской Федерации: теория общей части. С. 51 - 55.
<6> См.: Грачева Е.Ю., Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России. М.: ТЕИС, 1995. С. 4; Финансовое право. М.: БЕК, 1995. С. 9 и др.
<7> Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. С. 68.

Решение задачи по аккумуляции денежных средств в те или иные фонды достигается путем привлечения обязательных и добровольных платежей, а также способами хозяйственной деятельности. В системе обязательных платежей доминирует налоговый метод, посредством которого формируется основа всех российских бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Наряду с налоговым методом, включающим в себя установленные налоговым законодательством налоги, сборы, пошлины как обязательные подати (повинности), метод обязательных неналоговых платежей - это изъятие сборов, пошлин и иного обязательного взимания, не предусмотренного налоговым законодательством. К ним относятся патентные пошлины, сборы за технический осмотр транспортных средств, за участие в конкурсах и аукционах, оформление и выдачу документов, оказание услуг.

Методы добровольного привлечения денежных средств на нужды государственных и муниципальных фондов представлены особыми способами непринудительного характера. Это различные формы государственного и муниципального кредита, добровольного государственного страхования, а также пожертвований, благотворительности в виде взносов юридических и физических лиц на добровольных началах.

Методы мобилизации доходов по результатам хозяйственной деятельности пока еще находятся в зачаточном состоянии. Различные способы отчуждения, передачи в пользование или в аренду и иного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не дают должного эффекта. Бюджетный кодекс РФ (ст. 42) дает неокончательный перечень таких доходов и возможны иные способы изъятия. К сожалению, Кодекс практически не затрагивает проблему определения режима использования для неналоговых доходов в интересах пополнения бюджетов <8>.

<8> Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.А. Бюджетное право России. С. 46.

К методам распределения в финансовой деятельности относятся приемы и способы регулирования доходов в межбюджетных и иных межфондовых отношениях. Основным методом является передача собственных доходов федерального или регионального бюджета в бюджеты других уровней по нормативам, устанавливаемым законами о соответствующем бюджете на очередной финансовый год и на срок не менее трех лет. Нормативное распределение установлено и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 7). Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами местного самоуправления.

Вспомогательными методами распределения в бюджетной сфере являются различные формы финансовой помощи. Это дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности в субъектах Федерации и муниципальных образованиях. Передачу денежных средств на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности из специальных фондов финансовой поддержки регионов или муниципальных образований принято называть трансфертами или нормативно-долевой дотацией. Далее это субвенции и субсидии на финансирование отдельных целевых расходов. Наконец, к финансовой помощи отнесены бюджетные кредиты и ссуды (ст. 133 БК РФ). Методы распределения характерны и для государственных внебюджетных фондов. Так, согласно ст. 91 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" установлен предельный объем субвенций бюджету Пенсионного фонда РФ. Выравнивание финансовых условий для деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования осуществляется также путем предоставления субвенций.

Для расходования государственных и муниципальных денежных средств основными методами являются финансирование и кредитование конкретных потребностей из собственных или управляемых денежных фондов. В отличие от распределительных приемов и способов использование денежных поступлений производится в плановом порядке на потребности, указанные в финансовом плане определенного фонда денежных средств. Конкретность фонда или указание источника финансирования и кредитования при этом обязательно. Таким образом, финансирование как метод расходования денежных средств есть безвозмездный и безвозвратный отпуск денежных средств целевого назначения в соответствии с расходной частью финансового плана определенного фонда. Кредитование как метод расходования в финансовой деятельности есть возмездный и возвратный отпуск денежных средств на конкретные сроки и на установленные цели. Разновидностью кредитования является беспроцентная ссуда как возвратный отпуск денежных средств целевого назначения и в плановом порядке, но на бесплатной основе.

Одним из направлений особенно для муниципального кредитования в новых условиях может стать развитие взаимного кредита среди муниципальных образований. Он зарождается как один из важнейших приемов и способов, позволяющих объединять финансовые ресурсы как внутри отдельных муниципальных образований, так и межмуниципальные денежные средства. Взаимное кредитование дает прямую возможность уменьшить бюрократическую опеку, содействует объединению муниципальных образований и выгодно в том отношении, что при нем чистая прибыль поступает в пользу самих же заемщиков. Кроме финансирования и кредитования в сфере финансовой деятельности применяются другие дополнительные приемы и способы. В частности, для страховой деятельности - выплата страхового возмещения, для рынка ценных бумаг - выплата дивидендов владельцам ценных бумаг, при возмещении ущерба - компенсационные выплаты и некоторые другие.

В процессе осуществления отдельных функций финансовой деятельности применяются особые методы их реализации. Собственные приемы и способы характерны для каждой функции, они зависят от особенностей в решении отдельных задач финансовой деятельности, от специфики их реализации на разных уровнях российского финансового федерализма.

Финансовое планирование как функция, охватывающая бюджетное, налоговое, кредитное, денежно-расчетное и валютное планирование, осуществляется посредством прежде всего системного метода его реализации. Системность методологии планирования необходима для увязки всех финансовых планов в решении общей цели и отдельных задач финансовой деятельности. Пропорциональность, сбалансированность финансовой деятельности и координация ее задач и функций достигаются посредством методов баланса и пропорций. Балансовый метод позволяет путем применения необходимых расчетов проверять реальность и сбалансированность плана. Наконец, для укрепления планового кругооборота денежных средств и расчетной дисциплины в финансовом планировании необходим расчетный метод. Расчетный метод в планировании позволяет определить расчетную прибыль, рентабельность, себестоимость в производстве, расчетные цены для реализации товаров, работ, услуг, расчетный баланс в связях с зарубежными государствами.

Методы реализации функции прогнозирования непосредственно связаны с перспективным финансовым планированием, но вместе с тем имеют собственные приемы и способы. Для прогнозирования важными являются углубленный анализ и высокая степень обобщения финансовых результатов, научное предвидение ожидаемых согласно прогнозу событий. Далее необходим учет позитивных и негативных сторон финансового законодательства и его влияния на тенденции социально-экономического развития, а также тактику и стратегию финансовой политики. Наконец, следует серия аналитических оценок и расчетов для получения информации о будущем развитии тех или иных сторон финансового механизма в условиях рынка.

Методы финансового регулирования отличаются широким многообразием и направлены на упорядочение тех или иных действий в финансовой сфере, на создание определенного порядка и укрепление финансовой дисциплины. Являясь производными от методов правового регулирования, методы финансового регулирования индивидуализированы по видам финансовой деятельности, ее задачам и функциям и органам, их осуществляющим. Методы бюджетного регулирования призваны создать условия для организации бюджетной системы России и межбюджетных отношений в ней. Они включают в себя приемы и способы по выравниванию уровней минимальной бюджетной обеспеченности, сбалансированности всех бюджетов, ограничение их дефицитности. В своем проявлении они представляют собой нормативное установление условий использования финансовой помощи, правил, регулирующих дефицит бюджета, формирование собственных доходов и т.д.

Методы налогового регулирования направлены на обеспечение финансовых потребностей казны государства и носят фискально-экономический характер. Налоговые методы не следует сводить только к способам изъятия налоговых платежей. Регулирующая функция налоговой системы в основном реализуется через систему установления налоговых льгот, преференций, вычетов, кредитов и через систему налоговых санкций. Банк России, являясь органом валютного регулирования, определяет сферу и порядок обращения в России иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте. Банк России устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами операций с российской валютой <9>. В валютном регулировании применяются методы нормативно-правового обеспечения, установления правил, выдача разрешений, ограничение валютных операций, лицензирование, учет, отчетность и статистический анализ. В целях регулирования валютного рынка устанавливается предел отклонения курса на покупку иностранной валюты от курса ее продажи. К методам финансового регулирования рынка ценных бумаг следует отнести: а) установление обязательных требований к эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг; б) регистрацию выпуска эмиссий и проспектов эмиссии; в) лицензирование деятельности участников рынка.

<9> Указанием Банка России от 10 сентября 2001 г. N 1030-У установлен уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с получением юридическими лицами - резидентами кредитов и займов в иностранной валюте на срок более 180 дней.

Координация как функция финансовой деятельности, предопределяющая общее направление, с одной стороны, есть метод финансового регулирования, но вместе с этим несет и самостоятельную нагрузку. Например , в целях финансового оздоровления Правительство РФ осуществляет координацию деятельности представителей от федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам <10>. Методика координирования в финансовой деятельности разнообразна и зависит от органов, ее осуществляющих, сферы воздействия и функционального назначения. Координация по осуществлению финансового контроля различными системами контрольных органов достигается посредством создания единой информационной базы, согласования усилий, методологических установок. К сожалению, пока нет единого координирующего органа в этой сфере.

<10> Собрание законодательства РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

Финансовый контроль как функция финансовой деятельности осуществляется своими собственными методами. К ним относятся совокупность приемов и способов по достижению результата контрольных действий и реагирования на выявленные недостатки. Разнообразие видов, организационных структур и многоплановость целевых установок финансового контроля порождают многообразие его методов. В обобщенном виде способы выявления можно представить как наблюдение, ревизии, проверки, обследования, инспектирование, инвентаризация, отчетность, анализ информации и другие. А методы реагирования по результатам контрольных действий - это приемы и способы принудительного или поощрительного характера. К ним следует отнести восстановление нарушенных прав, возбуждение преследования, возмещение вреда, применение санкций, предложения о поощрениях.

Таким образом, финансовая политика переходного периода к рыночным отношениям предопределила возрастающее значение методов финансовой деятельности для дальнейшего экономического развития Российской Федерации. Эти методы наполняются новым содержанием и подвержены изменениям, как и само финансовое законодательство. Отличаясь своим многообразием, методы финансовой деятельности находятся в прямой зависимости от объекта воздействия, особенностей организационно-правового статуса субъекта их осуществления, целей, задач и функций самой деятельности.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:

Налоговый (используется государством для изъятия части доходов в бюджет);

Обязательных взносов (платежей) в различные фонды;

Добровольного привлечения денежных средств (в форме вкладов в банк, приобретения облигаций и дру­гих ценных бумаг, государственных и муниципальных займов, лотерей, благотворительных пожертвований);

Взимания сборов и пошлин (то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными органами);

Страхования (образование страховых фондов);

Эмиссии денег (дополнительный выпуск денежных средств в обраще­ние).

Методы распределения фондов денежных средств:

Финансирование (плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета);

Кредитование (это плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд);

Выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей осу­ществляемые из образованных ранее соответствующих фондов.

4. Финансовая система, её структура и развитие на современном этапе.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру.

Финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений.

Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д.

В состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;

Финансы страхования;

Кредит (государственный, муниципальный и банковский).

1 .Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

2 .Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

3. Финансы предприятий, организаций, учреждений - обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

4. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию.
формы страхования:

а) имущественное и личное;

б) социальное;

в) медицинское.

По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

5. Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов.



Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.
Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.


Самое обсуждаемое
Комплектация и узловая сборка товаров Комплектации принадлежностей формирование актуальных товаров Комплектация и узловая сборка товаров Комплектации принадлежностей формирование актуальных товаров
Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку Командировка: документальное оформление - издание бухгалтер&закон Налоговый и бухгалтерский учет расходов на командировку
Ипотека для лейтенанта мчс в крыму Ипотека для лейтенанта мчс в крыму


top