Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является. Уровни функционирования экономики. Позитивная и нормативная экономика Отметьте правильное утверждение

Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является. Уровни функционирования экономики. Позитивная и нормативная экономика Отметьте правильное утверждение

Помимо этого существуют понятия позитивной и нормативной экономики, определяющие подход к изучению экономической теории. Коротко говоря, разница между этими понятием в том, что нормативная экономика изучает то, что должно быть, а позитивная - то, что есть.

Позитивная и нормативная экономика изучают явления, имеющие место в экономике, оценочные суждения этих явлений, предполагает какими они должны быть.

Рассмотрим подробней позитивную экономику. Она занимается фактическим положением дел, изучает действительно происходящие процессы, реальные факты. Позитивная экономическая теорий не использует оценочные суждения, ввиду того, что часто они ошибочны и их использование не оптимально. Эксперты считают, что в чистом виде позитивная экономика не может существовать.

Позитивная экономика является особым разделом экономического анализа. М.Фридмэн первым предложил использовать этот подход, объясняющий как функционирует экономика и как решить основные экономические задачи. При анализе позитивная экономика использует огромное количество статистических данных, с учетом побуждающих факторов, существования монополии на рынке.

Позитивная экономика может ответить, к примеру, на вопрос: "Почему сокращается объем производства?". Но рекомендаций относительно того, как должно быть она не даст, только объяснение как и почему это происходит.

При анализе экономистов-позитивистов действий компаний по достижению максимальной прибыли определяется какими методами компании достигают максимизации прибыли. В их отчетах должны быть сведения о том, что уже достигнуто, что происходит сейчас и что будет происходить.

Нормативная экономика - это противоположность позитивной экономике, это рассуждения о том, что должно происходить, какая должна быть реакция экономики на тот или иной процесс, какая должна быть экономика в целом. Она основывается на экономической теории или на определенных экономических отношениях.

I Экономика и экономическая наука: основные понятия

1. Административно-командная экономика – один из трех чистых типов макроэкономических систем. Представляет собой иерархически организованную систему, управление которой осуществляется из компактного центра. Роль подобного центра, как правило, играют высшие органы государственной власти. Господствующей формой собственности является государственная собственность.

Достоинства административно-командной экономической системы:

1) Возможность направить ресурсы на решение избранных обществом задач.

2) Возможность сориентировать экономику на достижение любых выбранных обществом целей.

3) Возможность создавать любые экономические механизмы. Высокий уровень управляемости экономики.

4) Возможность сглаживать имущественное неравенство среди основной массы общества.

5) Относительная стабильность экономики.

Негативные стороны административно-командной экономики:

1) Невозможность собрать и обработать в управляющем центре всю информацию, необходимую для успешного управления экономикой при отсутствии права принимать ответственные решения на местах.

2) Невозможность выявлять и удовлетворять потребности отдельного человека.

3) Зависимость экономики от субъективных качеств людей, осуществляющих управление, отсутствие автоматических компенсаторных механизмов в экономике.

Административно-командная экономика наиболее эффективна при наличии четко обозначенных приоритетных общенациональных кратко- и среднесрочных задач, таких как победа в войне, преодоление отсталости, природных и социальных потрясений.

2. Благо – процесс, объект или явление, которое человек использует для удовлетворения своих потребностей. Понятие «благо» является абсолютно субъективным, так как благом делает объект, явление, процесс желание человека использовать его для удовлетворения своих потребностей.

3. Владение – одно из правомочий «триады собственности», которая включает владение, распоряжение, пользование. Представляет собой признаваемое обществом закрепление объекта собственности за собственником, подтвержденное либо юридическими документами, либо традиционным правом.

4. «Земля» - 1. Все относительно невоспроизводимые ресурсы природного происхождения. 2. Объекты труда, т.е. природные ресурсы, которые преобразуются в блага в процессе производства.

Понятие «невоспроизводимые» является относительным, т.к. любые природные ресурсы могут быть восстановлены в ходе естественных либо искусственных процессов. Невоспроизводимыми можно считать ресурсы, время воспроизводства которых намного превышает экономические циклы, в ходе которых они расходуются. К «земле» следует относить земельные участки различного назначения, воды, воздух, месторождения полезных ископаемых, природные человеческие способности, биологические системы (леса, степи и т.д.), солнечную энергию и прочие используемые в производстве природные объекты, явления и т.п.

5. Капитал – многозначное понятие, трактуемое по-разному различными разделами экономической науки. С точки зрения классической теории факторов производства, можно привести следующие трактовки понятия «капитал». 1. Инструменты, приспособления искусственного происхождения, с помощью которых природные ресурсы («земля») преобразуются в блага. 2. Средства труда, т.е. все то, с помощью чего осуществляется процесс производства. 3. Всё, что позволяет увеличить производительность труда.

6. Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий крупные, сложные самостоятельные экономические системы (макроэкономические объекты).

Самостоятельность макроэкономической системы определяется тем, что она содержит управляющий центр (если таковой имеется), основные ресурсы и наиболее важные экономические связи внутри себя.

Сложность макроэкономической системы определяется наличием внутренней экономической структуры, включающей простые элементы, подсистемы, уровни, подуровни, разветвленную систему внутренних связей.

Наиболее часто встречающийся тип макроэкономической системы – это национальная экономика. Однако понятия «национальная экономика» и «макроэкономическая система» не являются идентичными.

7. Мезоэкономика – раздел экономической теории, изучающий подсистемы, уровни и подуровни макроэкономических объектов (мезоэкономические объекты). К мезоэкономическим объектам относят отрасли, экономические районы, крупные многоотраслевые фирмы и т.п.

8. Микроэкономика – раздел экономической теории, изучающий простые элементы экономических систем (микроэкономические объекты). Микроэкономические объекты не обладают внутренней экономической структурой, хотя внутренняя структура иного рода (социальная, организационная, финансовая, транспортная и т.п.) может присутствовать. Наиболее часто встречающиеся типы микроэкономических объектов – это домохозяйства, фирмы и рынки отдельных товаров.

9. Нормативная экономическая наука – часть экономической науки, целью которой является разработка путей достижения поставленных перед экономикой целей. Цели, как правило, ставит общество в лице своих политических институтов. Деятельность нормативной экономики включает экспертизу целей, разработку отдельных инструментов, а также целостных программ по достижению желаемого состояния экономики, экспертное сопровождение выработанных рекомендаций в ходе их реализации государством и реальным сектором экономики.

10. Обмен – одна из четырех основных фаз экономического процесса (производство, распределение, обмен, потребление). В фазе обмена участники экономического процесса обменивают блага, доставшиеся им в результате осуществления двух предыдущих фаз, на блага, необходимые им для жизни. В современной экономике обмен происходит в рыночной эквивалентной денежной форме.

11. Основные вопросы экономики (как, что, для кого производить) – традиционная для классической экономической теории формулировка основных задач, решаемых экономикой. Ответ на вопрос «как производить» предполагает создание механизма выбора оптимальных для данных конкретных экономических условий технологий производства благ и ресурсов. Ответ на вопрос «что производить» предполагает создание системы ранжирования потребностей, существующих в данном обществе, т.к. производство ориентированно на удовлетворение в наибольшей степени и прежде всего потребностей, признаваемых наиболее приоритетными. Ответ на вопрос «для кого производить» предполагает создание системы распределения производимых благ в соответствии с существующей системой выявления и ранжирования индивидуальных потребностей. Таким образом, отвечая на вопросы «что, как и для кого производить» экономика создает целостную систему выявления, ранжирования и эффективного удовлетворения имеющихся у людей потребностей в соответствии с теми социальными приоритетами, которые существуют в данном обществе.

12. Основные факторы производства – согласно теории четырех факторов производства таковыми являются труд, земля. капитал и предпринимательство. Труд есть процесс производства, осуществляемый человеком, земля - это все невоспроизводимые природные ресурсы, капиталом являются все искусственные приспособления, применяемые в процессе производства. Предпринимательство – фактор производства, характерный для экономики рыночного типа. Представляет собой самостоятельную деятельность по организации процесса производства и общему управлению им. Соединение четырех факторов производства по сути и представляет собой производственный процесс.

13. Отношения собственности – отношения между хозяйствующими субъектами по поводу объектов собственности (благ и ресурсов).

14. Парето-эффективность – качественный критерий эффективности экономической системы. Система считается достигнувшей состояния Парето-эффективности, если увеличить степень удовлетворенности потребностей любого домохозяйства, включенного в данную систему, можно только за счет снижения степени удовлетворенности потребностей других членов данного сообщества. Назван по имени итальянского экономиста и социолога Вильфредо Парето.

c. что есть;

Какая из школ экономической теории была исторически первой

c. меркантилизм;

Исследование экономики как целостной системы означает:

c. макроэкономический анализ;

Какая из перечисленных экономических целей имеет точное

количественное измерение:

d. полная занятость;

Представители какого течения видели причины богатства в торговле:

d. меркантилисты;

Основными факторами производства являются:

d. труд, капитал, земля;

Капитал – это:

d. используемые произведенные средства производства;

Главное отличие продукта от услуги заключается в следующем:

Выберите один ответ:

a. можно перемещать во времени и пространстве.

Эффективность производства характеризует:

b. отношение между полученным результатом и затратами на него;

Производительность труда – это:

Выберите один ответ:

a. количество благ, произведенных работником в единицу времени;

Трансакционными издержками называют:

d. затраты, связанные не с производством как таковым, а с потреблением;

Количество благ, от которых надо отказаться, чтобы получить больше необходимых нам благ называется:

d. альтернативные издержки

Альтернативные издержки по мере увеличения объема производства в условиях ограниченности и специфичности ресурсов будут:

d. возрастать;

Утверждение, что при прочих равных условиях дополнительная единица данного фактора дает худший результат, отражает содержание:

b. закона убывающей производительности;

Экономическая эффективность означает:

Выберите один ответ:

a. никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения других;

Проблема «что производить»:

d. может рассматриваться как проблема выбора точки на кривой производственных возможностей

Затраты, связанные с преобразованием ресурсов в процессе создания благ называются:

Выберите один ответ:

a. трансформационные издержки

c. альтернативные издержки

d. экономические издержки

Кривая производственных возможностей показывает различные

комбинации двух продуктов при:

c. полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизменной
технологии;

Экономика страны эффективна, если в ней достигнуты:

c. и полная занятость, и полное использование производственных
ресурсов.

Кривая производственных возможностей не объясняет:



Выберите один ответ:

d. стоимость производимой продукции.

Если экономика движется по выпуклой кривой производственных

возможностей вправо и вниз, то это значит, что:

d. альтернативные издержки повышаются;

Важной характеристикой экономических благ является:

редкость

Что не относится к факторам производства:

Что подразумевается под таким фактором производства как капитал?

Выберите один ответ:

c. деньги;

Альтернативные издержки нового кинотеатра – это:

b. цена других товаров и услуг, производство которых «принесено в
жертву» строительству этого кинотеатра;

Собственность – это:

a. исторически определенный способ присвоения благ;

Закрепление определенных прав собственности за отдельными субъектами называется:

c. спецификация;

Сколько элементов в полном «пучке прав»?

Что не относится к объектам собственности:

d. трудовой коллектив;

Что подразумевается под таким правом собственности, как владение?

b. физическое обладание вещью;

Собственность – это:

d. отношение людей по поводу производства вещей;

Что из перечисленного не относится к субъектам собственности:

b. рабочая сила человека;

Право собственности предполагает:

c. владение, пользование, распоряжение

Что из перечисленного не относится к объектам собственности:

a. жизнь человека;

Что подразумевается под таким правом собственности, как пользование?

d. право производительного или личного потребления имущества;

Что подразумевается под таким правом собственности, как распоряжение?

a. право изменять присвоенность имущества;

Что не относится к правам собственности:

a. покупка;

Текст вопроса

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 10 руб. до 20 руб., что привело к уменьшению его продаж с 9 тыс. штук до 6 тыс. штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?:



Функция спроса на товар: Q D = 20 – 3P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 4 + P. Равновесная цена товара будет равна:

Выберите один ответ:

Функция спроса на товар: Q D = 10 – P; функция предложения данного товара: Q S = ‑ 6 + 3P. Q D и Q S – соответственно объемы спроса и предложения в тыс. штук, Р – цена в рублях. Определить равновесный объем продаж данного товара

a. 6 тыс. штук;

Эффективность рынка становится максимальной, если:

d. сумма ренты покупателей и продавцов достигает максимального значения.

Предложение кофе увеличится, если (при прочих неизменных условиях):

b. будут снижены экспортно-импортные пошлины на кофе;

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 500 руб. до 600 руб., что привело к уменьшению его продаж на 10% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара снизилась с 500 руб. до 450 руб., что привело к уменьшению предложения на 15% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени цена товара повысилась с 300 руб. до 350 руб., что привело к уменьшению его продаж с 5 тыс. штук до 4 тыс.штук. Какова эластичность спроса по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

За анализируемый период времени рыночная цена товара повысилась с 15000 руб. до 16000 руб., что привело к увеличению предложения на 6% (было 5 тыс. штук). Какова эластичность предложения по цене у данного товара?

Выберите один ответ:

Начало формы

Провалы рынка требуют участия:

b. государства

Мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение монополизации рынка:

a. защита конкуренции

Функции, выполняемые государством для повышения эффективности рыночного механизма:

c. защита конкуренции

Позитивная экономическая теория изучает

c. что есть;

Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

b. неограниченные производственные ресурсы;

«...изучивший экономическую теорию в конечном счете добьется большего материального успеха,
чем нетерпеливый юноша, который стремится сразу приобрести практические навыки».
П. Самуэльсон, лауреат Нобелевской премии в области экономики 1970 г.

Экономическая теория - это наука об основах хозяйственной жизни общества. В самом общем виде она представляет собой форму научного знания, совокупность положений и выводов, отражающих ту или иную сторону экономической деятельности. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей .

Предмет экономической теории - экономические отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также использование ограниченных ресурсов в национальном хозяйстве .

Как и другие науки, экономическая теория изучает объективные законы, которые отражают сущность экономических явлений, их причинно-следственные связи, определяют направления развития различных сфер экономики. Чем глубже люди познают характер экономических законов, тем эффективнее они могут их использовать в сфере производства, распределения, обмена, и потребления материальных благ.

В структуру экономической теории включают микро- и макроэкономику. Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов: рабочих, фермеров, землевладельцев, предпринимателей. Она объясняет, каким образом принимаются экономические решения на низшем уровне, например: как устанавливаются цены в отрасли, какой объем производства должна выбрать фирма, чтобы получить максимальную прибыль.

Макроэкономика изучает финансирование национальной экономической системы на основе формирующихся макропропорций. Объекты ее изучения – валовой национальный продукт, национальный доход, темпы роста производительности труда в стране, безработица и инфляция. Микро- и макроэкономика тесно взаимосвязаны, органически взаимообусловлены и взаимозависимы.

Как и всякая наука, экономическая теория выполняет следующие функции:

  • познавательная (теоретическая) функция - экономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества;
  • практическая функция - любое знание ценно не само по себе, а своей способностью служить руководством к действию, реализации практических целей совершенствования общества. Экономическая теория должна, проникнув в самую суть экономической жизни, вскрыть законы, управляющие экономическими процессами, и подсказать пути их использования;
  • методологическая функция - экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента целого комплекса экономических наук – отраслевых (экономика промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), функциональных (экономика и социология труда, финансы , денежное обращение и кредит, экономическая статистика и др.).

Экономическая теория применяет широкий набор методов научного познания, и, в первую очередь, это методы формальной логики – анализ и синтез, методы индукции и дедукции, сравнение, аналогия, гипотеза, определенные законы мышления.

  • Анализ – метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части для удобства изучения; синтез – продолжение анализа, состоящее в соединении отдельных элементов в единое целое. Экономический анализ является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.
  • Метод индукции – это метод познания, основанный на умении делать умозаключения, следуя от частного к общему; метод дедукции – метод, позволяющий делать умозаключения, исходя от общего к частному.
  • Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов. Он широко применяется при систематизации и классификации понятий, так как позволяет соотнести неизвестное с известным, выразить новое через существующие понятия.
  • Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Аналогия – частный случай индукции. Она играет важную роль в выдвижении предположений, получении нового знания.
  • Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает при появлении новых фактов, противоречащих старой теории.

Поскольку теория без фактов может быть пустой, а факты без теории бессмысленны, различают позитивную и нормативную экономику (позитивный и нормативный анализ). Позитивная экономика имеет дело с фактами, отобранными и перешедшими на уровень теории, т.е. с уже свободными от субъективных суждений и представляющих экономическое поведение. Напротив, нормативная экономика выражает субъективные оценочные суждения о том, что должно быть. Пример позитивного фактического утверждения: при прочих равных условиях, если плата за обучение возрастет, то число абитуриентов в университете снизится. Нормативное утверждение на ту же тему: разговоры о плате за обучение в университете вообще вести не следует, тогда число абитуриентов увеличится.

Широко используются в экономической теории также математические и статистические методы , которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. В последнее время особое значение приобретают методы прогнозирования и моделирования экономических процессов. Прогнозирование означает специальное научное исследование, направленное на выявление перспективы развития экономического процесса; моделирование - формализованное описание экономического процесса или явления, чья структура определяется объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая теория строится на следующих принципах :

  • принцип ограниченности ресурсов;
  • принцип взаимодействия теории и практики;
  • принцип единства макро- и микроанализа;
  • принцип неоднозначности действий законов экономики в различных исторических условиях.

Таким образом, экономическая теория – это наука, изучающая экономические принципы, законы, проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения потребностей людей.

Методология экономической науки

В любом хозяйстве решается множество вопросов: какие блага производить, из каких ресурсов, с помощью какой технологии, как распределять полученные блага между участниками хозяйства. Причем в каждом хозяйстве решаться эти вопросы могут по-разному - в зависимости от тех или иных условий.

Экономическая теория занимается объяснением принципов, согласно которым может быть организовано производство и распределение благ в хозяйствах различных обществ.

Вообще говоря, экономическая теория должна объяснить ВСЁ, что происходит в хозяйстве. Она должна объяснить, почему хозяйство устроено именно так, а не иначе. Она должна уметь определять возможные причины любого события (например, почему в таком-то году выросла заработная плата архитекторов в городе Ульяновске). А также последствия любого события (например, к чему приведет возможное увеличение цены нефти).

Каким образом экономическая теория может справиться со всеми этими задачами? С помощью построения теоретических моделей - воображаемых экономических систем, состоящих из воображаемых людей, которым нужно принимать решения по поводу воображаемого производства, обмена или потребления. Теоретическая модель является как бы мысленным экспериментом, в ходе которого определяется развитие событий в некоторой заданной совокупности условий.

Экономист может представить себе, например, воображаемый остров с воображаемым запасом ресурсов, поместить на него воображаемого человека с воображаемым набором желаний и попытаться определить, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и КАК будет этот человек делать для удовлетворения своих желаний. Для чего нужен такой мысленный эксперимент? Теоретическая модель наделяется характеристиками реального хозяйства, и, следовательно, результат мысленного эксперимента должен соответствовать действительному развитию событий в настоящем хозяйстве. Таким образом, теория позволяет определить, как будет развиваться реальная экономическая система в тех или иных условиях.

Позитивные и нормативные теории

Экономическая теория может быть позитивной или нормативной - в зависимости от вопросов, на которые она отвечает. Позитивная экономическая теория изучает реальное состояние хозяйства и то, как это состояние может изменяться в результате тех или иных событий. Позитивная теория строится на изучении причинно-следственных связей и рассуждает по принципу "если - то". Например, "если увеличится цена молока, люди станут меньше его покупать, "если фирма будет получать большую прибыль, она может расширить производство* и так далее. При этом позитивная теория не оценивает все эти события с точки зрения "хорошо" или "плохо" и подходит к ним беспристрастно. Нормативная экономическая теория отвечает на вопрос, как должно быть устроено хозяйство, и оценивает все события с точки зрения "хорошо" или "плохо". Нормативная теория строится на одном или нескольких главных утверждениях (например, "все люди должны быть равны"), из которых потом выводится устройство всего хозяйства (например, "собственность должна принадлежать всем поровну", "все должны работать одинаковое время и получать одинаковую зарплату" и т. д.).

Нормативная теория любое событие может оценивать (говорить, хорошо это или плохо) с точки зрения соответствия этому "идеальному" состоянию. Например, "повышение цены молока - это плохо, так как люди должны иметь возможность покупать дешевое молоко" или "расширение производства - это хорошо, так как больше людей получат работу".

Таким образом, позитивная теория изучает то, что ЕСТЬ, а нормативная теория - то, что ДОЛЖНО БЫТЬ.

Прикладная экономика

Экономическая теория изучает хозяйство как бы со стороны. Но в то же время люди, которые являются действительными участниками хозяйства, с давних пор занимаются выработкой принципов своего поведения и по-своему изучают то же самое хозяйство изнутри.

Прикладной экономикой называется совокупность дисциплин о практических действиях в реальном хозяйстве.

Все действующие лица в хозяйстве делятся на три большие группы: фирмы, потребители и государство. Поэтому и прикладная экономика тоже.делится на три большие части - в зависимости от того, чьи действия являются предметом изучения: прикладную экономику фирмы, домоводство и теорию экономической политики.

Прикладная экономика фирмы - совокупность дисциплин, определяющих действия различных управляющих любой фирмы. Этот комплекс дисциплин включает в себя такие важные предметы, как маркетинг, финансы, планирование производства, управление персоналом, бухгалтерский учет и т. д.

Поскольку все эти дисциплины направлены на одну цель - увеличение прибыли фирмы, прикладную экономику фирмы называют еще теорией бизнеса (от англ. business - буквально "дело, занятостью, в переносном смысле "зарабатывание денег).

Домоводство - совокупность знаний о ведении домашнего хозяйства (планировании бюджета, осуществлении покупок, организации потребления и т. д.). Любое домашнее хозяйство выполняет эти действия, и принципы, которыми оно может руководствоваться при этом, составляют предмет науки домоводство.

Теория экономической политики - совокупность знаний о регулировании хозяйства государством (регулирование денежного обращения, рынка капиталов, внутренней и внешней торговли, взимания налогов, распределение бюджета, стимулирование развития отдельных отраслей и т. д.).

В чем состоит деятельность экономистов? Какие цели они преследуют? Экономисты формулируют экономические принципы, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экономических проблем.

Цели можно кратко сформулировать следующим образом:

1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а проще говоря - более высокий уровень жизни.

2. ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ. Подходящее занятие следует обеспечить всем, кто желает и способен работать.

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ . Мы хотим получить максимальную отдачу при минимуме издержек от имеющихся ограниченных производственных ресурсов. .

4. СТАБИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЦЕН. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции и дефляции.

5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА. Управляющие предприятиями, рабочие и потребители должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. СПРАВЕДЛИВОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.

7. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ. Следует обеспечить существование хронически больных, нетрудоспособных, недееспособных, престарелых или других иждивенцев.

8. ТОРГОВЫЙ БАЛАНС. Мы стремимся к поддержанию разумного баланса нашей международной торговли и международных финансовых сделок.

Этот перечень широко признанных целей создает базу для постановки ряда существенных вопросов. Цели могу быть как взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости (2-я цель) явно означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов (6-я цель) и экономической необеспеченности (7-я цель). А так же, некоторые цели могут противоречить друг другу или взаимно исключать друг друга. Некоторые, например, те силы, которые способствуют достижению экономического роста и полной занятости, могут оказаться теми самыми силами, которые порождают инфляцию.

Рассмотрим методы используемые экономистами. Сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют "описательной, или эмпирической, экономической наукой" (блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, то есть выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией или "экономическим анализом" (блок 2).

Как показано на рисунке 1, в изучении экономического поведения экономисты могут продвигаться как от теории к фактам, так и от фактов к теории. В более строгом изложении это означает, что экономисты применяют и дедуктивный и индуктивный методы. Под индукцией мы подразумеваем "выкристаллизовывание", или выведение, принципов из фактов. Здесь мы начинаем с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются таким образом, чтобы можно было вывести обобщение, или принцип. Индукция идет от фактов к теории, от частного к общему. На рисунке 1индуктивный метод изображен левой стрелкой, направленной вверх от блока 1 к блоку 2. Дедуктивный , или гипотетический, метод решает задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяет или отвергает данную теорию, обратившись к фактам. Дедуктивный метод идет от общего к частному, от теории к фактам. Этот метод изображен на рисунке 1-1 стрелкой, направленной вниз от блока 2 к блоку 1.

Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и

систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования весьма содержательных гипотез.

Рисунок 1 Связь между фактами, принципами и политикой в экономике.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики, экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработки экономической политики.

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может затем быть использовано для выработки политики, то есть мер или решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют "прикладной экономической наукой" или экономической политикой (блок 3).

Задача экономической теории или анализа заключается в том, чтобы привести в систему, истолковать и обобщить факты. Принципы и теории - конечный результат экономического анализа - вносят порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. "Теория без фактов может быть пустой, но факты без теории бессмысленны"".

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов

Экономические принципы - это обобщения, которые, как вытекает из самого термина, содержат в себе несколько неточные количественные определения. Например, когда экономисты говорят, что в 1999 г. среднее домашнее хозяйство получило доход в сумме около 32 тыс. дол., они тем самым делают обобщение. Здесь признается, что некоторые домохозяйства заработали намного больше этого, а значительная их часть намного меньше. Экономические обобщения часто выражаются также в форме вероятностей. Скажем, исследователь может предположить, что с вероятностью в 95% снижение подоходного налога на один доллар приведет повышению прибыли многих фирм.

При построении своих обобщений используется термин допущение "при прочих равных условиях" . Иными словами, они допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путем вычленения исследуемой связи. Проиллюстрируем это на следующем примере: при выяснении связи между ценой продукта Х и купленным количеством этого продукта чрезвычайно важно принять допущение, что из всех факторов, которые способны повлиять на купленное количество Х (скажем, цена X, цены других товаров, доходы и вкусы потребителей), лишь цена Х изменяется. При этом экономист оказывается в состоянии сосредоточить свое внимание на отношении "цена Х - закупки X", игнорируя влияние других переменных.

Экономические принципы или теории неизбежно оказываются абстракциями . Экономисты строят свои теории с целью обнаружить смысл в хаотическом наборе фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, то есть с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, обобщать - значит абстрагировать или намеренно упрощать; обобщение в экономике имеет практическое значение, а поэтому такое же значение имеет и абстракция. Экономическая теория - это модель, упрощенная картина или схема какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали действительности. Наконец, теории - хорошие теории - основываются на фактах, и поэтому они реалистичны. Теории, которые не согласуются с фактами, попросту плохие теории.

При анализе различных данных используется такой метод как корреляция - это технический термин, указывающий на то, что соотношение двух групп данных носит системный и взаимозависимый характер; например, можно обнаружить, что, когда возрастает X, возрастает также и Y. Но это не обязательно означает, что Х служит причиной Y. Связь здесь может быть чисто случайной или порождаться каким-либо другим фактором Z, не включенным в анализ. Пример: экономисты выявили положительную корреляцию между образованием и доходом. Обычно люди с более высоким образованием получают более высокий доход, чем люди менее образованные. Житейский здравый смысл заставляет нас усмотреть в образовании причину, а в более высоком доходе следствие.

Макроэкономика и микроэкономика.

Существует два совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения. Уровень макроэкономического анализа относится либо к экономике как целому, либо к таким составляющим ее основным подразделениям, или агрегированным показателям (агрегатам), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Здесь, не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Неудивительно поэтому, что макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т. д. Короче говоря, макроэкономика изучает не деревья, а лес.

С другой стороны, микроэкономический анализ имеет дело с конкретными экономическими единицами, с детальным изучением поведения этих индивидуальных единиц. Когда экономист обращается к такому уровню анализа, он, фигурально выражаясь, помещает экономическую единицу или очень маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты ее функционирования. Здесь мы оперируем терминами: отдельная отрасль, фирма или домохозяйство - и сосредоточиваем внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, численность рабочих, занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т. д. В микроэкономике мы изучаем уже не лес, а деревья.

Позитивная экономическая теория изучает

  • а) национальную экономику в целом;
  • б) поведение отдельных хозяйствующих субъектов;
  • в) оценочные суждения об экономике;
  • г) экономическую реальность.

Позитивная экономическая теория (в дальнейшем - ЭТ) (positive economics) - часть ЭТ, которая изучает и объясняет происходящие в действительности экономические факты, события, реальные экономические процессы, устанавливает связь между ними (изучает то, что есть) в отличие от нормативной экономической теории, рассматривающей тенденции развития экономики, которая предписывает, советует, каким образом следует проводить экономическую политику, управлять экономикой (то, что должно быть).

Исходя из вышесказанного, позитивная ЭТ изучает:

г) экономическую реальность.

Граница производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является:

  • д) кривой произвольного вида;
  • е) выпуклой вверх кривой в результате действия закона возрастания альтернативных издержек;
  • ж) выпуклой вниз кривой в результате действия закона предельной полезности.

Ограниченность ресурсов порождает ограниченность производственных возможностей. Оптимально возможный объем производства определенного продукта при заданных объемах и структуре располагаемых ресурсов, выделяемых для производства этого продукта, называется пределом производственных возможностей.

Каждое предприятие, каждая отрасль, экономика страны в целом обладают таким пределом. Но в реальной жизни в масштабах всей страны производится не один, а множество товаров. В этом случае ресурсы должны быть распределены между этими различными товарами. Но тогда производственные возможности выпуска каждого товара в отдельности будут изменяться. Для того чтобы выяснить эти изменения, в экономической науке широко используется двухпродуктовая модель экономики.

Допустим, что стране необходимо произвести два вида продукции: а и б, которые представляют альтернативы производства. Так как ресурсы ограничены и применяются целиком в экономике полной занятости, то всякое увеличение производства продукции а потребует переключения части ресурсов с производства продукции б. И наоборот, всякое увеличение производства продукции б ведет к сокращению производства продукции а (см. график). инфляция спрос конкурентный

При рассмотрении альтернативных вариантов (комбинаций) количества продукции а и б, из которых может выбирать данная страна, становится ясно, что данные комбинации не только альтернативны, но и взаимозаменяемы в рамках ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.

По мере передвижения от альтернативы А к альтернативе Е увеличивается производство продукта б и сокращается производство продукта а. И наоборот, при движении от точки Е к точке А производство продукции а возрастает за счет снижения производства продукции б.

Кривая АЕ на графике называется кривой производственных возможностей, которая обозначает границы максимально возможного производства двух видов продукции при данном объеме производственных ресурсов в любом их сочетании. Каждая точка на этой кривой показывает, какой максимум продукции а и б может быть произведен при данном объеме и варианте использования производственных ресурсов.

Любая точка на кривой производственных возможностей означает Парето-эффективность (Парето - итальянский экономист). В нашем примере общество находится на максимальном уровне производственных возможностей и потому не может переместиться в точку 3, которая находится выше пределов этих возможностей.

В варианте же неполной занятости (загрузки) производственных возможностей (или безработицы) различные варианты производства продуктов а и б находятся не на кривой, а ниже ее, например, в точке Ж. Эта точка показывает, что производственные возможности используются не полностью. Но при применении дополнительных ресурсов можно одновременно увеличить производство продукции а и б.

Следует иметь в виду, что в условиях полной занятости ресурсов любая страна в каждый данный момент времени обладает ограниченными возможностями и не может вырваться за пределы этих возможностей. Встает вопрос, а может ли общество перейти с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей. Например в точку З? Да, такой переход вполне возможен, если страна внедрит в производство новейшие достижения НТР, разработает новые месторождения полезных ископаемых, усовершенствует организацию производства и труда, повысит культурно-образовательный и профессионально-квалификационный уровень населения.

Таким образом, прогресс общества позволяет постоянно раздвигать границы производственных возможностей. На практике это достигается двумя путями: либо за счет экстенсивных, либо за счет интенсивных факторов.

В результате граница производственных возможностей раздвигается. Но равномерное перемещение границы есть следствие равномерного прироста всех ресурсов. В реальности же наращивание различных элементов производственных ресурсов происходит неравномерно, в связи с чем изменение кривой производственных возможностей приобретает асимметричный вид.

Используя кривую производственных возможностей, можно определить одновременно возможный и желательный выпуск продукции.

Из точек, лежащих на кривой производственных возможностей и представляющих различные сочетания выпуска альтернативных продуктов, необходимо выбрать ту, которая является для общества наиболее предпочтительней.

Если общество выбирает точку Б, то оно предпочитает производство меньшего количества предметов потребления (Хб) и большее количество средств производства (Yб), чем, если бы оно выбрало точку В. Иначе говоря, большее количество средств производства означает меньшее количество предметов потребления. Это положение имеет большое практическое значение, поскольку общество всегда должно выбирать между текущим потреблением и накоплением. Потребительские товары непосредственно удовлетворяют текущие потребности. Поэтому переключение ресурсов страны на производство предметов потребления весьма заманчиво. Однако, двигаясь в этом направлении, общество наносит удар по своему будущему, так как при данных производственных возможностях увеличение производства предметов потребления означает снижение производства станков, машин т.п. А это ведет к уменьшению потенциала будущего производства. Поэтому общество всегда должно определенную часть своих ресурсов направлять на строительство новых предприятий и на создание новых машин и оборудования для восстановления парка износившихся средств труда, на расширение и совершенствование имеющегося парка оборудования. Тем самым общество увеличивает свой производственный потенциал. А это позволяет увеличить объем производства в целом и, в частности, расширить потребление в будущем.

Количество одного продукта, от которого следует отказаться или которым нужно пожертвовать, чтобы получить какое-то количества другого продукта, называется вмененными (альтернативными) издержками производства этого товара.

Следовательно, вмененные издержки выступают как потери других, альтернативных товаров или услуг, которые могли бы быть произведены с помощью тех же производственных ресурсов.

Продвигаясь по кривой производственных возможностей от точки В до точки Б, мы устанавливаем, что издержки производства одной единицы предметов потребления равны издержкам производства какого-то количества средств производства. По мере того, как мы следуем за движением издержек производства при переходе к дополнительным производственным возможностям (от Б к В и т.д.) нам открывается важный экономический закон: в процессе движения (от альтернативы А к альтернативе Г стоимость средств производства, которыми приходится жертвовать, чтобы получить каждую дополнительную единицу предметов потребления, возрастает.

Форма кривой имеет выпуклость вправо вверх. Эта выпуклость объясняется тем, что одни ресурсы могут использоваться более производительно при производстве предметов потребления, а другие - при производстве средств производства. Перемещаясь по границе производственных возможностей вправо вниз и изменяя, таким образом, структуру производства в пользу увеличения выпуска предметов потребления, придется все больше вовлекать в производство сравнительно малоэффективные для выпуска потребительских товаров ресурсы. Это и понятно, так как экономические ресурсы не пригодны для полного их использования в производстве альтернативных товаров. Поэтому каждая дополнительная единица производства предметов потребления будет требовать все большего сокращения выпуска средств производства. Этот же процесс происходит при движении по кривой производственных возможностей в обратном направлении от точки Г к точке А. Таким образом, по мере приближения к любой из осей координат наклон кривой (к данной оси) будет увеличиваться, т.е. будут расти вмененные издержки (альтернативные затраты).

Исходя из вышесказанного, границей производственных возможностей страны, выпускающей два вида продукции, является:

г) выпуклая вверх в результате действия закона возрастания альтернативных издержек кривая.


Самое обсуждаемое
Как рассчитать ставку дисконтирования Как рассчитать ставку дисконтирования
Срок предоставления отчетности 6 ндфл Срок предоставления отчетности 6 ндфл
Налогоплательщики и плательщики сборов Налогоплательщики и плательщики сборов


top