Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её виды. Кредитно-денежная политика, её инструменты. Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды Бюджетно налоговая политика государства и ее инструменты

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика и её виды. Кредитно-денежная политика, её инструменты. Бюджетно-налоговая политика - понятие и виды Бюджетно налоговая политика государства и ее инструменты

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика представляет собой меры, которые принимает правительство для воздействия на экономику с помощью изменения величины доходов и (или) расходов государственного бюджета.

В современном словаре иностранных слов «фискальная политика» определяется как «совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных расходов и доходов, один из важнейших рычагов государственного регулирования экономики». Фиск (от латинского fiscus) - государственная казна, казначейство. Фискалы - в первоначальном смысле слова - сборщики податей, мытари.

Цели фискальной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний и стабилизацию экономики в краткосрочном периоде, - поддержаниеМатвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: Учеб, пособие.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. С. 447.:

Стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);

Полной занятости ресурсов;

Стабильного уровня цен.

Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста.

Инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику.

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста. Осуществление этих целей связано с проведением налоговой реформы и оптимизацией структуры государственных расходов.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики. В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочной перспективе она может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции.

Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.

Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика.

Пусть экономика находится в состоянии депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется следующимСелишев, А.С. Макроэкономика / [Текст].- СПб: Питер, 2006.- С. 94.:

Предложение благ высокоэластично по цене, поэтому кривая совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене, кривая AD 0 имеет крутой наклон (см. Приложение А) Там же.- С. 93.

Уровень безработицы высок, поэтому предложение труда неэластично по его

цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения труда NS.

Предположим, что государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину ДG. В результате эффективный спрос возрастает с Y 0 до Y 1 . Величина эффективного спроса проецируется на график производственной функции Y(N), в результате определяется спрос на труд. Вследствие роста эффективного спроса кривая совокупного спроса также сдвигается вправо с AD 0 до AD 1 . Это вызовет, в свою очередь, рост спроса на труд и рост занятости с N 0 до N 1 при неизменном предложении труда.

Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочном периоде, рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.

В теории монетаризма, как и в других портфельных теориях, большое значение придается тому влиянию, которое оказывают на экономику решения экономических субъектов по оптимизации портфелей своих активов Макроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. И.В. Новиковой [Текст]. - М.: Тетра Системс, 2008.- С. 109..

Принципиальное отличие монетаристского подхода от кейнсианского заключается не в количественном увеличении элементов портфеля активов с двух до пяти, а в том, что в монетаристском портфеле представлен весь сектор имущества: не только финансовые активы, но и реальный капитал, реальные блага (предметы потребления длительного пользования), факторы производства (человеческий капитал).

При условии, что дефицит государственного бюджета обслуживается путем эмиссии государственных облигаций, любые изменения в государственной задолженности приводят к изменению объема обращающихся государственных облигаций. Последнее экономические субъекты воспринимают, во-первых, как изменение объема своего имущества; во-вторых, как нарушение оптимальной структуры портфеля. Действия, предпринимаемые субъектами в ответ на указанные изменения, непосредственным образом влияют на экономическую конъюнктуру и реальные переменные в экономике. Механизм этого влияния выражается через два известных эффекта: эффект имущества и эффект субституции.

Эффект имущества: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Прирост государственных облигаций в своих портфелях экономические субъекты оценивают как прирост своего имущества в целом, а так как объем их потребления основывается на оценке величины имущества, то потребительские расходы возрастают, что приводит к росту совокупного спроса и национального дохода.

Эффект субституции: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Однако вновь выпускаемые облигации будут размещены при условии, что процентные выплаты по ним окажутся выше, чем по уже обращающимся облигациям, что вызовет рост процентной ставки по облигациям. В случае, если финансовые активы и реальный капитал взаимозаменяемы, повышение доходности по облигациям вызовет рост требований и к доходности акций, что равносильно снижению спроса на реальный капитал и, следовательно, сокращению инвестиционного спроса. Последнее оказывает понижающее воздействие на совокупный спрос и национальный доход.

Действие эффектов имущества и субституции прямо противоположное, если первый усиливает стимулирующее воздействие фискальной политики, то второй, наоборот, - снижает его. Поэтому оценка окончательного воздействия фискальных мероприятий на совокупный спрос и национальный доход зависит от степени взаимозаменяемости активов и, соответственно, от характера действия экономических субъектов по оптимизации структуры своих портфелей в ответ на изменение доли и доходности какого-либо актива Матвеева, Т. Ю. Введение в макроэкономику [Текст]: Учеб, пособие.- М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. -С. 139..

Целенаправленное изменение величины государственных закупок, налогов и трансфертов в результате специальных решений правительства, направленное на изменение уровня занятости, объемов выпуска или темпов инфляции, называется дискреционной фискальной политикой.

Автоматическая фискальная политика (недискреционная) представляет собой автоматическое изменение государственных расходов и налоговых поступлений в бюджет в результате циклических колебаний совокупного дохода.

К достоинствам фискальной политики следует отнести Селишев, А.С. Макроэкономика / [Текст].- СПб: Питер, 2006.-С. 283.:

1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.

2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).

3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и / или трансфертов) и / или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг - это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается Макроэкономика: учеб. пособие/ Под ред. И.В. Новиковой [Текст]. - М.: Тетра Системс, 2008.- С. 241.:

Проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики

проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики - монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) - т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Бюджет является центральным звеном в деятельности государства. Он представляет собой совокупность средств, концентрируемых в руках государства и используемых для достижения определенных целей. Он является инструментом финансирования государственных расходов, важнейшим средством регулирования экономики, регулирования доходов регионов, отраслей, индивидов.

Бюджет нацелен на:

1. финансирование расходов государства

2. регулирование экономики

3. регулирование взаимоотношений субъектов федерации.

Функции бюджета:

1. фискальная функция

2. функция экономического регулирования

3. социальная функция

Бюджетная политика – важнейший элемент экономической политики государства. Она включает в себя меры, осуществляемые государством, направленные на формирование государственного фонда средств, необходимого для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества. В рыночной экономике госбюджет выполняет важные макроэкономические функции: обеспечение создания общественных благ; создание материальной базы для управления рыночными процессами с помощью государственного фонда средств; формирование основы для решения задач роста благосостояния населения, для решения социальных вопросов.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Теоретически наиболее оптимальным является бюджет, который предполагает нулевое сальдо. Однако, если экономика развивается, то она должна решать все большие по объему задачи и средств на их реализацию хватать не будет.

Первочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами (G) и налогообложением (T) с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности государства, уровень социальной защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения России с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики государства.

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

а) макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;

б) решение финансовых задач;

в) повышение инвестиционной и предпринимательской активности;

г) повышение конкурентоспособности экономики;

д) обеспечение условий для экономического роста.

2. Налоговая система , как инструмент бюджетной политики . Налоги , их виды .

Налоговая система – это совокупность налогов, методов и

механизмов их исчисления. Она является одним из основных инструментов бюджетной политики государства.

Основные качества эффективной налоговой системы :

Встроенность в общее бюджетное устройство;

Стимулирование предприятий к производству товаров и услуг;

Чёткое регулирование взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов.

Цель налоговой системы: обеспечить поступление в бюджет финансовых ресурсов, которые необходимы для поддержания деятельности государства в области социальной защиты граждан, перераспределения доходов, регулирования экономики, обеспечения обороноспособности и правопорядка в стране.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

Классификация налогов:

1. по региональному признаку:

Федеральные

Региональные

Местные

2. по объекту налогообложения:

Налоги с доходов;

Налоги на имущество;

Налоги на операции с ценными бумагами.

3. по экономическому содержанию:

Косвенные

4. по прогрессивности:

Прогрессивные

Пропорциональные

Регрессивные

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ВНП = k g G,

где k g = 1/1-MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов , подобно G , обладает мультипликативным эффектом

ВНП = - k t T,

где k t = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

k g > k t , так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

Дискреционная фискальная политика сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T . В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная фискальная политика предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Встроенные стабилизаторы : прогрессивная система налогообложения и система государственных трансфертов. Они нивелируют циклические колебания совокупного спроса.

Фискальная политика будет экспансионистской , если приводит к росту совокупных расходов. Это происходит, когда государство:

1. увеличивает расходы,

2. сокращает чистые налоги

Фискальная политика будет рестриктивной , если она ведет к снижению совокупных расходов. Это наблюдается, когда:

1. снижаются государственные расходы,

2. увеличиваются чистые налоги.

В системе финансовых отношений немаловажную роль, с точки зрения пополнения доходной части бюджетов различных уровней и возможности воздействия на национальную экономику, играют налоги.

Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.

Принципы налогообложения: – сочетание прямых и косвенных налогов; – универсальность налогообложения; – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений; – однократность налогообложения; – использование системы налоговых льгот; – стремление к стабильности условий налогообложения; – запрет обратной силы налоговых законов.

Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

Юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода.

При высокой ставке подоходного налога (более 50%) резко снижается деловая активность фирм и населения. Кривая Лаффера (рис. 1.) отражает зависимость поступлений в бюджет сумм налогов от ставок подоходного налога.

Суть «эффекта Лаффера» в следующем: если экономика находится справа от точки А, то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (r a ) в краткосрочном периоде приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном – к их увеличению, так как возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности (выход из «теневой экономики»).

Объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

Рис.1. Кривая Лаффера

Ставка налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают твердые ставки (устанавливаются в абсолютном выражении на единицу отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

Прямые налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

Чистые налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.
  4. Недостатки фискальной политики:

    1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

    2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

    3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Бюджетно-налоговая политика – это политика государства в области государственных расходов и налогообложения, направленная на поддержание высокого уровня занятости, низких темпов инфляции, прироста национального богатства и равновесия платежного баланса.

Бюджет – схема доходов и расходов определённого физического или юридического лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени (обычно на 1 год).

Цели бюджетно-налоговой политики:

- в краткосрочном периоде - поддержание ВВП на уровне потенциала, обеспечение полной занятости, стабильный уровень цен, равновесный платежный баланс.

- в долгосрочном периоде - экономический рост при производстве неинфляционного ВВП .

Инструментами бюджетно-налоговой политики выступают доходы и расходы государственного бюджета, с помощью которых правительства воздействует на совокупные планируемые расходы (совокупный спрос).

Государственный бюджет – смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведён с профицитом или дефицитом. Бюджетный профицит (излишек) – превышение доходов над расходами. Бюджетный дефицит (недостаток) – превышение расходов над доходами.

Государственные расходы – это расходы, производимые государством с целью создания нормальных условий для повседневного проживания населения и частной предпринимательской деятельности.

Исходя из деления государственного бюджета на 3 составные части, государственный бюджет можно разделить на бюджетные группы: федеральные, республиканские и местных органов власти. Расходы федерального бюджета: национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика, ЖКХ, охрана окружающей среды, образование, культура и кинематография, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальные выплаты, межбюджетные трансферты, выплата процента по государственному долгу и т.д. Расходы республиканских и местных органов власти – расходы на образование, социальное обеспечение, здравоохранение, автомагистрали, поддержание порядка и внутренней безопасности. В России государственные расходы находят отражение в консолидированном бюджете, то есть своде всех бюджетов и состоят из двух частей: государственные закупки товаров и услуг; трансферты – безвозмездные выплаты домашним хозяйствам.

Доходы государства – часть национального дохода, который сосредотачивается в руках государства за счёт налогов и неналоговых поступлений.

Налоги государство взимает как на уровне федерального правительства, так и местных органов власти (округа, муниципалитеты, районы и т.д.). В зависимости от методов сбора налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги – налоги, которые плательщик непосредственно выплачивает из своего дохода налоговой службе или местным органам власти. В их структуру входят: налог на доходы физических лиц (подоходный налог), налог на прибыль, налог на наследство, поимущественный налог, или налог на собственность.

Косвенные налоги – налоги на товары или услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене и тарифу . Покупатель является плательщиком косвенного налога: налоги с продаж, акцизные сборы, таможенные сборы, взимаемые с импортных товаров, налог на добавленную стоимость.

Если большую часть доходов федерального бюджета составляют прямые налоги, то косвенные налоги составляют значительную часть доходов органов местной власти.

Фискальная политика – это политика манипулирования расходной частью бюджета и налогообложением с целью ускорения экономического роста, контроля над занятостью и инфляцией.

Под влияние фискальной политики попадает как совокупный спрос, так и совокупное предложение. Совокупный спрос - макроэкономический показатель, спрос на конечные товары и услуги всех макроэкономических агентов в определенный промежуток времени и при определенных уровнях цен. Функцию совокупного спроса обычно представляют в виде суммы четырех основных источников спроса:

Чистые налоги (обозн. T ) - разница между налогами и трансфертами. Соотношение государственных закупок и чистых налогов показывает состояние государственного бюджета. Если государственные закупки превышают чистые налоги, то в стране дефицит государственного бюджета, соответственно профицит бюджета означает, что чистые налоги превышают размер государственных закупок.

Совокупное предложение - общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП.

Мультипликатор – показатель (M ), величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объёма выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию. Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВВП к изменению объёма инвестиций, вызвавшему этот прирост.

Акселератор – отношение прироста индуцированных подъёмом производства инвестиций к вызвавшему его относительному приросту объёму производства. Обычно увеличение объёма производства (ВНП) приводит к ещё более быстрому росту инвестиций.

Встроенный стабилизатор – это любая мера, которая может повлиять на дефицит государственного бюджета или его положительное сальдо без участия правительства.

Механизм встроенного стабилизатора имеет два крупных недостатка:

Снижение экономической активности часто требует увеличения расходов государственного бюджета, особенно на пособия по безработице;

В условиях быстрой инфляции шкала возрастания ставок налогов слишком быстро начинает бить по агентам со средним и даже низкими доходами.

Фискальную политику различают:

1) по характеру воздействия: на экспансионистическую (стимулирующую) – направленную на увеличение государственных расходов и/или снижение налогов; и контрактивную (сдерживающую) – направленная на уменьшение правительственных расходов и/или увеличение налогов.

2) по степени участия правительства в решении проблем: дискреционную, недискреционную (автоматическую) и иногда, - смешанную.


Эффективность фискальной политики зависит от точности прогнозов и от предсказуемости результатов фискальных мероприятий.

Автоматические стабилизаторы вступают в действие, как только начинает колебаться совокупный спрос, но они никогда не могут полностью устранить колебания. Они также создают деструктирующее воздействие и действуют как тормоз в период выхода из спада.

В деле предсказания величины последствий дискреционной фискальной политики существует ряд проблем. Экспансионистская фискальная политика может осуществлять бюджетную накачку и поощрять повышенные частные расходы или вовсе вытеснять их. Степень, в которой она действует в качестве стимулятора, существенным образом зависит от степени уверенности в деловом мире – чего-то такого, что очень трудно предсказать заранее за несколько недель или месяцев. Масштаб эффекта вытеснения зависит от условий в денежной сфере и денежно-кредитной политики правительства.

Существует пять возможных временных лагов, связанных с фискальной политикой: временной лаг перед диагностированием проблемы, задержка между постановкой диагноза и объявлением новых мер, лаг между провозглашением и реализацией, лаг перед тем, пока заработают мультипликатор и акселератор, и лаг перед тем, как потребление полностью отреагирует на новые экономические условия.

Выбор того, что изменять – государственные расходы, налогообложение или все понемногу, - частично зависит от политических интересов государства: хочет ли оно увеличить или уменьшить размер общественного сектора. Он также зависит от относительной эффективности этих изменений в деле изменения совокупного спроса. Изменения в G имеют тенденцию обладать большим мультиплицирующим эффектом, чем изменения T . Однако изменения T обычно могут быть проведены быстрее, чем изменения в G .

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры госрасходов и налогов .

Цели : а) обеспечение устойчивого экономического роста , б) достижение высокого уровня занятости , в)снижение инфляции

Инструменты : целенаправленное изменение величин госрасходов, налогов, сальдо госбюджета

Виды : стимулирующая политика (направлена на преодоление спада путем увеличения госрасходов , снижения налогов или их комбинирования) и сдерживающая политика (направлена на сдерживание экономического подъема за счет снижения госрасходов, увеличения налогов или их комбинирование)

Типы : дискреционная политика(сознательное изменение величин госрасходов и налогов со стороны государства) и автоматическая (встроенныхстабилизаторов) политика (автоматическое изменение величины налогов : в период спада они сокращаются , а доходы растут, в период подъема , наоборот, они растут , что сокращает бюджетный дефицит).

Налоги – это обязательные платежи на основе государственного законодательства.. Делятся на автономные (не зависят от уровня доходов) и подоходные , зависящие от предельной налоговой ставки t=dT/dV, где dT – прирост налога, dT- прирост дохода. В рамках кейнсианской модели налоги так же, как и госрасходы, действуют на объем национального производства с мультипликационным эффектом .

Мультипликатор госрасходов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению государственных расходов. Его действие (эффект ) на доход прямое , поэтому оно положительно .

Мультипликатор налогов – это отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов. Его действие (эффект ) на доход обратное , поэтому оно отрицательно .

15.Финансирование бюджетного дефицита. Внутренний и внешний государственный долг. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь

Бюджетный дефицит – это сумма, на которую за данный год расходы правительства превосходят его доходы .

Различают: структурный дефицит , связанный с выполнением социально-экономических программ правительства, и циклический дефицит, если возникает положительное сальдо между реально наблюдаемым и структурным бюджетным дефицитом.

Финансирование бюджетного дефицита : структурный дефицит покрывается за счет внутренних финансовых средств: кредитов Национального банка, выпуска государственных ценных бумаг и т.п.; циклический дефицит – за счет проведения жесткой фискальной политики : в период спада либо растут налоги, либо уменьшаются госрасходы, либо и то и другое; в период подъема , наоборот, растут налоги и возрастают госрасходы, либо и то и другое. Современное финансирование бюджетного дефицита в условиях стагфляции , помимо этих мер, в основном направлено на оздоровление экономики, развитие производства и достижение полной занятости, хотя в краткосрочном периоде бюджетный дефицит даже возрастает , но в долгосрочном – налоговые поступления обеспечат его ликвидацию

Государственный долг – это сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам. Внутренний долг – это долг государства своему населению, предприятиям и организациям, выступающий в основном в виде госзаймов, т.е долговых обязательства государства. Погашается за счет новых облигаций, налогов и увеличения денежной массы в обращении. Внешний долг – это задолженность государства иностранным лицам. Погашается за счет части национального дохода, недвижимостью. Внешний долг опаснее внутреннего, поэтому существуют установленные государством лимиты его величины. Сокращение его должно происходить через мероприятия по подъему экономики в целом.

С помощью государственного долга покрывается бюджетный дефицит . Государство, управляя своим долгом, влияет на кредитно-денежную систему, а через нее – на экономику в целом.

В Республике Беларусь в 2006-2010гг . будет продолжена налоговая реформа, важным направлением которой станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику. Снижение нагрузки на фонд заработной платы, повышение доли и значения прямого налогообложения, пересмотр налоговых льгот, выравнивание условий налогообложения для всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок и другие мероприятия будут реализованы в целях совершенствования налоговой системы.

16. . Денежно-кредитная политика государства : цели, инструменты, виды

Денежно -кредитная политика – это совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики.

Цели : устойчивые темпы роста национального производства, стабильные цены, высокий уровень занятости, равновесие платежного баланса.

Инструменты :общие (воздействуют на все параметры денежно-кредитной сферы) и селективные (регламентация отдельных форм кредита и т.д.).

К косвенным инструментам относятся: изменение учетной ставки, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке.

К административным инструментам относятся: прямое лимитирование кредитов с помощью установления верхнего предела кредитной эмиссии и т.д., контроль над отдельными видами кредитов и т.д.

К селективным инструментам относятся: контроль по отдельным видам кредита, установление предельных лимитов по учету векселей для отдельных банков и т.д.

Виды: 1.политика « дорогих денег » (в условиях инфляции продаются государственные ценные бумаги, увеличивается норма обязательных резервов, повышается учетная ставка). 2..политика « дешевых денег » (в условиях спада расширяется кредитование, ослабляется контроль над приростом денежной массы, покупают государством ценных бумаг, снижение резервной нормы и учетной ставки).


Самое обсуждаемое
Отраслевая структура хозяйства Отраслевая структура хозяйства
Нормативное регулирование аудиторской деятельности Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Как считать пособие до 1 Как считать пособие до 1


top