Основополагающими институтами международного валютного права являются. Общие положения международного валютного права. Международные расчеты с использованием векселя

Основополагающими институтами международного валютного права являются. Общие положения международного валютного права. Международные расчеты с использованием векселя

На сегодняшний день широкое развитие характерно для валютной, кредитной, инвестиционной интеграции стран всех регионов мира. Глобализационные процессы максимально проявлены в валютной сфере, что, в первую очередь, приводит к расширению и углублению взаимной зависимости между валютными рынками, режимами и к международному валютному сотрудничеству между странами и предпринимателями. Российские предприятия с высокой активностью начали освоение валютного пространства зарубежных стран, при этом важно ориентироваться в валютном законодательстве других государств для успешного ведения кредитной расчетной деятельности на его территории.

Изменения, происходящие в валютном режиме различных стран, включая Российскую Федерацию (РФ), связаны с мировыми требованиями унификации валютного регулирования и контроля. Это дает возможность для резидентов (предпринимателей национальных государств) самостоятельно осуществлять валютные операции с нерезидентами (предприниматели зарубежных стран).

Замечание 1

По мере развития международных валютных отношений и при условии расширения расчетных операций валютные системы стран претерпевают существенные изменения. На сегодняшний день отождествлять их с международной валютной системой не всегда корректно.

Принципы валютного регулирования

Международное валютное право в своем развитии зависит от глобализации, где более заметно воздействие европейского валютного регулирования, изменение валютного контроля, усиление значения банковского законодательства, страхования, унификация основных гражданских институтов права. По этой причине базовые направления международно-правового регулирования отношений в области валюты можно отнести к задачам обеспечения единого мирового валютного режима при наличии условий выросшей специфики регулирования каждого национального рынка валюты.

Основными правовыми принципами валютного контроля и регулирования, которые сформировала международная практика валютных отношений, являются:

  • главная роль экономических мер в процессе осуществления государственной политики в сфере валютного регулирования;
  • исключение неоправданного государственного вмешательства, включая невмешательство государственных органов, в операции, которые осуществляют с валютой резиденты и нерезиденты;
  • единая внешняя и внутренняя валютная политика в стране;
  • единая система валютного контроля и регулирования;
  • защита со стороны государства прав и экономических интересов, которые проявляют резиденты и нерезиденты при проведении операций с валютой.

Международное регулирование валютных отношений на территории стран, которые не обладают свободно конвертируемой валютой, концентрируется на определение специфики проведения операций с валютой резидентами (национальные участники валютных операций) и нерезидентами (иностранные участники операций с валютой).

Замечание 2

Они проводятся для того, чтобы обеспечить унификацию и гармонизировать нормы международного валютного контроля и регулирования.

Направления международного регулирования в валютном праве

Международная практика показала, что без наличия ограничений могут проводиться операции с валютой между резидентами и уполномоченными банками. Они связаны со следующими операциями:

  • получение и возврат займов и
  • кредитов, уплата процентов и штрафов по заключенным контрактам;
  • внесение денежных средств резидентов на счета в банке (на банковский вклад) и получение средств резидентов со счетов (банковских вкладов);
  • банковские гарантии, включая исполнение со стороны резидентов обязательств по поручительству и залогу;
  • покупка резидентами у уполномоченных банков векселей, которые выписаны этими и прочими уполномоченными банками, предъявление их к платежу и его получение, включая регресс и взыскание штрафных санкций;
  • купля-продажа физическими лицами наличности и безналичной зарубежной валюты и чеков (их номинальная сумма указывается в иностранной валюте), обмен, замена денежных знаков зарубежных стран (группы стран);
  • уплата уполномоченными банками комиссионных вознаграждений.

Нерезиденты имеют право без ограничений:

  • переводить зарубежную валюту со счетов (вкладов) в банках за пределами территории национального государства на банковский счет или вклад в уполномоченный банк на территории страны;
  • осуществлять операции по валюте с внутренними ценными бумагами на территории национальных государств, учитывая требования, которые установлены антимонопольным законодательством и законами о рынках ценных бумаг.

Контроль внутреннего валютного рынка государства осуществляется посредством центрального (национального) банка страны. Здесь покупку и продажу иностранной валюты производят с помощью уполномоченных банков в соответствии с правилами межбанковской валютной биржи.

Замечание 3

Для кредитных компании существуют требования в области оформления документов при покупке и реализации наличности в иностранной валюте.

Для того, чтобы обеспечить стабильность национального валютного рынка, резидентами должны соблюдаться несколько требований:

  • резиденты государств, в которых действует неконвертируемая валюта, должны подать уведомления в налоговый орган по месту своего учета о том, что они произвели открытие (закрытие) счетов;
  • резиденты могут перевести на собственные счета, открытые в банках за рубежом, средства с собственных счетов в уполномоченных банках или прочих счетов, которые открыты в банках за пределами страны, в ограниченном размере;
  • на счета резидентов, которые открыты в банках иностранных государств-членов ОЭСР или ФАТФ, зачисляются кредиты и займы в зарубежной валюте, которые получены по кредитным договорам и договору займа с организациями нерезидентами, которые являются агентами правительств зарубежных стран, а также по договорам кредита и займа, которые заключаются с резидентами стран-членов ОЭСР или ФАТФ;
  • резиденты имеют право без ограничений вести валютные операции со средствами, которые зачислены на счета банков за пределами страны. Исключением являются валютные операции между резидентами, которые установлены в специальном списке центрального государственного банка.

Органы и агенты валютного контроля, в том числе их должностные лица, обладают компетенцией в области:

  • проведения проверок о соблюдении резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и норм мирового валютного регулирования;
  • проведения проверок полного и достоверного учета и отчетности в сфере валютных операций резидентов и нерезидентов;
  • запроса и получения документов и сведений, относящихся к проведению валютных операций, открытию и ведению счетов;
  • выдачи предписаний об устранении выявленного нарушения международных и национальных норм законов в области валюты.

Резиденты и нерезиденты, которые осуществляют валютные операции, вправе:

  • знакомства с актами проверок, которые проводятся органами и агентами валютного контроля;
  • обжалования решений и действий (бездействие) органов и агентов валютного контроля, включая их должностных лиц;
  • возмещения в установленном законом порядке реального ущерба, который был причинен неправомерными действиями (бездействием) органов, а также агентов валютного контроля (включая должностных лиц).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

1. Понятие и источники международного валютного права

Международные валютные отношения являются важной частью системы международных экономических отношений. Сегодня практически невозможно представить международное экономическое сотрудничество во всех его направлениях (торговое, производственное, научно-техническое, инвестиционное и т. п) без использования валюты. Как известно, валюта - это денежные единицы стран, участвующих в международном экономическом сотрудничестве. Национальная валюта отдельных государств имеет международную стоимость, которая отражается в ее валютном курсе (доллар США, евро) в денежных единицах данной страны.

Доминирование той или иной валюты в международных экономических отношениях - это важный вопрос, который решается в остром соперничестве отдельных государств или их групп. Так, еще в 1979 г. стала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), которая включала восемь из десяти стран ЕЭС (кроме Англии и Греции). Сначала эта система базировалась на марке ФРГ как противостояние доллару США. Позже основой ЕВС стала Европейская валютная единица - ЭКЮ.

Валютные отношения между странами - участницами бывшего СЭВ базировались на переводному рубли, а также в национальных валютах стран бывшей системы социалистических стран.

Решения валютных проблем в определенный образ влияет на решение не только экономических, но и сугубо политических вопросов. Так, вопрос вступления или не вступления Италии в ЕВС стало причиной изменения в 1978 г. в ней правительства. Вопрос об определении позиции Англии в ЕВС тоже стало причиной острых дискуссий в ее правительстве и парламенте в 1981-1983 гг.

Сравнительно недавно, в сентябре 1992 г., возникли острые политические баталии в ряде стран ЕВС по поводу ратификации Маастрихтского договора. Как известно, он был подписан в декабре 1991 г. в голландском городке Маастрихт представителями 12 стран ЕВС. Ратификация договора в 1992 г. предусматривала создание политического и валютно-экономического, а в будущем - и оборонного союза нового качества, который должен опираться на общую денежную единицу - экю. Но в странах ЕВС к этому относились далеко не однозначно. Греция и Ирландия как чуть беднее страны были за ратификацию договора, поскольку в его пределах они могли значительно улучшить свое экономическое положение. Дания сделала заявление, что ею договор будет ратифицирован только при условии, если его ратифицируют все 12 государств-участников. ФРГ в этой ситуации вела себя спокойно, а во Франции проводился даже специальный референдум по этому поводу.

На международные валютные отношения существенно повлиял факт введения в Европе с 1 января 1999 г. единой денежной единицы - евро.

В то время произошла фиксация евро в безналичных расчетах стран - участников нового валютного союза. Для всех субъектов хозяйственной жизни 12 стран - членов этого союза (Австрии, Бельгии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Германии, Португалии, Финляндии и Франции) были введены параллельные расчеты в евро. Платежи в этой валюте осуществлялись для предприятий в форме безналичных переводов, для частных лиц - чеков. На начало 2002 г. на евро приходилось 20 % мирового валютного оборота, а совокупная доля резервов, номинированных в евро, составила около 13 %.

Следует отметить, что названные страны поставили к евро жестко фиксированные требования. Прежде всего, дефицит бюджета этих стран не должен превышать 3 % внутреннего валового продукта, а годовая инфляция - средний уровень инфляции в трех странах ес с самым низким уровнем инфляции (примерно 3-3,3 %) более чем на 1,5 %. Кроме того, страны, которые перешли на новую европейскую валюту, должны придерживаться установленных пределов колебаний валютных курсов в существующем механизме европейских валютных систем. Стабилизация государственных финансов и устранения взаимных ограничений на движение платежей и капиталов между странами - членами Евросоюза рассматривались как главный критерий готовности перехода стран к единой валюте на первом этапе ее введения.

Введение единой европейской валюты - серьезное противодействие доминированию в международных валютных отношениях американского доллара. Введение евро показало, что во многих странах, прежде всего европейских, его курс был значительно выше в 2002-2003 гг., чем курс доллара США.

Не только европейские страны, но и даже центральные банки азиатских стран, что, как известно, владеют 40 % мировых валютных запасов, заявили о замене большой части долларов на евро. Это довольно значительные суммы. Так, например, Китай, валютные резервы которого составляют 144 млрд долл. США, заявил, что в течение трех лет треть их заменит на евро. Несколько похожими были заявления Японии, Тайваня и других стран.

Наличные расчеты в евро, прежде всего в странах Евросоюза, начались уже в январе 2002 г. 300 млн граждан 12 стран - членов Европейского Союза (Великобритания, Дания, Швеция заявили, что будут пользоваться собственной валютой) осуществляют в настоящее время все расчеты в единой европейской денежной единицы. Изъятые из оборота в соответствующих странах бельгийские, французские и люксембургские франки, немецкие и финские марки, испанская песета, ирландский фунт, итальянская лира, голландский (голландский) гульден, португальское эскудо, австрийский шиллинг и греческая драхма. Однако обменивать деньги на евро центральные банки этих стран еще в течение 10 лет. А вообще введение евро - очень большая работа, ведь было напечатано 14,5 млрд банкнот стоимостью 640 млрд евро и отчеканено 50 млрд монет. Так, подсчитано, если, сложить все бумажные евро в длину, то получим ленту, которая 4 раза достигнет Луны и вернется обратно.

Если вести речь об Украине, то она, как и другие страны, осуществлять расчеты в евро. Это объясняется тем, что на торговлю нашего государства, прежде всего с европейскими странами, приходится значительная доля нашего внешнего торгового оборота. С этой целью банковские учреждения Украины уже открыли счета в евро, а также конвертируют в этой валюте сбережения. Приняты также меры по формированию в евро валютных резервов Национального банка Украины.

Важность валютных отношений, в свою очередь, обуславливает важность международного валютного права.

Международное валютное право зародилось на основе международного публичного и международного частного права. Его современное развитие связано с расширением и углублением международного экономического сотрудничества.

В отечественной и зарубежной юридической науке еще не выработана четкая название этой правовой отрасли, нормы которой регулируют международные валютно-финансовые отношения. Кроме названия «международное валютное право», в отношении этой отрасли еще употребляют термины «международное финансовое право», «международное валютно-финансовое право», «международное финансовое и валютное право», «право международных платежей и кредитов» и прочее. Однако само название «международное валютное право» в данном случае является наиболее удачной и точной.

Международное валютное право имеет свой предмет правового регулирования - международные валютные отношения. Они возникают по поводу валютных средств и ценностей, вращающихся в сфере международного сотрудничества государств или других субъектов. К валютным средствам относятся иностранная валюта наличными, платежные документы (чеки, векселя, тратты, депозитные сертификаты, аккредитивы и другие), в иностранной валюте ценные бумаги (акции, облигации, купоны, боны, золото и другие ценности. Валютные отношения, как известно, регулируются и международным частным правом, когда они возникают при участии негосударственных юридических лиц, граждан.

Для регулирования международных валютных отношений используются международно-правовые нормы, которые закрепляются в соответствующих соглашениях (например, Ямайские соглашения 1978 г. о переходе стран - членов Международного валютного фонда в багатовалютної системы).

Изложенное выше дает основания сделать вывод о том, что международное валютное право - это система международно-правовых норм и принципов, регулирующих международные валютные отношения.

Как и все правовые нормы, нормы международного валютного права имеют свои источники, в которых они юридически выражены, закреплены. К ним относятся международные договоры, решения международных организаций, судебная и арбитражная практика, международные обычаи.

Международные договоры - наиболее распространенное источник международного валютного права.

I МВП КАК ИНСТИТУТ МФП. ПОДИНСТИТУТЫ МВП.

Международная валютная системаодна из подсистем международной финансовой системы.

Международное валютное право «обслуживает» своим регу­лированием!отношения с участием субъектов международного права - государств и международных (межправительственных) организаций. (Отношения в валютной сфере, которые складыва­ются на частноправовом уровне, регулируются внутренним пра­вом соответствующих государств).

! Международные валютные правоотношения складываются по поводу статуса , обмена валют, правил функционирования валютных рынков . Между­народно-правовые нормы, которые регулируют эти аспекты образуют институт международного валютного права.

Основополагающими подинститутами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт поддержания валютных курсов; б) ин­ститут поддержания равновесия платежных балансов.(Шумилов)

(Регулирование: нормативное, принципы, правовые обычаи, неправовые формы.

(В силу международно-правового обычая гос-ва закрепили и расширили ряд прав: они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и на­звание денег - национальной валюты.

В международной валютной системе заметно использование неправовых норм, в том числе мягкого права (Шумилов)).)

    отношений, касающихся широкого круга участников , о них позже

    так и отношений, между двумя государствам .

2. Например, по двусторонним международным договорам одно государ­ство может, например, печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

1.Что касается главных договорных норм международного валютного права, установленных на многостороннем уровне, то, как отмечает Шумилов они со­стоят в том, что государства несут обязанность:

а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты;

б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ).

(Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Ко­нечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.)

ОБ ОГРАНИЧЕНИЯХ: В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иност­ранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конверти­руемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в за­конодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канад- ский доллар, японская иена и др. Неконвертируемым пока явля­ется китайский юань.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах существуют ограничения на валютные операции только для резидентов.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ог­раничения конвертируемости валют по текущим операциям:

    ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте (ограничение платежей за услуги);

    ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов т.п .

II. I. МВФ (в продолжение подпункта)

Вообще договорные основы деятельности МВФ (правовая основа деятельности – Соглашение о создании МВФ, последние поправки – 1997г.). играют в рассматриваемом вопросе важную роль. Так, основными нормами валютного регулирования международного платежного баланса выступают нормы о квотах и взносах в МВФ :

Для каждого государства устанавливается квота, которая выражается в специальных правах заимствования.

Не реже раза в 5 лет - общий пересмотр квот Советом управляющих МВФ или по просьбе государства , если считает это целесообразным.

Для любого изменения квот необходимо большинство в 85% от общего числа голосов .

Устанавливается обязанность каждого государства:

- сотрудничать с МВФ и другими государствами и принимать правовые меры для обеспечения стабильности системы обменных курсов и валютных режимов

- избегать манипулирования обменными курсами для получения несправедливого преимущества в конкуренции с другими государствами-членами.

- стремиться содействовать стабильности

Значительное количество норм Соглашения об МВФ посвящено его депозитарной деятельности .

Каждое государство назначает свой цб депозитарием всех авуаров мвф в своей валюте. МВФ может хранить активы в депозитариях, назначаемых 5 государствами-членами, имеющими наибольшие квоты, и иных депозитариях по выбору МФП.

III АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МВП

Пробелом международного валютного нрава можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касаю­щихся валютных резервов государств . Государства самостоятель­но определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резер­вов отдельных государств обладают экстерриториальным эффектом , т.е. способны воздействовать на валютные курсы, между­народную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, нахо­дится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состо­яние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых норм), которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международное валютное право активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гар­монизируя его. Международное валютное право в каком-то смыс­ле состыковывает национальные валютные системы для обеспе­чения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

В национальном и международном праве, связанном с валютными отношениями, складывается комплекс норм, относящихся к различным отраслям права, но обладающих общей спецификой. Все они регулируют отношения с валютой. К валюте РФ относят денежные знаки в виде банкнот Центрального банка РФ, которые находятся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России. Правовой режим валюты РФ определен ст. 75 Конституции РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27-34 Закона о ЦБ РФ, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему на всей территории России. В зависимости от способа расчетов валюта РФ подразделяется на наличную и безналичную (ст. 861 ГК РФ). Основополагающее значение при регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в гл. 45 и 46 ГК РФ.

Термин «валюта» имеет два значения: во-первых, это денежная единица государства, во-вторых, это денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах (иностранная валюта).

Когда речь идет о финансовых правоотношениях, термин «валюта» наиболее часто используется во втором значении. Любое государство регулирует валютные отношения исходя из своих экономических задач и политических целей, которые на каждом этапе развития общества могут меняться. Для России с момента провозглашения ее суверенитета характерна политика либерализма, что нашло свое отражение и в законодательстве. С учетом отнесения валютного регулирования к исключительной компетенции РФ (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ) систему валютного законодательства составляют Конституция РФ; международные договоры России: акты валютного законодательства и иные федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, включая акты органов валютного регулирования и органов валютного контроля.

Валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные с валютой.

Индивидуально-правовое регулирование - это применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, что влечет за собой возникновение, изменение и прекращение конкретных валютных правоотношений.

Осуществление валютной деятельности государства требует правовой урегулированности отношений, возникающих в процессе ее осуществления, т.е. закрепления прав, обязанностей, ответственности субъектов валютных отношений. Именно в этом и заключается предназначение и роль валютного права.

Валютное право входит в систему финансового права как се подотрасль. Валютное право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, закрепляющих и регулирующих отношения, которые возникают в процессе организации внешнеэкономической деятельности государства и хозяйствующих субъектов различных форм собственности. Валютное право закрепляет структуру валютного рынка, распределение компетенции его участников в данной области и на основе исходных норм регулирует их правоотношения.

В валютном праве преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей.

Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму. Диспозитивные правовые нормы здесь используются довольно редко.

Следовательно, предмет валютного права - отношения, возникающие в сфере осуществления государством или уполномоченными им органами валютного регулирования на территории РФ в целях реализации своих задач. Отношения в сфере осуществления валютного контроля - это деятельность органов валютного контроля и его агентов, которая признается и гарантируется Конституцией РФ и направлена в первую очередь на защиту государственных интересов. По своему содержанию эти отношения весьма разнообразны, что обусловлено многозвсностью валютного рынка, его структурой.

Предметом валютного регулирования в Российской Федерации являются:

зашита валюты РФ;

право собственности субъектов внешнеэкономической деятельности на валютные ценности;

порядок регулирования внутреннего валютного рынка РФ;

правовой режим счетов резидентов в иностранной валюте;

валютные операции, совершаемые резидентами в Российской Федерации;

правовой режим счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте РФ;

валютные операции, совершаемые нерезидентами в Российской Федерации;

функции и полномочия органов валютного регулирования.

Регулируя эти отношения нормы валютного права закрепляют права и обязанности государственных органов, органов валютного контроля, резидентов и нерезидентов. Формирующееся валютное право отражает новые экономические и политические реалии пашей страны.

Именно таким образом в ст. 2 Закона о валютном регулировании говорится о сфере действия этого закона и характере отношений, регулируемых законом. Главное, на что направлен указанный закон - это установление правовых основ и принципов валютного регулирования и валютного контроля. Вторая группа задач связана с установлением объема прав и обязанностей органов власти и тех, на кого они воздействуют - резидентов и нерезидентов. В-третьих, закон определяет сферу регулирования, которая включает в себя отношения по поводу владения, пользования и распоряжения объектов валютного регулирования. В-чствсртых, указан вид самих объектов валютного регулирования. К ним отнесены валютные ценности и российская валюта и внутренние ценные бумаги.

Валютное регулирование направлено на упорядочение отношений между субъектами валютной деятельности. Причем одной стороной таких отношений всегда выступает субъект, наделенный власт-ными полномочиями.

В определенных ситуациях правом давать указания и проводить контролирующие действия наделены коммерческие банки. Они в этом случае имеют статус уполномоченных банков. Такое право делегировано государством уполномоченным банкам, подобно тому, как многие бюджетные учреждения наделяются государством полномочиями по осуществлению ряда публичных функций.

Валютное регулирование связано с определенным объектом, по поводу которого формируются, изменяются и прекращаются соответствующие правоотношения. Этот объект имеет определенный законодательством режим. Прежде всего, это касается валюты, под которой понимаются денежные знаки нашей страны или других государств, при условии, что они находятся на территории страны или у резидентов РФ за рубежом. Денежные знаки России подпадают под режим валютного регулирования только в ситуации, когда они находятся у нерезидентов или перемещаются через таможенную границу. Таким образом, отношения по поводу россий- ской денежной единицы регулируются нормами валютного права и нормами другого правового института - эмиссия денег и денежное обращение.

Метод валютного права - совокупность правовых норм, регулирующих отношения, составляющие предмет данной подотрасли как раздела системы финансового права. Основной метод валютного права - властно-стоимостный, он имеет императивный характер и включает предписания, дозволения, запреты, а также гарантии и обусловлен комплексным характером отношений, составляющих предмет финансового права.

Сегодня финансово-правовому регулированию в целом и валютному регулированию, в частности, свойственны и иные методы: ре-комендации, согласования и т.п. В настоящее время такие методы получают все более широкое применение.

Правовые институты в рамках валютного права включают:

совокупность норм права, регулирующих роль и место Центрального банка РФ как основы валютного контроля;

совокупность норм права, регулирующих валютные операции между резидентами и нерезидентами;

совокупность норм права, регулирующих права, обязанности и гарантии резидентов и нерезидентов;

совокупность норм права, регулирующих ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютное право воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, до-зволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования. Комплексный характер предмета валютного права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом за счет других отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования - императивный (властный) и диспозитивный.

Дозволение, признающее равноправие сторон, лежит в основе диспозитивного регулирования. Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному и др.

О"1" имени муниципального образования могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы местного самоуправления (ст. 125 ГК РФ).

Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации осуществляются в соответствии с принципами:

Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Этот принцип означает отказ от ранее использовавшегося разрешительного метода регулирования валютных операций и переход к преимущественному использованию экономических методов регулирования в от-ношении субъектов валютных правоотношений для их стимулирования или дестимулирования к совершению тех или иных валютных операций. Основным экономическим методом, закрепленным в Законе о валютном регулировании, можно признать обязательное резервирование.

В то же время все закрепленные в Законе о валютном регулировании меры по своей сути продолжают оставаться административными.

Так, к сожалению, данный закон не рассматривает в качестве мер валютного регулирования традиционно относимые к ним в экономической литературе действия Банка России на валютном рынке посредством валютных интервенций в соответствии со ст. 41 Закона о ЦБ РФ.

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Прежде всего, содержание принципа отражает конституционные гарантии на свободное перемещение финансовых средств и свободу экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), владение, пользование и распоряжение собственностью (ст. 35 Конституции РФ), допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принцип означает применение валютного регулирования (посредством валютных ограничений) исключительно для достижения общих (преамбула Закона о валютном регулировании) и специальных (ст. 6 Закона о валютном регулировании) целей.

Так, например, в отношении специальных целей регулирования операций между резидентами и нерезидентами (ст. 6 Закона о валютном регулировании) указано, что устанавливаемые для их достижения валютные ограничения должны носить недискриминационный характер и подлежат отмене органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Следствием этого принципа также является отказ от модели общего валютного регулирования, при которой ограничения могли устанавливаться компетентными органами в отношении любой валютной операции.

Реализуется он и в сфере валютного контроля, хотя и не всегда последовательно. Так, Законом о валютном регулировании жестко регламентированы полномочия органов и агентов валютного контроля: закреплен исчерпывающий перечень документов, которые могут быть запрошены у субъектов валютной операции (ч. 4 ст. 23) и на предоставление которых должно быть отведено не менее семи рабочих дней (п. 3 ч. 1 ст. 23).

К сожалению, Закон о валютном регулировании не закрепил порядок и сроки проведения проверок органами и агентами валютного контроля. Отсутствие этих норм сохраняет возможность произвольно определить параметры проводимой проверки. Единственным регламентированным видом подобных проверок в настоящее время являются проверки Банка России в отношении уполномоченных банков (инструкции Банка России от 25 августа 2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации», от 1 декабря 2003 г. № 108-И «Об организации инспек-

ционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)»1.

Кроме того, если для агентов валютного контроля предусмотрено, что они вправе требовать только те документы, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции, то в отношении органов валютного регулирования такое ограничение отсутствует. Действует более абстрактное правило о возможности запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Значение рассматриваемого принципа заключается также и в не-обходимости строгого соблюдения прав и интересов контролируемых субъектов при осуществлении валютного контроля, исключении или минимизации затрат (временных, трудовых, материальных) для контролируемых субъектов при осуществлении контрольных мероприятий.

Единство внешней и внутренней валютной политики РФ. Это

означает необходимость последовательного проведения внешней и внутренней валютной политики. Очевидно, что постановка и попытка решения взаимопротиворечащих задач при проведении внешней и внутренней политики чревато резким ослаблением устойчивости национальной валюты, дестабилизацией внутреннего валютного рынка и снижением инвестиционной привлекательности России для иностранных инвесторов.

Из принципа единства внешней и внутренней валютной политики РФ, закрепленного в комментируемой статье, следует, что органы валютного регулирования обязаны согласовывать между собой предложения об установлении требований по осуществлению валютных операций. Такие предложения не должны носить дискриминационный характер и могут вводиться только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также поддержания устойчивости платежного баланса России.

Единство системы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Этот принцип вытекает из отнесенного к исключительной

компетенции РФ полномочия на осуществление валютного регулирования (п. «ж» ст. 71 Конституции РФ).

По мнению A.B. Емелина, не следует рассматривать как проявление этого принципа наделение Правительства РФ и Банка России одновременно функциями в сферах валютного регулирования и валютного контроля (ст. 5 и 22 Закона о валютном регулировании), поскольку их совмещение в рамках одного государственного органа противоречит основополагающему принципу разделения властей и резко снижает эффективность управления.

5. Обеспечение государством равной защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Согласно ч. 12 ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов. Обжалование неправомерных действий (бездействия) органов и агентов валютного контроля осуществляется в общеустановленном порядке.

Все названные принципы, по мнению A.B. Емелина, определяют высокий стандарт для дальнейшего развития валютного законодательства. В то же время очевидно, что их значение для правоприменительной практики было и остается минимальным. Кроме того, представляется весьма спорной реальная значимость установленных принципов существования и действия институтов, содержание которых в Законе о валютном регулировании четко не закреплено.

Валютные отношения также регулируются нормами конституционного, таможенного, гражданского, административного, уголовного и международного (частного и публичного) права.

Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному во-

просу. Валютное законодательство использует категории субъектов, не известные гражданскому праву в целом, а именно: резиденты и нерезиденты.

Резиденты:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в пп. «в» п. 6 ч. 1. ст. 1;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Нерезиденты:

а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с пп. «а» и «б» п. 6 ч. 1 ст. 1;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации; е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в пп. «б» и «в» п. 7. ч. 1 ст. 1.

Важность выделения этих категорий субъектов состоит в том, что в зависимости от вида правовой режим осуществления ими валютных операций различен.

Закон о валютном регулировании не раскрывает характеристики резидентов и нерезидентов, поэтому рассмотрим их более подробно. Ясно, что применительно к физическим лицам критерий гражданства не имеет никакого значения при определении их статуса резидента или нерезидента, однако закон не дает ответа на вопрос, что считать постоянным местом жительства физического лица.

Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Из этой формулировки неясно, когда же физическое лицо считается постоянно проживающим в каком-либо мсстс. Нужен совершенно четкий и однозначный критерий, который можно отыскать лишь в налоговом, а не в общегражданском законодательстве. В соответствии с налоговым законодательством все плательщики налога независимо от того, являются ли они гражданами России, иностранными гражданами или лицами без гражданства, делятся на две категории: имеющие постоянное место жительство в РФ или не имеющие такового. К первой категории относятся те, кто проживает в РФ в общей слож-ности не менее 183 дней в году, хотя бы и с перерывами во времени. Такие лица в рамках налогового законодательства являются резиден-тами. Ко второй категории относятся те, кто проживает в России менее 183 дней в году, следовательно, они имеют статус нерезидента.

В силу того, что российское законодательство не содержит полного и общеотраслевого понятия постоянного местожительства, можно применять толкование, которому следуют налоговые органы всех государств в соответствии с рекомендациями Организации эко-номического сотрудничества и развития. Предполагается, что лицо имеет постоянное местожительство втом или ином государстве, если оно располагает в нем постоянным жилищем, имеет в этом государстве наиболее тесные личные и экономические связи и обычно проживает в том государстве. Пока же толкование понятия «постоянное местожительство» содержится в межгосударственных налоговых со-глашениях, заключенных Россией с другими государствами. Было бы целесообразно включить четкий критерий в Закон о валютном регу-лировании во избежание его неоднозначного толкования.

Что же касается юридических лиц, то в основе их отнесения к категории «резидентов» и «нерезидентов» лежит общепризнанный в международном частном праве критерий «оседлости». Резидентами РФ признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие местонахождение в РФ. В между-народном частном праве под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц - резидентов как субъектов валютных отношений, критерий гражданства не имеет ни-какого значения, а принимается во внимание критерий постоянного местожительства. В отношении юридических лиц при определении их статуса используется критерий «оседлости».

Рассмотрев специфику субъектов валютных отношений, рассмотрим характеристику их объекта. Именно объект определяет особенности тех отношений между субъектами, которые мы называем «валютными». В самой общей форме особенность состоит в том, что их объектом всегда являются валютные ценности.

Закон о валютном регулировании дает очень узкое определение валютных ценностей, в то время как в Положении о порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками (утвержденное приказом ГТК РФ от 19 мая 1993 г.) подробно раскрывалось его содержание. Анализируя эти два документа, можно сделать следующий вывод о содержании объекта валютных отношений - валютных ценностей. Валютные ценности включают в себя:

иностранную валюту, то есть денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки; средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

ценные бумаги в иностранной валюте. К ним относятся три группы: платежные документы (чеки, простые векселя, тратты, аккредитивы, описки с кредитных карт, платежные поручения, иные приказы об осуществлении платежа);

фондовые ценности (акции, облигации, сертификаты о заключении валютных сделок: «фьючерсы» и «опционы»);

другие долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, гарантийные письма и др.);

драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в любом виде и состоянии, за исключением ювелир-ных и других бытовых изделий, а также лома;

природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Например, порядок совершения валютных операций с драгоценными металлами и камнями определяет Правительство РФ, в структуре которого Министерство финансов ведает исключительно вопросами обращения и использования этих категорий валютных ценностей на территории РФ и за ее пределами. Правовое регулирование порядка обращения и использования наличной иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте входит в компетенцию Центрального банка РФ. В этом вновь проявляется специфика правового регулирования.

Ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства.

В целом сохранен прежний порядок вывоза наличной иностранной валюты: свободный (до 3000 долл.) и декларационный (от 3000 до 10 000 долл. США). При этом не требуется представлять в таможенный орган документы, подтверждающие предшествующий ввоз, пересылку, перевод или приобретение валюты (ч. 3 ст. 15 Закона о валютном регулировании). Суммы свыше 10 000 долл. могут вывозиться единовременно, только если они были ранее ввезены, пересланы или переведены в Российскую Федерацию и при соблюдении требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 15 Закона о валютном регулировании).

Изменен порядок перевода иностранной валюты за рубеж. После июля 2006 г. резиденты получили право переводить средства на свои счета (во вклады), открытые в зарубежных банках, в порядке, устанавливаемом Банком России, который может предусматривать только установление требования о резервировании резидентом до 100% суммы операции на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании). С этого же времени средства на зарубежных счетах могут использоваться резидентами без ограничений, за исключением валютных операций между резидентами (для юридических лиц) и валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ (для физических лиц) (ч. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Можно сделать вывод, что основополагающими институтами международного валютного права, которые первыми сложились на многостороннем уровне, являются: а) институт конвертируемости национальных валют, поддержания валютных курсов; б) институт поддержания равновесия платежных балансов.

В рамках международного валютного права государства в силу международно-правового обычая закрепили и расширили целый ряд суверенных прав. Они имеют право на национальную валюту и вольны самостоятельно определять внешний вид, форму и название денег - национальной валюты. Например, деньги могут быть бумажными и (или) в форме монет; они образуют наличные деньги. Наличные деньги - это исторически преходящая форма денег; постепенно она уступает место безналичным («невидимым») деньгам. К безналичным относятся деньги на банковских счетах, которые учитываются в виде записей на счетах и обращаются путем списания с одного счета и зачисления на другой счет.

Некоторые страны допускают, разрешают или юридически оформили свободное хождение на своей территории вместе с национальной валютой - или даже вместо нее - определенной иностранной валюты (например, доллара США). В рамках интеграционных объединений национальные валюты заменяются общей валютой. Общая - коллективная - денежная единица складывается, как правило, на основе «корзины» национальных валют.

По двусторонним международным договорам одно государство может печатать национальные деньги другого государства по заказу этого другого государства. Например, в России печатаются бумажные деньги и чеканятся монеты для ряда государств СНГ.

Главные договорные нормы, или принципы, международного валютного права, установленные на многостороннем уровне, состоят в том, что государства несут обязанность: а) обеспечить конвертируемость своей национальной валюты; б) устранить ограничения на международные платежи по текущим операциям (ст. VIII Договора о МВФ). Конвертируемость национальной валюты означает, что резиденты и нерезиденты свободно - без всяких ограничений - могут менять национальную валюту на иностранную, использовать иностранную валюту в сделках. Конечно, из этих правил имеются разрешенные исключения, прежде всего связанные с состоянием платежного баланса страны.

В рамках определенных исключений государства могут жестко фиксировать курс национальной валюты по отношению к иностранной, регулировать его прямыми ограничениями и запретами на использование иностранной валюты, однако именно такую практику вся стратегия МВФ и пытается изжить.

В идеале конвертируемость валют должна быть свободной, а регулирование курса должно достигаться гибкими, преимущественно рыночными, методами (включая регулирование денежной массы, валютных резервов и т.п.). От конвертируемости по текущим операциям можно переходить к конвертируемости по операциям с капиталом - с прямыми и портфельными инвестициями. Однако путь к полной конвертируемости зависит от состояния с платежным балансом, от качества валют.

Принято различать валюты: обратимые (свободно конвертируемые - полностью или частично); необратимые (замкнутые, неконвертируемые). Обратимыми называют валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют ограничения на операции, связанные с обменом национальной валюты на любую другую валюту. К таким валютам относятся: доллар США, евро, канадский доллар, японская иена и др.

Валютные ограничения могут касаться не только вопросов обратимости валют, но и отдельных лиц. Например, в некоторых государствах (в том числе в России) существуют ограничения на валютные операции только между резидентами.

Вот несколько примеров того, в какой форме могут быть ограничения конвертируемости валют по текущим операциям:

  • требование к импортеру до заключения контракта депонировать в ЦБ или другом банке (обычно в национальной валюте) часть предстоящего платежа по импортной сделке для получения необходимой валюты, чтобы оплатить импорт;
  • прямое распределение правительством или ЦБ иностранной валюты между импортерами в форме индивидуальных или генеральных квот;
  • требование получать предварительное разрешение ЦБ на осуществление платежа по импорту или на открытие импортного аккредитива;
  • требование обязательной продажи ЦБ иностранной валюты, полученной от экспорта;
  • ограничения на выплату командировочных в иностранной валюте;
  • ограничения на перевод за границу зарплаты и дивидендов;
  • ограничения на платежи процентов по внешнему долгу и т.п.

Международное валютное право, как видим, также активно воздействует на внутреннее право государств, унифицируя и гармонизируя его. Международное валютное право в каком-то смысле состыковывает национальные валютные системы для обеспечения платежных балансов государств мира и недопущения международных валютных кризисов.

Пробелом международного валютного права можно считать практическое отсутствие международно-правовых норм, касающихся валютных резервов государств. Государства самостоятельно определяют размеры, структуру валютных резервов, порядок и условия их использования. Многие параметры валютных резервов отдельных государств обладают экстратерриториальным эффектом, т.е. способны воздействовать на валютные курсы, международную торговлю и международную финансовую систему в целом.

Так, по размеру валютных резервов Китай, например, находится на одном из первых мест в мире; значительная часть этих резервов состоит в долларах США. Этот факт налагает особую остроту на отношения между Китаем и США, а также на состояние всей международной финансовой системы. Юридических (международно-правовых, норм) которые регулировали бы эту ситуацию, нет.

Следует также обратить внимание на проблематику платежных балансов. С одной стороны, поддержание международно-правовыми средствами равновесия платежных балансов государств на двусторонней и многосторонней основе - предмет международного валютного права. С другой стороны, в явлении платежного баланса сходятся вопросы и проблемы правового обеспечения широкого комплекса международных финансовых отношений: платежно-расчетных, кредитных, долговых и т.п. В таком понимании международно-правовые нормы, касающиеся платежного баланса, предстают как комплексный институт, связывающий все прочие институты МФП.

Теория платежного баланса прошла длительную и сложную эволюцию. Первые попытки оценить международные экономические операции предпринимались еще в Великобритании в XIV в., когда был зафиксирован отток золота из страны. Само понятие платежного баланса впервые было введено в 1767 г. в экономическую теорию Джеймсом Стюартом. Первая официальная публикация платежного баланса была произведена в США в 1923 г. Большая работа по стандартизации методов составления платежных балансов была проделана Лигой Наций, которая в 1924 г. дала первую публикацию платежных балансов 13 стран за 1922 г. В 1927 году Лигой Наций были предложены рекомендации по международному сопоставлению внешнеэкономических показателей. За основу рекомендаций брались образцы платежных балансов США и Великобритании. В 1947 году в качестве документа ООН была опубликована схема составления платежных балансов. В последующем эта работа была продолжена МВФ.

Очень важно, чтобы государства вели платежный баланс максимально единообразно с тем, чтобы обеспечить сравнимость результатов. В этих целях МВФ разработал специальное Руководство по составлению платежного баланса в форме рекомендаций. В настоящее время действует Руководство МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции издания 2008 г. (6-е издание - РПБ 6). Государства - члены МВФ используют его в качестве основы для ведения своих платежных балансов (с некоторыми национальными особенностями счетоводства).

Можно предположить, что требования к содержанию и правилам ведения платежных балансов будут ужесточаться и унифицироваться. Россия после вступления в МВФ регулярно публикует свой платежный баланс. Платежный баланс ведется по принципу двойной записи, означающему, что каждая операция учитывается в балансе дважды: например, экспорт товара учитывается как уменьшение товарных активов взамен на возникновение задолженности покупателя. Платежный баланс представляет собой статистический документ - свод внешнеэкономических операций, которые резиденты государства в определенном году проводят с нерезидентами. Такие операции связаны с переходом права собственности на товары и услуги от резидентов к нерезидентам и обратно, выраженные в валюте. Таким образом, платежный баланс - это фактически валютный баланс государства, однако следует понимать, что в условиях отсутствия монополии внешней торговли платежный баланс отражает операции всех участников внешнеэкономических отношений.

В Российской Федерации составление платежного баланса возложено на ЦБ РФ (Банк России), который публикует этот документ на своем сайте, ежеквартально раскрывает информацию о динамике основных показателей (агрегатов) платежного баланса и раз в год до 15 мая представляет Государственной Думе в составе годового отчета валютное положение и платежный баланс РФ (ст. 25 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).


Самое обсуждаемое
Как списать долги по кредитам законно — существующие способы Как списать долги по кредитам законно — существующие способы
Страхование каско на полгода и меньше: где и как оформить? Страхование каско на полгода и меньше: где и как оформить?
Зачем оформлять закладную на квартиру по ипотеке и что это такое Зачем оформлять закладную на квартиру по ипотеке и что это такое


top