Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества? К малой социальной группе можно отнести 11 национальная принадлежность человека является характеристикой его

Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества? К малой социальной группе можно отнести 11 национальная принадлежность человека является характеристикой его

производителей и потребителей

партий и государства

родителей и детей

писателей и читателей

А2. Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

требование права

норму морали

научный закон

правило этикета

А3. Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

А4. Что является отличительной чертой науки?

обращение к сверхъестественным силам

стремление к достижению объективной истины

воздействие на эмоции людей

А5. Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

Основное общее образование

Среднее профессиональное образование

Полное (среднее) образование

Высшее профессиональное образование

А6. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали существуют только в письменной форме.
Б. Нормы морали устанавливаются государством.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

A7. Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

Отличительной чертой рыночной экономики является

централизованное распределение ресурсов

свободное ценообразование

введение подоходного налога

товарный дефицит

В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

спад производства

бюджетный профицит

рост инфляции

бюджетный дефицит

10. Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Национальная принадлежность человека является характеристикой его

прирожденного статуса

социальной роли

достигаемого статуса

общественного престижа

Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

политический строй

социальную структуру

хозяйственный уклад

форму государства

13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.
Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

Правительство

Совет безопасности

Федеральное Собрание

Общественная палата

Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

альтернативных

непрямых

формальных

неравных

16. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

верно только А

верно только Б

верны оба суждения

оба суждения неверны

15. Отличительной чертой рыночной экономики является

А. централизованное распределение ресурсов

Б. свободное ценообразование

В. введение подоходного налога Правильный ответ________

Г. товарный дефицит

16. В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228, 8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А. спад производства

Б. бюджетный профицит

В. рост инфляции Правильный ответ________

Г. бюджетный дефицит

17. Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А. прирожденного статуса

Б. социальной роли

В. достигаемого статуса Правильный ответ________

Г. общественного престижа

18. Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А. политический строй

Б. социальную структуру

В. хозяйственный уклад Правильный ответ________

Г. форму государства

19. Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А. Правительство

Б. Совет безопасности

В. Федеральное Собрание Правильный ответ_______

Г. Общественная палата

20. Труд, в отличие от общения

А. является видом деятельности человека

Б. оказывает воздействие на личность Правильный ответ______

В. направлен на преобразование окружающей среды

Г. предполагает наличие цели

теста

Буквенные варианты ответов

    Программа вступительного экзамена по обществознанию / Составители: Рогозин И.И. и Горбатенкова М.В.. СПб ТЭИ. 2011.

    Конституция Российской Федерации. М., 2010.

    Боголюбов Л.Н., Аверьянов А.И., Городецкая Н.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание. (базовый уровень). 10 класс. Просвещение.

    Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание. (базовый уровень). 10 класс. Просвещение.

    Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. (базовый и профильный уровни). 10-11 класс. Просвещение.

    Гуревич П.С, Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 10 класс. Мнемозина.

    Гуревич П.С, Николаева Е.З. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. Мнемозина.

    Кравченко А.И. Обществознание (базовый уровень). 10 класс. Русское слово.

    Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. Русское слово.

    Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень). 10-11 класс. Вита-Пресс.

    Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 10 класс. Дрофа.

    Никитин А.Ф. Обществознание (базовый уровень). 11 класс. Дрофа.

    Никитин А.Ф. Право (базовый уровень). 10-11 класс. Просвещение.

    Никитин А.Ф. Право (профильный уровень). 10-11 класс. Дрофа.

    Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 10 класс.

    Салыгин Е.Н., Салыгина Ю.Г. Обществознание (базовый уровень). 11 класс.

    Обществознание. Учебник для учащихся 10 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой Л.Н. М. «Просвещение». 2010.

    Обществознание. Учебник для учащихся 11 кл. общеобразовательных учреждений. / Под ред. Боголюбова Л.Н. и Лабезниковой Л.Н. М. «Просвещение». 2010.

    Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лабезниковой Л.Н. М. «Просвещение». 2009

    Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др. М., «Просвещение». 2009.

    Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М., «Просвещение». 2010.

    Двигалева А.А. Обществознание. СПб., 2006.

    Кишенкова О.В. ЕГЭ 2011. Обществознание. Сдаем без проблем. М., ЭКСМО. 2010.

    Кишенкова О.В. Сборник тестовых заданий для подготовки к итоговой аттестации по обществознанию за курс основной школы: 9 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Новый учебник. 2009.

    Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов. СПб.: «Питер». 2008.

    Михайлов Г.Н. Ответы на экзаменационные вопросы по обществознанию. Санкт-Петербург. Из. Дом «Литера». 2006.

Программа вступительных испытаний по истории.

Абитуриент на экзамене должен продемонстрировать комплекс знаний по всему курсу Истории России, начиная с появления восточных славян до сегодняшнего дня современной России.

При подготовке к экзамену он может воспользоваться данной программой, в основе которой лежит примерная программа вступительных экзаменов по Истории, разработанная ППС кафедры СГН ГОУ ВПО ПГТУ.

Разделы программы освещают отдельные этапы всей истории нашего Отечества и содержат вопросы, включенные в экзаменационные билеты.

Программа упрощает процесс подготовки экзаменационных вопросов, давая возможность составить план ответа на экзамен.

Вопросы, касающиеся истории развития культуры России, требуют особого внимания, т.к. часто вызывают сложности. Данная программа поможет Вам разрешить сложную задачу подготовки и сдачи вступительного экзамена по истории России.

Все вопросы экзаменационных билетов взяты только из программы вступительных экзаменов по истории России.

Древнерусское государство (VIII - сер. XII вв.).

Восточные славяне в древности. Происхождение и ранняя история славян. Славяне в эпоху великого переселения народов, их социальная организация и материальная культура. Походы славян в Византию в VI в.

Восточные славяне в VII- VIII вв., их занятия, общественный строй, быт и верования. Образование племенных союзов.

Возникновение государства у восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. Норманнская теория возникновения древнерусского государства и ее современная оценка. Формирования территории древнерусского государства. Первые киевские князья (Олег, Игорь, Ольга, Святослав). Расцвет древнерусского государства. Владимир I. Принятие Русью христианства и его значение. Ярослав Мудрый. Создание первого письменного свода законов «Русская правда». Удельная система и межкняжеские усобицы во второй половине XI- начале XII вв. Владимир Мономах и его эпоха. Социально-экономическое и политическое развитие Руси в IX- XII вв. Внешняя политика киевских князей.

Культура Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность. Летописи. Школы и просвещение. Живопись. Художественное ремесло. Зодчество.

Политическая раздробленность Руси (сер. XII - конец XV вв.).

Распад Киевской Руси на отдельные княжества и земли, особенности их развития. Владимиро-Суздальская, Новгородская и Галицко-Волынская земли.

Борьба с иноземными захватчиками в XIII в.

Монголо-татарское нашествие. Образование Монгольской империи и завоевательные походы Чингисхана. Битва на Калке. Походы Батыя на Русь. Героическое сопротивление русского народа. Монголо-татарское иго и его влияние на социально-экономическое, политическое и культурное развитие Руси. Народные восстания против монголо-татарских завоевателей.

Борьба русского народа с немецкой и шведской экспансией в XIII в.

Прибалтика в XIII в. рыцарские ордена. Наступление немецких рыцарей на Восток и завоевание ими Прибалтики. Агрессия шведских феодалов и их разгром в Невской битве. Немецкая экспансия. «Ледовое побоище». Александр Невский.

Великое княжество Литовское. Русские земли в составе великого княжества Литовского.

Становление русского централизованного государства (конец XV - XVI вв.).

Предпосылки объединения русских земель в единое русское государство.

Социальное и экономическое развитие Руси в XIV- XV вв. Развитие сельского хозяйства и ремесла. Рост городов. Развитие торговли и укрепление экономических связей между русскими землями. Рост крупного землевладения.

Северо-Восточная Русь в XIII- начале XIV вв. Возвышение Московского княжества. Борьба Москвы с Тверью. Иван Калита. Дмитрий Донской и начало освободительной борьбы с Ордой. Сергий Радонежский и духовный подъем русского народа. Куликовская битва и ее значение. Междоусобная война в великом княжестве Московском во второй четверти XV в. Василий II Тёмный.

Завершение процесса объединения русских земель под властью Москвы. Свержение монголо-татарского ига и завоевание политической независимости. Формирование государственного аппарата. Рост международного авторитета Московского государства. Иван III. Василий III. Государство и церковь в XIV- XVI вв.

Культура России в XIV- XV вв.

Развитие единого русского государства в XVI в. Расширение территории. Рост населения. Сельское хозяйство. Поместье и вотчина. Становление крепостничества. Внутренняя и внешняя торговля. Ремесло. Города. Царствование Ивана IV. Социальная борьба. Укрепление государственной власти. Реформы 50-х годов XVI в. Опричнина и ее последствия. Присоединение к России Казанского и Астраханского ханств. Завоевание Западной Сибири. Ливонская война.

Россия в конце XVI - XVII вв.: от Смуты к укреплению государственности.

Смутное время. Предпосылки смуты. Хозяйственное разорение 70-80-х годов XVI в. Обострение социальных противоречий. Борьба за власть после смерти Ивана IV Грозного. Царь Фёдор Иоаннович. Крепостническое законодательство. Воцарение Бориса Годунова. Голод 1601-1603 гг. Лжедмитрий I и его политика. Василий Шуйский. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции. «Семибоярщина» и захват Москвы поляками. Первое и второе ополчения. Освобождение Москвы и воцарение Михаила Романова. Столбовский мир со Швецией и Деулинское перемирие с Польшей.

Россия при первых Романовых. Социально-экономическое развитие страны. Сельское хозяйство. Закрепощение крестьян. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур. Рост городов и торговли. Начало формирование всероссийского рынка. Усиление самодержавной власти. Церковь и государство. Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Социальная борьба в XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина. Освободительная борьба украинского и белорусского народа. Переяславская Рада и воссоединение Украины с Россией. Основные направления внешней политики России. Войны и Речью Посполитой и Швецией. Сибирь в XVII в. Освоение русскими Сибири и Дальнего Востока. Значение присоединения Сибири к России. Нерчинский договор с Китаем.

Культура России в XVII вв. Развитие научных знаний и техники. Литература. Книгопечатание. Иван Фёдоров. Зодчество. Русское народное творчество. Школа и образование. Живопись. Ремесло. Культурные связи с Западной Европой.

Российская империя XVIII - XIX вв.

Русское государство на рубеже XVII-ХVIII вв., его внутреннее и международное положение. Предпосылки петровских преобразований. Борьба в правящих кругах в конце XVII в. Петр I и Софья. Начало преобразовательной деятельности Петра I.

Внешняя политика Петра I. Азовские походы. "Великое посольство". Причины и начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Создание регулярной армии и строительство флота. Основание Петербурга. Вторжение Карла XII в Россию. Полтавская битва. Прутский поход. Победы русского флота. Ништадтский мир и его значение. Персидский поход. Петра I.

Социально-экономическое и политическое развитие России в первой четверти XVIII в. Экономические преобразования Петра I. Изменения в социальной структуре российского общества. Реформы в сфере государственного устройства. Учреждение Сената. Создание коллегий. Реформы местной администрации. Образование Синода. Табель о рангах. Принятие Петром I императорского титула. Российский абсолютизм и его особенности.

Культура России в первой четверти XVIII в. Реформы в области просвещения. Развитие образования и науки, основание Академии наук. Изменения в быту. Литература. Живопись. Архитектура. Эпоха дворцовых переворотов.

Борьба за власть после смерти Петра I. Екатерина I и Верховный тайный совет. Петр II. Попытка ограничения самодержавия. Анна Иоанновна. Бироновщина. Иван VI. Воцарение Елизаветы и ее внутренняя политика. Внешняя политика России в 1725-1762 гг. Начало присоединения Казахстана к России. Участие России в Семилетней войне. Петр III. Приход к власти Екатерины II.

Социально-экономическое развитие России в 60-90-е годы XVIII в. Сельское хозяйство. Положение крестьянства. Крепостническое законодательство 50-х годов. Помещичье хозяйство. Развитие российской промышленности. Внутренняя и внешняя торговля. Образование общероссийского товарного рынка. Зарождение буржуазных отношений и начало разложения крепостнического хозяйства. Социальная структура русского общества.

Внутренняя политика Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм». Секуляризация церковных владений. Уложенная комиссия. Восстание под предводительством Е.Пугачева. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам, их содержание и значение. Великая французская революция и ее влияние на внутреннюю политику Екатерины II. Начало революционного движения в России. А.Н.Радищев.

Внешняя политика Екатерины II. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мир. Присоединение Крыма. Георгиевский трактат. Русско-турецкая война 1787-1791 гг. Ясский мир. Участие России в разделах Польши. Дипломатия Екатерины II и французская революция. Декларация России о вооруженном нейтралитете.

Культура России в середине - второй половине XVIII в. Просвещение и наука. Литература. Живопись. Архитектура. Скульптура. Театр.

Россия в конце XVIII - первой половине XIX в. Социально-экономическое развитие. Становление капиталистических отношений. Разложение и кризис крепостнической хозяйственной системы. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Помещичье хозяйство и его эволюция. Крестьянское хозяйство. Промыслы. Расслоение крестьянства. Начало промышленного переворота, его сущность и особенности. Социальная структура русского общества.

Внутренняя и внешняя политика Павла I. Павел I и дворянство. Указ о престолонаследии. Политика Павла I в крестьянском вопросе. Военная реформа. Отношения с западноевропейскими государствами. Война с Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В.Суворова. Средиземноморская экспедиция эскадры Ф.Ф.Ушакова. Поворот во внешней политике. Дворцовый переворот 11 марта 1801 года.

Александр I и его внутриполитическая программа. Проекты социально-экономических и политических реформ. Негласный комитет. Образование министерств. Указ о вольных хлебопашцах. М.М.Сперанский и борьба в правящих кругах вокруг проектов реформ. Реформа образования.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. Конституция Царства Польского и проекты реформ в России. Усиление охранительных начал в политике. Аракчеевщина. Военные поселения.

Внешняя политика Александра I. Участие России в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир. Русско-шведская, русско-турецкая и русско-персидская войны.

Отечественная война 1812 года. Вторжение Наполеона в Россию. Отступление русской армии. Народный характер войны М.И.Кутузов. Бородинская битва. Наполеон в Москве. Отступление французской армии, ее разгром. Историческое значение Отечественной войны 1812 г.

Заграничный поход русской армии. Крушение Наполеоновской империи. Венский конгресс и его решения. Священный союз.

Декабристы. Формирование мировоззрения дворянских революционеров. Первые тайные организации, Северное и Южное общества. "Конституция" Н.Муравьева и "Русская правда" П.Пестеля. Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге и Черниговского полка на юге, их подавление. Значение движения декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Усиление централизации государственного управления. Укрепление репрессивного аппарата. Собственная Его Императорского Величества канцелярия. Политика в области просвещения и печати. Консервация сословного строя. Кодификация законов. Планы преобразований. Николай I и крестьянский вопрос. Реформы П.Д Киселева. Экономическая политика.

Внешняя политика Николая I. Борьба с революционным движением в Европе. Царская дипломатия и Восточный вопрос. Русско-персидская война. Русско-турецкая война. Попытки решения Восточного вопроса в 30-40-е гг. XIX в. Международное положение России на рубеже 40-50-х гг.

Крымская война. Причины и начало войны. Героическая оборона Севастополя. Поражение России и его причины. Парижский мир.

Экспансия самодержавии на Кавказе. Борьба горцев Северного Кавказа за независимость под руководством Шамиля. Завоевание Кавказа. Завершение присоединения Казахстана. Массовые движения во второй четверти XIX в. Польское восстание.

Общественное движение З0-40-х гг. XIX я. Теория официальной народности П.Я.Чаадаев. Славянофилы и западники. Идея социализма в России. В.Г.Белинский, Д.И.Герцен. Петрашевцы.

Культура России в первой половине XIX в.Просвещение. Наука. Русские путешественники. Открытие Антарктиды. Русская литература и ее общественное значение. Архитектура. Живопись. Скульптура. Музыка. Театр.

Россия во второй половине XIX в. Общественный подъем после Крымской войны. Революционная и либеральная тенденции в общественном движении. Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Борьба консервативного и реформистского течений в верхах. Александр II и его позиция.

Отмена крепостного права. Подготовка реформы. Борьба в правящих верхах вокруг планов реформы. Акты 19 февраля 1861г., их содержание и значение. Либеральные преобразования 60-70-х гг. XIX в. - движение к правовому государству. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Преобразования в области просвещения и печати. Военные реформы. Реформаторы 60-70-х гг. М.Т.Лорис-Меликов.

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Развитие внутреннего рынка. Внешняя торговля. Социальная структура русского общества.

Революционное движение в 60-70-е гг. Революционное народничество и его идеология. "Хождение в народ". «Земля и воля». Переход народников к индивидуальному террору, "народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II. Упадок народничества. Рабочий вопрос и рабочее движение в 60-70-е гг. XIX в. Южнороссийский союз рабочих. Северный союз русских рабочих.

Внутренняя политика самодержавия в 80 - начале 90-х гг. XIX в. Александр III. Контрреформы. Рабочее и крестьянское движение в 80-х - начале 90-х гг. Распространение марксизма в России. Группа "Освобождение труда". Г.В.Плеханов. Народничество в 80-90-х гг. Либеральное движение.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Борьба за отмену условий Парижского мира. Россия и Восточный вопрос. Национально-освободительное движение балканских народов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и ее итоги. Предпосылки сближения с Францией и франко-русский союз. Завоевание Средней Азии. Освоение Дальнего Востока.

Культура России во второй полотне XIX в. Просвещение. Достижения русской науки и техники. Русская литература. Русская философия. Архитектура, Живопись Музыка. Театр.

Российская Империя в конце XIX - начале XX вв.

Социально-экономическое развитие России на рубеже XIX-XX вв. Капиталистическая эволюция России: проблемы и противоречия. Российская промышленность в конце XIX - начале XX в. Политика капиталистической индустриализации страны. С.Ю.Витте. Возникновение промышленных монополий в России. Иностранный капитал в российской экономике. Экспорт капитала из России. Аграрный строй России на рубеже двух веков, его особенности. Социальная структура российского общества.

Назревание революционного кризиса в России в начале XX в. Рабочее и крестьянское движение. Деятельность революционных организаций. Российская социал-демократия. В.И.Ленин. Образование РСДРП, борьба и раскол в российской социал-демократии II съезд РСДРП и возникновение большевизма. Образование партии социалистов-революционеров, ее программа и тактика. Либеральное движение.

Политика самодержавия накануне революции 1905-1907 гг. Борьба течений в правящих кругах по вопросу о путях предотвращения революции.

Революция 1905-1907 гг. в России. Предпосылки революции. События 9 января 1905 г. и начало революции. Стратегия и тактика различных партий в революции. Булыгинская дума. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября. Советы рабочих депутатов. Образование либеральных политических партий (конституционно-демократическая партия, Союз 17 октября), их программы и деятельность. Консолидация консервативных сил. Союз русского народа.

Московское декабрьское вооруженное восстание.

Государственные преобразования 1906 г. I государственная Дума. П.Д.Столыпин. Развитие революции, революционные выступления в армии и на флоте. Революционный террор. Введение военно-полевых судов. II Государственная Дума. Третьеиюньский переворот. Итоги, особенности и значение русской революции 1905-1907 гг.

Думская монархия. Особенности государственного устройства и политической системы. III Государственная Дума. Программа преобразований П.А.Столыпина. Аграрная реформа, ее основные мероприятия и результаты. Борьба вокруг преобразовательных планов П.А.Столыпина.

Россия накануне Первой мировой войны. IV Государственная Дума. Новый революционный подъем.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX в. Расстановка сил на мировой арене. Формирование военно-политических блоков.

Политика России на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее итоги.

Внешняя политика России в 1905-1914 гг. Сближение России со странами Антанты.

Россия в период Первой мировой войны. Причины Первой мировой войны. Военные действия на восточном фронте в 1914 - начале 1917 гг. Влияние войны на экономику России. Политический кризис летом 1915 г. Деятельность оппозиции. Рост массового революционного движения. Назревание общенационального кризиса. Февральская революция и свержение самодержавии.

ВАРИАНТ 6

Часть 1

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

А5 . Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

А9 . В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А10 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

    наличие системы законодательства

    равноправие и равенство граждан перед законом

    функционирование правоохранительных органов

    наличие суверенитета

А18 . Президент Российской Федерации

А19 . Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства норм права и морали и отличия норм права от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) принимаются государством

3) опираются на представления о добре и зле

2) регулируют жизнь общества

4) устанавливают правила поведения

Черты сходства

Черты отличия

В2 . Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

    расширение круга ядерных держав

    ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

    увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

    истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

    рост числа начальных школ в ряде стран Африки

Ответ: _________________

В3 . Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез

Б) создание художественных образов

2) искусство

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

В4 . Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением одного, относятся к понятию «потребление».

1) ипотечный кредит, 2) расходы семьи, 3) производство благ, 4) стоимость жизни, 5) личные сбережения.

Найдите и выпишите номер термина, выпадающего из этого ряда.

Ответ: ___________________

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же- с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

С6 . Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ключи Вариант 6 .

№ задания

№ задания

№ задания

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Максимальный балл

С2 . Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Названы три вида

Названы два вида

Назван один вид, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Названы четыре фактора

Названы любые два-три фактора

Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку,

Изменение отношения русской знати к иностранцам- европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера

Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует

Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Указана черта, приведен фрагмент текста

Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения. Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное явление, может быть указано, что:

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный процесс, может быть указано, что:

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

Даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно - через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Отношений ... при заключении браков преимущественно внутри обособленной группы... фактора во все сферы жизни общества как на уровне отдельных государств...

ВАРИАНТ 6

Часть 1

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

4) высшее профессиональное образование

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?


А10 . Верны ли следующие суждения о безработице ?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам .

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

4) наличие суверенитета

А18. Какой из признаков характерен для традиционного общества?

1) серийное производство товаров

2) натуральный способ ведения хозяйства

3) преобладание промышленного производства

4) особая ценность информации о новых технологиях производства

А19. Тоталитарное государство характеризуется

1) наличием экономической самостоятельности граждан

2) идеологический плюрализм

3) действием независимых СМИ

4) отсутствием оппозиционных партий и движений

А20. Для федеративной формы государственного устройства характерно(-а)


1) разделение полномочий между центром и субъектами федерации

2) одноуровневая система законодательства

3) возможность изменения территории субъекта односторонним решением центральных органов управления государством

4) возможность свободного выхода субъекта из состава федерации

Часть 2

В1 . В приведенном списке указаны черты сходства государства и политической партии и их отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

В2 . Найдите в приведенном ниже списке проявления глобальных проблем человечества и выпишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) расширение круга ядерных держав

2) ослабление иммунитета людей в пожилом возрасте

3) увеличение задолженности экономически слаборазвитых стран

4) истощение почв под влиянием хозяйственной деятельности людей

5) рост числа начальных школ в ряде стран Африки

Ответ: _________________

В3 . Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ

А) выдвижение и проверка гипотез

Б) создание художественных образов

2) искусство

В) формирование чувства прекрасного

Г) эстетическое наслаждение

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Прочитайте текст. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 и В5.

Социологической службой страны Z был проведен опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Какая из перечисленных проблем нашего общества тревожит Вас больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

B4. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Наибольшая доля опрошенных обеспокоена ростом безработицы.

2) У пятой части опрошенных более всего вызывает тревогу сокращение производства отечественных товаров.

3) Примерно для трети опрошенных главным предметом беспокойства является недоступность качественного образования и медицинских услуг.

4) Примерно одинаковые доли опрошенных обеспокоены как проблемами коррупции и ростом преступности, так и проблемами, связанными с политической жизнью.

5) Опрошенные обеспокоены ростом цен и безработицей в большей мере, чем недоступностью качественного образования и медицинских услуг.

B5. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) За последние годы значительно вырос уровень доходов всех слоёв населения в стране Z.

2) В стране Z население не получает качественные образовательные и медицинские услуги.

3) Правительству страны Z необходимо сосредоточить основные усилия на решении социально-экономических проблем.

4) В стране Z наметилось сокращение уровня преступности.

5) Рост цен и безработица не являются самыми острыми проблемами для большинства населения страны.

Часть 3

Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.

Структура этнического стереотипа поведения - это строго определенная норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой... Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития... Соприкасаясь же - с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа...

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями - свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом...

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

С1 Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).

С2 . Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?

С5

С6 . Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.

Ключи Вариант 6 .

№ задания

№ задания

№ задания

С1 . Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста). Ответ:

Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) развитие и стабильность этноса;

2) нормы отношений внутри этноса;

3) что влияет на развитие этноса.

Возможны иные формулировки, не искажающие сути фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков

Выделены основные смысловые части текста, их названия (пункты плана) соответствуют содержанию. Количество выделенных частей может быть различным

Выделены не все основные части текста, их названия (пункты плана) соответствуют основным идеям выделенных фрагментов, ИЛИ не все выделенные части текста соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия выделенных частей соответствуют их содержанию

Максимальный балл

С2 . Какие три вида норм включает в себя этнический стереотип поведения? Ответ:

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В правильном ответе должны быть названы следующие виды норм:

1) между коллективом и индивидом;

2) индивидов между собой;

3) внутриэтнических групп между собой.

Названы три вида

Названы два вида

Назван один вид, ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе должны быть названы следующие факторы:

1) географическая среда

2) традиции;

3) отношения с соседями;

4) природный закон развития этносов.

Названы четыре фактора

Названы любые два-три фактора

Назван любой один фактор, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

1) ответ на вопрос, например: динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношения людей постоянно меняются;

2) примеры, допустим:

Изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнера по браку,

Изменение отношения русской знати к иностранцам - европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.

Могут быть приведены другие примеры.

Дан ответ на вопрос, корректно приведены два примера

Дан ответ на вопрос, приведен один пример, ИЛИ приведены два примера, ответ на вопрос отсутствует

Дан ответ на вопрос, ИЛИ приведен один пример

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

С5 . Л. Гумилев приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указана черта этнического стереотипа: отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;

2) приведен фрагмент текста: «Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».

Указана черта, приведен фрагмент текста

Указана черта, ИЛИ приведен фрагмент текста

Ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

530 " style="width:397.65pt;border-collapse:collapse;border:none">

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: согласие с той или иной точкой зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это природное явление, может быть указано, что:

Процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;

Как и живой организм, этносы в своем развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;

в случае согласия с тем, что развитие этносов - это социальный процесс, может быть указано, что:

Решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношении, взаимодействие с соседями и др.;

Даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно - через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Выражено мнение учащегося, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведены два аргумента

Выражено мнение учащегося, аргументы не приведены, ИЛИ мнение учащегося не выражено, но понятно из контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный или отсутствует

Максимальный балл

А1 . Какие отношения связаны преимущественно с политической сферой жизни общества?

А2 . Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает

А3 . Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?

А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.

Б. Развитие науки значительно усиливает влияние природы на жизнь общества.

А4 . Что является отличительной чертой науки?

А5 . Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На какой ступени образования находится Анна?

А6 . Верны ли следующие суждения о морали?

А. Нормы морали существуют только в письменной форме.

Б. Нормы морали устанавливаются государством.

А7 . Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?

А9 . В конце 1991 г. доходы федерального бюджета нашей страны составили 145,6 млрд рублей, а расходы - 228,8 млрд рублей. Эти данные непосредственно отражают

А10 . Верны ли следующие суждения о безработице?

А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.

Б. Безработица присуща всем экономическим системам.

А11 . Национальная принадлежность человека является характеристикой его

А12 . Советское общество, как утверждала официальная идеология, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует

А13 . Верны ли следующие суждения о функциях семьи?

А. Основной функцией семьи является производственно-экономическая.

Б. Семья охраняет сферу личной жизни человека.

А14 . Что является высшим представительным органом государственной власти в России?

А15 . Согласно французской Конституции 1791 г. при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей Законодательного собрания. Это пример выборов

А16 . Верны ли следующие суждения о политических партиях?

А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.

Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.

А17 . Что является отличительным признаком правового государства?

    наличие системы законодательства

    равноправие и равенство граждан перед законом

    функционирование правоохранительных органов

    наличие суверенитета

А18 . Президент Российской Федерации

А19 . Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

А20 . Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного референдума. Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в нее изменений и дополнений.


Самое обсуждаемое
Как считать пособие до 1 Как считать пособие до 1
Юрист по каско Помощь юриста по каско Юрист по каско Помощь юриста по каско
Как быстро продать квартиру: советы риэлтора Где выставить квартиру на продажу Как быстро продать квартиру: советы риэлтора Где выставить квартиру на продажу


top