Всемирный банк и его деятельность. Всемирный банк Создание группы всемирного банка

Всемирный банк и его деятельность. Всемирный банк Создание группы всемирного банка

) влиятельной финансовой организацией является Всемирный банк (World Bank). Что он из себя представляет, кем управляется, каким странам выделяет финансовую помощь и на каких условиях — и чем занимается Всемирный банк в России?

История Всемирного банка

Организация с наименованием Международный банк реконструкции и развития (МБРР) точно так же, как МВФ, была основана по решению Бреттон-Вудской конференции, посвященной обсуждению финансовых и валютных отношений после Второй мировой войны и прошедшей в июле 1944 в США.

Формально учрежденный 27 декабря 1945-го, МБРР предоставил первый заем в размере $250 млн. только при втором президенте по имени Джон Макклой, занимавшем пост с 17 марта 1947 по 1 июля 1949 года. Заемщиком оказалась Франция, а обязательным условием кредитования - неучастие коммунистов в коалиционном правительстве страны. В дальнейшем Всемирный банк активно кредитовал Японию и страны Западной Европы, восстанавливавшие экономики после войны в рамках плана Маршалла. Со временем образовалась Группа Всемирного банка из нескольких организаций, решающих различные задачи. Штаб-квартиры всех организаций расположены в Вашингтоне.

Дальнейшие вехи истории:

1960 год - учреждение Международной ассоциации развития;

1968-1980 - увеличение объемов и расширение структуры кредитов развивающимся странам;

1980-1989 - кредитование экономик третьего мира, направленное на их развитие, с сокращением займов на социальные расходы правительств;

С 1989 - дальнейшее расширение спектра кредитов на самые разнообразные цели

В 2007 году Всемирный Банк предоставил развивающимся странам в виде кредитов и займов 23.6 млрд. $.

Структура Всемирного банка

Группа Всемирного банка

Группу Всемирного банка (World Bank Group) на сегодня составляют 5 структур:

  1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - осуществляет финансирование в форме кредитов стран со средним доходом и кредитоспособных государств-членов;

  2. Международная ассоциация развития (МАР) - дает гранты и беспроцентные займы правительствам беднейших стран;

  3. Международная финансовая корпорация (МФК) - кредитует исключительно частные компании;

  4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МИГА) - привлекает прямые зарубежные инвестиции в развивающиеся страны путём предоставления гарантий инвесторам и кредиторам, служащих страховкой от политических рисков;

  5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) - занимается разрешением споров, связанных с иностранными инвестициями

При этом понятие «Всемирный банк» относится только к образующим его МБРР и МАР, а понятие «Группа Всемирного банка» — ко всем пяти организациям.


Высший орган управления - Совет управляющих, заседающий раз в год в рамках Ежегодных совещаний Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка. В Совет управляющих входят по одному представителю от 189 стран-участниц. Количество голосов каждой из них зависит от доли в капитале банка. Следующей иерархической структурой является Координационный комитет:


Текущей деятельностью руководит находящийся в штаб-квартире Совет директоров, 20 из членов которого представляют группы стран-членов, 5 - крупнейших акционеров:

1. США (16.4% акций);

2. Япония (7.9% акций);

3. Германия (4.5% акций);

4. Великобритания (4.3% акций);

5. Франция (4.3% акций)

Председательствует на заседаниях Совета директоров и возглавляет общее руководство банком его президент, который избирается на 5-летний срок Советом управляющих. С 2012 года пост президента занимает повторно избранный в 2017-м Джим Ён Ким - как и все предшественники, гражданин США. Общая численность сотрудников Всемирного банка почти 12 000 человек, около 60% работают в США.

Членство в организации

Условием членства в МБРР является членство страны-участницы в МВФ. В свою очередь, чтобы стать членом любой другой организации Группы Всемирного банка, стране следует прежде войти в МБРР.

Членами Международного банка реконструкции и развития на сегодня являются 189 государств, Международной ассоциации развития - 173.

Цели деятельности и функции Мирового банка

Основные направления Мирового банка:

Финансирование госпрограмм развития и реконструкции;

Помощь беднейшим странам, борьба против голода и нищеты;

Поощрение и поддержка глобального партнерства;

Мат. стимулирование устойчивого развития окружающей среды;

Улучшение охраны материнства и детства, борьба с ВИЧ / СПИД и массовыми инфекционными заболеваниями

МБРР и МАР финансируют проекты в самых разнообразных областях в форме:

Кредитов под низкие проценты;

Долгосрочных беспроцентных займов;

Грантов

Средства банка состоят из капитала, накопленного за много лет и пополняемого взносами стран-членов, а также выручки от продажи облигаций банка.

В прошлом, 2017 году, согласно годовой отчетности банка, МБРР предоставил 17 861 млн. долларов, а МАР — 12 668 млн. В отношении регионов средства распределялись довольно равномерно: в Африку направлено 23% средств (хотя из МАР было выделено 6 623 млн., а из МБРР только 427), в Южную Азию — 18%, в Восточную Азию и Тихоокеанский регион — 17%. В 2017 финансовом году МБРР привлек сумму, эквивалентную 56 млрд. долл. США, путем выпуска облигаций в 24 валютах. Согласно Standard & Poor’s, облигации имеют высший рейтинг надежности. Следовательно, такие облигации подходят не только для корпораций, но и для традиционно осторожных страховых компаний и пенсионных фондов.


При этом МАР финансируется в значительной степени за счет взносов государств-партнеров из числа развитых стран и стран со средним уровнем дохода. Кроме того, часть денег идет из дохода МБРР. С 2016 года МАР имеет наивысший рейтинг кредитоспособности.



Помимо финансирования проектов государственного и частного секторов организация оказывает развивающимся странам консультационные и аналитические услуги. На официальном сайте банка worldbank.org публикуются данные Всемирного банка по состоянию экономики, образования, здравоохранения и других аспектов развития стран-участниц.

Всемирный банк в России

Россия вступила в четыре из пяти структур Группы Всемирного банка в 1992 году. Доля РФ в капитале МБРР на сегодняшний день составляет 2,98%. В Совете управляющих ВБ страну представляет глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

В июле 2014 из-за санкций, наложенных на Россию, получение страной нового финансирования приостановлено. Однако Программа государственных внешних заимствований РФ в ВБ и в настоящий момент состоит из 16 проектов суммарно на $2 млрд.

Кроме того, по данным МИД РФ, Всемирный банк в России обладает портфелем в 6 проектов на общую сумму кредитов в $435 млн.

Критика мирового банка

Мировой банк часто обвиняют в том же, что и Международный валютный фонд - кредитовании развивающихся стран с навязыванием им определенных ограничений и требованием проведения реформ, загоняющих государства в кредитную кабалу.

Один из VIP-критиков ВБ Нобелевский лауреат-экономист Джозеф Стиглиц, одно время работавший в организации главным экономистом и знающий ее изнутри - доказывает, что программы МБРР не обеспечивают устойчивого развития экономики государств третьего мира. Эксперт отмечает, что пока Россия следовала рекомендациям Мирового банка, в стране упали реальные доходы граждан, а игнорирующий мнение США Китай тем временем добился экономического роста.

Всемирный банк, многостороннее кредитное учреждение, состоит из 5 тесно связанных между собой институтов, общая цель которых – повышение уровня жизни в развивающихся странах за счет финансовой помощи развитых стран:

    Международный банк реконструкции и развития (МБРР) основан в 1945 г. – предоставление кредитов относительно богатым развивающимся странам. МБРР – главная составляющая группы Всемирного банка. Часто этот банк называют Всемирным.

    Международная ассоциация развития (МАР) основана в 1960 г. – предоставление особо льготных кредитов беднейшим развивающимся странам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

    Международная финансовая корпорация (МФК) основана в 1956 г. – содействие экономическому росту в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору.

    Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ) основано в 1988 г. – поощрение иностранных инвестиций в развивающихся странах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.

    Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) основан в 1966 г. 1 – содействие увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами; консультирование, научные исследования, информация об инвестиционном законодательстве различных стран.

Международный банк реконструкции и развития был создан в 1945 г. после того, как 28 стран подписали «Статус соглашения о международном банке реконструкции и развития», который был разработан на конференции Организации Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам, состоявшейся в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Устав МБРР неоднократно изменялся. Банк, как специализированное учреждение ООН, входит в систему Объединенных Наций.

Местопребывание – Вашингтон. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира. Уставной капитал составляет 142 млрд. долл. Страны оплачивают 20 % своих квот в Уставном капитале, причем 2% – в конвертируемой валюте, а 18 % – в национальной.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в т.ч. СНГ. Россия вступила в МБРР 16 июня 1992 г.

Вступить в МБРР могут только государства МВФ в то время и на тех условиях, которые определяются банком. Каждая страна-член МБРР должна стать подписчиком его капитала, причем минимальная доля вносимого капитала определяется банком.

Цели:

    содействие реконструкции и развитию территорий государств-членов путем поощрения капиталовложений для производственных целей;

    поощрение частных иностранных капиталовложений и в дополнение к частным инвестициям, если их трудно обеспечить, предоставление финансовых средств на цели производства;

    стимулирование долгосрочного сбалансированного роста и содействие поддержанию равновесия платежных балансов путем поощрения международных инвестиций для развития производственных ресурсов государств-членов Банка.

Структура:

    Совет управляющих.

    Совет директоров-исполнителей (Исполнительный совет), комитеты.

    Комитет по развитию.

    Президент Банка.

Все полномочия Банка возложены на Совет управляющих, высший орган МБРР. Каждое государство представлено в Совете одним управляющим (плюс 1 заместитель управляющего), назначаемым каждой страной-членом на 5 лет (возможно повторное назначение). Обычно им является правительственное должностное лицо на уровне министра (министр финансов или председатель центрального банка). Раз в год Советы управляющих, как МВФ, так и МБРР, проводят раздельные и совместные сессии в рамках Ежегодного совещания. За исключением определенных полномочий, специально сохраненных за ними в соответствии со Статусом соглашения (прием новых стран, увеличение или сокращение Уставного капитала, приостановление членства какого-либо государства и др.), управляющие делегируют свои полномочия Совету директоров-исполнителей. Решения принимаются большинством поданных голосов, если специально не предусмотрены иные правила процедуры (по важным вопросам необходимо собрать 85 %). Вес голоса каждого государства находится в пропорциональной зависимости от его доли в капитале Банка (у США более 17 % голосов, т.е. столько же, сколько у 140 развивающихся государств, а квота России – 1,8 %, а Украины – 0,8 %).

Совет директоров-исполнителей (избирается на 2 года) отвечает за осуществление основной текущей (оперативной) деятельности (политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка). Пять из 24 директоров-исполнителей назначаются пятью государствами – крупнейшими держателями акций Банка (США, Япония, Германия, Франция и Великобритания); другие страны объединены в 19 групп, каждая из которых представлена одним директором-исполнителем, избираемым страной или группой стран. Количество стран, которые представляет каждый из этих 19 директоров-исполнителей, значительно колеблется. То, как будут сгруппированы государства, решают они сами – зачастую в соответствии с географическим положением, а также с учетом политических и культурных факторов. В своей работе Совет директоров-исполнителей опирается на помощь различных комитетов: совместный аудиторский и временные комитеты, комитеты по вопросам кадровой политики, по выработке регламента, по вопросам эффективности затрат и бюджетной практике, по административным вопросам.

Комитет по развитию, совместный министерский комитет Совета управляющих МБРР и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам, состоит из 24 человек (министры финансов или должностные лица сопоставимого уровня) был создан в 1974 г. Он дает консультации и подготавливает доклады для Советов управляющих Банка и Фонда. Комитет рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности и передача ресурсов. Рекомендации комитета направляются Советам управляющих МБРР и МВФ.

Президент МБРР, кандидатура которого, согласно давней традиции, выдвигается директором-исполнителем, представляющим США и избирается директорами-исполнителями на 5 лет. Он не может быть ни управляющим, ни директором, ни их представителем. Он отвечает за управление повседневной деятельностью Банка, организацию которой, назначение и увольнение штатных сотрудников он осуществляет под общим контролем директоров-исполнителей. Его помощники – 3 директора-распорядителя. Президент является председателем Совета директоров-исполнителей, которые избирают его на этот пост и снимают с него. Он руководит штатом оперативных служащих и управляет, согласно указаниям директоров-исполнителей, текущими делами Банка.

Источники финансирования.

МБРР, подписчиками капитала которого являются все государства-члены, финансирует свои кредитные операции главным образом из этого капитала, заемных средств с финансовых рынков, а также за счет платежей в погашение ранее предоставленных займов.

Деятельность.

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Группа Всемирного банка осуществляет банковское кредитование в основном двух типов:

    представление займов развивающимся странам, которые не в состоянии выплачивать процентные ставки, близкие к рыночным. Денежные средства для этих займов поступают от инвесторов, покупающих облигационные обязательства, выпускаемые МБРР.

    кредиты предназначены только для беднейших стран, которые обычно некредитоспособны на международных финансовых ранках и не в состоянии платить процентные ставки, близкие к рыночным. Предоставление займов таким странам осуществляет Международная ассоциация развития (МАР).

Приоритетные для МБРР – такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы систем образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначены для финансирования конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит – не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным изменением экономической политики.

В 1995 г. МБРР сформулировал 4 основных направления своей деятельности:

    Стремление к заключению нового соглашения с целью привлечения достаточных ресурсов для удовлетворения потребностей развивающихся стран.

    Единый подход к политике развития Банка для ее продолжения в неизменном виде.

    Укрепление и расширение круга партнеров Всемирного банка, как на глобальном, так и на локальном уровне.

    Совершенствование функций Банка.

Деятельность Банка по оказанию технической помощи подразделяется на 3 основные категории:

    техническая помощь, финансируемая как составные части займов и кредитов Банка, бессрочные займы и кредиты на техническую помощь, и техническая помощь, финансируемая через Фонд подготовки проектов (ФПП);

    техническая помощь, предоставляемая, но не финансируемая Банком (Банк в качестве административного учреждения; проекты, осуществляемые под руководством Банка), и программа оплачиваемой технической помощи для развивающихся стран с высоким уровнем доходов, например, нефтеперерабатывающих и для Международного фонда сельского развития;

    техническая помощь, обеспечиваемая по линии административного бюджета.

Гарантийная политика Банка предоставляет 2 возможности для получения гарантий: частичные рисковые гарантии, допускающие ограниченный регресс при проектном финансировании, и частичные кредитные гарантии, используемые для распределения рисков.

Проектный цикл у МБРР состоит из 6 этапов: определение проекта, подготовительная работа, предварительная оценка стоимости, переговоры и представление проекта руководству Банка, практическое осуществление и контроль за ним, оценка результатов.

Инспекционная группа, состоящая из лиц, отбираемых на основе их знаний и опыта в области развития, может при соответствующей просьбе рассматривать жалобы о случаях несоблюдения Банком своих процедур и политики.

Институт экономического развития, основанный в 1995 г., занимается организацией и проведением учебных курсов и семинаров для служащих из развивающихся стран. Он оказывает помощь учебным и исследовательским институтам управления, подготавливает, издает и распространяет учебные материалы.

Банк осуществляет большую программу исследований для поддержки своей оперативной деятельности и принятия надлежащих мер в ответ на острые проблемы, с которыми сталкиваются его члены. Цели таких исследований: обеспечение информацией по экономической и технической тематике, а также по вопросам разработки и осуществления программ, связанных с его кредитной, аналитической, учебно-подготовительной деятельностью и оказанием технической помощи; повышение уровня знаний в области развития; содействие политическому диалогу со странами-членами и увеличению их исследовательского потенциала.

С 1995 г. МБРР – член консультативного органа, созданного Канадой, Францией, Голландией, США, АзБР (Азиатский банк развития), МФСР (Международный фонд сельскохозяйственного развития) и Фондом развития капитала ООН для координации деятельности стран-кредиторов по систематическому финансированию программ и для обеспечения этих стран и стран-заемщиков необходимым инструментом.

Фонд институционального развития представляет собой своего рода инструмент быстрого реагирования для финансирования небольших, ориентированных на динамичные действия планов, определяемых в ходе общеэкономической отраслевой работы Банка и его политического диалога, в странах с низким и средним уровнем доходов населения.

Глобальный фонд окружающей среды является механизмом финансирования, с помощью которого развивающимся странам предоставляются средства на проекты и деятельность по охране окружающей среды посредством содействия щадящему окружающую среду развитию. Банк при этом выполняет задачи попечителя и секретариата Фонда, а также заказчика проектов.

Всемирный банк – 1 из спонсоров Консультативной группы по международным сельскохозяйственным исследованиям (КГМСИ), созданной в целях использования современной науки в интересах развития устойчивого сельского хозяйства в бедных странах. Банк и около 40 доноров оказывают совместную поддержку 18 международным центрам сельскохозяйственных исследований, которые в тесном сотрудничестве с национальными исследовательскими институтами разрабатывают более эффективные, с точки зрения потребляемых ресурсов, технологии производства продовольствия, что одновременно способствует охране и улучшению состояния природных ресурсов как основы этого производства.

МБРР сотрудничает на национальном и местном уровнях с рядом негосударственных организаций, консультируя и финансируя их и помогая им при реализации различных проектов.

Региональные миссии Банка функционируют в Африке, Азии, Европе и Латинской Америке.

Информация

В 1994 г. Банк открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах, одобренных исполнительным директором после 3 января 1994 г. Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз, национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран, их специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах).

В 1992-98 гг. МБРР предоставил России кредиты на 14,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997-98 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает 5-е место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 105 млрд. долл. Срок погашения – 7 лет с 3-летним льготным периодом. Выделение кредита было предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 (в июне 1999 г.).

Став членом МБРР, Россия вступила и в МАИГ.

Международная ассоциация развития была создана в 1960 г. как филиал МБРР. В качестве специализированного учреждения она принадлежит к системе Объединенных Наций. МАР во многих отношениях не отличается от МБРР. Обе организации финансируют проекты развития, имеют 1 и тот же штат, а президент Банка является одновременно президентом МАР. Главные различия между этими двумя организациями в том, как они приобретают финансовые средства для кредитования и в условиях, на которых они предоставляют займы развивающимся странам. МБРР большую часть своих финансовых средств получает на мировых финансовых рынках и предоставляет займы развивающимся странам под более низкий процент и на более длительные сроки погашения, чем это делают коммерческие банки. В отличие от МБРР, МАР предоставляет развивающимся странам беспроцентные кредиты. Источники ее финансирования – взносы стран-доноров.

Цели:

    содействие экономическому развитию;

    повышение производительности труда;

    повышение уровня жизни в развивающихся странах-членах МАР.

Государства-члены разделены на 2 группы:

    группа I – экономически более развитые страны (более 25 стран);

    группа II – менее развитые страны (более 130 стран).

Членство открыто для всех стран-членов МБРР в сроки и на условиях, которые могут устанавливаться МАР.

Структура:

    Совет управляющих.

    Исполнительный директорат.

    Президент.

Члены Совета управляющих, Исполнительного директората и президента в силу занимаемой должности, а также должностные лица и штатные служащие МБРР по совместительству выполняют аналогичные обязанности в Международной Ассоциации развития. Штат сотрудников МАР разделен на 4 сектора: операции, финансирование, политика, планирование и исследования.

Источники финансирования

Основная часть финансовых ресурсов МАР состоит из трех источников: переводов из прибыли МБРР; капитала, подписчики которого – государства-члены; взносов в основном более богатых членов МАР, включая ряд стран со средним уровнем доходов (пополнение средств происходит, как правило, каждые 3 года). 34 государства-члены согласились предоставить 18 млрд. долл. США в ходе Десятого привлечения средств МАР (МАР-10), проходившего в 1993-96 гг. в целях наращивания усилий по борьбе с нищетой, проведения экономических реформ, улучшения менеджмента и обеспечения экономически устойчивого развития.

Деятельность

Кредиты МАР предназначаются для беднейших и наименее кредитоспособных стран и выделяются с учетом размеров территории страны, годового дохода на душу населения и степени эффективности экономической политики. Только страны с годовым доходом на душу населения, составляющим менее 1305 долл., могут пользоваться займами МАР. Большинство кредитов МАР предоставляется странам с годовым доходом на душу населения в размере 800 долл. или меньше. Погашение займов начинается по истечении 10 лет льготного периода; они предоставляются на 35 или 40 лет и без %.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи. Кредиты предоставляются в национальной валюте государства или его территории.

В рамках программы специальной помощи осуществляется поддержка стран южнее Сахары с низкими доходами и высокими долгами. Директора-исполнители публикуют нормы и условия предоставления кредитов МАР.

МФК была создана по инициативе США в качестве филиала МБРР в 1956 г. путем ратификации устава Международной финансовой корпорации. МФК является самостоятельным юридическим лицом и финансовой организацией, входящей в Группу Всемирного банка и принадлежащей к системе Объединенных Наций в качестве специализированного учреждения. Местопребывание – Вашингтон. В состав МФК входят более 170 государств. Россия вступила 12 апреля 1993 г.

Цель:

Содействие экономическому росту стран-членов путем поощрения предпринимательства в производственной сфере, т.е. на микро уровне, дополняя, таким образом, деятельность МБРР.

Структура:

      Совет управляющих.

      Директорат.

      Президент, исполнительный вице-президент.

      Банковская консультативная комиссия.

      Деловой консультативный комитет.

Высшим органом Международной финансовой корпорации яв­ляется Совет управляющих. Каждый управляющий и заместитель управляющего МБРР, назначаемые членом Банка, являющимся одновременно членом Международной финансовой корпорации, являются в силу занимаемой должности управляющим и заместите­лем управляющего в составе ее Совета управляющих. За исключе­нием отдельных полномочий, сохраняемых согласно уставу МФК только за членами Совета (такие, как прием новых членов, опре­деление условий приема, повышение или понижение уставного капитала, приостановка членства, внесение поправок в устав), управляющие делегировали свои полномочия Директорату. Ежегод­ное собрание МФК проводится одновременно с ежегодным собра­нием МБРР.

Директорат, состоящий из 24 директоров, которыми по долж­ности являются все директора-исполнители Банка (и их заместите­ли), назначаемые/избираемые членом или группой членов Корпо­рации, отвечает за проведение текущей деятельности МФК.

Президентом Корпорации является президент Всемирного бан­ка. отвечает за общее управле­ние и текущие операции. В процессе планирования и принятия решений он опирается на группу менеджеров, включающую семь вице-президентов. Три вице-президента по операциям осуществля­ют надзор за работой региональных и отраслевых департаментов. Кроме того, каждый вице-президент курирует отдельную сферу деятельности. Вся работа ведется через 5 региональных (Афри­ки южнее Сахары; Азии; Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки; Европы; Латинской Америки и Карибского бас­сейна) и четыре отраслевых (агробизнеса; химии, нефтехимии и удобрений; инфраструктуры; нефти, газа и горнодобывающей промышленности) департамента. Департамент рынков капитала и корпоративных финансовых услуг оказывает платные консульта­ционные услуги государственным предприятиям и правительствам по вопросам приватизации и частным компаниям по вопросам финансовой реструктуризации.

Банковская консультативная комиссия , состоящая из 10 руководящих работников ведущих междуна­родных финансовых институтов, проводит регулярные встречи с управленческим составом МФК для обмена мнениями о политике и деятельности Корпорации.

Деловой консультативный комитет состоит из известных промышленников, банкиров и государствен­ных деятелей всех частей мира, которые делятся своими знаниями, опытом и взглядами по вопросам бизнеса с руководством МФК.

Источники финансирования

Ресурсы МФК состоят главным образом из взносов государств-членов, кредитов МБР, процентов с предоставленных займов, фи­нансовых сборов, дивидендов и участия в прибылях, доходов от продажи акций, платы за услуги, депозитов и операций с ценными бумагами, а также из средств, извлеченных на международных рынках капитала.

Деятельность

МФК предоставляет кредиты сроком от 5 до 15 лет высокорентабельным частным предприятиям, но в отличие от МБРР, без гарантии правительства. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, реализуемых частным сектором. При этом МФК обычно ограничивает свое участие в каждом конкретном проекте 25-ю % его стоимости. Но она помогает найти инвесторов.

Три принципа определяют региональные и отраслевые задачи МФК:

    принцип катализатора: привлечение к участию в проекте частных инвесторов;

    принцип рентабельности для обоснования сотрудничества с частным сектором;

    принцип участия МФК как меры, дополняющей естествен­ный рыночный процесс.

МФК содействует развитию частного сектора путем:

Финансирования (займы, собственный капитал, совместные средства);

Мобилизации ресурсов (объединение предоставляемых зай­мов, страхование, предоставление гарантий, капиталовложения в частные компании);

Управления рисками (своп операции, связанные с валютны­ми курсами и процентными ставками, механизмы хеджирования);

Технической помощи и консультирования (изменения на рынке капитала, прямые иностранные инвестиции, приватизация, корпоративная реструктуризация, подготовка и оценка проектов);

Разработки стратегии сотрудничества с МБРР по вопросам оценки частного сектора (в целях налогообложения для отдельных стран, разработки национальных стратегий, реформы финансового сектора).

Международная финансовая корпорация является инвестицион­ным банком Группы Всемирного банка для развивающихся стран. МФК – крупнейший в мире источник прямого финансирования проектов частных капиталовложений в развивающихся странах. Она предоставляет займы непосредственно частным компаниям и инвестирует в них собственные средства, не располагая гарантиями правительств, а также привлекает другие источники финансирова­ния для проектов частного сектора, таких, как:

1) содействие предпри­нимательской деятельности, включая малый бизнес;

2) мобилизация финансовых средств;

3) инвестиции в проекты по развитию инфра­структуры;

4) инициативы по охране окружающей среды;

5) консульта­ционные услуги и техническая помощь.

МФК предлагает различные финансовые сделки и услуги ком­паниям в развивающихся странах-членах:

    долгосрочные займы,предоставляемые в основных валютах по фиксированным или ме­няющимся ставкам;

    вложения собственного капитала, другие меха­низмы кредитования (субординационные займы, ценные бумаги с доходом);

    предоставление гарантий и вспомогательное финансиро­вание;

    менеджмент рисков (мобилизация капиталов за счет своп операций с валютами и процентными ставками; обеспечение средств хеджирования).

Корпорация консультирует деловые круги и правительства раз­вивающихся стран по различным вопросам, включая физическую и финансовую реструктуризацию, разработку планов предпринима­тельской деятельности, идентификацию рынков, продукции, технологий, финансовых и технических партнеров, а также мобилиза­цию ресурсов для финансирования проектов.

Созданная в 1986 году Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ), конт­роль за деятельностью которой осуществляет комитет во главе с исполнительным вице-президентом МФК, оказывает правитель­ствам помощь в удовлетворении долгосрочных потребностей раз­вития путем извлечения максимальной выгоды из иностранных инвестиций (капиталы, технологии, управленческие опыт и зна­ния). КСИИ предоставляет правительствам консультации по во­просам законодательства, стратегий, правил и процедур, знание которых необходимо для создания привлекательного инвестицион­ного климата.

Консультативное бюро по разработке проектов для Африки, созданное в 1986 году, предо­ставляет консультации африканским предпринимателям, стремя­щимся расширить или модернизировать существующие предпри­ятия или создать новые.

Консультативное бюро по разработке проектов для южной час­ти Тихого океана оказывает помощь предпринимателям девяти островных государств - членов МФК в разработке приемлемых для банков проектов либо создании новых предприятий, либо расширении и диверсификации деятельности существующих.

В последние годы МФК обращает особое внимание на оказание технической помощи 1 частным фирмам, финансирование которойосуществляется с помощью Фонда технической помощи.

Представители МФК работают в странах Африки, Азии, Европы и Латинской Америки.

ИНФОРМАЦИЯ

В 1994 году МФК определила политику по вопросам раскрытия информации и предлагает информацию об оперативной деятель­ности Корпорации, документы, касающиеся окружающей среды, а также другие данные о проектах, финансовую информацию и дис­куссионные материалы МФК (экономика и исследования).

Открытая для общественности информация о деятельности МФК может быть получена в Центре общественной информации Всемирного банка (ЦОИ) в Вашингтоне; запрашивать нужную информацию можно через Интернет или в отделениях Всемирного банка в Лондоне, Париже и Токио.

База данных по новым рынкам предлагает информацию о новых рынках. Введение в действие инвестиционных индексов МФК, отражающих степень открытости отдельных новых рынков для иностранных инвесторов, предназначено для удовлетворения возрастающих потребностей инвесторов. База данных будет постоянно расширять сферу предлагаемых услуг.

С 1956 г. МФК выделила более 21,2 млрд. долл. собственных средств на осуществление различных проектов и организовала финансирование 852 предприятий в 129 развивающихся странах на сумму 15 млрд. долл.

С 1993 г. МФК утвердила финансирование 38 российских проектов на 563 млн. долл. из собственных средств и 223 млн. долл. – из средств участников программы по привлечению синдицированных средств. Совокупная стоимость этих проектов составила 1,9 млрд. долл.

Общий объем кредитов и инвестиций по всем направлениям деятельности корпораций составляет 7 млрд. долл.

Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям было создано в 1988 г. как филиал Всемирного банка, но в финансовом отношении оно является независимым. Как специализированное учреждение, Агентство входит в систему ООН. В состав МАИГ входят более 130 государств, включая РФ. Членство открыто для всех членов МБРР.

Цель:

Поощрение инвестиций на производственные цели в государствах-членах, в особенности в развивающихся странах, путем:

    предоставления гарантий, включающих совместное перестрахование от некоммерческих рисков в форме размещения капитала в одних странах-членах, который привлекается в других;

    осуществление надлежащих вспомогательных мероприятий для содействия потоку инвестиций в развивающиеся страны и между ними.

Функции:

    увеличение возможностей других страховщиков путем совместного страхования или перестрахования;

    страхование инвестиций в страны, не подлежащих такому страхованию другими страховщиками в силу политики последних;

    обслуживание инвесторов, не имеющих доступа к другим официально признанным страховщикам;

    предоставление гарантий инвесторам различных национальностей, входящим в какой-либо многонациональный синдикат, что создает благоприятные условия для заключения страховых контрактов и урегулирования претензий.

Структура:

    Совет управляющих.

    Директорат, председатель Директората.

    Исполнительный вице-президент.

Высший орган Агентства – Совет управляющих. Он может делегировать свои полномочия Директорату, за исключением специально закрепленных за Советом (прием новых членов, приостановка членства, увеличение или сокращение капитала). Совет состоит из управляющих и их заместителей (по 1 от каждой страны-члена). Председатель Совета избирается из числа управляющих.

Директорат состоит из 20 директоров (у каждого – по 1 заместителю) и отвечает за общую оперативную деятельность Агентства. Председатель Директората – президент МБРР.

Исполнительный вице-президент МАИГ назначается Директоратом по представлению председателя и выполняет свои функции под общим контролем Директората. Он отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала. Должностные лица и другие штатные сотрудники МБРР работают в Агентстве по совместительству.

Источники финансирования

Важнейший источник финансирования – основной капитал (948млн. долл.), который обеспечивает предоставление гарантий на сумму 745 млн. долл. Конвенция МАИГ предусматривает, что промышленно развитые страны должны вносить 10 % своей доли в конвертируемой валюте. Еще 10 % каждая страна вносит в форме не обращающихся на открытом рынке беспроцентных долговых обязательств. Остаток представляет собой резервный капитал. До 25% взносов развивающихся стран может вноситься в их собственной валюте.

Деятельность

МАИГ дополняет деятельность существующих страховщиков инвестиций посредством сострахования и перестрахования. Агентство предоставляет выбираемым им инвесторам гарантии (покрывающие до 90 % объема инвестиций) сроком на 15-20 лет на инвестиции в государствах-членах (развивающиеся страны) от некоммерческих рисков, т.е. обеспечивает своего рода страхование от политических, экономических и иных видов рисков. МАИГ предлагает четыре основных типа гарантий:

Не конвертируемость валюты

Защита от потерь, возникающих в связи с невозможностью кон­вертировать местную валюту в иностранную для ее перевода за пределы страны.

Экспроприация

Защита от потерь, вызванных действиями правительства страны пребывания по ограничению или ликвидации права собственности или контроля над нею, а также права на застрахованные инвес­тиции.

Война и гражданские волнения

Защита от убытков, вызванных военными действиями или гражданскими волнениями, ведущими к разрушению или нанесе­нию ущерба материальным активам предприятия или к созданию препятствий для его деятельности.

Нарушение контракта 1

Защита от убытков, связанных с тем, что инвестор не может добиться принятия решения суда или арбитражного суда и/или его выполнения по иску против страны пребывания, аннулировавшей или нарушившей инвестиционный контракт.

МАИГ изучает проекты в ходе процесса подачи заявок в целях обеспечения их финансовой, экономической и экологической обоснованности и их полезного вклада в удовлетворение потреб­ностей развития страны пребывания.

МАИГ предоставляет разнообразные услуги по оказанию техни­ческой помощи в целях содействия усилиям стран-членов по сти­мулированию прямых иностранных капиталовложений. В 1994 году МАИГ оказывало целый ряд услуг, начиная от консультационных услуг по политике улучшения инвестиционных режимов до помо­щи в увеличении притока иностранных инвестиций и консульта­ций по правовым вопросам, касающимся иностранных инвестиций.

В 1994 году в центре внимания МАИГ стали находиться во­просы создания потенциала поощрения "инвестиций; началась разработка электронных средств (глобальная электронная сеть, предназначенная для конкретных секторов «CD-ROM») в целях ускорения распространения информации об инвестиционных воз­можностях в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Отказ от консультационных услуг по разработке по­литики с целью сбережения ресурсов, необходимых для содействия расширению деятельности по предоставлению гарантий, привел к прекращению финансовой поддержки, которую МАИГ оказывало Консультативной службе по иностранным инвестициям. Функции МАИГ по консультативной деятельности, касающейся разработки стратегической политики, за исключением поощрения капитало­вложений и распространения информации, были переданы КСИИ. Структурное подразделение МАИГ по разработке политики и кон­сультационным услугам было переименовано в Службу инвестици­онного маркетинга.

Содействие инвестициям включает проведение встреч, конфе­ренций, учебных программ и семинаров, а также ознакомительные поездки отраслевого и межгосударственного характера. Инфор­мационная политика Агентства предусматривает использование новейших средств коммуникации с целью установления и поддер­жания контактов с потенциальными инвесторами.

В 1994 году МАИГ провело ряд практикумов в целях оказания помощи странам-членам в "создании потенциала маркетинга для улучшения услуг, предоставляемых инвесторам, и укрепления свя­зей с ними, а также осуществления миссий по привлечению инвес­тиций.

ИНФОРМАЦИЯ

МАИГ издает, среди прочего, бюллетень «MIGA News» (с 1994 г. на французском языке) и публикует ежегодный отчет.

ИПАНЕТ является глобальной сетью информационного обмена и коммуникаций в сети «Интернет».

ЕБРР

ЕБРР – III влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1990 в результате подписания Соглашения о создании Европейского банка реконструкции и развития (приступил к операциям в апреле 1991 г.). Местопребывание – Лондон.

Цели:

    поддержание перехода стран Центральной и Восточной Европы и к ориентированной на открытый рынок экономике;

    содействие развитию частного предпринимательства в странах, приверженных принципам многопартийной демократии, плюрализма и рыночной экономики.

Функции:

      поддержка стран-членов – получателей помощи в проведении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию и приватизацию в целях полной интеграции их экономик в мировую экономику путём содействия:

      • организации, модернизации и расширению производст­венной, конкурентоспособной и частнопредпринимательской деятельности, прежде всего малых и средних предприятий;

        мобилизации национального и иностранного капитала и эффективному управлению;

        инвестициям в производство с целью создания конкурентной среды и повышения производительности, качества жизни и улучшения условий труда;

        оказанию технической помощи в подготовке, финансирова­нии и реализации проектов;

        стимулированию и поощрению развития рынков капитала;

        реализации солидных и экономически обоснованных проек­тов, включающих более чем одну страну реципиента;

        экологически устойчивому развитию.

В ЕБРР входят около 60 стран и институты (Европейский Союз, Европейский инвестиционный банк).

Членами Банка могут стать:

    Европейские страны.

    Неевропейские страны, являющиеся членами МВФ.

    Европейское сообщество (Европейский Союз).

    Европейский инвестиционный банк.

Структура:

    Совет управляющих.

    Директорат, комитеты.

    Президент, вице-президенты.

    Консультативный совет по вопросам окружающей среды.

Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем (всего 118 членов), является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. Каждый член Банка представлен в Совете управляющих и Совете директоров. Собрания проводятся один раз в год, дополнительные собрания могут созываться Советом управляющих или Директоратом. Совет управляющих может полностью или частично передавать свои полномочия Директорату, за исключением приема и определения условий приема новых членов, изменения размеров уставного капитала, приостановления членства, избрания директоров и президента, определения жалованья директоров и заместителей директоров, утверждения общего баланса, внесения поправок в Соглашение и прекращения операций Банка. При этом Совет управляющих сохраняет всю полноту власти в отношении всех задач, выполнение которых поручено Директорату. Количество голосов, которым располагает каждый член, равно количеству его подписных акций в акционерном капитале Банка.

Президент (четырехлетний мандат, возможно переизбрание) руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Он председательствует на заседаниях Директората и может принимать участие в собраниях Совета управляющих. Он является полномочным представителем Банка. Возглавляя штатный персонал Банка, президент, согласно установленным Директоратом правилам, отвечает за организацию работы ЕБРР, а также за прием и увольнение штатных сотрудников. Вице-президенты назначаются по рекомендации президента Директоратом, который определяет сроки пребывания на этом посту, а также их полномочия и функции. В структуру ЕБРР входят девять департаментов (банковских операций, финансовый, оценки проектов, отдел главного экономиста и др.). Департамент банковских операций имеет три отдела: групп по странам, 1 групп по отраслям, 2 групп по поддержке операций. Каж­дый отдел состоит из групп, в состав которых входят специалисты из частного и государственного секторов стран - членов Банка.

Консультативный совет по вопросам окружающей среды со­стоит из экспертов-экологов из Центральной и Восточной Европы и из стран ОЭСР, а также из консультантов по вопросам политики и стратегии, касающимся «экологического мандата» Банка.

Источники финансирования

Капитальные ресурсы Банка включают уставной капитал, заем­ные средства и средства, полученные за выплату кредитов или га­рантии Банка, доходы, извлекаемые из инвестиций Банка, и любые другие финансовые средства и доходы, не являющиеся частью ре­сурсов специальных фондов Банка.

Акционерный капитал составляет 10 млрд. евро (евро является официальной валютой банка, все его активы, обязательства и финансовые отчеты выражаются в евро) и разделен на 1 млн. акций номинальной стоимостью 10000 евро. Общая номинальная сумма оплачиваемых акций равна 4,3 млрд. долл., т.е. 30 % от первоначально разрешенного к выпуску акционерного капитала. Квота России в капитале ЕБРР – 40 тыс. акций, что обеспечивает ей собственного директора в Совете директоров.

В соответствии с учредительным соглашением был создан ряд фондов:

1) с участием Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции Балтийский специальный инвестиционный фонд содейст­вия частному сектору путем поддержки малых и средних пред­приятий в балтийских странах и Балтийский специальный фонд технической помощи для содействия развитию рыночной экономи­ки в балтийских странах;

2) Российский специальный фонд малого бизнеса для развития частного сектора;

3) Российский специаль­ный фонд технического содействия малому бизнесу.

Деятельность

ЕБРР стремится оказывать помощь государствам-членам в осу­ществлении структурных и отраслевых экономических реформ, включая демонополизацию, децентрализацию и приватизацию с учетом потребностей этих стран на различных этапах перехода к рыночной экономике. Его деятельность включает содействие раз­витию частного сектора, укреплению финансовых институтов и правовых систем, созданию или модернизации инфраструктуры, необходимой для деятельности в частном секторе. Банк поощряет совместное финансирование 1 и прямые иностранные капиталовло­жения, осуществляемые частным и государственным секторами. ЕБРР сотрудничает с международными финансовыми институтами и другими международными организациями.

ЕБРР работает на коммерческой основе, предоставляя займы на условиях рыночных процентных ставок, учитывающих риски (фи­нансовые инструменты: займы, инвестиции собственных средств и гарантии). Банк осуществляет прямое финансирование проектов развития частного сектора, структурные реформы и проводит при­ватизации, а также развивает инфраструктуру. Совместные пред­приятия являются основным объектом кредитования Банком, в особенности те, которые имеют иностранных спонсоров.

В рамках программы технического сотрудничества Банк финан­сирует исследовательские и связанные с проектами аналитические работы, консультационные услуги и подготовку кадров.

Приоритетными областями являются приватизация и струк­турные реформы, финансовая система, энергетика (включая без­опасность атомных реакторов), телекоммуникации, транспорт и экологическая инфраструктура, сельское хозяйство, природные ре­сурсы и туризм.

В 1993 паду «Группа 7-ми» официально предложила ЕБРР учре­дить «Счет ядерной безопасности» для привлечения вкладов стран-доноров в целях субсидирования проектов обеспечения ядерной безопасности в регионе. Банк под­готавливает проекты и представляет их на рассмотрение Ассамб­лее вкладчиков. Он действует как секретариат «Счета ядерной безопасности». Первоочередное внимание уделяется реакторам, представляющим высокую степень риска, которая должна быть сокращена путем оперативных и экономически эффективных дей­ствий по их усовершенствованию в целях обеспечения безопас­ности. ЕБРР – универсальное учреждение и объединяет различные направления: предоставляет кредиты правительствам 25 стран и одновременно уделяет внимание поддержке частного сектора в этих странах.

Банк открыл представительства в странах Восточной и Цент­ральной Европы (Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия (для государств Балтии), Польша, Румыния, Российская Федерация (Москва с региональными бюро в Санкт-Петербурге и Владивостоке), Словакия, Украина, Узбекистан и Чехия).

ИНФОРМАЦИЯ

Банк публикует общую информацию о деятельности ЕБРР, пе­риодику, материалы о политике в отношении различных секторов, документы по вопросам окружающей среды и приватизации, а так­же исследования и рабочие материалы.

Группа Всемирного банка - многосторонний институт развития, состоящий из пяти организаций, управляющихся странами-членами, общей целью которых является: положить конец крайней бедности, сократив к 2030 году долю мирового населения, живущего в крайней бедности, до 3 процентов; а также обеспечить благосостояние для всех, повысив доходы беднейших 40 процентов населения каждой страны. Группа Всемирного банка является крупнейшим источником финансовой и технической помощи, оказываемой развивающимся странам по всему миру.

Всемирный банк (наряду с Международным валютным фондом (МВФ)) был основан по итогам Бреттон-Вудской конференции в 1944 году. Штаб-квартира расположена в Вашингтоне (Федеральный округ Колумбия). Организация насчитывает более 120 представительств по всему миру, в которых работают более 10 000 человек.

  • Управляющим от Российской Федераций в организациях Группы Всемирного банка (МБРР, МФК, МАР и МАГИ) является Министр финансов Российской Федерации – А.Г. Силуанов
  • Заместитель управляющего от России в ВБ - Министр экономического развития Российской Федерации – М.С. Орешкин
  • Исполнительный директор от России – А.С. Лушин

Сотрудничество Банка России с Группой Всемирного банка

Взаимодействие Банка России с Группой Всемирного банка ориентировано в первую очередь на привлечение экспертизы Всемирного банка в процессе совершенствования финансового регулирования и внедрения лучшего мирового опыта и практики, преимущественно путем участия в реализации проводимых Всемирным банком совместно с МВФ оценочных мероприятиях в рамках Программы оценки финансового сектора (FSAP – Financial Sector Assessment Program), а также в ходе реализации совместных проектов.

Банком России совместно с Группой Всемирного банка были недавно реализованы или реализуются в настоящее время следующие проекты:

  • Модернизация и внедрение накопительной пенсионной системы.
  • Разработка стратегии повышения финансовой доступности.
  • Индикаторы уровня развития финансового сектора.

Руководство Банка России принимает участие в сессиях и ежегодных совещаниях, проводимых совместно Группой Всемирного банка и Международным валютным фондом, взаимодействует с ведомствами и организациями (например, при рассмотрении и подготовке предложений по Стратегии сотрудничества Российской Федерации и Группы Всемирного банка) в целях выработки единой позиции Российской Федерации и Группы Всемирного банка по отдельным вопросам повестки. При необходимости Банк России участвует в согласовании решений Правительства Российской Федерации о выделении Россией помощи беднейшим странам.

На регулярной основе Банк России участвует в подготовке справочных и аналитических материалов по вопросам участия Российской Федерации в деятельности Группы Всемирного банка.

Важным приоритетом сотрудничества остается информационное взаимодействие и обмен информацией с Группой Всемирного банка, а также совместная научно-исследовательская и экспертно-аналитическая деятельность. Группа Всемирного банка представляет для Банка России ценный источник международной экспертизы (например, в сфере макроэкономического моделирования и прогнозирования), а также эффективную площадку по выработке рекомендаций и стандартов в сфере финансового регулирования (например, в области развития финансового сектора и повышения доступности и качества финансовых услуг).

См. более подробно

Всемирный банк поддержит беднейшие станы в ситуации текущего финансового кризиса, заявил на пресс-конференции в Вашингтоне председатель комитета по развитию министр финансов Мексики Агустин Карстенс.

Группа Всемирного банка (ВБ) или Всемирный банк — многостороннее кредитное учреждение, состоящее из нескольких тесно связанных между собой финансовых институтов, общей целью которых является повышение уровня жизни развивающихся государств путем финансовой помощи развитых стран.

Официально ВБ был создан 27 декабря 1945 года, после того, как большинство стран‑участниц ратифицировало Бреттон‑Вудские соглашения 1944 года.

ВБ начал работу 25 июня 1946 года, первый кредит был выдан 9 мая 1947 года ($250 млн. получила Франция на реконструкцию экономики, разрушенной Второй мировой войной).

Главной задачей Всемирного банка является содействие устойчивому экономическому росту, который ведет к сокращению нищеты в развивающихся странах, путем оказания помощи по увеличению производства через долгосрочное финансирование проектов и программ развития. При этом приоритетными для него являются структурные преобразования: либерализация торговли, приватизация, реформа образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру.

Каждый заем Всемирного Банка должен гарантироваться соответствующим правительством и за исключением особых обстоятельств должен предоставляться для осуществления конкретных проектов.

Главное преимущество сотрудничества с ВБ для страны‑получателя заключается в существенно заниженных по сравнению с другими международными кредиторами процентных ставках по займам. Другая перспективная выгода для получателя помощи ВБ состоит в том, что за кредитами ВБ идут международные кредиты.

В Группу Всемирного банка входят:

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) - основное кредитное учреждение группы Всемирного банка. МБРР ‑ самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) был учрежден одновременно с Международным валютным фондом (МВФ) в соответствии с решениями Международной валютно‑финансовой конференции в Бреттон‑Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 года.

Международная ассоциация развития (МАР) ‑ организация, входящая в группу Всемирного банка. Создана в 1960 году. Ее цель - оказание помощи самым бедным странам. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $835.

Международная финансовая корпорация (МФК) — международный финансовый институт, входящий в структуру Всемирного банка. МФК была создана в 1956 году, чтобы обеспечить устойчивый приток частных инвестиций в развивающиеся страны.

Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - автономное международное учреждение, целью которого является содействие направлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, страхование и предоставление гарантий частным инвесторам, а также оказание консультационных и информационных услуг. МИГА было основано в 1988 году.

Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), основанный в 1995 году, содействует увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами.

Членство во Всемирном банке

В пяти финансовых институтах Всемирного Банка участвует разное количество государств. Членами Международного банка реконструкции и развития (МБРР) являются 184 государства, то есть почти все страны мира. В Международную ассоциацию развития (МАР) входят 163 государства, в Международную финансовую корпорацию (МФК) ‑ 175 государств, в Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям ‑ 158 государств, а в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) — 134 государства.

Россия стала полноправным членом Группы Всемирного банка в июне 1992 года. Помимо Международного банка реконструкции и развития, Россия является членом Международной финансовой корпорации (МФК), Международной Ассоциации Развития (МАР) и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций (МАГИ).

Согласно уставу Всемирного Банка, для принятия стратегических решений требуется получить не менее 85% голосов акционеров.

По состоянию на конец 2007 года, крупнейшими акционерами Всемирного Банка являются США (16.4% акций), Япония (7.9%), Германия (4.5%), Великобритания и Франция (по 4.3%).

Каждые три года Группа Всемирного банка разрабатывает рамочный документ: "Стратегия деятельности Группы Всемирного банка", который используется как основа сотрудничества со страной. Стратегия помогает увязать программы банка как по предоставлению займов, так и аналитических и консультационных услуг, с конкретными целями развития каждой страны‑заемщика.

Руководство

Президент Всемирного банка, глава совета директоров‑распорядителей ВБ, глава Международной ассоциации развития, глава совета директоров Международной финансовой корпорации, глава Агентства по многостороннему гарантированию инвестиций ‑ Роберт Зеллик (занимает этот пост с 1 июля 2007 года).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников


Самое обсуждаемое
Договор безвозмездного пользования автомобилем обязанность офрмления осаго Договор безвозмездного пользования автомобилем обязанность офрмления осаго
Отраслевая структура хозяйства Отраслевая структура хозяйства
Нормативное регулирование аудиторской деятельности Нормативное регулирование аудиторской деятельности


top