III Внешняя политика Китая на рубеже XX-XXIвв. Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков Главные направления внешней политики Китая

III Внешняя политика Китая на рубеже XX-XXIвв. Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков Главные направления внешней политики Китая

Официально правительство Китая проводит независимую и мирную внешнюю политику, главная цель которой – создание сильного и могущественного единого Китая, защита независимости и суверенитета страны, создание благоприятной среды для экономического развития и открытости внешнему миру.

Политика «мирного существования» Китая базируется на основных пяти принципах, сформированных в 1954 году:

Взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности;

Ненападение;

Взаимное невмешательство во внутренние дела друг друга;

4. Равенство и взаимная выгода. Китай официально «твердо держится открытости внешнему миру, активно развивает сотрудничество со всеми странами на основе равенства и взаимной выгоды»;

Мирное сосуществование.

Таким образом, официальная позиция Пекина во внешней политике предполагает сохранение мирной международной среды, отказ от каких-либо претензий на гегемонию, стимулирование совместного развития и защита мира во всем мире. На основе этих принципов Китай установил дипломатические отношения с 161 государством.

Главные направления внешней политики Китая:

1) Развитие дипломатических отношений между Китаем и США. Китайско-американские отношения на протяжении XX века были довольно сложными и нестабильными. В 50-х годах Китай выступил против американской агрессии в Корейской Народной Демократической Республике, что повлекло за собой последующее недопущение Китая в совет ООН и подписание договора между США и Тайванем о сотрудничестве и совместной обороне. Отношения еще более обострились после развязанной американцами войны во Вьетнаме. Только в 1969 году Китай и США сделало первые шаги навстречу миру. В 1971 году Китай, наконец, вступил в ООН. С этого времени в отношениях между двумя державами наметилось потепление. В 1972 году американский президент Никсон признал Тайвань частью Китая, а в 1979 году страны официально установили дипломатические отношения. Отношения несколько охладились после восстаний 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине, когда Запад резко осудил действия китайского правительства, однако, в целом это не ослабило экономические связи двух стран.

В октябре 1995г. в рамках 50-летнего торжества ООН Цзян Цзэминь и Бил Клинтон провели официальную встречу в Нью-Йорке. Цзян Цзэминь подчеркнул основную политику на урегулирование китайско-американских отношений на основе “углубления доверия, сокращения трений, развития сотрудничества и пресечения конфронтации”.

2) Нормализация и развитие отношений с Индией. Отношения между Индией и Китаем обострились в результате подавления китайскими войсками восстания в Тибете в 1959 года, после чего Далай-лама и часть тибетского населения бежали в Индию, где встретили поддержку индийского правительства. Сближение стран стало возможным только в 1977 году, когда страны вновь обменялись дипломатами. Официально дипломатические отношения были установлены в начале 80-х годов. Хотя между Китаем и Индией до сих пор существует ряд неразрешенных территориальных вопросов, Индия является важнейшим стратегическим партнером Китая, между странами активно развиваются торговые отношения.

3) Развитие китайско-японских отношений. Уже более 40 лет Япония является главным торговым партнером КНР, но несмотря на это политические отношения между двумя странами остаются сложными и периодически переживают периоды напряженности. Главными препятствиями на пути нормализации политических отношений между двумя странами можно назвать следующие моменты: японская позиция относительно Тайваня, недовольство Китая относительно форм извинений Японии за агрессию 1937-1945 гг., посещение японским премьером храма, где канонизированы главные японские военные преступники, разногласия в трактовке истории, растущая военная мощь Китая и др.. Последний конфликт вспыхнул в сентябре 2010 года, когда в спорных водах Восточно-Китайского моря, где были обнаружены месторождения природного газа, японские власти задержали китайское рыболовное судно. Конфликт усугубился внезапной смертью в японском зоопарке панды, одолженной Китаем, за которую Поднебесная потребовала компенсацию в размере 500 000 долларов. Пока территориальный спор так и остается неразрешенным, но оба государства заинтересованы в мирном урегулировании этих конфликтов и развитии политических и экономических отношений.

4) Китай-Россия. Министерство иностранных дел РФ характеризует российско-китайские отношения как устойчивые и динамично развивающиеся во всех областях. В 2001 году между странами был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в котором отражены основные принципы отношений. В этом же году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан основали Шанхайскую организацию сотрудничества, главные задачи которой – укрепление стабильности и безопасности, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В 2008 году между Китаем и Россией были окончательно урегулированы все территориальные вопросы, обсуждение которых началось еще в 1964 году. Россия признает Тайвань и Тибет неотъемлемой частью Китая.

5) Восстановление территориальной целостности. В 80-90х годах XX века в ходе мирных переговоров Китай вернул себе Сянган (Гонконг) и Аомэнь (Макао). Однако до сих пор остается неразрешенный конфликт с Тайванем. В 1949 году коммунисты, одержавшие победу в гражданской войне над правительством Чан Кайши, объявило о создании Китайской Народной Республики. Свергнутое правительство бежало на Тайвань, где установило гоминьдановский режим, получая активную поддержку США. Китай претендует на суверенитет над островом и не исключает силового решения проблемы. Признание Тайваня необъемлемой частью Китай является одним из главных условий установления дипломатических отношений КНР с другими странами. В последние годы вместе с приходом новых лидеров в США и на Тайване появилась возможность более тесного и конструктивного сотрудничества между тремя сторонами в ближайшей перспективе.

Администрации Тайваня провозгласила программу активизации экономических связей с материковым Китаем при сохранении политического статус-кво. В июне прошлого года было подписано рамочное соглашение между Тайванем и материковым Китаем об экономическом сотрудничестве, которое по, сути, и стало отправным пунктом расширения экономического и культурного взаимодействия между двумя берегами Тайваньского пролива.

Согласно официальным данным министерства торговли КНР, товарооборот между материковым Китаем и Тайванем за первые пять месяцев 2011 года составил 65,86 млрд долларов США, что на 15,3 проц. превышает аналогичные показатели прошлого года. Объем экспорта материкового Китая на Тайвань достиг 14,54 млрд долларов, что на 30,4 проц. выше цифр за 2010 год. Импорт с Тайваня в материковый Китай составил 51,32 млрд долларов, это на 11,6 проц. больше, чем в прошлом году. С января по май 2011 года в материковом Китае было утверждено более 1020 проектов с привлечением тайваньских инвестиций. При этом инвестиции с Тайваня в размере 990 млн долларов США уже вложены в конкретные проекты.

Стороны укрепляют и гуманитарные связи, в первую очередь, за счет увеличения туристических поездок между берегами Тайваньского пролива. В конце июня туристы из материкового Китая впервые отправились на Тайвань с индивидуальными турами. В течение последних трех лет с паспортами КНР можно было посещать Тайвань, но только в составе тургрупп. До 2008 года, когда Тайбэй отменил действовавший с 1949 года запрет на туристические обмены, такие поездки были вообще невозможны.

6) Развитие отношений между Китаем и Африкой. Дружественные отношения между Китаем и африканскими странами в последние годы получили новый стимул для развития: с каждым годом товарооборот между КНР и странами Африки увеличивается в несколько раз. Китай стал вторым по величине торговым партнером Африки после США и его присутствие на континенте неуклонно растет. Большая часть африканских стран уже признали Тайвань частью Китая и прервали дипломатические отношения с тайваньским правительством. Таким образом, Китай не только приобрел важного торгового и стратегического партнера, но и получил дополнительную поддержку в вопросе Тайваня. Каждые три года, начиная с 2000, страны участвуют в саммитах «Форум сотрудничества Китай-Африка», в ходе которых также обсуждаются и социальные проекты на африканском континенте. Ежегодно из африканских стран отправляется более 15 000 студентов на обучение в китайских вузах.


Похожая информация.


Фашистские путчи в Японии, их причины и последствия

В 1932 г. и 1936 г. в Японии произошли путчи «молодых офицеров» - националистически настроенных офицеров японской армии.

15 мая 1932 г. в официальную квартиру премьер-министра Инукаи вторглась группа морских офицеров, которые сначала произвели беспорядочную стрельбу из револьверов по закрывшим им дорогу полицейским чинам, а затем выстрелили и в самогоИнукаи, нанеся ему смертельное ранение.

Вечером того же дня несколько групп вооруженных ручными гранатами и револьверами совершили одновременное нападение на Министерство внутренних дел, штаб-квартиру правящей партии Сэйюкай, Банк Японии, банк Мицубиси, полицейское управление, электростанцию и бросили бомбы.

В путче участвовали молодые офицеры армии и флота, недовольные ратификацией Лондонского договора 1930 г. об ограничении морских вооружений . Путчисты распространяли листовки с призывами бороться против парламентских партий и финансовых клик, за передачу власти военным, которые установят порядок в стране. После совершения акции участники путча явились в жандармерию с повинной.

Молодые офицеры-националисты были убеждены, что побороть политическую коррупцию и крайнюю бедность в сельской местности в стране можно лишь путём устранения нескольких высших политиков.

Путч начался рано утром, на стороне мятежников выступило около 1,5 тысяч солдат японской армии. Мятежникам удалось захватить центр Токио, включая здания Парламента, Министерства внутренних дел и Министерства обороны, и убить нескольких влиятельных политических лидеров. Они также попытались захватить резиденцию премьер-министра и императорский дворец, но столкнулись с сопротивлением Императорской гвардии.

Несмотря на их заявления о полной поддержке императорской власти, император резко осудил их действия, признав их незаконными. Деморализованные мятежники сдались правительственным войскам. 19 руководителей путча были казнены.

У повстанцев был большой список приговоренных к смерти лиц. Он состоял из двух частей: основные цели и второстепенные.

Китай: экономические и политические преобразования 80-х – 90-х гг. ХХ в.

Китайское общество в конце XX- начале XXI вв.

Второй этап реформ(1984-87 гг.)

· преобразования экономической структуры города;

· введениесвободного рыночного регулирования;

· были разработаны следующие направления борьбы с банкротством:



– сдача таких предприятий в аренду коллективам или частным лицам;

– продажа рабочим и служащим акций убыточных предприятий;

– слияние убыточных и прибыльных предприятий при соблюдении принципов добровольности, соразмерности сил, поддержке банков и учете особенностей момента.

Третий этап реформ(1987 г.)

· внутренняя экономическая реформа Китая неразрывно связывалась с еговнешнеэкономической политикой;

· решение о «стратегическом развитии приморских районов»: районы объявлялись открытыми, свободными для притока иностранной техники, технологии и капиталов;

· выделена зона «сориентированной вовне экономики», которая охватывала все приморское побережье Китая

Цель данной политики – получить извне средства для развития китайской экономики, открыть приток в страну новейшей техники и технологии, вписаться в мировое хозяйство, отыскать за рубежом источники инвестиций, рынки сбыта и источники сырья.

Была принята развернутая программа политической реформы :

ü упразднены партийные отраслевые отделы, которые дублировали деятельность государственных органов;

ü сохранялись отделы пропаганды, организационно-партийной работы, отдел единого фронта, общий отдел, комиссия по проверке партийной дисциплины;



ü введен порядок выборов, при котором число кандидатур превышало число мандатов;

ü утвержден план перестройки правительственного аппарата, реформы кадровой системы;

ü сокращалось количество министерств и комитетов;

ü возникла новая система продвижения по службе: стали выдвигаться те, кто более эффективно обеспечил проведение экономических реформ в своем уезде или провинции;

ü важную роль стал играть Народный политический консультативный совет Китая, благодаря которому осуществлялась система многопартийного сотрудничества и консультаций под руководством КПК.

1989 г. - «пекинская» весна, столкновения студентов и правительственных войск → «свертывания» реформ, финансы становятся главным рычагом регулирования экономики Китая.

Китайское общество в конце XX – начале XXI в.

ü встала проблема реформирования государственных предприятий. Китайское руководство было обеспокоено снижением доли государственного сектора в промышленности;

ü проведена реформа финансов и введен единый обменный курс валют, который колебался на основе предложения и спроса на валютном рынке;

ü новая система способствовала формированию единого всекитайского валютного рынка и развитию внешней торговли;

ü Народный банк Китая преобразован в Центральный банк.

В конце XIXв. ЧжуЖунцзи призвал массы стать союзниками в решающей схватке с консервативным бюрократическим аппаратом , который был радикально преобразован аппарат и обновлен. Также были поставлены следующие задачи:

– для крестьян – поддержка цен на зерно;

– для предпринимателей – реформа инвестиционно-финансовой системы;

– для имущих – обзаведение жильем на коммерческой основе;

– проведение реформы медицинского обслуживания;

– освобождение экономически активного населения от внебюджетных поборов местных властей.

В 2002 г. генеральным секретарем ЦК КПК стал Ху Цзиньтао . Приверженность идеям Мао Цзэдуна, социалистический путь, народно-демократическая диктатура и руководство коммунистической партии формально остаются конституционными принципами. Только принцип руководства КПК остается пока незыблемым. В Китае по-своему трактуют демократию, а также демократические принципы, в том числе и «права человека». Главным направлением социально-экономической политики китайского руководства стало повышение жизненного уровня трудящихся.

В 2005 г. в Китае была проведена налоговая реформа : от подоходного налога были освобождены более 40% граждан. Главная цель фискальной системы КНР – не допустить большого разрыва в доходах.

Китайское руководство всячески пыталось смягчить последствия мирового экономического кризиса 2008 г. Несмотря на продолжающееся падение мировых показателей, в 2011 г. Китай стал второй экономикой в мире после США, обойдя Японию. Однако по качеству жизни Китаю пока далеко до развитых стран. Из-за огромной численности населения граждане КНР живут в 10 раз хуже, чем японцы.

На современном этапе Китай, став второй экономикой мира, стремится обладать соответствующим военным потенциалом. Периодически китайские лидеры заявляют, что Китай никому не угрожает и огромные суммы военного бюджета идут исключительно на оборонительные цели. Китай в своем развитии стал уже достаточно силен, чтобы «расширять стратегические границы своего пространства» силовым путем. При этом внутренние проблемы достигли таких размеров, когда такое расширение становится необходимым.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Китай в конце XX в.
Рубрика (тематическая категория) История

I. Возобновление преобразований в 1992 ᴦ.

После событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 ᴦ. создалось впе­чатление, что с реформами покончено. Вновь усилена цензура, десят­ки диссидентов арестованы, активизировались ʼʼлевакиʼʼ.

Санкции Запада против нарушения прав человека в Китае оказа­лись неэффективными и были прекращены. Период неопределœенности продолжался два года. Казалось бы, надежд на изменение политики нет. Тем более что в 1991 ᴦ. Дэн Сяопин отказался от своего последне­го официального поста - Председателя Военного совета ЦК КПК; ему уже было 87 лет. Но вскоре подтвердилось, что он всœе еще сохра­няет руководящее положение в стране.

Весной 1992 ᴦ. Дэн Сяопин совершает поездку в Шанхай, Ухань и на юг, где он посœетил особые экономические зоны. В ходе поездки Дэн впервые заговорил о крайне важно сти возобновления рыночных реформ; это стало сигналом - сопротивление ʼʼлеваковʼʼ было легко сломлено.

В октябре 1992 ᴦ. состоялся XIV съезд КПК. С докладом на съезде выступал уже укрепивший свои позиции новый партийный лидер Цзян Цзэминь. Он и дал сигнал к возобновлению рыночных реформ. Οʜᴎ свелись к следующему:

1. Уже в 1992 ᴦ. началась широкомасштабная либерализация цен; от­менялась централизованная система государственного распределœения ресурсов. В результате уже в 1993 г лишь 5% товаров в Китае продава­лось по твердым государственным ценам. Были введены свободные це­ны на зерно; в 1993 г по государственным ценам продавалось лишь 10% всœей сельскохозяйственной продукции Китая. Это были ключевые ме­ры, решиться на которые китайское руководство долгое время не могло.

2. С 1992 ᴦ. в КНР введен двойной государственный бюджет: регу­лярный и бюджет развития. Первый пополняется за счёт налогов, второй - за счёт неналоговых поступлений: он идет на нужды ре­форм.

3. В 1994 ᴦ. в КНР проведена налоговая реформа: снижены ставки единого подоходного налога с предприятий до 33% (с 55%); для низ­корентабельных производств установлены на два года пониженные ставки налогообложения, чтобы дать им время для осуществления преобразований. 15% налогов стали возвращать предприятиям для пополнения оборотных средств.

4. В 1994 ᴦ. установлен единый, плавающий валютный курс юаня; в КНР запрещено обращение любых иностранных валют, всœе валют­ные операции перешли под контроль государства.

5. В том же 1994 ᴦ. принят закон о внешней торговле: государствен­ная монополия в целом отменялась; теперь предприятия могли само­стоятельно выходить на внешний рынок. Государственная монополия сохранялась лишь на 16 наименований продукции.

19 февраля 1997 ᴦ. умер Дэн Сяопин - ʼʼотец реформʼʼ. При этом к то­му времени Цзян Цзэминь достаточно укрепил свои позиции, чтобы продолжать реформы и в отсутствие патриарха. В сентябре 1997 ᴦ. со­стоялся XV съезд КПК. Он подтвердил прежнюю стратегию и принял грандиозную ʼʼПрограмму модернизации госсектораʼʼ.

Государственные предприятия давали лишь ] / 3 валового внутреннего продукта͵ но зато поглощали львиную долю капиталовложений и государственного финансирования. В ведении государства находилось 100% всœей инфраструктуры страны (желœезные дороги, авиация, энергетика, ;вязь, почта), примерно 90% всœех банков, предприятий металлургии химии, 60% машиностроения и строительных фирм, больше полови­ны всœей внешней торговли. При этом примерно половина предприятий были нерентабельными, убытки погашались за счёт казны.

Съезд принял решение: оставить в госсобственности лишь одну ты­сячу предприятий, главным образом основные объекты инфраструкту­ры. Οʜᴎ должны превратиться в корпорации с широкой хозяйствен­ной самостоятельностью, приспособленные к деятельности в условиях рынка. Все прочие (около 17 тыс.) должны сами определять форму хо­зяйствования: акционирование, передачу собственности в аренду или продажу ее в частные руки.

Это было непростым решением, поскольку оно касалось устране­ния главных препятствий на пути реформ.

Весной 1998 ᴦ. новым премьер-министром Китая назначен Чжу Жунцзы. До этого он занимал пост первого зама Ли Пэна и считался главным инициатором акционирования государственного сектора. Чжу Жунцзы родом из провинции Хунань, но долгое время работал в Шанхае, вместе с Цзян Цзэминœем. Во время трагических событий в Пекинœе в июне 1989 ᴦ. Чжу Жунцзы не допустил в Шанхае каких-либо столкновений. Человек он очень работоспособный, энергичный, на­строен в пользу быстрых реформ; в Китае его называют ʼʼцарь эконо­микиʼʼ, за границей - ʼʼкитайский Людвиг Эрхардʼʼ (отец германского ʼʼэкономического чудаʼʼ 1950-1960-х гᴦ.).

Став премьер-министром, Чжу Жунцзы начал решительную ре­форму госаппарата͵ поставив задачу сократить его численность вдвое. Старые чиновники безжалостно увольнялись: им на смену пришли более молодые (в возрасте моложе 50 лет) и профессионально подго­товленные. Началось сокращение персонала и на государственных предприятиях: только в 1999 ᴦ. было уволено свыше 3 млн. человек. Чжу Жунцзы предпринял наступление и на позиции военных, прежде всœего он потребовал свернуть всю экономическую и коммерческую деятельность в армии, для этого принят специальный двухлетний план. Ныне в КНР в составе Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК нет ни одного военного.

В ноябре 2002 ᴦ. состоялся XVI съезд КПК. Наметилась смена выс­шего руководства. Цзян Цзэминь подал в отставку с поста генераль­ного секретаря КПК. На его место избран 59~летний Ху Цзинтао. Ему перешел и пост председателя КПК в начале марта 2003 ᴦ. Другой более молодой деятель, Вэнь Цзябао, стал тогда же премьером Госсовета вместо Чжу Жунцзы.

П. Экономические достижения современного Китая

Курс реформ был продолжен, несмотря на ʼʼазиатский кризисʼʼ 1998- 1999 гᴦ. - спад в государствах Юго-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Индонезия, Малайзия, Таиланд). Это на­прямую коснулось и Китая, поскольку экономически он тесно связан с этими странами.

Особую роль сыграл Гонконг, который летом 1997 ᴦ. вошел в состав КНР. Инвестиции Гонконга составляют ныне свыше 60% всœех иност­ранных капиталовложений в КНР. Это третий в мире банковский центр, с 1987 ᴦ. - крупнейший в мире порт. Его валовой внутренний продукт сократился в 1998 ᴦ. на 4%, в 1999 ᴦ. - на 2%.

В данный критический момент Национальный банк КНР оказал под­держку Гонконгу, не допустив тем самым девальвации и его валюты, и своей собственной. В 2000 ᴦ. последствия кризиса были окончатель­но преодолены.

В 1990-е гᴦ. КНР достигла выдающихся успехов в экономике: средне­годовые темпы экономического роста превысили 9%, промышленно­го - 9,7%; максимальные темпы промышленного роста наблюдались в 1993 ᴦ.-23%.

По некоторым оценкам, сегодня китайская экономика занимает третье место в мире (после США и Японии). Планы роста валового внутреннего продукта до 2000 ᴦ. выполнены уже к 1995 ᴦ. Согласно прогнозам Всемирного банка, по масштабам экономики КНР к 2010 ᴦ. догонит США, а к 2020 ᴦ. превзойдет ее в 1,4 раза и станет лидирую­щей державой в XXI в. Но в сопоставлении с огромным населœением Китай всœе еще существенно отстает от развитых стран.

Тем не менее КНР устойчиво занимает первое место в, мире по про­изводству стали телœевизоров, цемента (35% мирового производства) и каменного угля (30% мирового производства). Качество китайских товаров значительно выросло, о чем объек­тивно свидетельствует огромное активное сальдо внешней торгов­ли - свыше 40 млрд. долл. в год. 11 декабря 2001 ᴦ. Китай вступил в ВТО, чего долго добивался. Сейчас в китайском экспорте доля промышленных изделий со­ставляет около 80%. Объем экспорта КНР превысил 200 млрд. долл., да еще можно прибавить такой же примерно экспорт Гонконга. У КНР огромное положительное сальдо торгового баланса с разви­тыми странами Запада, особенно с США (самое большое положитель­ное сальдо после Японии). Только стоимость текущих строительных контрактов с американскими корпорациями превышает 100 млрд. долл.

Попытки американских президентов Дж. Буша и Б. Клинтона вве­сти дополнительные тарифы на китайский экспорт, под предлогом нарушения прав человека в КНР или авторских прав на интеллекту­альную собственность, успеха не имели. КНР сумела создать огром­ные золотовалютные резервы - свыше 150 млрд. долл., плюс еще ре­зервы Гонконга на сумму 100 млрд. долл.

После возобновления реформ в 1992 ᴦ. начался рост иностранных инвестиций в КНР. Сейчас по их общему объёму страна занимает второе место в мире после США; ежегодно они возрастают на сумму примерно 60 млрд. долл. Сегодня иностранные капитало­вложения составляют 13% от общего числа инвестиций в китайскую экономику, дают 14% промышленного производства; на предприятия с иностранным капиталом приходится ныне половина всœего экспорта КНР.

Китай в конце XX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Китай в конце XX в." 2017, 2018.

  • - ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО США НАЧАЛА XX в.

    Градостроительство начала XX в. Лекция 2 ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ЗАПАДНЫХ СТРАН В XX в. На пороге XXI века мы предлагаем позитивное видение устойчиво развивающихся населенных пунктов, надежду на наше общее будущее и призыв подключиться к... .


  • - Скульптура XX века

    В 20-х гг., с переходом к мирной жизни, скульптура успешно развивается. Одним из известнейших скульпторов этого периода был Н. А. Андреев. Он создал ряд монументов для московских улиц и площадей. Его памятник драматургу А. Н. Островскому стал частью Театральной площади.... .


  • - Україна наприкінці XX – на початку XXI ст.

    ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ 6 Українська РСР другій половині 40-х – першій половині 80-х років XX ст. Самостійна робота до теми 9. Україна в роки Другої світової війни (1939-1945 рр.). Самостійна робота до теми 8. ЗМІСТОВИЙ МОДУЛЬ...

  • Первый этап реформ Китая (1978-1984 годы)ПЕРВЫЙ ЭТАП РЕФОРМ КИТАЯ (1978-1984 ГОДЫ)
    В 1978 Г. ПАРТИЙНЫЙ ЛИДЕР ДЭН СЯОПИН НАЧАЛ СЕРИЮ РЕФОРМ. БЫЛИ
    ЛИКВИДИРОВАНЫ КОММУНЫ-КОЛХОЗЫ, КРЕСТЬЯНЕ ВНОВЬ ПОЛУЧИЛИ ЗЕМЛЮ.
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ БЫЛО СОКРАЩЕНО,
    ДИРЕКТОРА ПРЕДПРИЯТИЙ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА
    ОРГАНИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ. ПРОДУКЦИЮ, ВЫПУЩЕННУЮ
    СВЕРХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА, РАЗРЕШАЛОСЬ ПРОДАВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
    ВНУТРИ СТРАНЫ И ЗА ГРАНИЦЕЙ ПО СВОБОДНЫМ ЦЕНАМ. НА ЮГО-ВОСТОЧНОМ
    ПОБЕРЕЖЬЕ КИТАЯ СТАЛИ СОЗДАВАТЬСЯ «ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ», В
    КОТОРЫХ ДЕЙСТВОВАЛИ ЗАКОНЫ СВОБОДНОГО РЫНКА. В СТРАНЕ СТАЛО
    УВЕЛИЧИВАТЬСЯ ЧИСЛО КООПЕРАТИВОВ И НЕБОЛЬШИХ ЧАСТНЫХ ЛАВОЧЕК.
    РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ ЗАМЕДЛИЛИ ПРОЯВИТЬСЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ДОСТИГ
    НЕСЛЫХАННОГО УРОВНЯ: 12-18 % В ГОД. К 1984 Г. КНР ПРОИЗВОДИЛА 400 МЛН ТОНН
    ЗЕРНА И ПОЛНОСТЬЮ ОБЕСПЕЧИЛА СЕБЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ. В СТРАНЕ ПОЯВИЛИСЬ
    ЗАЖИТОЧНЫЕ ГОРОЖАНЕ. ВМЕСТО БЕЗЛИКОЙ УНИФОРМЫ, В КОТОРОЙ КИТАЙЦЫ
    ХОДИЛИ ВО ВРЕМЕНА МАО, ЖИТЕЛИ КНР СТАЛИ ОДЕВАТЬСЯ ПО ЕВРОПЕЙСКОЙ И
    АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕ. В КИТАЕ УВЕЛИЧИЛОСЬ КОЛИЧЕСТВО ЛИЧНОГО
    АВТОТРАНСПОРТА, А СОТНИ ТЫСЯЧ МЕЛКИХ ТРАКТОРОВ ОКАЗАЛИСЬ ВОСТРЕБОВАНЫ
    В ДЕРЕВНЕ.

    Путь Китая к социализму

    ПУТЬ КИТАЯ К СОЦИАЛИЗМУ
    РЕФОРМАТОРАМ НЕ УДАЛОСЬ ДО КОНЦА ИСКОРЕНИТЬ НИ КОРРУПЦИЮ,
    НИ БЮРОКРАТИЗМ ЧИНОВНИКОВ. НО МНОГИЕ КИТАЙЦЫ ГОТОВЫ БЫЛИ
    ПРОСТИТЬ ЭТИ «ИЗДЕРЖКИ» ЗА ПОВЫСИВШИЙСЯ ЖИЗНЕННЫЙ
    УРОВЕНЬ. ЖИТЕЛИ КНР НАУЧИЛИСЬ ПРОЯВЛЯТЬ ИНИЦИАТИВУ И
    ЗАРАБАТЫВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЪЁМОМ И КАЧЕСТВОМ РАБОТЫ.
    ТАКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ БЫЛА НАЗВАНА РУКОВОДСТВОМ КПК
    «КИТАЙСКИЙ ПУТЬ К СОЦИАЛИЗМУ», ОНА ПРЕДПОЛАГАЛА СОХРАНЕНИЕ
    ОДНОПАРТИЙНОЙ ДИКТАТУРЫ КОММУНИСТОВ И ОДНОВРЕМЕННОЕ
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ В ЭКОНОМИКЕ.
    В МАРТЕ 1992 Г. ДЭН СЯОПИН НА ЗАСЕДАНИИ РУКОВОДСТВА
    КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ КИТАЯ ЗАЯВИЛ: «НЕ СТОИТ СКОВЫВАТЬ
    СЕБЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКИМИ И ПРАКТИЧЕСКИМИ АБСТРАКТНЫМИ
    СПОРАМИ О ТОМ, КАКОЕ ИМЯ ЭТО ВСЁ НОСИТ - СОЦИАЛИЗМ ИЛИ
    КАПИТАЛИЗМ».

    События на площади Тяньаньмэнь (4 июня)

    СОБЫТИЯ НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ (4 ИЮНЯ)
    РУКОВОДСТВО КПК (ПРЕЖДЕ ВСЕГО «АРХИТЕКТОР РЕФОРМ» ДЭН СЯОПИН,
    ФОРМАЛЬНО ОТОШЕДШИЙ ОТ ВЛАСТИ, НО КОНТРОЛИРОВАВШИЙ ЕЁ) ОПАСАЛОСЬ,
    ЧТО НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МОГУТ ВЫЗВАТЬ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, КОТОРУЮ ОНИ НА
    БЛЮДАЛИ В СОСЕДНЕМ СССР ВО ВРЕМЯ ПЕРЕСТРОЙКИ. МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ ХА
    РАКТЕР КИТАЯ И НЕРЕШЁННОСТЬ МНОГИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ (В ЧАСТНОСТИ,
    НА ТИБЕТЕ, ГДЕ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ БЫЛО НЕДОВОЛЬНО КИТАЙСКИМ
    «ПРИСУТСТВИЕМ») РОЖДАЛИ ОПАСНОСТЬ РАСПАДА ГОСУДАРСТВА. ПРЕКРАСНО
    ОСОЗНАВАЯ, ЧТО СТЕРЖЕНЬ В ВИДЕ КОМПАРТИИ ЦЕМЕНТИРУЕТ ГОСУДАРСТВО,
    КИТАЙСКИЕ РУКОВОДИТЕЛИ НЕ СОБИРАЛИСЬ РАСШИРЯТЬ ДЕМОКРАТИЮ. А РЫНОК
    ТРЕБОВАЛ РАСШИРЕНИЯ ИНИЦИАТИВЫ И ОТКАЗА ОТ ДИКТАТУРЫ. В КОНЦЕ 1980-Х
    ГГ. СТУДЕНЧЕСКИЕ ДЕМОНСТРАЦИИ ТРЕБОВАЛИ ОТ РУКОВОДИТЕЛЕЙ КПК
    ДЕМОКРАТИЗАЦИИ. НО ОТВЕТ БЫЛ ЖЁСТКИМ: ЛЕТОМ 1989 Г. НА УЛИЦЫ ПЕКИНА
    БЫЛИ ВЫВЕДЕНЫ ТАНКИ, НА ПЛОЩАДИ ТЯНЬАНЬМЭНЬ МАНИФЕСТАНТЫ БЫЛИ
    ЖЕСТОКО РАЗОГНАНЫ, ЧИСЛО ПОГИБШИХ НЕИЗВЕСТНО ДО СИХ ПОР. ДЭН СЯОПИН
    РЕШИЛ ПОКА НЕ ВЫПУСКАТЬ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ИЗ-ПОД КОНТРОЛЯ.
    СИТУАЦИЯ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ И ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ В 1997 Г. ВЛАСТИ СТРАНЫ
    ЖЁСТКО КОНТРОЛИРУЮТ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ.

    Экономика Китая сегодня

    ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ















    Экономика Китая сегодня

    ЭКОНОМИКА КИТАЯ СЕГОДНЯ
    ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕНЫ КИТАЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЛИТИКИ РЕФОРМ
    ПРОДОЛЖАЛИСЬ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1980-2000-Х ГОДОВ. В КОНСТИТУЦИЮ БЫ
    ЛИ ВНЕСЕНЫ ПОПРАВКИ, РАЗРЕШАЮЩИЕ ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ. ПРА
    ВИТЕЛЬСТВО НАЧАЛО ПОСТЕПЕННУЮ ПРИВАТИЗАЦИЮ НЕЭФФЕКТИВНЫХ
    ПРЕДПРИЯТИЙ ГОССЕКТОРА. В КИТАЕ ПОЯВИЛИСЬ КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ.
    ЧИНОВНИЧИЙ АППАРАТ ПОДВЕРГСЯ РЕШИТЕЛЬНОМУ СОКРАЩЕНИЮ, А РЯД
    ВЗЯТОЧНИКОВ БЫЛИ НАКАЗАНЫ. ЭТО ПРИНЕСЛО ОЩУТИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. В
    2006 Г. ВВП КНР ПРЕВЫСИЛ 10 ТРЛН ДОЛЛАРОВ, А ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
    ТЕПЕРЬ НЕ ОПУСКАЕТСЯ НИЖЕ 7 % В ГОД. ЗА ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ ИНО
    СТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ ПРЕВЫСИЛИ 600 МЛРД ДОЛЛАРОВ. КИТАЙСКИЕ ТО
    ВАРЫ СОСТАВЛЯЮТ 20 % ВСЕГО ЭКСПОРТА В МИРЕ. 200 ТЫС. ФАБРИК КНР
    РАБОТАЮТ НА ЗАГРАНИЧНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ. ПО ПРОИЗВОДСТВУ МЯСА, ЯИЦ,
    САХАРА, ЧАЯ И ХЛОПКА СТРАНА ВЫШЛА НА ПЕРВОЕ МЕСТО В МИРЕ. УРОВЕНЬ
    ЖИЗНИ ПОСТОЯННО ПОВЫШАЕТСЯ. КИТАЙСКАЯ АРМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ
    САМЫХ СОВРЕМЕННЫХ В РЕГИОНЕ. КИТАЙ ЗАНЯЛ ПРОЧНОЕ МЕСТО В
    МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (ТРЕТЬЯ ЭКОНОМИКА МИРА).

    Проблемы экономики Китая

    ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ КИТАЯ
    ПРИ ЭТОМ В КИТАЕ ОСТАЁТСЯ НЕМАЛО ПРОБЛЕМ. В
    СЕЛЬСКИХ РАЙОНАХ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
    НАСЕЛЕНИЯ НАМНОГО НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ.
    ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ ТАКЖЕ
    ЯВЛЯЕТСЯ НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ РАЗНЫХ
    РЕГИОНОВ. БУРНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
    НАНОСИТ УЩЕРБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ.


    ПОМИМО ЭКОНОМИКИ, КИТАЙ ЗАНЯЛ ТВЁРДОЕ МЕСТО В МЕЖДУНАРОДНОЙ
    ПОЛИТИКЕ. УШЛИ В ПРОШЛОЕ ЕГО АГРЕССИВНЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ С СОСЕДЯМИ.
    ПО-ПРЕЖНЕМУ НЕ ПРИЗНАВАЯ ТАЙВАНЬ, ВЛАСТИ КНР УЖЕ НЕ НАСТАИВАЮТ НА
    ВОЕННОМ РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗДЕЛЁННОЙ СТРАНЫ. В 1997 Г. КИТАЙЦЫ
    СУМЕЛИ ВЕРНУТЬ СЕБЕ СЯНГАН (ГОНКОНГ), НАХОДИВШИЙСЯ РАНЬШЕ ПОД
    УПРАВЛЕНИЕМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ. А В 2003 Г. КИТАЙСКИЙ ФЛАГ ВЗВИЛСЯ НАД
    АОМЫНЕМ (МАКАО) - БЫВШИМ КОЛОНИАЛЬНЫМ ВЛАДЕНИЕМ ПОРТУГАЛИИ. БЫЛИ
    УРЕГУЛИРОВАНЫ ПОГРАНИЧНЫЕ СПОРЫ С РОССИЕЙ И ИНДИЕЙ. В 2005 Г. СТРАНА
    ВСТУПИЛА ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ, А ЛЕТОМ 2008 Г.
    БЛЕСТЯЩЕ ПРОВЕЛА ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ, В КОТОРЫХ КИТАЙЦЫ ЗАНЯЛИ ПЕРВОЕ
    ОБЩЕКОМАНДНОЕ МЕСТО.
    ВПОЛНЕ ЗАКОНОМЕРНЫ СПОРТИВНЫЕ УСПЕХИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ. ОБИЛИЕ
    СТАДИОНОВ, ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ СПОРТИВНОЙ НАУКИ И ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО
    МАСТЕРСТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ
    ЗАВЕДЕНИЯХ, ЧЁТКАЯ СИСТЕМА ОТБОРА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ, ДОБРОСОВЕСТНОЕ
    ОТНОШЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ К ТРЕНИРОВКАМ И СВОИМ НАСТАВНИКАМ - ВОТ В
    ЧЁМ СЕКРЕТ СТРЕМИТЕЛЬНОГО ВЗЛЁТА СПОРТА В КИТАЕ.

    Внешняя политика Китая в начале 21 века

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
    МЕЖДУ КИТАЕМ И ИНДИЕЙ ИМЕЮТСЯ НЕРАЗРЕШЁННЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ. ОДНАКО
    НЕСМОТРЯ НА ЭТО ОТНОШЕНИЯ В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ НЕСКОЛЬКО СМЯГЧАЮТСЯ.
    В АПРЕЛЕ 2005 ГОДА В ХОДЕ ВИЗИТА В ИНДИЮ ПРЕМЬЕРА ГОССОВЕТА КНР ВЭНЬ ЦЗЯБАО ПО ИТОГАМ
    ЕГО ПЕРЕГОВОРОВ С ИНДИЙСКИМ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРОМ МАНМОХАНОМ СИНГХОМ СТОРОНЫ
    ОБЪЯВИЛИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ МЕЖДУ СТРАНАМИ «СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЁРСТВА».
    КИТАЙ ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТОТ ТЕРМИН ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОТНОШЕНИЙ СО СВОИМИ ВАЖНЕЙШИМИ
    ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИМИ ПАРТНЁРАМИ - НАПРИМЕР, С РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ.
    КИТАЙ И ИНДИЯ НАМЕРЕНЫ ДОВЕСТИ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ С 13,5 МЛРД ДОЛЛ. В 2004 ГОДУ ДО
    20 МЛРД В 2008 И 30 МЛРД ДОЛЛ. В 2010 ГОДУ. САМОЙ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ОБЛАСТЬЮ
    СОТРУДНИЧЕСТВА СТОРОНЫ СЧИТАЮТ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.
    ПРОБЛЕМЫ В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ ТАКЖЕ КАСАЮТСЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ВОЕННОТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ С ПАКИСТАНОМ И АКТИВНОСТИ НА ИНДИЙСКОЙ
    ТЕРРИТОРИИ ТИБЕТСКИХ ЭМИГРАНТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫСТУПАЮЩИХ ЗА ОТДЕЛЕНИЕ ТИБЕТА ОТ
    КНР. ИНДИЯ ПРЕДОСТАВИЛА ТИБЕТСКОМУ ДУХОВНОМУ ЛИДЕРУ - ДАЛАЙ-ЛАМЕ УБЕЖИЩЕ ПОСЛЕ
    ПОРАЖЕНИЯ АНТИКИТАЙСКОГО НАРОДНОГО ВОССТАНИЯ В ТИБЕТЕ В 1959 ГОДУ.
    В 2012 ГОДУ В МУМБАИ ПРИБЫЛ МИНИСТР ОБОРОНЫ КНР ЛЯН ГУАНЛЕ. ОН ОБСУДИТ С ИНДИЙЦАМИ
    ПРОБЛЕМУ БЕЗОПАСНОСТИ В ЮЖНОЙ АЗИИ В СВЕТЕ ПРЕДСТОЯЩЕГО УХОДА НАТО ИЗ АФГАНИСТАНА.
    КИТАЙСКИЕ АГЕНТСТВА ПРЕДПОЛАГАЮТ, БУДЕТ ДОСТИГНУТА ДОГОВОРЕННОСТЬ О ПРОВЕДЕНИИ
    СОВМЕСТНЫХ ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ. ЦЕЛЬЮ УЧЕНИЙ, ПО ОДНОЙ ИЗ ВЕРСИЙ, БУДЕТ БОРЬБА С УГРОЗОЙ
    ПРОНИКНОВЕНИЯ ТЕРРОРИСТОВ ИЗ ПАКИСТАНА И БАНГЛАДЕШ.

    Внешняя политика Китая в начале 21 века

    ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА
    МЕЖДУ КНР И ЯПОНИЕЙ СУЩЕСТВУЮТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СПОРЫ В ОТНОШЕНИИ НЕОБИТАЕМОГО
    АРХИПЕЛАГА СЭНКАКУ (ДЯОЮЙДАО) В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ.
    16 СЕНТЯБРЯ 2012 ГОДА ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ И ЯПОНИИ ОБОСТРИЛИСЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК В КИТАЕ
    НАЧАЛИСЬ МАССОВЫЕ АКЦИИ ПРОТЕСТА ПРОТИВ «НАЦИОНАЛИЗАЦИИ» ЯПОНИЕЙ ОСТРОВОВ,
    КОТОРЫЕ КНР СЧИТАЕТ СВОЕЙ ТЕРРИТОРИЕЙ. АНТИЯПОНСКИМИ ДЕМОНСТРАЦИЯМИ С УЧАСТИЕМ
    НЕСКОЛЬКИХ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ОХВАЧЕНЫ ШАНХАЙ, ГУАНЧЖОУ, ЦИНДАО И ЧЭНДУ.
    ПОЗЖЕ ТЫСЯЧА КИТАЙСКИХ РЫБОЛОВЕЦКИХ СУДОВ НАПРАВИЛИСЬ К НАХОДЯЩИМСЯ ПОД
    КОНТРОЛЕМ ЯПОНИИ ОСТРОВАМ СЕНКАКУ. В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ
    КНР ОБЪЯВИЛО, ЧТО КИТАЙСКОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОТОВО ПОДАТЬ ЧАСТЬ ДОКУМЕНТОВ
    ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕШНЕЙ ГРАНИЦЫ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА ЗА ПРЕДЕЛАМИ 200-МИЛЬНОЙ
    МОРСКОЙ ЗОНЫ В ВОСТОЧНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ КОМИССИИ ООН ПО ГРАНИЦАМ
    КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА, СОЗДАННОЙ НА ОСНОВЕ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ.
    ОФИЦИАЛЬНЫЕ СМИ И БЛИЗКИЕ К ВЛАСТЯМ ПОЛИТОЛОГИ РЕГУЛЯРНО ТРЕБУЮТ ПЕРЕСМОТРА
    СТАТУСА ВСЕЙ ОКИНАВЫ, ДО СВОЕГО ВХОЖДЕНИЯ В СОСТАВ ЯПОНИИ ПОДДЕРЖИВАВШЕЙ
    ТЕСНЫЕ СВЯЗИ С КИТАЕМ.
    «КИТАЙ НЕ ДОЛЖЕН БОЯТЬСЯ ВСТУПИТЬ В ПРОТИВОСТОЯНИЕ С ЯПОНИЕЙ ДЛЯ ПОДРЫВА ЕЁ
    ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ», - ГОВОРИТ ГАЗЕТА THE GLOBAL TIMES, СНИСКАВШАЯ
    РЕПУТАЦИЮ РУПОРА КИТАЙСКИХ «ЯСТРЕБОВ». НА ЭТУ ЖЕ ТЕМУ НЕОДНОКРАТНО ВЫСКАЗЫВАЛСЯ
    ГЕНЕРАЛ-МАЙОР ЦЗИНЬ ИНАНЬ, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ МОЗГОВЫХ ЦЕНТРОВ
    МИНОБОРОНЫ КНР - ИНСТИТУТ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

    Социальные проблемы

    СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
    В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА, НЕСМОТРЯ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ, КИТАЙ СТОЛКНУЛСЯ С РЯДОМ СЕРЬЁЗНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ,
    ЭКОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ: УВЕЛИЧИЛСЯ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ; ВЫРОСЛА РАЗНИЦА В
    РАЗВИТИИ СЕЛА И ГОРОДА, ЗАПАДНЫХ И ВОСТОЧНЫХ, ОСОБЕННО ПРИБРЕЖНЫХ, РАЙОНОВ; УВЕЛИЧИЛАСЬ БЕЗРАБОТИЦА, В
    НЕКОТОРЫХ РАЙОНАХ ОКАЗАЛАСЬ ОТРАВЛЕНА ЗЕМЛЯ, ПОЧВА И ГИДРОСФЕРА. В КИТАЕ НАРАСТАЮТ УЛИЧНЫЕ ПРОТЕСТЫ.
    СОГЛАСНО СОЦОПРОСУ (ОКТ. 2013) ПОЧТИ ТРИ ЧЕТВЁРТЫХ КИТАЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ СЧИТАЮТ, ЧТО В БЛИЖАЙШЕЕ
    ДЕСЯТИЛЕТИЕ РАЗРЫВ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И БЕДНЫМИ БУДЕТ УВЕЛИЧИВАТЬСЯ, И ЛИШЬ КАЖДЫЙ ДЕСЯТЫЙ ИЗ ОПРОШЕННЫХ - ЧТО
    СИТУАЦИЯ УЛУЧШИТСЯ И БУДЕТ СФОРМИРОВАН СРЕДНИЙ КЛАСС. ВОПРОС СОЦИАЛЬНОГО РАССЛОЕНИЯ МЕЖДУ БОГАТЫМИ И
    БЕДНЫМИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (2013) СТАЛ САМЫМ ВОЛНУЮЩИМ НАСЕЛЕНИЕ КИТАЯ СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСОМ (РАНЕЕ ТАКОВЫМ
    ЯВЛЯЛСЯ ВОПРОС ЦЕН НА ПРОДУКТЫ И ЖИЛЬЁ). В РЕЙТИНГЕ ЖУРНАЛА FORBES ЗА 2015 ГОД КОЛИЧЕСТВО ДОЛЛАРОВЫХ
    МИЛЛИАРДЕРОВ В КИТАЕ СОСТАВЛЯЕТ 213 ЧЕЛОВЕК, ПО КОЛИЧЕСТВУ МИЛЛИАРДЕРОВ КИТАЙ НА ВТОРОМ МЕСТЕ ПОСЛЕ США.
    БЕЗРАБОТИЦА
    ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ ДАННЫМ НА 2010 ГОД УРОВЕНЬ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИТАЯ
    СОСТАВИЛ 4,1 % ТРУДОСПОСОБНОГО НАСЕЛЕНИЯ (9,08 МЛН ЧЕЛОВЕК). ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЧИСЛЕННОСТИ БЕЗРАБОТНЫХ
    ОФИЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА УЧИТЫВАЕТ ТОЛЬКО ГОРОЖАН, СОСТОЯЩИХ НА УЧЁТЕ И ПОЛУЧАЮЩИХ ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ. НЕ
    РАССМАТРИВАЮТСЯ В КНР КАК БЕЗРАБОТНЫЕ СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ (ОКОЛО ПОЛОВИНЫ НАСЕЛЕНИЯ СТРАНЫ), СЯГАН (ПОЛУЧАЮЩИЕ
    ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ СОКРАЩЕННЫЕ РАБОТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ), МУЖЧИНЫ СТАРШЕ 50 ЛЕТ И ЖЕНЩИНЫ
    СТАРШЕ 45 ЛЕТ. В КНР ПО СОСТОЯНИЮ НА 2010 ГОД ПРАВО НА ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ ИМЕЕТ ЛИШЬ ГОРОЖАНИН, КОТОРЫЙ,
    РАБОТАЯ, ПЛАТИЛ СПЕЦИАЛЬНЫЙ СТРАХОВОЙ ВЗНОС, ПРИЧЕМ ПЕРИОД ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ЗАВИСИТ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
    УПЛАТЫ ЭТОГО ВЗНОСА.
    ТЕРРОРИЗМ
    ТЕРРОРИЗМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМ КНР, ОСОБЕННО В ПРОВИНЦИИ СИНЬЦЗЯН (ТОЛЬКО ПО ОФИЦИАЛЬНЫМ
    СООБЩЕНИЯМ В 2013 ГОДУ В РЕГИОНЕ БЫЛО СОВЕРШЕНО ОКОЛО 200 ТЕРАКТОВ).
    НЕРАВЕНСТВО МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙДЛЯ КНР ХАРАКТЕРЕН ПОСТЕПЕННО РАСТУЩИЙ РАЗРЫВ В ДОХОДАХ ГОРОЖАН И
    СЕЛЬЧАН: ДОХОДЫ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРЕВЫШАЛИ ДОХОДЫ СЕЛЬСКИХ ЖИТЕЛЕЙ В 1990 ГОДУ В 2,2 РАЗА, В 1995 ГОДУ В 2,5
    РАЗА, В 2003 ГОДУ В 3,2 РАЗА, А В 2008 ГОДУ В 3,3 РАЗА.

    РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    КИТАЙ И РОССИЯ – ДВЕ СТРАНЫ, ИМЕЮЩИЕ ВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ В МИРЕ,
    НЕСУТ ОСОБУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОДДЕРЖАНИЕ МИРА НА
    ПЛАНЕТЕ И СОДЕЙСТВИЕ СОВМЕСТНОМУ РАЗВИТИЮ.
    - ОФПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИД КНР, 2005

    Российско-китайские отношения

    РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    1991 - ПОСЛЕ РАСПАДА СССР НАЧИНАЕТСЯ НОВАЯ ЭРА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ, ПОДДЕРЖИВАЮТСЯ
    ОФИЦИАЛЬНО ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ. НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА 1991-1996 ГГ., КОГДА ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ДВУМЯ ГОСУДАРСТВАМИ
    ПЕРЕШЛИ ОТ ПРОСТОЙ НОРМАЛИЗАЦИИ К ДОБРОСОСЕДСКОМУ ПАРТНЕРСТВУ, А В 1996 Г – К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ. 16 ИЮЛЯ 2001 Г. ПО ИНИЦИАТИВЕ ЦЗЯН ЦЗЭМИНЯ - ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КНР, БЫЛ ПОДПИСАН ДОГОВОР О
    ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ :
    2001 - ЗАКЛЮЧЕНИЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО ДОГОВОРА О ДОБРОСОСЕДСТВЕ, ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ, СОЗДАНИЕ
    ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА.
    2005 - РАТИФИЦИРОВАН ДОГОВОР ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ СПОРНЫХ ПОГРАНИЧНЫХ ВОПРОСОВ МЕЖДУ ДВУМЯ СТРАНАМИ. В
    РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО КИТАЙ ПОЛУЧИЛ РЯД СПОРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 337 КВАДРАТНЫХ КИЛОМЕТРОВ
    . ПРОВОДЯТСЯ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ. НА САММИТЕ ШОС ПРИНЯТА ДЕКЛАРАЦИЯ С ПРИЗЫВОМ К США
    ОПРЕДЕЛИТЬ СРОКИ ВЫВОДА АМЕРИКАНСКИХ ВОЕННЫХ БАЗ ИЗ БЫВШИХ СОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИК В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
    КАК ОТМЕЧАЕТ К. П. Н. ЕЛЕНА ПОДОЛЬКО: РОССИЯ И КИТАЙ ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ ПРОВЕЛИ В 2006
    Г. ГОД РОССИИ В КИТАЕ И В 2007 Г. – ГОД КИТАЯ В РОССИИ, А В 2005 И В 2007 ГГ. – БЕСПРЕЦЕДЕНТНО МАСШТАБНЫЕ ВОЕННЫЕ
    АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ПООЧЕРЕДНО В КИТАЕ И РОССИИ С УЧАСТИЕМ СТРАН – ЧЛЕНОВ ШОС.
    2007 - АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ШОС.
    2006 - ГОД РОССИИ В КИТАЕ.
    2007 - ГОД КИТАЯ В РОССИИ.
    2009 - ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕГИОНАМИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ РФ И СЕВЕРО-ВОСТОКА
    КНР ДО 2018 ГГ
    2009 - ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ.
    2010 - ГОД КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА В РОССИИ, ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ОТВЕТВЛЕНИЯ НА КИТАЙ
    НЕФТЕПРОВОДА ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ - ТИХИЙ ОКЕАН.
    2012 - ГОД РОССИЙСКОГО ТУРИЗМА В КИТАЕ. (ПО СТАТИСТИКЕ РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ, КОЛИЧЕСТВО КИТАЙСКИХ ТУРИСТОВ,
    ПОБЫВАВШИХ В РОССИИ В 2012 ГОДУ, УВЕЛИЧИЛОСЬ НА 47 % ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМ ГОДОМ.)
    2013 - ГОД КИТАЙСКОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.

    Российско-китайские отношения

    РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    В 2005 ГОДУ СОСТОЯЛАСЬ РАТИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ РФ И
    ВСЕКИТАЙСКИМ СОБРАНИЕМ НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И КНР О
    РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ В ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ. ЭТОТ ПРОЦЕСС ЗАВЕРШИЛ
    УРЕГУЛИРОВАНИЕ ПОГРАНИЧНЫХ ПРОБЛЕМ В ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И КНР - МНОГОЛЕТНИЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ
    ПРОЦЕСС, КОТОРЫЙ БЫЛ НАЧАТ ЕЩЁ СССР И КНР В 1964 И КОТОРЫЙ, ПОМИМО ПЕРЕГОВОРОВ ДИПЛОМАТОВ,
    СОПРОВОЖДАЛСЯ ЕЩЁ И КРОВОПРОЛИТИЕМ С ОБЕИХ СТОРОН.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ЛИНИЮ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРАНИЦЫ В РАЙОНЕ ОСТРОВА БОЛЬШОЙ В
    ВЕРХОВЬЯХ РЕКИ АРГУНЬ (ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ) И ТЕРРИТОРИИ ОСТРОВОВ ТАРАБАРОВ И БОЛЬШОЙ УССУРИЙСКИЙ
    НА АМУРЕ. ЭТИ ДВА УЧАСТКА СОСТАВЛЯЮТ МЕНЕЕ 2 % ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЁННОСТИ ГРАНИЦЫ В 4,3 ТЫС. КМ.
    СОГЛАШЕНИЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ РАВНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАЙОНОВ ОБЩЕЙ ПЛОЩАДЬЮ 380 КВ. КМ., НЕ
    СОГЛАСОВАННЫХ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПРЕДЫДУЩЕГО СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ СССР И КНР О СОВЕТСКО-КИТАЙСКОЙ
    ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ НА ЕЁ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ ОТ 16 МАЯ 1991. ГРАНИЦА БУДЕТ ЗАФИКСИРОВАНА ПО
    ФАРВАТЕРУ СУДОХОДНЫХ РЕК, А ДЛЯ НЕСУДОХОДНЫХ - ПО СЕРЕДИНЕ РЕКИ. ДОКУМЕНТ БЫЛ ПОДПИСАН ГЛАВАМИ
    ГОСУДАРСТВ 14 ОКТЯБРЯ 2004.
    ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ СОГЛАШЕНИЙ С РОССИЙСКОЙ СТОРОНЫ БЫЛА ВОСПРИНЯТА В ШТЫКИ РОССИЙСКИМИ
    ПАТРИОТИЧЕСКИ-ГОСУДАРСТВЕННИЧЕСКИМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ КРУГАМИ, РАССМАТРИВАЮЩИМИ ИХ КАК УСТУПКУ
    КИТАЮ ИСКОННО РУССКИХ ТЕРРИТОРИЙ. ПО МНЕНИЮ МИД РОССИИ, ПОДПИСАНИЕ И РАТИФИКАЦИЯ ЭТОГО
    СОГЛАШЕНИЯ НЕ ОЗНАЧАЕТ НИ УСТУПОК, НИ ПЕРЕДАЧИ «РОССИЙСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КИТАЮ, И РЕЧЬ НЕ ИДЁТ О КАКИХТО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЗАВОЕВАНИЯХ ЭТОЙ СТРАНОЙ НАШЕЙ ТЕРРИТОРИИ».
    В АВГУСТЕ 2005 ГОДА ПРОШЛИ ПЕРВЫЕ СОВМЕСТНЫЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧЕНИЯ.
    В АВГУСТЕ 2012 ГОДА В ПРОЦЕССЕ ДЕМАРКАЦИИ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КНР ВОЗНИКЛИ РАЗНОГЛАСИЯ ПО ЛИНИИ
    ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ НА ЗАПАДНОМ УЧАСТКЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЫ. КИТАЙ
    ТРЕБУЕТ СМЕЩЕНИЯ ЛИНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ ВГЛУБЬ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ. ПЛОЩАДЬ
    ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРЕТЕНЗИЙ КНР К РОССИИ ДОСТИГАЕТ 17 ГЕКТАР.

    «Китайская угроза»

    «КИТАЙСКАЯ УГРОЗА»
    ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ВОЗРАСТАНИЯ РОЛИ КИТАЯ БЫЛИ СОЗДАНЫ РЕФОРМАМИ ДЭНА СЯОПИНА В
    КОНЦЕ 1970-Х - НАЧАЛЕ 1980-Х ГОДОВ, КОТОРЫЕ РАЗРЕШИЛИ ЧАСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
    И ОТКРЫЛИ ГРАНИЦЫ СТРАНЫ, ПРИ ЭТОМ ПРОВОДЯ СТРОГО ПРОТЕКЦИОНИСТСКУЮ
    ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ. В СВЯЗИ С ЭТИМИ НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИЦИСТЫ И АНАЛИТИКИ
    УЖЕ В 1990-Х ГОДАХ СТАЛИ ГОВОРИТЬ О «КИТАЙСКОЙ УГРОЗЕ» В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ.
    В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ СИНДРОМ «ЖЕЛТОЙ ОПАСНОСТИ» АКТУАЛИЗИРУЕТСЯ В РОССИИ. ПРИ ЭТОМ
    САМ ТЕРМИН ПРАКТИЧЕСКИ ВЫХОДИТ ИЗ РЕАЛЬНОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ, ЧАЩЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
    ТЕРМИН «КИТАЙСКАЯ ЭКСПАНСИЯ». ЕСЛИ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ КИТАЙЦЫ РАССМАТРИВАЛИСЬ
    КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ «ЖЕЛТОЙ РАСЫ», В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ РАСПРОСТРАНЕНО ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
    ОБ ЭКСПАНСИИ, КОТОРУЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ И МОБИЛИЗУЕТ КНР. ВСТРЕЧАЮТСЯ
    НЕПОДТВЕРЖДЁННЫЕ СЕРЬЁЗНЫМИ ПОДСЧЕТАМИ И ДАННЫМИ ПОГРАНИЧНЫХ СЛУЖБ ОЦЕНКИ
    ЧИСЛЕННОСТИ КИТАЙЦЕВ В РОССИИ ОТ СОТЕН ТЫСЯЧ ДО 5-6 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК В СВЯЗИ С
    ЯКОБЫ МАССОВОЙ НЕЛЕГАЛЬНОЙ ИХ МИГРАЦИЕЙ В РФ. ТАКЖЕ С НАЧАЛА 90-Х ГОДОВ
    ФОРМИРУЕТСЯ МИФ О МЕСТАХ КОМПАКТНОГО РАССЕЛЕНИЯ КИТАЙЦЕВ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ.
    СУЩЕСТВУЕТ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Н. МИХАЛКОВ ОТКАЗАЛСЯ ВОПЛОТИТЬ ЕЁ В
    ПРЕДЛОЖЕННОМ ЕМУ ПЛАНЕ СЦЕНАРИЯ ФИЛЬМА, НО ПОДРОБНО РАССКАЗАЛ О НЕМ В
    ТЕЛЕПЕРЕДАЧЕ: ВМЕСТО ПОСТЕПЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ
    МАЛОЗАСЕЛЁННОГО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА, ИМЕЮТСЯ УСЛОВИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ АРМИИ КНР
    БЫСТРО ЗАХВАТИТЬ СОПРЕДЕЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ. ДАННАЯ ИМ НИЗКАЯ ОЦЕНКА СПОСОБНОСТИ
    РОССИЙСКОЙ АРМИИ ЗАЩИТИТЬ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ ЭКСПЕРТА.

    Цели: Рассмотреть социально-экономическое, политическое развитие Восточной и Южной Азии во второй половине XX века. Китай

    Социально-экономическое развитие Китая в конце XX веке.

    Беспрецедентные успехи в социально-экономическом развитии Китая в конце XX века стали важным событием на мировой арене. За два десятилетия социально-экономических реформ КНР превратилась в динамично развивающуюся мировую державу. В последние десятилетия мир стал свидетелем «китайского чуда»: в КНР достигнуты значительные успехи в реформировании централизованной системы, на протяжении всего периода преобразований сохраняются высокие темпы роста экономики (в среднем 10 процентов в год), четко прослеживается тенденция к усилению экономической мощи страны. Превращение Китая из страны с замкнутой на саму себя плановой экономикой в торговую державу, в значительной степени ориентированную на рынок, сказалось на всей глобальной экономике.

    Большую роль в проведении реформы сыграли китайские руководители, в первую очередь, Дэн Сяопин. Под его руководством Китайская Народная Республика стала одной из мировых экономических стран-лидеров. При подготовке реформы Дэн Сяопин отмечал: «Почему, говоря о рынке, тут же говорят о капитализме, и только планирование - это социализм? Планирование и рынок - это способы. Если данный способ полезен для развития производительных сил, значит, его можно использовать». Со второй половины 1988 года китайские ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистической товарной экономики». В «социалистической рыночной экономике» государство должно управлять экономикой посредством макроэкономических инструментов, а не административными методами и способствовать созданию единого национального рынка в Китае. Новой целью планирования является контроль совокупного спроса и предложения, корректировка географического распределения различных отраслей промышленности, управление финансовыми и материальными ресурсами.

    Китайский опыт экономических реформ, в отличие от реформ в Восточной Европе и в России, отличается постепенностью рыночных преобразований. Так, Китай постепенно открывал новые зоны для доступа иностранных инвестиций в страну, была проведена частичная либерализация цен, дабы избежать инфляции и народных волнений. Инфляция в КНР оставалась сравнительно низкой за весь период реформ. Это способствовало стабильности и гарантировало поддержку экономических реформ населением. В последние годы экономика Китая стремительно развивается. После того как была проведена либерализация внутреннего рынка для иностранных инвестиций и предоставлена свобода развитию частного сектора, в стране появились компании, обороты которых достигали миллиарды долларов. В производстве электроники, товаров народного потребления эта страна уже стала мировым лидером. Положительные перемены произошли в китайском автомобилестроении, легкой промышленности и других отраслях. Ассоциация Китайских автопроизводителей заявила, что Китай вышел на второе место по продажам автомобилей в мире.

    Социально-экономические основы и факторы развития сотрудничества Китая и России в начале XXI века.

    В конце ХХ--начале XXI века Китай стал мощной экономической державой, обладающей мощным потенциалом развития. В последние годы КНР сумела эффективно использовать представившиеся ему возможности и значительно продвинуться вперёд в социально-экономическом, культурном и научно-техническом развитии. Развитие экономики характеризовалось устойчивым ростом, составившим около 10% в год (2004).

    В решении этой задачи Китай, опираясь прежде всего на свои собственные внутренние силы, ищет партнеров для сотрудничества на взаимовыгодной основе. Социально-экономическое взаимодействие с России и Китая является одним из необходимых условий успешной реализации китайского проекта с одной стороны и возрождения России, как великого могучего и процветающего государства, с другой. Во взаимоотношениях Китая и России целесообразно руководствоваться принципом - «тройной пользы», а именно: развитие производительных сил общества, рост совокупной мощи государства, повышение жизненного уровня населения.

    Стратегическое партнерство России и Китая отвечает жизненно важным интересам народов как Китая, так и России.

    Народонаселение и развитие Китая в 21 веке.

    Начиная с 70-ых годов 20 века, в особенности со времени проведения политики реформ и открытости, Китай разработал демографическую политику контроля над ростом населения и повышения качественных характеристик населения, стал всесторонне осуществлять плановое деторождение, как фундаментальную политику государства. Государство поощряет поздний брак и позднее рождение ребенка, призывает к рождению одного ребенка в семье, согласно законодательным установкам допускает рождение второго ребенка. В отношении национальных меньшинств также проводится политика планового деторождения. В провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения действуют соответствующие политические установки, разработанные с учетом местных реалий.

    Китайское правительство уделяет большое внимание проблемам народонаселения и развития и включило их в повестку дня своей работы, как важную составную часть разработки генерального плана социального и народнохозяйственного развития страны.


    Самое обсуждаемое
    Срок предоставления отчетности 6 ндфл Срок предоставления отчетности 6 ндфл
    Налогоплательщики и плательщики сборов Налогоплательщики и плательщики сборов
    Как списать долги по кредитам законно — существующие способы Как списать долги по кредитам законно — существующие способы


    top