Страховые взносы проезд к месту отдыха. Страховые взносы на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте. Какие выплаты должны облагаться страховыми взносами

Страховые взносы проезд к месту отдыха. Страховые взносы на оплату проезда сотрудников в общественном транспорте. Какие выплаты должны облагаться страховыми взносами

Сайт журнала «Зарплата в учреждении »

Электронный журнал «Зарплата в учреждении »

Статьи по теме

  • Увольнение на пенсию
  • Допуск работника к работе
  • Заявление на травматизма надо подать до 1 августа
  • Безопасный взносов с июне-июльских отпускных
  • Ратифицировано соглашение

Суть спора

Чиновники отделения России, проводившие проверку, выявили, что учреждение не начисляло взносы с оплаты проезда вотпуск за границу (Турция, Таиланд) по предъявленным справкам о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту - - Москва.

По мнению контролеров, в базу для начисления страховых взносов не включается стоимость проезда работников и членов их семей в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации до пункта пропуска через государственную границу РФ (то есть до аэропорта Москвы). Соответственно стоимость проезда от местонахождения аэропорта (в Москве) до станции, где находится пункт пропуска через границу (Сочи), подлежит обложению страховыми взносами.

Таким образом, учреждению были доначислены взносы, начислены штрафы и пени. Однако, не согласившись с такими действиями чиновников, оно обратилось с иском в суд.

Решение суда

Суд встал на сторону плательщика взносов. И вот почему.

Норма об оплате проезда

Статьей 325 Трудового кодекса РФ предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Такие лица имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя проезд к месту использования отпуска и обратно в пределах территории Российской Федерации любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.

Аналогичная норма содержится в статье 33 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Начисление страховых взносов

Как указано в пункте 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, страховыми взносами не облагается стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством, трудовыми или коллективными договорами.

В случае проведения отпуска указанными лицами за пределами территории Российской Федерации страховыми взносами не облагается стоимость проезда или перелета по рассчитанным от места отправления до пункта пропуска через государственную границу РФ, включая стоимость провоза багажа весом до 30 кг.

В силу статьи 9 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, порта, аэропорта, аэродрома, а также иной специально выделенный местности, где осуществляется пропуск через границу.

При этом воздушные суда пересекают государственную границу по специально выделенным воздушным коридорам.

Таким образом, работодатель обязан компенсировать работнику проезд от пункта пропуска до государственной границы (в пределах территории РФ). При этом стоимость проезда, подлежащая компенсации, может быть определена по соответствующим проездным документам (билетам), если был оплачен проезд именно от пункта пропуска до границы, или справкам перевозчиков о стоимости проезда до границы.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 2 октября 2012 г. № 7828/12.

Материалами дела подтверждается, что учреждение компенсировало своим работникам проезд в отпуск за пределы России в размере расходов по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно только в пределах Российской Федерации. В подтверждение этого были представлены справки, выданные транспортными организациями, о стоимости авиаперелета по территории Российской Федерации.

Таким образом, решение специалистов ФСС России признано недействительным.

НК РФ с 1 января 2017 года не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом оплата проезда и провоза багажа может быть предусмотрена не только законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами, как ранее было установлено п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, но и законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления.

В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории РФ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором они проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Примечание

Оплата стоимости проезда членов семей работников также не облагается страховыми взносами. Дело в том, что такие выплаты осуществляются вне рамок трудовых отношений (гражданско-правовых договоров на оказание услуг и т.д.), поэтому не являются объектом обложения взносами на основании п. 1 ст. 420 НК РФ.

Вопрос:

Об обложении страховыми взносами компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска за пределами РФ и обратно работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющихся к месту проведения отпуска воздушным транспортом.

Ответ:

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение и по вопросу обложения страховыми взносами сумм выплат в виде компенсации работодателем своим работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска за пределами Российской Федерации сообщает следующее.

В соответствии со статьей 325 Трудового кодекса РФ (далее - Трудовой кодекс) лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающие члены их семей имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.

Пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ) установлено, что в случае проведения отпуска работниками, работающими и проживающими в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором указанные работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» под пунктом пропуска через Государственную границу Российской Федерации понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

Таким образом, в случае проведения отпуска за пределами территории Российской Федерации работником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды (независимо от того, направлялся работник к месту отдыха до 01.01.2015 или после) только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. В этой связи справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до ближайшего к месту пересечения Государственной границы Российской Федерации аэропорта и обратно, выданная транспортной компанией, осуществляющей авиаперевозку, не требуется, поскольку стоимость такого перелета подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Предусмотренное пунктом 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ положение не противоречит нормам статьи 325 Трудового кодекса, так как устанавливает только порядок обложения страховыми взносами тех или иных выплат, направленных на компенсацию работодателем расходов по оплате стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту проведения отпуска и обратно, в пользу работников, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не ущемляет прав таких работников на компенсацию работодателем расходов по оплате всей стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.


Директор департамента развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Чикмачева

Организации из районов Крайнего Севера (или приравненных к ним местностям), оплачивающие работникам проезд к месту отпуска за рубежом, не платят со стоимости проезда только до международного аэропорта, из которого работник вылетает на отдых, а не до фактического места пересечения границы РФ. Поэтому запрашивать у перевозчика справку о стоимости перелета от такого аэропорта до границы не нужно. Такие разъяснения содержатся в письме Минтруда России от 21.05.15 № 17-3/В-258 .

Как известно, лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории РФ и обратно любым видом транспорта ( ТК РФ).
Стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через госграницу РФ страховыми взносами не облагается (п. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). До 2015 года данная статья не конкретизировала, какой именно пункт пропуска через границу России следует учитывать при определении размера компенсации проезда. Суды указывали на то, что взносы не начисляются на стоимость перелета от места отправления до места фактического пересечения государственной границы (см. « »).

С 1 января текущего года пункт 7 Закона № 212-ФЗ изложен в новой редакции. Согласно обновленной норме, пунктом пропуска через границу является, в том числе, здание международного аэропорта, в котором физическое лицо проходит пограничный контроль.

Кроме этого, специалисты Минтруда сослались на Закона РФ от 01.04.93 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». Там сказано, что под пунктом пропуска через границу понимается территория в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Таким образом, при следовании к месту отпуска за границей пунктом пропуска будет именно аэропорт, из которого осуществляется вылет.

Следовательно, не облагается страховыми взносами только стоимость проезда работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в которого работник проходит пограничный контроль. В связи с этим, справка о стоимости перелета от международного аэропорта вылета до ближайшего к месту пересечения границы РФ аэропорта, выданная авиаперевозчиком, не требуется. Стоимость такого перелета облагается взносами в общем порядке.

Комментарий к письму Минтруда РФ от 21.05.2015 № 17-3/В-258.

Строгий и буквальный подход был применен чиновниками Минтруда в Письме от 21.05.2015 № 17-3/В-258 при ответе на вопрос об обложении страховыми взносами компенсаций сотрудникам предприятий, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска за рубежом воздушным транспортом.

В пункте 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах указывается, что не подлежат обложению страховыми взносами стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 кг, оплачиваемые плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.

При этом для случая проведения отпуска такими работниками за пределами территории РФ поясняется, как сделать расчет стоимости проезда, которая освобождается от обложения страховыми взносами не полностью, а только в части, относящейся к проезду по территории РФ. Рассчитывается стоимость проезда от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу РФ.

Отметим, что данная формулировка п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах действует лишь с 01.01.2015. Она введена Федеральным законом от 28.06.2014 № 188 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования». До этого в указанной норме отсутствовало уточнение в отношении международного аэропорта, во всех случаях не облагаемую стоимость проезда надо было рассчитывать по тарифам от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу РФ (не пояснялось, что считать под местом пропуска).

Тем не менее и ранее чиновники Минтруда считали, что в случае проведения отпуска за пределами территории РФ сотрудником, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и направляющимся к месту проведения отпуска воздушным транспортом, не облагается страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды только стоимость проезда такого работника от места жительства или работы до международного аэропорта, в котором он проходит пограничный контроль. Они были уверены, что именно так надо трактовать прежнюю редакцию п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (см. Письмо ФСС России от 17.11.2011 № 14 03 11/08-13985).

Эта уверенность основывалась на ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации». В ней определено, что под пунктом пропуска через Государственную границу РФ понимается территория (акватория) в пределах, в частности, аэропорта, открытого для международных сообщений (международных полетов), где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.

В письмах Минтруда России от 21.05.2015 № 17-3/В-258 и от 20.05.2015 № 17-3/10/В-3536 подчеркивается, что ведомство не видит разницы в своем подходе к этому вопросу в отношении периода как до 01.01.2015, так и после. Указывается, что не требуется подтверждать справкой, выданной транспортной компанией, стоимость перелета от международного аэропорта вылета, в котором работник проходит пограничный контроль, до Государственной границы РФ и обратно, поскольку стоимость такого перелета облагается страховыми взносами в общем порядке. По мнению чиновников, при этом никакого ущемления прав работников, пользующихся для поездки к месту отпуска данным видом транспорта, не происходит.

Возникает вопрос: зачем же в таком случае Минтруд настоял на внесении изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах (очевидно, что данное изменение было инициативой именно названного ведомства)? Впрочем, ответ на этот вопрос найти легко. Таким образом, чиновники намерены «справиться» с неблагоприятной для них судебной практикой.

Ключевым при этом является Постановление Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 по делу № А05-11287/2011. Данное решение высшего суда довело до логического конца сложившуюся позицию арбитражных судов, не согласных с мнением Минтруда (см. постановления ФАС ВСО от 18.07.2012 по делу № А58-4557/2011 , ФАС СЗО от 21.05.2012 по делу № А42-4733/2011 ). По мнению арбитров, не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов выплаты, производимые работникам для компенсации стоимости авиационного перелета от места отправления до фактического пересечения Государственной границы РФ и обратно, то есть компенсационные выплаты в полном объеме.

Иначе говоря, при следовании за пределы РФ воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения Государственной границы РФ аэропорту возмещению подлежат фактически понесенные расходы по перелету кратчайшим путем к месту использования отпуска и обратно пропорционально расстоянию перелета воздушным транспортом над территорией РФ исходя из соотношения расстояния от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта к общему расстоянию перелета от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета), умноженного на стоимость указанного перелета в рублях (отношение ортодромии по РФ к общей ортодромии в процентах).

При этом под ортодромией по РФ понимается кратчайшее расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до Государственной границы РФ по маршруту следования воздушного транспорта, под общей ортодромией – расстояние от российского аэропорта вылета (прилета) до зарубежного аэропорта прилета (вылета) по маршруту следования авиационного пассажирского транспорта.

Указанное решение ВАС еще больше укрепило судебные органы в оценке правильности такого подхода (см. постановления ФАС ВВО от 16.07.2013 по делам № А29-5041/2012, № А29-5040/2012, от 31.01.2013 по делу № А29-1904/2012, АС ВСО от 29.05.2015 № Ф02-2324/2015 по делу № А33-22245/2014 , от 20.05.2015 № Ф02-2391/2015 по делу № А33-22246/2014, ФАС ДВО от 29.05.2013 № Ф03-2141/2013 по делу № А73-11116/2012, ФАС ЗСО от 24.12.2013 по делу № А75-4341/2013, ФАС СЗО от 03.09.2013 по делу № А42-3773/2012).

Что же, теперь после внесения изменения в п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах и суды изменят свою позицию?

Возможно. Однако арбитры будут непоследовательны, если поступят так. Ведь в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.10.2012 № 7828/12 основным аргументом в пользу страхователей была не особая, отличная от мнения Минтруда, трактовка рассматриваемой нормы, а защита прав работников, которые пользуются воздушным транспортом при следовании из района Крайнего Севера к месту отпуска за пределами территории РФ.

ВАС указал, что при толковании этой правовой нормы Минтрудом нарушаются вытекающие из Конституции РФ универсальные принципы справедливости и равенства обложения страхователей взносами, а также принципы равенства граждан на социальное обеспечение и экономического обоснования страховых взносов.

Например, в Постановлении КС РФ от 10.07.2007 № 9 П отмечается, что правовой режим страховых выплат по обязательному социальному страхованию должен быть основан на универсальных принципах справедливости и юридического равенства и вытекающем из них требовании сбалансированности прав и обязанностей (ст. 1 ч. 1, ст. 6 ч. 2, ст. 19 Конституции РФ) (см. также постановления КС РФ от 24.02.1998 № 7 П, от 23.12.1999 № 18 П, от 22.03.2007 № 4 П).

Судьи ВАС обоснованно определили, что если под пунктом пропуска через Государственную границу РФ, когда работник летит к месту отдыха за границу на самолете прямым рейсом без промежуточной посадки, считать здание аэропорта, открытого для международных сообщений, из которого вылетает этот работник, а не другой пункт пропуска, наиболее близкий к границе (например, в пределах железнодорожной или автомобильной станции), то при таком толковании обязанность страхователя по уплате страховых взносов ставится в зависимость от вида транспорта, которым работник будет следовать к месту проведения отпуска и обратно, поскольку при следовании железнодорожным или автомобильным транспортом страхователь имеет право не облагать страховыми взносами компенсацию проезда работника по территории РФ в полном размере, а при следовании того же работника к месту отдыха за границу на самолете – только часть компенсации. Тем самым нарушается принцип равенства обложения страховыми взносами.

Кроме того, при данном подходе нарушается и принцип равенства прав застрахованных лиц, поскольку размер сумм взносов, зачисляемых на застрахованных, ставится в зависимость от способа пересечения государственной границы.Судьи указали, что рассматриваемая компенсация представляет собой один из способов создания дополнительных возможностей для полноценного отдыха с целью оздоровления и восстановления работоспособности за пределами северных территорий граждан, чье здоровье постоянно подвергается негативному воздействию природно-климатических факторов. Поэтому нельзя толковать данную правовую норму с точки зрения экономического обоснования освобождения от обложения страховыми взносами только части компенсационной выплаты.

Также арбитры отметили, что при применении подхода Минтруда возникает угроза, что в первую очередь работодатели, не относящиеся к бюджетной сфере, будут стремиться в коллективных и (или) трудовых договорах ограничивать суммы указанных компенсаций только суммами, не подлежащими обложению страховыми взносами.

Таким образом, даже новая редакция п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах не должна, по нашему мнению, повлиять на выявленный ВАС факт несоответствия позиции Минтруда конституционным началам. Но как будет на практике – пока неизвестно.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.05.2015 № НД-4-5/9179.

Определением ВАС РФ от 19.11.2012 № ВАС-14728/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 09.01.2013 № ВАС-9527/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Данное решение, как и некоторые другие, вынесено уже после вступления в силу новой формулировки п. 7 ч. 1 ст. 9 Закона о страховых взносах, хотя касается периода, когда применялась прежняя редакция названной нормы.


Самое обсуждаемое
Нормативное регулирование аудиторской деятельности Нормативное регулирование аудиторской деятельности
Как считать пособие до 1 Как считать пособие до 1
Юрист по каско Помощь юриста по каско Юрист по каско Помощь юриста по каско


top