Стабилизационный фонд. Почему резко ускорилось опустошение российских резервов. Правила инвестирования средств Фонда

Стабилизационный фонд. Почему резко ускорилось опустошение российских резервов. Правила инвестирования средств Фонда

Наше настоящее и будущее -
УКРАДЕНО! САМАЯ БОЛЬШАЯ АФЕРА В ИСТОРИИ РОССИИ:
Сегодня Государственная Дума приняла без обсуждения в первом чтении решение, которым у граждан России украден хранящийся в банках США стабилизационный фонд России (собранный на средства с продажи природных богатств России; теперь им будет распоряжаться не государство, а частное ОАО "Рога и копыта") - 5,6 трлн. рублей, что равняется примерно 1/3 доходной части бюджета Российской Федерации.

Такого в нашей истории не было никогда.
И наша оппозиция словно воды в рот набравши.

Законопроект на сайте ГосДумы http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenA

От РП: Мы всё думали, каким образом исчезнет т.н. "Стабфонд" - одна из последних заначек кремлёвского воровского общака. "Общество с ограниченной ответственностью" для "управления" триллионами - это пять с тремя плюсами. Насчёт "втянуть правительтво" в мегаавантюру по неприкрытому воровству резервов - это просто 5, примерно как втянуть портовую проститутку в операцию по соблазнению клиента. Типа "а президент-то и не знает". Бояре плохие, ага .

Министерство финансов готово втянуть правительство в авантюру века. План такой: передать все накопления страны под управление некоего загадочного ОАО (открытого акционерного общества). Государство добровольно вручит ему средства, отложенные страной на чёрный день за восемь лет нефтяного процветания. А именно - Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. И это не всё. Заодно передадут управление всеми государственными займами и поручат рулить временно свободными деньгами федерального бюджета. В общей сложности под контролем таинственной финансовой организации окажется не менее 8,5 трлн. рублей!

Доход от долга

Идея "на восемь триллионов" звучит почти невероятно. Как если бы Минобороны решило поручить управление вооружёнными силами блоку НАТО. Или Минпромторг - призвал перевести все российские предприятия в КНР. Но это - правда. Тревожный звонок для государственных накоплений раздался вроде бы внезапно. В середине декабря по лентам информагентств проскочила - никем не замеченная - такая новость. Президент Дм. Медведев поручил правительству до 1 марта 2012 г. решить "вопрос о создании единой структуры для управления госдолгом, Резервным фондом и Фондом национального благосостояния". Мелькнуло и название новой организации - ОАО "Российское финансовое агентство" (РФА).

Тут есть о чём задуматься. В фондах денег пока хватает. По данным Минфина, на 1 декабря 2011 г. в Резервном фонде лежал 801 млрд. рублей. Фонд национального благосостояния аккумулировал гораздо больше - 2,764 трлн. рублей. Итого: 3,565 триллиона! Государственные займы - ещё 5 трлн. рублей. "Работу с долгами ведём постоянно. Какие-то облигации скупаем, какие-то выпускаем, практически в ежедневном режиме", - рассказывает сотрудник Минфина. Взявшись за ту же задачу, посредник будет работать не бесплатно, типичная ставка - 1%. Так что, госдолг таких размеров - очень лакомый куш.

По задумке, в отличие от ЦБ и Минфина, РФА получит право управлять государственными финансами в рискованном режиме. Примерно так же, как банки управляют деньгами вкладчиков, финансовые фонды - средствами инвесторов. То есть крутят как могут, вкладывая в акции, облигации, валюту - всё что придётся. В надежде заработать прибыль и себе, и клиенту. Порой успешно, порой не очень.

Если бы речь шла о риске одного отдельного вкладчика. Но на кону - вся копилка Российской Федерации. До поры до времени за ней следили как за зеницей ока. С 2004 г. средствами Стабфонда, а затем созданных из него в 2008 г. двух новых фондов (резервного и благосостояния) управлял Минфин. Деньги - хранятся на счетах Центробанка. Система задумана так, чтобы контроль над государственной кубышкой был максимально надёжным. Фонды - нельзя тратить на что попало. Резервный фонд - создан исключительно на случай тяжёлых бюджетных времён, именно он спас экономику осенью - зимой 2008 года. Правда, какой ценой! На пике, в марте 2009 г. в нём было 4,869 трлн. рублей. Сейчас - в шесть раз меньше. Фонд благосостояния - пенсионная копилка будущих поколений. В кризис её почти не потрепало.

Контроль работал восемь лет подряд. За это время нашлось несчётное число желающих растащить накопления. Разумеется - под видом благих начинаний. Время от времени, разговоры на эти темы заводили даже некоторые члены правительства, включая вице-премьеров. Возьми они верх, российскую кубышку постигла бы судьба аналогичных фондов Венесуэлы, Нигерии и Омана. Правительства этих стран, едва начав откладывать часть сырьевых сверхдоходов в аналогичные фонды, не удержались и мгновенно спустили сбережения.

Чёрный август Кудрина

Теперь и в РФ - непорядок. С таким трудом сбережённые триллионы рублей собираются передать в управление структуре, про которую неизвестно почти ничего. Кто за этим стоит? Самое поразительное - Минфин. Эксперты объясняют: идея перевести стрелки управления стабфондами витает в кабинетах министерства с 2008 года. Именно тогда А. Кудрин впервые завёл речь на тему: "нужно повышать эффективность управления государственными активами". Проще говоря: мол, гигантские средства стабфондов из-за многочисленных законодательных ограничений лежат плашмя, а могли бы приносить гораздо больший доход.

Министр предложил замечательный выход - в духе времени. Именно он подбросил правительству идею создать госкорпорацию "Российское финансовое агентство" (РФА). Г-н Кудрин скупился на комментарии, когда его спрашивали: как гарантировать контроль над огромными финансами и кого конкретно отрядят рулить деньгами. Но однажды упомянул: штат корпорации "будет небольшой - несколько десятков человек". Заодно обронил - в него перейдут бывшие сотрудники Минфина, Минэконома и Центробанка.

По счастью, Минфин действовал на редкость нерасторопно. Пока ведомство готовило закон о создании РФА, пока согласовывало его с другими заинтересованными госорганизациями, грянуло 7 августа 2009 года. В этот день президент Дм. Медведев обрушился на госкорпорации и поручил прокуратуре провести комплексную проверку деятельности этих экономически мутных организаций. Его терпение лопнуло: государство выделило семи госкорпорациям 640 млрд. руб. из бюджета, также передало им собственность на 2 трлн. рублей. Отдачи - никакой. Скандал бушевал вовсю. Но тогдашнего главу Минфина это не испугало. Спустя буквально несколько дней г-н Кудрин сунулся к президенту со своим проектом создания новой, восьмой по счёту госкорпорации. Надо полагать, в Кремле его ждал тёплый приём.

На беду министра финансов тогда же разразились два крупных скандала вокруг денег госфондов. В апреле 2010 г. в печать просочилось поразительное постановление правительства. По сути, оно засекретило точную информацию о величине Резервного фонда и Фонда благосостояния. Разумеется, также скрыли любые данные о том, в каких именно активах (акциях, облигациях, валюте и т.д.) размещены накопления. Многие заподозрили неладное. К счастью, опасения не оправдались, Минфин продолжил публикацию отчётов, хотя информацию даёт куцую.

Второй скандал вышел ещё хлеще. Аналитики изучили текст постановления правительства "О порядке инвестирования средств фондов". На первом месте там ценные бумаги правительств 14 государств. Список выглядел так: "долговые обязательства Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга" и т.д. По-русски - никакой системы в перечислении стран нет. Но по-английски - они приведены точно по алфавиту. Кое-кому это дало повод заявить: мол, текст постановления - прямой перевод указаний из-за рубежа.

Минфин в минусе

После такой череды ударов г-н Кудрин быстро открестился от идеи создания госкорпорации, разговоры об РФА заглохли. Только, как выяснилось, не навсегда. Теперь, с приходом нового министра финансов, идея создать эту структуру воскресла из законодательного пепла. Но - уже в виде ОАО.

Высокопоставленные чиновники Минфина вновь затянули старую песню про "повышение эффективности управления госфинансами". "Сложно управлять средствами фондов через Центробанк. Например, закон не разрешает ЦБ работать с акциями и корпоративными облигациями. У Минфина - недостаточно опыта и ресурсов для работы на рынке", - объясняет ведомственную позицию сотрудник министерства.

Напрашивается вывод. Неужели с момента создания Стабилизационного фонда государственной копилкой управляли неэффективно? То есть - Минфин терял огромные деньги? Ничего подобного. Например, средняя доходность знаменитого на весь мир норвежского нефтяного стабфонда (величиной 220 млрд. долл.) - 4,5% годовых. Этот фонд считается эталоном идеального управления госкубышкой. Государственный стабилизационный нефтяной фонд Аляски (есть и такой) зарабатывает 5,8% в год. Между тем российские фонды, в зависимости от года, приносили доход 6-8% годовых. В 2007 г. доход достиг рекордных 10,9% годовых (в долларах США).

Второй момент: ни в одной стране мира правительству ещё не приходило в голову передать управление и накоплениями и госдолгом - не Министерству финансов, а сторонней структуре. Потому что во всех странах - это работа именно Минфина. Правда, были робкие эксперименты в некоторых нефтяных арабских державах. Большинству это не принесло ничего, кроме убытков.

Третье: по закону, Минфин и Центробанк имеют право вкладывать национальные накопления только в самые надёжные из надёжных активов. Новая структура-посредник получит возможность рисковать намного сильнее. По плану Минфина, до половины денег госфондов она сможет вложить в акции, треть - в иностранные облигации. Хотя в кризис от них лучше держаться подальше. Вдобавок услуги финансовой прослойки не бесплатны, они обойдутся бюджету примерно в 1%. Не прибыли - всех средств, переданных в управление.

Итог: риски лишиться части накоплений растут, выгода эфемерна. Зато, судя по всему, три ключевые экономические организации - Минфин, ЦБ и Минэконом - прекрасно договорились и готовят себе то ли запасной аэродром, то ли банальную синекуру. Если дело выгорит, пара десятков очередных "эффективных менеджеров" будут управлять уже не миллиардами, а триллионами. Никто не знает, насколько им хватит оставшегося в стабфондах финансового топлива. Но что сгорит оно достаточно быстро - сомнений нет

Представляю Вам стенограмму моего сегодняшнего выступления при обсуждении в Госдуме законопроекта о создании Специализированной финансовой организации, а, по сути, о переводе средств Резервного фонда и ФНБ Акционерному обществу.

Уважаемые коллеги!

Подобных законопроектов Государственная дума еще не рассматривала. И мне представляется, что многочасовые обсуждения Pussy Riot, внесение в сегодняшнюю повестку дня антитабачного закона и другие подобные вопросы -
это лишь дымовая завеса для рассмотрения законопроекта о создании Росфинагентства.

Фактически, речь в нем идет о том, чтобы средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, активы госдолга передать в управление коммерческой структуре - Открытому Акционерному Обществу "Росфинагентство". И теперь понятно, почему господин Кудрин и финансовый блок Правительства все это время с такой настойчивостью убеждали нас в том, что нужно недоедать, недолечивать, недофинансировать образование, недостраивать дороги и недоремонтировать жилье, а вклдывать все деньги в Резервный фонд. Потому что они копили все эти средства не для народа, а для себя, прикрывая различными словами: инфляция, стабилизация,стерилизация, хеджирование и тому подобное. Они говорили, что это голландская болезнь, если мы вдруг потратим наши сбережения. На самом деле, болезнь не голландская, а вполне русская. И называется она: умыкнуть казну или взять кассу .

Суть данного законопроекта, фактически: конституционные полномочия - на аутсорсинг. Конституционные полномочия Правительства и Центрального банка. И мы уже проходили это на опыте Минобороны, только там это были 4 миллиарда, а не 4 с лишним триллиона, и вентиляционные схемы можно было хотя бы найти и пощупать. А тут же виртуальные деньги и виртуальные акции идут по цепочке от акционерного общества в другие акционерные общества, потом вкладываются в финансовые агентства, а они передают их еще дальше и, как говорится, ищите ветра в поле...

Но вернемся к Конституции. И Резервный фонд и фонд национального благосостояния - это бюджетные средства. Если это бюджетные средства, которые подлежат расходованию, то по нашей Конституции обеспечивает расходование бюджетных средств и исполнение бюджета Правительство российской Федерации. Никакого аутсорсинга по расходованию бюджетных средств не предусмотрено законом. Если эти средства не используются на расходы бюджета, а идут на сбалансированность федерального бюджета, обеспечение сбалансированности денежного обращения, то это средства резервов Центрального банка, и по 75 статье Конституции аутсорсинг тут
тоже не предусмотрен законом.

Вернемся к экономической составляющей. Нас убеждали в необходимости формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, говорили, что если все эти средства тратить внутри страны, то они неизбежно вызовут инфляцию, что тратить их нужно только в других странах... Но в данном законопроекте предлагается через цепочку акционерных обществ вкладывать их именно внутри страны. Но если мы собираемся вкладывать их внутри страны, тогда их логичнее вернуть в бюджет и направлять на наиболее приоритетные, прямые, прозрачные и социально-важные бюджетные расходы, для контроля над которыми у нас работает Парламент, созданы законы, Федеральная конрактная система, мы принимаем бюджет, мы проводим выборы и выбираем, депутатов, которые и должны контролировать расходование бюджетных средств. И деньги должны идти в бюджет, чтобы мы, избранные депутаты, знали, что они направлены на дороги и инфраструктуру, а не на казино, скупку активов и земельные спекуляции.

Если же это деньги "на черный день", как нам говорили все это время, деньги на покрытие дефицита бюджета - тогда это эмиссия. И резервы нужны для поддержания денежного обращения в составе золотовалютных резервов, и
тогда, опять же, если речь идет о сбалансированности денежного обращения, то тогда это полномочия и функции Центрального банка и все они прописаны в Конституции. И никакого аутсорсинга в специализированной финансовой организации, которая вдруг теперь начнет заниматься денежным обращением, эмиссией и всем прочим, не предусмотрено.

На мой взгляд, совершенно ясно, что этот закон - это момент истины. Маски сорваны. Теперь понятно, что все десять лет, все аргументы и все убеждения по поводу Резервного фонда были многоходовкой, чтобы не потратить эти деньги на расходы бюджета, на функции, которые определены Конституцией, а отдать их непонятно кому и непонятно на что. Но если мы должны принять такой законопроект, пусть даже со всеми уточнениями и улучшениями во втором чтении, то тогда мы должны поменять и нашу Конституцию, в статье 7 которой сказано, что Российская Федерация - социальное государство, осуществляющее политику для достойной жизни граждан. И написать честно, что Российское государство - это то государство, которое осуществляет политику в интересах определенной группы лиц, для укрепления их благосостояния и улучшения их жизни. В противном случае, все, что предлагается сейчас в этом законопроекте, противоречит и Конституции, и всем тем многочисленным заявлениям, которые каким-то образом, пусть даже призрачно, оправдывали все это время существование Резервного фонда и фонда национального благосостояния. Справедливая Россия против данного законопроекта, и никакие уточнения, изменения и улучшения во втором чтении ничего не решат.

Константин Гурдин


Результаты докапитализации банковского сектора в 2015 году оказались хуже, чем ожидалось, сообщила на на совместном заседании комитетов Госдумы по бюджету, по финрынку и по экономической политике председатель Счетной палаты РФ Татьяна Голикова.

"При том, что сумма полученной господдержки на конец 2015 года составила 802,7 миллиарда рублей увеличение совокупного капитала докапитализированных банков составило 190,4 миллиарда рублей или 23,7% полученного объема докапитализации",- цитирует Голикову РИА Новости.

"Уже в первом квартале 2016 года произошло снижение капитала у 19 банков из тех 24, которые были докапитализированы на 1 января 2016 года. А снижение норматива достаточности капитала по итогам первого квартала отмечается у 98 кредитных организаций", - отметила глава Счетной палаты.

Голикова напомнила, что деньги выдавались банкам на кредитование приоритетных отраслей экономки, но какие-либо критерии целевого использования установлены не были.

К сожалению, мы также констатируем, что содержательный контроль отчетности банков вот по этой конкретной части, которую мы контролировали, по целевому предназначению полученных средств господдержки отсутствует. И если по 2015 году мы пока только констатируем эту тенденцию, то по 2016 году нам бы хотелось, чтобы ЦБ обратил на это особое внимание и предпринял в этой части какие-либо меры", - добавила Голикова.

Минфин РФ в декабре 2014 года передал Агентству по страхованию вкладов (АСВ) облигации федерального займа (ОФЗ) на 1 трлн рублей для докапитализации банков. Позже имущественный взнос в АСВ решено было уменьшить на 162 млрд рублей, которые были направлены на поддержку предприятий других отраслей. По данным на 30 декабря 2015 года, в рамках мер по повышению капитализации ОФЗ на общую сумму 802,7 млрд рублей переданы 25 банкам.

Россия с дырявым карманом

Почему уже в 2017 году мы можем остаться без резервов?

http://svpressa.ru/economy/article/149885/

Резервы России тают на глазах. В среду, 1 июня, Минфин сообщил, что за май Резервный фонд сократился в долларах на 14,1% - до $ 38,6 млрд., а Фонд национального благосостояния (ФНБ) на 1,2% - до $ 72,99 млрд.

Впрочем, в рублевом выражении объем Резервного фонда сократился не столь сильно - «всего» на 11,8%, до 2,55 триллиона рублей, а объем ФНБ даже вырос на 1,5% - до 4,82 триллиона рублей. Связано это, понятно, с обесцениванием российской национальной валюты.

Как следует из сообщения, Минфин в мае второй раз оплатил дефицит бюджета из Резервного фонда, потратив, как и в апреле, 390 млрд. рублей. Таким образом, Минфин потратил на покрытие дефицита уже 780 млрд. резервов.

Конкретно в мае было продано из «заначки» страны $ 2,67 млрд., 2,34 млрд евро и 410 млн. британских фунтов. В результате, как предупредил Центробанк, в российском банковском секторе возникает профицит ликвидности.

Грубо говоря, Минфин продает ЦБ средства Резервного фонда, номинированные в валюте, а Банк России вынужден сопровождать эту покупку технической эмиссией. В результате, в последние два месяца объем денежной массы только растет.

Это ведет к тому, что у банков скапливается слишком много свободных денег, которые не находят применения. Спроса на кредиты экономика не предъявляет. Так, по итогам первого квартала 2016 года, банковский сектор показал отрицательные значения по всем основным показателям: на 2,3% сократились банковские активы, почти на 3% - корпоративные кредиты, на 1% - потребительные, на 3% - вклады населения.

1 июня Банк России сообщил, что приток ликвидности в апреле-мае удалось частично абсорбировать, продав облигации федерального займа (ОФЗ) из собственного портфеля номинальной стоимостью 119,9 млрд. рублей. Но полностью проблемы это не решает, и отдувается за «техническую эмиссию» население.

25 апреля Сбербанк резко снизил ставки по вкладам граждан. Больше всего досталось депозитам в евро. При вложении на срок до года они обвалились почти до нуля. Теперь, надо думать за лидером рынка, Сбербанком, последуют и другие банки.

Но главное - подтверждается пессимистичный прогноз министра финансов Антона Силуанова . Еще в январе он предупреждал, что в 2016 году Резервный фонд может быть почти полностью израсходован. А в конце мая «не исключил», что Минфин превысит установленную бюджетом планку - 2,1 трлн. рублей из Резервного фонда в 2016 году, - и потратит на финансирование дефицита бюджета «несколько больше».

К ускоренному расходованию Резервного фонда подстегивают и приближающиеся выборы. Одним из «предвыборных подарков» властей к осени 2016 года может стать вторая индексация пенсий. Да и социальные обязательства 2017 года могут оказаться выше, чем сейчас представляется.

Как быстро мы можем остаться без «заначки», чем грозит стране исчерпание Резервного фонда?

За четыре месяца текущего года бюджетный дефицит достиг 4,7% ВВП, - отмечаетруководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников .

Чтобы к концу года выполнить политическую установку и снизить дефицит до 3% ВВП, потребуется, по оценкам Минфина, около 2,1 трлн. рублей. При этом, даже если все дополнительные источники - приватизация госсобственности, выход среднегодовой цены Urals на отметку $ 40 за баррель (сейчас - около $ 36), сокращение госрасходов за счет отзыва с 1 октября неизрасходованных лимитов, - заработают в полном объеме, дефицит, по расчетам Федерального казначейства, в лучшем случае составит 3,4% ВВП.

При таком состоянии доходной части бюджета траты из Резервного фонда неизбежны. А с учетом, что реально принесут дополнительные источники доходов, естественно предположить, что мы будем тратить Резервный фонд в текущем году весьма интенсивно.

Полюс, по итогам полугодия, видимо, правительство примет решение о вторичной индексации пенсий - накануне выборов в Госдуму этот вопрос приобрел значительную социальную остроту. Плюс, кабмину необходимо решить еще ряд электоральных задач.

Правда, средства на индексацию пенсий, по большому счету, заложены в так называемом президентском резерве, который образовался за счет заморозки накопительной части пенсии за текущий год, и составляет около 340 млрд. рублей. Да, 150 млрд. из этого резерва уже «забронировано» на поддержку Внешэкономбанка (ВЭБа), чтобы он не попал в ситуацию дефолта по своим внешним обязательствам. Но и оставшихся денег на индексацию в принципе должно хватить.

Проблема, однако, в том, что те же самые средства могут понадобиться на совершенно другие, не менее важные, цели. Об этом говорит та же история с ВЭБом: изначально предполагались совсем другие источники его поддержки. Скажем, на сегодня для финансирования антикризисного плана правительства не хватает 160 млрд. рублей. И взять их пока банально неоткуда.

При таком раскладе именно Резервный фонд - единственная реальная страховка для финансирования дефицита.

«СП»: - Насколько хватит Резервного фонда?

Если мы будем тратить фонд такими же темпами, как сейчас, он может закончиться уже к началу 2018 года. Причем, пополнять фонд пока не из чего. Пока все доходы от нефти свыше $ 40 за баррель прямиком пойдут на финансирование бюджетного дефицита и решения текущих проблем. В частности, на финансирование всех социальных обязательств государства в полном объеме.

«СП»: - Что это означает для экономики РФ?

В первую очередь - дополнительную эмиссию. Активы Резервного фонда, размещенные в федеральных гособлигациях иностранных государств с высоким кредитным рейтингом, продаются Центробанком, а он взамен на эти активы обязан выпустить соответствующее количество рублей. По расчетам, объем самой минимальной бюджетной эмиссии только в 2016 году составит примерно 1,8−2 трлн. рублей.

Это довольно серьезное приращение денежной массы, находящейся в обращении. Для сравнения: сейчас в экономике РФ обращается около 36 трлн. рублей. В результате эмиссионной прибавки приращение составит несколько процентов.

Это, в свою очередь, создает серьезный инфляционный риск, который Банку России необходимо учитывать в денежно-кредитной политике. В частности, ЦБ не станет снижать ключевую ставку, иначе инфляция разгонится много выше расчетных 6,5% по концу года.

Помимо того, что подобная ситуация является головной болью для денежных властей, она еще и заставляет откладывать необходимые меры поддержки экономики.

«СП»: - Как можно разрешить эту ситуацию?

Необходимо внести ясность, что дальше будут делать Минфин и ЦБ, опираясь на дискуссию о новых источниках экономического роста и структурных реформах, которая началась 25 мая, на заседании президиума экономического совета при президенте РФ. Думаю, промежуточные итоги этой дискуссии обозначатся уже нынешним летом, и это начнет мотивировать бизнес к большей деловой активности. Пока же на первом месте в списке ограничений деловой активности, по данным Росстата, находится как раз неопределенность экономической политики.

Резервы для того и создавались, чтобы расходовать их в периоды неблагоприятной экономической конъюнктуры, - напоминает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов .

Другие дело, что резервы нецелесообразно расходовать на текущие обязательства, их разумнее тратить на финансирование проектов, которые имеют мультипликативный эффект, и способны вытягивать экономику. Другими словами, резервы нужно не проедать, а инвестировать.

Да, текущие обязательства государства могут финансироваться за счет дефицита бюджета. Но нужно понимать: этот дефицит можно и нужно покрывать не только за счет Резервного фонда, но и за счет инструментов внутренних заимствований. У нас, я считаю, хороший потенциал рынка внутренних заимствований, и даже наблюдается дефицит надежных инструментов для вложений. Если государство - Минфин - такие инструменты на внутреннем рынке будет создавать, они вполне могут быть востребованы.

Поэтому у меня вызывает некоторое удивление тот узкий диапазон механизмов, с помощью которого Минфин намерен покрывать дефицит бюджета. Видимо, инструменты внутреннего заимствования у нас ассоциируются, по старой памяти, с финансовой пирамидой ГКО (государственных краткосрочных облигаций) 1998 года. Но этот опыт в текущих условиях совершенно необязательно повторять. Инструменты могут быть разумными для государства с точки зрения цены привлекаемых средств, и надежными для держателей облигаций.

«СП»: - Представим, что Резервный фонд исчерпан. Что это будет означать политически?

Прежде всего - отсутствие свободы маневра для власти. Замечу, что финансовая политика, связанная с созданием резервов, которой российские власти следовали долгое время, была, на мой взгляд, связана с фобиями 1990-х. В 1990-е государственная власть часто оказывалась без свободных средств, и, как следствие, без свободы маневра в политической плоскости. Поэтому свободой маневра власть, конечно, дорожит.

С другой стороны, у власти имеется возможность пополнять валютные фонды не только за счет благоприятной нефтегазовой конъюнктуры. Скажем, ЦБ вполне может скупать валюту, чтобы сдерживать периоды укрепления рубля, что будет способствовать сокращению волатильности национальной валюты.

На мой взгляд, разумной целью в нынешней ситуации является не дешевый, а не дорогой рубль, а рубль стабильный. Помимо сокращения амплитуды спекулятивного «маятника» колебаний курса, стабильный и дешевый рубль позволит пустить дополнительную ликвидность в реальный сектор экономики: что бы ни говорил Минфин, этот сектор в ликвидности нуждается.

Такое решение и экономике на пользу пойдет, и государству позволит сохранить политическую свободу маневра…

О стабилизационном фонде РФ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ФОНДА

http://akudrin.ru/achievements/stabfond

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОНДА

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ФОНДА

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

ПРАВИЛА ИНВЕСТИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДА

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов

Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО ОПЕРАЦИЯМ СО СРЕДСТВАМИ ФОНДА

Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно опубликовывает сведения об остатках средств Фонда на начало отчетного месяца, объеме поступлений средств и использовании средств Фонда в отчетном месяце.

Министерство финансов Российской Федерации представляет в Правительство Российской Федерации в составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовые отчеты о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании.

Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета.

Создание в России Стабилизационного фонда – одно из самых значимых достижений В.В. Путина как Президента РФ. Основание Стабилизационного фонда РФ датируется 1 января 2004 года.

Главное предназначение Стабфонда по замыслу создателей – служить стратегическим финансовым запасом РФ. Резервные средства, аккумулируемые Стабфондом, необходимы для того, чтобы в неблагоприятных для России экономических ситуациях (например, при резком падении цен на нефть) обеспечить данные правительством бюджетные обязательства. Также в Бюджетном кодексе РФ (в главе, посвящённой Стабфонду) была оговорка: если общая сумма средств Стабилизационного фонда превысит 500 млрд. рублей, часть его средств можно будет потратить и на другие нужды государства.

Принцип формирования Стабфонда РФ

Для формирования фонда решено было использовать дополнительные доходы федерального бюджета, которые появились в результате превышения определённой отметки цены на нефть. Другой источник поступления средств в Стабфонд – остатки средств бюджета по состоянию на каждый последующий финансовый год.

Функции, которые выполняет Стабилизационный фонд РФ, таковы:

Обеспечение государственным финансам дополнительной устойчивости;
Помощь в стабильном экономическом развитии России;
Снижение зависимости экономики страны от отрицательных колебаний поступлений от вывоза сырьевых товаров

Законодательно порядок формирования, а также использования Стабфонда регулировался:

— Федеральным законом №184-ФЗ «О внесении дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части создания Стабилизационного фонда РФ», датированным 23.12.2003г. (данный закон прекратил действие с 01.01.2008).

— главой 13.1. Бюджетного кодекса России «Стабилизационный фонд Российской Федерации». С 1 января 2008 года указанная глава утратила силу (даты разделения Стабфонда на 2 части). Вместо неё Бюджетный кодекс России дополнила гл. 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Управление

Управление средствами Стабфонда страны возложено на Министерство финансов РФ, которое должно успешно решать две задачи: 1) обеспечивать высокую ликвидность средств Стабфонда; 2) защищать средства Стабфонда от обесценивания.

Способы управления средствами Стабилизационного фонда РФ были строго регламентированы Правительством страны. Их было всего 2, и они могли применяться для управления средствами фонда по раздельности либо в совокупности:

1. Покупка за счёт средств Стабфонда долговых обязательств других государств.

2. Покупка за счёт средств Стабфонда иностранной валюты (евро, доллары США, фунты стерлингов Соединённого королевства), её последующее размещение в Банке РФ на специальных счетах по учёту средств фонда в валюте
иностранных государств.

Разделение Стабилизационного фонда России на 2 части

1) Резервный фонд, предназначенный для накопления средств, при помощи которых будет финансироваться дефицит бюджета, если цены на нефть резко упадут (фонд «на чёрный день»). В Резервный фонд решено было отчислять до 7% от ВВП страны, с учётом его ежегодного роста.

2) Фонд национального благосостояния, предназначенный для накопления средств, которые помогут решать важнейшие стратегические задачи России (например, финансирование пенсионной системы, решение демографической проблемы). В нём аккумулируются остальные доходы, не вошедшие в Резервный фонд.

Объём средств Стабилизационного фонда (на 01.01.2008), перед его разделением, составил 3 трлн. 849,11 млрд. руб.

Благодаря основанию в 2004 году Стабилизационного фонда, Россия смогла накопить огромный, без преувеличения, золотовалютный запас; покрыть дефицит Пенсионного фонда страны; расплатиться со значительной частью внешних долгов (времён СССР и возникших в 90-е годы прошлого столетия); относительно спокойно, легче других стран пережить финансовый кризис 2008 года.

Следующий год может стать последним для Резервного фонда. Об этом, как передает ТАСС, заявил во вторник в Совете Федерации министр финансов Антон Силуанов.

"Примерно на 2,6 трлн рублей мы сократим объем наших резервов - больше чем наполовину. Все это означает, что 2016 год - это тот год, когда мы сможем последний год так тратить наши запасы, наши резервы. А дальше у нас таких ресурсов не будет", - сказал он.

По словам министра, при сохранении сегодняшних цен на нефть и курса доллара бюджет в 2016 году недополучит 900 млрд рублей.

"Если сегодняшние цены на нефть и обменный курс сохранятся, а сегодня цены на нефть порядка 44 долларов за баррель для Urals и курс рубля около 62 рубля за доллар, то мы можем недополучить 900 млрд рублей. Такие риски у нас есть действительно", - заявил министр.

Антон Силуанов напомнил, что федеральный бюджет - это основной инструмент экономической политики. "Мы говорим о необходимости его адаптации к новым макроэкономическим реалиям", - указал он.

"Хотелось бы отметить, что в этом году объем доходов бюджета ожидается на 1,3 трлн рублей ниже, чем в прошлом году, в то время как общий объем расходов вырастет на 11%. Как результат, дефицит в этом году составит 3% ВВП", - сообщил глава Минфина.

Напомним, в 2003 году в России был учрежден Стабилизационный фонд - один из основных российских государственных фондов. 1 февраля 2008 года его разделили на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Резервный фонд используется для компенсации расходов на социальные нужды и погашение внешнего долга, Фонд национального благосостояния используется для финансирования выплаты пенсий.

Cформулированное в 2013 году (и похороненное в 2015 году) бюджетное правило подразумевало, что расходы бюджета должны формироваться, исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх расчетной цены во времена "дорогого барреля" направлялись в Резервный фонд. Так было до последнего времени, когда санкции, обвал рубля и падение цен на нефть поставили под угрозу российский бюджет.

Месяц назад стало известно, что Минфин не планирует пополнять Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в ближайшие годы. В июле Силуанов говорил, что Минфин предусматривает использование Резервного фонда в 2015 году в размере 2,5-3 трлн рублей, на 2016-2017 годы предлагает задействовать чуть больше 1 трлн рублей, чтобы на 2018 год сохранить его. На тот момент министерство оценивало, что в 2018 году фонд сохранится в размере около 500 млрд рублей.

Ранее в докладе "Новые реалии российских госфинансов", подготовленном ЦМИ "Сбербанка", отмечалось , что уже в конце 2015 года в Резервном фонде может остаться чуть более 10% от текущего объема средств.

Весной министр финансов предупреждал , что Резервный фонд может закончиться к 2017 году. Тогда на покрытие дефицита бюджета придется тратить ФНБ. Правда после того как в 2012 году президент предложил вкладывать средства ФНБ в мегапроекты, на них появилось множество претендентов. В середине 2014 года общая сумма поступивших заявок превзошла весь размер фонда.

Стабилизационный фонд Российской Федерации (далее - «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Формирование и использование средств Фонда

Фонд аккумулирует поступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.

Средства Фонда могут быть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объем использования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

В 2005 году средства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена на выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации в следующих объемах:

  • 93,5 млрд. рублей (эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга перед Международным валютным фондом;
  • 430,1 млрд. рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) - на погашение долга перед странами-членами Парижского клуба;
  • 123,8 млрд. рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) - на погашение долга перед Внешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долга Российской Федерации;
  • 30 млрд. рублей (эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации.

Управление средствами Фонда

Структура управления

Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.

Согласно предназначению Фонда - служить стратегическим финансовым резервом государства, его средства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.

В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

  • путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
  • путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласно второму методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правила инвестирования средств Фонда

Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:

  • долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor"s) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody"s Investors Service);
  • долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
  • долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
  • долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
  • долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
  • Срок до погашения долговых обязательств иностранных государств на день их приобретения (день формирования портфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах):

В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:

Доллар США

Фунт стерлингов


Самое обсуждаемое
Реферат: Теория благосостояния Реферат: Теория благосостояния
Аудит тсж Кто проверяет деятельность тсж Аудит тсж Кто проверяет деятельность тсж
Кто платит подоходный налог с зарплаты: работодатель или работник? Кто платит подоходный налог с зарплаты: работодатель или работник?


top