Ресурсы образовательного учреждения и их использование. Информационные ресурсы школы. В-третьих, выявили факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации

Ресурсы образовательного учреждения и их использование. Информационные ресурсы школы. В-третьих, выявили факторы эффективного использования ресурсов образовательной организации

Информационная среда образовательного учреждения не может существовать без надежного хранилища самой разнообразной информации. Таким хранилищем в учебных заведениях является общешкольный сервер или серверная станция, включающая несколько специализированных серверов, на которых хранятся все информационные ресурсы образовательного учреждения.

Единая информационная среда учебного заведения должна строиться таким образом, чтобы все субъекты образовательного процесса могли оперативно получить любые необходимые им данные. Кроме того, информация должна быть структурирована и иметь различные уровни доступа как через Интранет, так и через Интернет.

Для этого информационные ресурсы учебного заведения можно разбить на пять блоков в соответствии с видами деятельности внутри школы. Данная структура представлена на схеме.

    Информационные ресурсы по учебно-воспитательной деятельности являются самыми представительными и объемными по информационному наполнению (содержат электронные учебные материалы по школьным образовательным областям: начальной, основной и средней ступеням непрерывного среднего образования, а также по факультативам, элективам). Данные ресурсы ориентированы на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса. Данный блок (в основном) содержит информацию общего доступа.

    Информационные ресурсы по культурно-просветительной деятельности призваны способствовать формированию информационной, экологической и экранной культуры учащегося, его творческой активности, высокой нравственности и толерантности. В методическом плане этот блок базируется на работе кабинета социальной информатики и доступ к данной информации не ограничен.

    Ресурсы по информационно-методической деятельности школьных учителей ориентированы на развитие творческой педагогики в школе. В функции данного блока входит создание электронных учебников, разработка компьютерных программ, проведение телеконференций, формирование программно-методического фонда. Доступ к ресурсам, входящим в данный блок, ограничен.

    Информационные ресурсы по научно-продуктивной деятельности основываются на работе школьного научного общества и отвечают за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. В этот блок должны входить обеспечение электронной библиотеки, формирование медиатеки, издательская деятельность, обслуживание административной системы, работа в Интернете.

    Информационные ресурсы по административно-хозяйственной деятельности обеспечивают формирование и тиражирование различных директивных документов, автоматизированное планирование учебного процесса, работу с классными журналами, анализ и обеспечение здоровья учащихся, психолого-педагогическую диагностику и др.

Кроме того, в этом блоке хранится юридическая информация, отчеты и договоры, материалы тарификации, решения различных советов, действующих внутри школы, контрольные материалы, аналитические справки, документация бухгалтерии, материалы административно-хозяйственной деятельности и другие материалы.

Возможна и иная модель информационного наполнения школьного сервера. Она может включать, например, управляющий, информационный и справочно-статистический центры.

Управляющий центр включает административный и финансово-экономический блоки. В административном блоке информация закодирована, доступ по функционалу ограничен. Блоки состоят из разделов. Структура управляющего центра представлена на схеме.

Информационный центр может включать такие блоки:

    базовое образование;

    профильное образование;

    воспитательная работа;

    семья и школа;

    исследования и мониторинг.

Справочно-статистический центр может включать следующие блоки:

    административные контрольные работы (графики проведения, итоги);

    базы данных (учителя, родители, персонал);

    диспетчер (расписание, графики работ, кружки, секции);

    плановые мероприятия, графики проведения;

    конкурсы, соревнования, олимпиады и их итоги;

    информация Школьного совета;

    телефонная книга и электронные адреса;

    родительский комитет, попечительский совет (принятые решения);

    итоги учебной деятельности (четверть, год, экзамен);

    информация о сотрудничестве (ответственные лица, телефон для связи).

Кроме того, в Интранете учебного заведения могут быть размещены следующие ресурсы:

    моя школа (общая информация, расписание, план мероприятий, кружки, графики работы и т. п.);

    доска объявлений;

    библиотека (аннотированный каталог книг по школьной, районной библиотеке, библиотекам соседних школ, аннотированный каталог видео-, аудио-, CD-pecypcoв, ресурсов Интернета);

    информация о возможностях продолжения образования детей, получения дополнительного образования во время обучения в школе, тесты;

    нормативная база деятельности образовательного учреждения, основные показатели школы, информация об образовательных услугах школы;

    школьный журнал;

    программно-методическая документация;

    планы мероприятий, проводимых с родителями, отражение работы попечительского совета и т.п.;

    финансовые отчеты по внебюджетным средствам;

    информация о рынке труда, о возможности трудоустройства в период обучения, тесты профессиональной направленности и т. п.;

    материально-техническая база ОУ (результаты инвентаризации);

    формы статистической отчетности, сама отчетность;

    информация для педагогов по аттестации (консультации, графики, формы, условия, требования);

    информация о педагогических кадрах;

    личные дела учащихся;

    «Мой микрорайон» (район, город и т. п. – общая информация, события, контакты и т. п.).

Очевидно, что совершенствование учебного процесса, повышение эффективности подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях образования находятся в прямой зависимости от уровня развития их материально-технической базы, ее соответствия требованиям современной рыночной экономики.

Материально-техническая база в сфере образования совокупность материальных элементов, необходимых для функционирования и развития образовательного учреждения и системы образования в целом. К ней относятся все закрепленные за образовательными учреждениями материально-вещественные средства, предназначенные для учебной деятельности, для обеспечения условий труда и быта учащихся и преподавателей (рис. 4).

Рис. 4. Структура материально-технической базы

Все материальные ресурсы учреждения имеют натуральную и стоимостную формы выражения, а в зависимости от особенностей функционирования их подразделяют на две группы: основные и оборотные.

Основные фонды занимают главное место в структуре материально-технической базы и долговременно обслуживают учебно-воспитательный и учебно-производственный процессы, перенося свою стоимость по частям, по мере износа, на производимый продукт. В их число входят здания, где непосредственно идет учебный процесс, здания вспомогательных служб, производственного назначения; учебное и производственное оборудование, транспортные средства, библиотечный фонд и т.д.

Правовое регулирование закрепления за образовательным учреждением имущества в оперативном управлении осуществляется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса учреждение в отношении закрепленного за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

К основным средствам относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев, и стоимость за единицу на дату приобретения выше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.

Учет основных фондов производится в натуральной и денежной формах.

Учет с помощью натуральных показателей осуществляется отдельно для каждой группы основных фондов. Учет в денежной форме проводится для определения общей величины основных фондов, их динамики, структуры, расчета износа, экономической эффективности капитальных вложений.

Единица учета основных средств – инвентарный объект, которым является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для определенной работы.

Комплекс конструктивно-сочлененных предметов – это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих различные сроки использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Основные средства в образовательных учреждениях отражаются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, включающей фактические расходы на их приобретение, сооружение и изготовление, включая налог на добавленную стоимость. По объектам, построенным или приобретенным за счет средств от предпринимательской деятельности, налог на добавленную стоимость подлежит зачету или возмещению на общих основаниях.

Книги, учебники и другие издания, включенные в фонд библиотек, учитываются по номинальной цене, включая стоимость их первоначального переплета. Расходы на ремонт и реставрацию книг, в том числе и вторичный переплет, на увеличение стоимости книг не относятся и списываются на соответствующие статьи расходов по смете доходов и расходов учреждения.

Основные средства, участвующие в процессе любого производства, постепенно утрачивают свои первоначальные характеристики вследствие их эксплуатации и естественного снашивания.

Под физическим износом понимается потеря средствами труда своих первоначальных качеств. Вместе с тем основные фонды претерпевают и моральный износ (обесценивание) – средства труда обесцениваются, утрачивают стоимость до их физического износа, до окончания срока своей физической службы. Моральный износ происходит в двух формах:

1) обесцениваются машины такой же конструкции вследствие удешевления их производства в современных условиях;

2) старые, физически годные к работе машины и оборудование обесцениваются вследствие появления новых, технически более совершенных и производительных машин.

Наиболее ярко моральный износ проявляется в случае с компьютерной техникой. Закупленные в середине 90-х гг. ХХ в. компьютеры (с 386-м процессором) уже безнадежно устарели.

Амортизация – процесс постепенного переноса стоимости средств производства на производимый продукт. В условиях рыночных отношений величина амортизационных отчислений увеличивает величину издержек производства и снижает конкурентоспособность продукции, уменьшает объем получаемой прибыли. Однако заниженная доля отчислений удлиняет срок оборачиваемости средств, вложенных в приобретение основных фондов, ведет к их старению и снижению конкурентоспособности, потере позиций на рынке.

В коммерческих организациях стоимость основных средств погашается путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования.После того как начисленный износ достигнет уровня первоначальной (восстановительной) стоимости, дальнейшее начисление износа прекращается. Однако это не дает права бюджетному учреждению списывать данный объект основных средств, так как имущество списывается только в том случае, если его дальнейшая эксплуатация невозможна по физическому состоянию.

В бюджетных учреждениях крайне редко списывают основные средства даже по причине их морального износа.

Износ основных средств начисляется в соответствии с Годовыми нормами износа но основным фондам учреждений и организаций, состоящими на государственном бюджете и указаниями о порядке определения и отражения в бухгалтерском учете износа основных средств учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете.

Нормы износа (амортизации) должны быть экономически обоснованы и направлены на своевременное возмещение основных фондов. При их расчете важно правильно определить экономически целесообразный срок службы основных фондов с учетом следующих факторов:

P долговечность основных фондов;

P моральный износ;

P перспективные планы технического перевооружения;

P баланс оборудования;

P возможности модернизации и капитального ремонта.

Существуют два вида физического износа:

P устранимый физический износ, когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта;

P неустранимый, когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту. Для определения неустранимого физического износа элементы здания подразделяются на долговременные и быстро изнашиваемые. Для каждого вида элементов есть методики расчета физического износа.

Моральный износ также называют функциональным – объект перестает соответствовать современным стандартам, с точки зрения его функциональной полезности. Для зданий это проявляется в устаревшей архитектуре, удобствах планировки, объемах, инженерном обеспечении (лифты, кондиционирование воздуха) и т.п. Для компьютерной техники он проявляется в невозможности использовать современное программное обеспечение.

Функциональный износ может быть устранимым и неустранимым (критерии те же, что и для физического износа).

Внешний (или экономический) износ это снижение стоимости здания вследствие негативного изменения его внешней среды, обусловленное экономическими, политическими либо другими внешними факторами. Причинами внешнего износа могут быть: общий упадок территории, на которой находится объект; действия правительства, региональной или местной администрации в области налогообложения, страхования; а также изменение на рынке занятости, отдыха, образования.

Важным фактором, влияющим на величину внешнего износа, является близость объекта к малопривлекательным природным или искусственным объектам: болотам, очистным сооружениям, ресторанам, бензоколонкам, железнодорожным станциям.

Оценивается внешний износ чаще всего из анализа парных продаж на рынке недвижимости объектов, близких по характеристикам, но находящихся в разном внешнем окружении. Внешний износ, как правило, неустраним.

В условиях инфляции возникает необходимость периодической переоценки основных фондов и определения их восстановительной стоимости, соответствующей реальным экономическим обстоятельствам. Индексы пересчета различаются по видам основных фондов, а также в зависимости от сроков создания, строительства или приобретения основных фондов.

Оборотные фонды,которые иногда также называют бухгалтерским термином малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, составляет та часть материальной базы, которая полностью потребляется в течение одного производственного цикла, полностью и единовременно перенося свою стоимость на продукт труда. На самом деле такое сведение оборотных фондов к МБП не совсем правильно, так как помимо собственно малоценных и быстроизнашивающихся предметов к оборотным фондам относятся материальные запасы. К материальным запасам относятся материалы для учебных целей, продукты питания, хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности, топливо, медикаменты и перевязочные средства, корма и фураж, тара и прочие материалы.

В составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов учитываются предметы со сроком полезного использования менее 12 месяцев независимо от их стоимости; предметы стоимостью приобретения не более 50 МРОТ за единицу.

Все имущественные ценности в обязательном порядке должны находиться на ответственном хранении должностных лиц, назначенных приказом директора, которые следят за сохранностью вверенных ценностей и ведут учет всех изменений. Смена лиц, ответственных за хранение имущественно-материальных ценностей, должна сопровождаться инвентаризацией и составлением приемо-сдаточных актов, утверждаемых директором.

Здания и сооружения, классная и канцелярская мебель, хозяйственный инвентарь и оборудование, топливо, хозяйственные и строительные материалы и другие аналогичные по назначению ценности находятся, как правило, на ответственном хранении заведующего хозяйством школы или помощника директора по хозяйственной части.

Учебное оборудование, приборы, модели, муляжи, диапозитивы, кинофильмы, лабораторная посуда и принадлежности, печатные пособия, инструменты и приспособления, реактивы и материалы для учебных целей находятся на ответственном хранении у лиц, на которых возложено заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками, мастеров, лаборантов, библиотекарей.

Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период нахождения в образовательном учреждении. Номера инвентарных объектов, выбывших или ликвидированных за ветхостью, не должны присваиваться другим, вновь поступающим объектам основных средств.

Существуют различные методы оценки имущества предприятий. Для бюджетных образовательных учреждений, как правило, используется лишь метод балансовой оценки, то есть совокупная стоимость материальных ресурсов, отраженная в бухгалтерском балансе.

Имущественный подход к оценке стоимости образовательного учреждения позволяет точнее определить действительную стоимость образовательного учреждения и включает в себя:

P метод скорректированной балансовой стоимости активов (индексный метод);

P метод активов;

P метод замещения (определение стоимости нового, сопоставимого по функциям предприятия);

P метод восстановительной стоимости (строительство полного аналога);

P метод ликвидационной стоимости.

Все эти методы занимаются оценкой активов образовательного учреждения и его имущественного комплекса и применяются при определении ликвидационной стоимости образовательного учреждения, а также при определении необходимых затрат на строительство и ввод в действие новых учреждений.

Для расчета текущей стоимости активов используются данные баланса предприятия на дату оценки. При этом выделяют следующие основные этапы:

P проверка (инвентаризация на дату оценки) и корректировка счетов баланса проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Министерством финансов РФ 13 июня 1995 г.;

P определение стоимости земельного участка (используются два варианта оценки: определение нормативной стоимости (земельный налог, умноженный на 200) и определение рыночной стоимости);

P определение остаточной восстановительной стоимости основных фондов;

P определение текущей стоимости остальных активов.

Для оценки рыночной стоимости земельного участка при текущем использовании необходима следующая информация:

– титул собственности и регистрационные данные по земельному участку;

– физические характеристики участка;

– данные о взаимосвязи участка с окружением;

Используются следующие основные способы определения полной восстановительной стоимости объектов недвижимости.

1. Способ сравнительной единицы. Текущая стоимость, выбранная для расчета единицы измерения оцениваемого объекта недвижимости, умножается на количество единиц, содержащихся в оцениваемом объекте. Единицами могут быть: куб. м, кв. м, одно посадочное место и т.д. Существуют соответствующие таблицы удельных показателей стоимости по различным типам зданий и сооружений, по которым и можно произвести оценку.

2. Поэлементный способ расчета стоимости объекта недвижимости (метод разбивки на компоненты) заключается в определении удельной стоимости единицы измерения объекта, исходя из поэлементных затрат: на материалы, рабочую силу, производство земляных, монтажных и прочих работ.

3. Сметный способ расчета стоимости объекта недвижимости заключается в составлении объектных и сводных смет строительства данного объекта, как если бы он строился вновь по текущим ценам.

4. Индексный способ оценки объектов недвижимости заключается в определении восстанови­тельной стоимости оцениваемого объекта путем умножения его балансовой стоимости на соответствующий индекс, согласно Положениям о порядке переоценки основных фондов (средств) предприятий и организаций. Индексы для переоценки основных фондов периодически утверждаются Правительством РФ.

Оценка оборудования машин и механизмов проводится как оценка остаточной восстанови­тельной стоимости, исходя из полной восстановительной стоимости за вычетом износа.

Полная восстановительная стоимость определяется одним из следующих способов:

P по первоначальной балансовой стоимости с учетом индексов переоценки;

P по стоимости замещения (по стоимости аналогов);

P по биржевым ценам (плюс транспортные расходы).

Износ оборудования лучше рассчитывать по всем трем видам износа: физическому, моральному и экономическому.

Нематериальные активы это научно-техническая продукция, лицензии, «ноу-хау», патенты, высококвалифицированный персонал, клиентура, торговая марка, компьютерные программы и т.п. Для их оценки применяются:

P затратный подход (стоимость определяется по цене приобретения и постановки на баланс с учетом индексов переоценки);

P доходный подход (рассчитывается и дисконтируется чистый доход, который может дать нематериальный актив на соответствующем рынке);

P рыночный подход (стоимость определяется по цене сопоставимых активов, проданных на рынке);

P метод сравнения – анализ продаж.

Оценка объектов незавершенного строительства осуществляется по фактическим издержкам с учетом индекса изменения цен на строительно-монтажные работы на дату оценки.

Производственные запасы оцениваются по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование.

Оценка дебиторской задолженности начинается с составления списка дебиторов, анализа сроков возврата и возможностей возврата долга. Далее делаются необходимые напоминания, и подаются соответствующие иски, либо долги списываются как безнадежные.

Непосредственно дебиторская задолженность оценивается отношением будущих выплат по долгам к их текущей стоимости, т.е. путем дисконтирования затрат. Дисконтирование затрат – приведение будущих затрат к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и срока, периода дисконтирования.

Инвестиции могут включать ценные бумаги, вложенные в уставные капиталы других предприятий, в недвижимость. Инвестиции оцениваются, исходя из рыночной стоимости на дату оценки.

Денежные средства на валютном счете оцениваются по курсу валют на дату оценки.

В результате описанных выше операций можно получить оценку действительной стоимости образовательного учреждения.

В завершение раздела подчеркиваем, что материально-техническая база является той основой системы образования, без совершенствования которой невозможно обеспечить ее переход на качественно новый уровень развития, отвечающий требованиям современной экономики и задаче подъема промышленности.

Функционирование любой организации начинается с процессов использования её ресурсов. Ресурс от французского слова recourse - вспомогательное средство.

Существуют различные подходы к классификации организационных ресурсов.

В.С. Ефремов выделяет материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы, технологии производства и управления, а также материальный, нематериальный и интеллектуальный капитал .

В Большом экономическом словаре в качестве основных групп ресурсов выделяются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология и информация .

Как видно из приведенных классификаций, различия между ними не принципиальны и связаны исключительно со строгостью выбора классификационного признака и глубиной декомпозиции.

Ресурсы любого предприятия классифицируются на пять групп:

Природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают неисчерпаемые и исчерпаемые;

Материальные - все созданные человеком средства производства, которые являются результатом производства;

Трудовые - население в трудоспособном возрасте;

Интеллектуально-информационные - интеллектуальный продукт и информация, созданные творческим трудом человека и используемые непосредственно в процессе производства и в процессе принятия управленческих решений;

Финансовые - денежные средства, которые выделяются на организацию производства продукта и его реализацию. Финансовые ресурсы занимают особую роль. На практике различают долгосрочные финансовые ресурсы в виде основных фондов и краткосрочные финансовые средства.

Значимость отдельных видов ресурсов изменялась по мере перехода от доиндустриальной к индустриальной, и от неё - к постиндустриальной технологии. В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам. Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название "базовых"; возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться "производственными".

К базовым ресурсам, необходимым для работы образовательной организации, относятся:

инженерно-педагогический , административный и вспомогательный персонал (человеческие ресурсы)

Их можно определить, как запасы творческой энергии личности. Они неисчерпаемы, и не случайно их запасы сравнивают с запасами атомного ядра. Как отметил в свое время П. Друкер: "Только человеческие ресурсы могут производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов" . На сегодняшний день только знание, интеллект, а не мускульная сила определяют экономический успех организации. Не отвергая значение других видов ресурсов, данный тезис подчеркивает, что люди, обладающие определенной информацией и наделенные определенными способностями по ее преобразованию, являются ключевым ресурсом, правильное использование которого позволяет в любой функциональной области получать высокие результаты в сочетании с существенной экономией других видов ресурсов;

учебно-материальные ресурсы (земля, здания, помещения, механизмы, оборудование, транспорт, связь, учебно-программное обеспечение, учебные и наглядные пособия и т.д.).

Материальные ресурсы определяются многими авторами как предметы труда. Ресурсы, имеющие материальную природу: как предметы, так и средства труда. Роль этих ресурсов в современном образовании, огромна, поскольку без материальной базы оно просто не сможет эффективно функционировать. Качество и количество использования материальных ресурсов тесно связано с использованием других видов ресурсов, прежде всего финансовых и человеческих. Так, например, наличие достаточного количество финансовых средств может побудить руководство к техническому переоснащению, но при этом в отличии от предприятий, в образовательной организации к сокращению персонала это не приведет, но качественно изменит преподавание. В то же время наличие высокопрофессиональных кадров создает предпосылки для экономии материальных ресурсов. Например, современный преподаватель, использует в процессе обучения не только презентации и сопровождает весь документооборот ИКТ - технологиями, но экономит туже бумагу используя сетевые технологии. В последнее время особое значение для предприятий приобрели энергетические и технологические ресурсы, составляющие отдельные виды материальных ресурсов. Значимость энергетических ресурсов (всех видов энергоносителей - электроэнергии, пара, газа и т.п.) связана с резким увеличением доли затрат на них. Это потребовало более тщательного подхода к выбору энергоносителя и более экономному его использованию.

финансовые ресурсы (собственные и заемные деньги, инвестиции и т.п.)

Движение финансов в целом, распределение их между подсистемами и функциональными областями, финансирование инвестиционных проектов, расчеты с поставщиками и потребителями, формирование денежных ресурсов и др. является ежедневной задачей управления. Особенностью финансовых ресурсов является их абсолютная ликвидность. Именно поэтому они способны компенсировать нехватку других видов ресурсов, особенно материальных и человеческих;

Информация и педагогические технологии (технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса, экспертно-оценочные технологии)

Информационные ресурсы - совокупность данных и знаний. Каждая функциональная область предполагает наличие определенных информационных ресурсов. Так, например, преподавание, должно обладать как можно более полной и достоверной информацией о внешнем окружении (работодатели, потребители, партнеры, конкуренты), производство - информацией о новых технологиях и "ноу-хау" и т.д. От уровня организации процессов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи и методов обработки информации зависит эффективность системы управления всей организацией. Современная экономика и управление характеризуются резким ростом значения информации, которая становится ключевым фактором успеха не только управления в образовательной организации;

правовое обеспечение

Действующая законодательная база является косвенным фактором, обеспечивающим образовательный процесс. Качество сформулированных законов, их четкость, доступность, понимание, исполняемость - являются необходимой базой, регулирующей отношения в системе образования, регламентирующей деятельность системы образования. Ключевыми для эффективного управления образовательной организацией является Конституция РФ, ФЗ "Об образовании в РФ", Конвенция о защите прав ребенка, на основе которых разрабатываются Устав ОО, инструкции по функционированию ОО, воспитательные и образовательные проекты по принципу гуманизма и демократии в образовании.

Ресурсы времени

Время - это ограниченный источник, как сырье, материалы, финансы. Оно необратимо, и его невозможно растянуть или восстановить. Для руководителя имеет фундаментальную важность управление, как собственным временем, так и временем других людей.

В целом экономика имеет ресурсные циклы, в которых особое внимание уделяется той или иной группе ресурсов. Таким образом, организационные ресурсы - ресурсы организации дают представление о средствах организационной деятельности. В состав этих средств входят работники, а также используемые в практической деятельности информация, технические средства, инвестиции. Та часть организационных ресурсов, которая задействуется в процессе организации, образует совокупные затраты или расходы на организационную деятельность. Высокая результативность функционирования организации возможна при наличии необходимых ресурсов и снижении затрат на получение требуемых результатов.

Ресурсы любой образовательной организации по отношению к внешней среде можно подразделить :

явные (хорошая репутация, давняя история, традиция);

неявные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

В целом ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

Характер образовательной организации;

Стадия его жизненного цикла;

Потенциальные возможности для адаптации;

Явные ресурсы и рыночные активы.

Ресурсы образовательной организации - это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу-хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, согласно этому, ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяются результат образования.

Материально-технические ресурсы образовательного учреждения

Для осуществления образовательного процесса школа располагает: 27 учебными кабинетами, в том числе кабинет информатики, кабинет физики, химии, музыки, кабинет технологии, а также размещенным в отдельном здании спортивным залом (площадью 623,0 кв. м.), одной спортивной площадкой. В школе имеются кабинеты психолога, стоматолога , врача и процедурный, которые оснащены современным оборудованием. Горячее питание учащиеся получают в столовой на 130 посадочных мест. Материально-техническое состояние школы меняется в лучшую сторону ежегодно.

Для обеспечения безопасных условий требования всех участников образовательного процесса проделана определенная работа. Проведен освежающий косметический ремонт в восьми кабинетах на соответствие требованиям надзорных органов, отделка проведена современными сертифицированными материалами, закуплена и установлена новая ученическая мебель:

Имеется система противопожарной безопасности, голосовое оповещение;

Имеется тревожная кнопка;

Продолжено внедрение системы видеонаблюдения на 32 камеры;

Для спортивных соревнований приобретено электронное табло;

Компьютерный класс оснащен 16 персональными компьютерами с жидкокристаллическими мониторами, приобретено лицензионное ПО; установлен проектор с ноутбуком и подключено МФУ.

Оснащенность специализированных кабинетов школы позволяет в полном объеме, в соответствии с учебным планом, проводить лабораторные и практические работы по физике, биологии и химии.


Кабинет химии оборудован современными химическими столами с выдвижным запирающимся блок для хранения посуды и реактивов; установлен переносной проектор с ноутбуком; закуплены комплекты интерактивных учебных пособий по химии.

Кабинет физики оснащен комплексным лабораторным комплектом (по механики, молекулярной физики, оптике, электричеству, квантовой физике), стационарно установлен подвесной проектор с экраном; приобретено 12 автоматизированных рабочих мест виртуальной лаборатории

В кабинете биологии установлена SMART - доска, имеется набор микроскопов и препаратов для лабораторных работ .

В кабинет музыки установлен подвесной проектор с экраном, микшерский пульт, два переносных микрофона, музыкальный центр;

Приобретен мобильный лингафонный кабинет на 10 автоматизированных рабочих мест;

Кабинет технологии оборудован современной кухонной техникой, приобретены швейные машины с программируемым устройством;

Кабинеты начальных классов все оснащены современными белыми аудиторными досками, приобретена учебная и методическая литература, наглядные пособия; установлены проекционное оборудование и ноутбуки, подключены две SMART- доски; приобретено современное оборудование для естественнонаучных предметов в начальной школе; закуплены комплекты интерактивных учебных пособий для дисциплин начальной школы.

Все кабинеты на 100% укомплектованы компьютерной техникой (мультимедийные комплексы, интерактивные доски и пр.), позволяющей осуществлять мультимедийную «поддержку» практически всех уроков, внедрять как готовые, так и создаваемые вновь программные продукты по всем предметным областям,

Работает школьная локальная сеть, есть выход в Интернет, в том числе беспроводной Интернет;

Для создания комфортных условий в начальных классах оборудован отдельный гардероб.

Для повышения качества знаний обучающихся и методического роста учителей приобретена учебная и методическая литература, наглядные пособия.

В соответствии с федеральным законодательством проведено энергетическое обследование и составлена программа по энергосбережению.

С цель привлечения дополнительных ресурсов и наиболее эффективного использования здания, часть помещений сдана в аренду. Вырученные средства используются на укрепление материально-технической базы школы.

Устав образовательного учреждения, решения Совета образовательного учреждения,

Приказы и распоряжения руководителя образовательного учреждения по конкретным вопросам;

3. Пути развития и совершенствования ресурсного обеспечения

Ресурсы образовательной системы это всё то, что непосредственно участвует в образовательном процессе: трудовые ресурсы образования, информационные ресурсы (учебники, пособия, компьютерные программы и иные средства обучения), педагогические технологии и ноу–хау, капитальные ресурсы (наличие помещений для обучения, обеспеченность, учебными пособиями, компьютерами и пр.) То, насколько эти ресурсы отвечают современным требованиям, уровню технического и технологического развития общества, говорит об их возможностях повлиять на качество образовательного процесса. Именно ресурсы и их качественные характеристики в значительной степени определяют результат образования.

Рассмотрим некоторые предложения о путях и развитии совершенств образования.

В процессе адаптации деятельности образовательных учреждений к экономическим условиям страны можно выделить следующие основные направления совершенствования финансирования образовательных учреждений:

Во-первых, переход к рыночным отношениям расширил возможности по привлечению образовательными учреждениями внебюджетных источников для обеспечения учебного процесса. Поэтому в отсутствие надлежащего бюджетного финансирования образовательными учреждениями необходимо создать и обеспечить такие условия, чтобы заработанные ими средства в полном объеме оставались в их распоряжении и предоставить большую самостоятельность в определении направлений использования этих средств;

Во-вторых, обеспечить возможности финансирования учебных заведений из бюджетов различного уровня на основе нормативов. Нормативное финансирование учреждений образования строится на базе «нормативного (подушевого) принципа». Этот норматив должен включать преимущественно текущие расходы: заработную плату, учебные и административно- хозяйственные расходы, расходы на повышение квалификации, на содержание и ремонт оборудования. Таким образом, сохраняется целевое финансирование учреждений образования.

В-третьих, следует снизить расходы образовательного учреждения, достигая экономии ресурсов. План экономической работы в образовательном учреждении включает комплекс организационно-практических мер по рациональному и экономическому использованию государственных средств, мобилизации внутрихозяйственных резервов, сокращению непроизводственных расходов и потерь, улучшению финансовой дисциплины, ужесточению контроля за сохранностью финансовых и материально-технических ресурсов. Это могут быть экономные формы организации учебного процесса, привлечение к учебному процессу ресурсов других организаций, замена дорогостоящих практических учебных занятий;

Таким образом, общий поток финансирования образовательного учреждения должен включать государственный заказ, региональный заказ, заказы предприятий и частных лиц, доходы от научной деятельности, доходы от использования имущества..

В фонд производственного и социального развития включается также выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования и других материальных ценностей, а также средства, передаваемые на цели производственного и социального развития учреждению другими предприятиями и организациями. Экономия средств по материальным и приравненным к ним затратам, расчетам со сторонними организациями и процентом за кредит.

В целях повышения уровня эффективности использования материальных ресурсов, учреждения народного образования, предоставлено право, продавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, передавать, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатное во временное пользование, либо взаймы находящиеся на их балансе транспортные порядки, если они изношены или морально устарели.

Учреждения народного образования, имеющие учебно-производственные мастерские или учебные хозяйства, в своей экономической деятельности могут функционировать либо как единый учебно-производственный и комплекс, либо организовать работу своих производственных подразделений на правах самостоятельных хозяйственных единиц. Во втором случае каждое выделенное структурное отделение, подразделение, например, школьные учебно-производственные мастерские, приобретают права самостоятельной организации.

В новых условиях хозяйствования учреждениями народного образования в целях совершенствования организационных форм и методов управления учебно-воспитательным процессом, усиление стимулирующего воспитательным процессом, усиления стимулирующего воздействия экономических факторов на эффективность этого процесса разрешено создавать на отраслевой и межотраслевой, региональной и межрегиональной основе учебно-производственные фирмы, ассоциация и другие рациональные формы самостоятельной деятельности.

Причем для получения среднего образования должен предоставляться кредит всем желающим, а для получения высшего – на конкурсной основе. Если без конкурса, то оплатить полную стоимость за обучение, о чем делается соответствующая запись в трудовой книжке.

Интересная идея высказана Ю.В. Крупковым и депутатом Московской Думы И.М. Рукиной, о том, что у школы должны существовать особые инвестиционные счета наряду с бюджетными и коммерческими счетами, которые должны полностью освобождаться от налогообложения.

Для составления реализации целей приоритетности образования необходимо изменить практику составления бюджета. Должны быть разделены бюджет функционирования и бюджет целевого развития. Бюджет функционирования обеспечивает воспроизводство и сохранение имеющихся образовательных институтов, а бюджет развития должен обеспечивать условия, при наличии которых шаг развития может быть осуществлен.

Наряду с устойчивым функционированием должно целенаправленно осуществляться созидание нового и столь же осознанно финансово поддерживаться. Необходимо различать инерционное движение финансового потока ведомственных постатейных трат, своеобразный обезличенный социально-бюджетный пенсион выживания, который бесконечен и допускает трату любых сумм, и логику осознанного целевого решения интегральных проблем, обеспечивающую шаг за шагом повышения уровня жизни, активное формирование здорового социума

В основу бюджета должен закладываться совсем иной принцип, нежели тот, что используется сегодня. Нужно идти не от того, сколько потратить на образование, исходя из достигнутого, но ориентироваться на то, какую конкретно интеллектуальную и экономическую прибыль принесет то или другое образовательное учреждение. В этом будет состоять эффект их общественного воздействия и полезность той переструктурации общества, которая будет порождена на основе действия данных систем образования.

На основе законодательных актов можно лишь создать механизмы, слегка способствующие востребываемости образованных людей, но осуществлять полезные социальные изменения смогут лишь сами люди .

Заключение

В современной рыночной экономике высокое качество образования - один из фактов успешного процесса преобразования российского общества. Как конечный результат функционирования образовательной системы качества образования, с одной стороны, определяет уровень квалификации работников, их способность к адаптации мобильность, профессиональную пригодность, функциональную грамотность, что необходимо для совершенствования материальной базы общества, а другой стороны, является основой развития общечеловеческой системы ценностей, способной совершенствовать духовный строй граждан.

В условиях современной экономики образование рассматривается как:

· Социально-экономическая организация со всей архитектурой, определяемой многими экономическими, социальными, идеологическими и культурными факторами;

· Система, в состав которой входят взаимозависимые элементы, действия которых подчинено единой общественной цели. Ни один элемент системы образования не способен действовать сам по себе и каждый самым разнообразным образом оказывает влияние на другие.

Качество образования – основной критерий оценки образования. Качество образования оценивается его потребителем. Основным потребителем образования в конечном итоге является общество.

Следует различать качество образования как набор потребительских свойств образовательного продукта, который оценивает потребитель, и качество системы образования, определяемого ее архитектурой, целями, задачами и качеством различных элементов образовательной системы Поэтому качество образования – это не то, что существует «внутри» системы, но то, что производится ею.

Для обеспечения производственных процессов требуют различные ресурсы (потенциалы): материально-технические, трудовые, финансовые и др. Особое значение в настоящее время приобретают следующие потенциалы:

· духовный потенциал

· интеллектуальный потенциал

· научно-технический потенциал

· информационный потенциал

· экологический потенциал

Ресурсы любого учебного заведения можно подразделить на явные (хорошая репутация и, давняя история, традиция) и не явные (материально-техническая база, педагогические кадры, финансы, нормативно-правовое обеспечение).

Ресурсы характеризуются четырьмя составляющими:

характер учебного заведения, стадия его жизненного цикла, потенциальные возможности для адаптации, явные ресурсы и рыночные активы.

Управлять качеством образования означает правильный выбор и осуществления механизмов эффективного воздействия на все элементы системы образования, то есть, что обеспечивает прямо или косвенно результаты образования. Чтобы управление было качественным должен быть постоянный контроль. Управлением образовательным учреждениями – это планомерное, организованное, научно-обоснованное, систематическое воздействие на коллектив школы с целью обеспечения его оптимального функционирования.


Самое обсуждаемое
Реферат: Теория благосостояния Реферат: Теория благосостояния
Аудит тсж Кто проверяет деятельность тсж Аудит тсж Кто проверяет деятельность тсж
Кто платит подоходный налог с зарплаты: работодатель или работник? Кто платит подоходный налог с зарплаты: работодатель или работник?


top